ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Агробизнес» является дополнением к рабочей программе «География» 5 класс.
Актуальность: Каждый выпускник сельской школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем, как минимум, в масштабах личного подсобного хозяйства.
Учащиеся знакомятся с понятиями «бизнес», «агробизнес», «сельское хозяйство», «растениеводство», «животноводство». В 5 классе они подробно изучают раздел «растениеводство», которое продолжает оставаться очень трудоемкой отраслью сельского хозяйства, особенно в Тамбовской области, поэтому одной из важнейших задач является перевод растениеводства на индустриальную основу. В выполнении этих задач большая роль принадлежит агрономам. Сегодня сельское хозяйство возрождается и остро нуждается в специалистах. И поэтому в данное время профессии, связанные с сельским хозяйством, очень востребованы.
Программой предусматривается непрерывное изучение материала в течение одного года с учетом возрастных особенностей и уровня развития обучающихся.
Новизна: Отличительной особенностью данной программы является:
- связь агрономии с экологией;
- связь агрономии с определенной местностью;
Развитие сельского хозяйства в определенной местности;
- воспитание экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина через любовь к труду на земле.
Цель: знание отраслей сельского хозяйства, основ бизнеса в сельском хозяйстве и умение применять их на практике в рамках личного подсобного хозяйства.
Задачи программы:
1. Обучающие:
- изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека;
- умение распознавать культуры по внешнему виду;
- умение ухаживать за растениями, вести наблюдения за
сельскохозяйственными растениями;
- умение применять теоретические знания на практике;
- обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес к растениям, как в естественных, так и в агроэкосистемах;
- разбираться в целесообразности выращивания растений в различной местности;
- развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, наблюдательность.
3. Воспитательные:
- формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу;
- формировать устойчивый интерес к труду;
- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.
Учебный план
№ | Наименование темы | Количество часов | В том числе | Формы аттестации / контроля |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Знакомство с основными понятиями курса. | 1 | 1 | - | Предварительная диагностика |
2 | Агропромышленный комплекс и его развитие. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
3 | Сельское хозяйство как отрасль. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
4 | География сельского хозяйства. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
5 | Сельское хозяйство в России и Тамбовской области. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
6 | Влияние климата на сельское хозяйство. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
7 | Зеленая революция. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
8 | Программа развития сельского хозяйства. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
9 | Земледелие. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
10 | Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
11 | Профессии в растениеводстве. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
12 | Почва. Понятие о почве, её плодородии. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
13 | Удобрения. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
14 | Сорные растения. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
15 | Вредители. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
16 | Болезни растений | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
17 | Злаковые культуры и их выращивание. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
18 | Злаковые культуры и их выращивание. | 1 | - | 1 | Инд.зад. |
19 | Сахарная свекла: выращивание и переработка. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
20 | Кормовые культуры. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
21 | Кукуруза, подсолнечник, и другие не злаковые культуры. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
22 | Кукуруза, подсолнечник, и другие не злаковые культуры. | 1 | - | 1 | Инд.зад. |
23 | Овощные культуры. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
24 | Картофелеводство. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
25 | Картофелеводство. | 1 | - | 1 | |
26 | Экология ведения сельского хозяйства и производства. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
27 | Выращивание фруктов. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
28 | Выращивание ягод. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
29 | Фермерские и личные подсобные хозяйства. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
30 | Тепличные хозяйства. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
31 | В кладовке огородника. Сельскохозяйственный инвентарь. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
32 | Яблониевые сады и Наукоград Мичуринск. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
33 | Цветоводство и лекарственные растения. Растения, занесенные в Красную книгу. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
34 | Роль Тамбовской области в экономике России. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
35 | Уборка урожая сельхоз.культур. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
36 | Лесоводство. | 1 | 1 | - | Краткий опрос. |
Методическое обеспечение программы
Ведущие методы и приёмы:
Методы организации и учебно-познавательной деятельности обучающегося: словесной передачи информации и слухового восприятия, передачи информации с помощью практической деятельности.
Приёмы: беседа, рассказ, инструктаж, работа с книгой, составление плана, конспектирование, анализ, самостоятельная работа учащихся.
Методы стимулирования и мотивации ученика:
1. Эмоциональные методы: поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий.
2. Познавательные методы: выполнение творческих заданий, опытнических и практических работ, наблюдение в природе, экскурсии, участие в массовых мероприятиях, экологических акциях.
3. Волевые методы: предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности.
Методы контроля:
1. Устные: индивидуальный опрос.
2. Письменные: тестирование, кроссворды, самостоятельная работа, опытническая и практическая работа.
