СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8-9 класс к УМК: Химии 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г./Фельдман. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2022 – 207 с.: ил.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8-9 класс к УМК: Химии 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г./Фельдман. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2022 – 207 с.: ил.»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 90 имени Героя Советского Союза К.А. Мерецкова» городского округа Самара


РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла

___________

( подпись)

от 26.08.2022г.

протокол № 1

ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора по УВР

___________Л.И.Осокина

( подпись)

30.08. 2022г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор


___________Е.А.Негрей

31.08. 2022г.

Приложение № 2 к ООП ООО





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

8-9 классы

Программа составлена на основе программ Химия. Предметная линия учебников химии 8-9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2022. – 207 с.: ил.


к УМК:

Химии 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2022. – 207 с.: ил.

Химии 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2022. – 220 с.: ил.


Составил учитель: Гришанова Ю.А.










Самара 2022г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 в ред. от 31.12.2015г) на основе авторской программы основного общего образования по химии 8-9 классы под редакцией Г.Е. Рудзитис, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школы № 90 имени Героя Советского Союза маршала К.А. Мерецкова» г.о. Самара, учебного плана МБОУ Школы № 90 г.о. Самара.

Рабочая программа по химии составлена на уровень основного общего образования (8-9 классы) для классов, в которых, наряду с нормотипичными детьми, обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для этой группы детей характерны особые образовательные потребности, специфика которых учитывается при определении видов деятельности в КТП.

Планируемые результаты освоения химии в объеме содержания, обязательный для освоения обучающихся с ОВЗ, в тексте рабочей программы и приложениях к ней выделены курсивом. Остальной материал дети с ОВЗ осваивают обзорно, а время, отведенное на его закрепление, используется для отработки базовых умений и текущего повторения. Таким образом, данная рабочая программа является адаптированной.

УМК: Предметная линия учебников под ред. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. 8-9класс.

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс. М.: Просвещение, 2