Технологии:
- технология развивающегося обучения;
- личностно – ориентированного обучения;
- информационно – коммуникативные.
Организационные формы обучения:
- групповые;
- индивидуальные.
Формы контроля:
1. Психолого-педагогическое наблюдение.
2. Опрос.
3.Тестирование.
Список литературы:
М.М. Оконов, В.А.Паршин, А.Н.Манджиева, С.А.Парсункова Словарь терминов и определений по агрономии, КГУ, 2009.
Е.А.Иванцова, Н.И. Тихонов Болезни зерновых культур, ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2013.
В.Н.Степанов Практикум по основам агрономии, Москва, 1969.
Белов Н.В. 1000 советов огороднику – Мн. «Современный литератор», 2000
Бурова В.В. Теплицы, парники, дачи. Изд 3-е, доп. и перераб.-Ростов Н/Д: Феникс, 2010. ( Библиотека агронома Буровой).
Быковская Н.З. Как сохранить урожай – М.: ООО ТД « Издательство «Мир книги», 2007. (серия Ваш плодородный сад и огород»).
Интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru/
http://window.edu.ru/library?p_rubr=2.1
http://fcior.edu.ru/
http://www.rsr-olymp.ru/
http://edu-top.ru/katalog/
http://school.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
Календарный учебный график
программы внеурочной деятельности «Введение в агробизнес»
Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Сентябрь | 7 | 14.10-14.55 | беседа | 1 | Вводное занятие | МБОУ «Уваровщинская сош»,филиал в п Краснослободский | Начальная диганостика |
Сентябрь | 14 | 14.10-14.55 | Лекция, беседа | 1 | Самая необходимая профессия-моя | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Анкетирование |
Сентябрь | 21 | 14.10-14.55 | Лекция, беседа | 1 | «Во саду ли, в огороде». Календарь огородника. | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Сентябрь | 28 5 | 14.10-14.55 | Практическая работа | 2 | Сеем, веем, собираем. Работа на учебно-опытном участке. | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Октябрь | 12 | 14.30-15.15 14.30-15.15 | Практическая работа | 1 | Подготовка экспонатов к выставке урожая «Юннат». | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Оформление |
Октябрь | 19 | 14.30-15.15 | Игра | 1 | День работника сельского хозяйства. | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Подведение итогов |
Октябрь | 26 | 14.30-15.15 | Игра | 1 | Праздник осени «Капустный день». | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Подведение итогов |
Ноябрь | 9 | 14.30-15.15 | Лекция. беседа | 1 | Полевые культуры. | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Ноябрь | 16 | 14.30-15.15 | Беседа, | 1 | Овощные культуры. | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Ноябрь | 23 30 | 14.30-15.15 | Лекция, беседа, работа с таблицами. | 2 | Почва. Понятие о почве, её плодородии. Структура почвы | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Декабрь | 7 | 14.30-15.15 | Лекция. беседа | 1 | Севообороты. | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Декабрь | 14 21 | 14.30-15.15 | Беседа, практическая работа | 2 | Удобрения Распознавание видов удобрений | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Январь | 11 18 | 14.30-15.15 | Беседа, практическая работа | 2 | Вредители овощных культур, меры борьбы Распознавание вредителей овощных культур по таблице и коллекциям | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Январь Февраль | 25 1 | 14.30-15.15 | Лекция, беседа, практическая работа | 2 | Болезни овощных культур, меры борьбы. Пр. работа «Болезни овощных культур, меры борьбы» | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Февраль | 8 15 | 14.30-15.15 14.30-15.15 | Беседа, практическая работа | 2 | Сорные растения Сорные растения. Работа по определителям | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Февраль | 20 | 14.30-15.15 | Беседа Инструктаж | 1 | В кладовке огородника. Сельскохозяйственный инвентарь | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Февраль | 29 | 14.30-15.15 | Беседа | 1 | Сооружение защитного грунта. | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Март | 14 | 14.30-15.15 | Практическая работа | 2 | Подготовка и посев семян овощных культур. | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | |
Март Апрель Май | 284.11 18 25 16 | 14.30-15.15 | Беседа, практическая работа | 6 | Опытническая работа. Схема опыта Выбор темы опыта. Подбор теоретического материала Постановка опыта Оформление журнала наблюдений | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Май | 23 | 14.30-15.15 | Беседа, практическая работа | 3 | Общие приемы ухода за овощными культурами. Прополка опытных и контрольных делянок. Полив опытных и контрольных делянок. | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Краткий устный опрос |
Май | 30 | 14.30-15.15 | Тестирование | 1 | Итоговое занятие. | МБОУ «Уваровщинская сош», филиал в п Краснослободский | Тест |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |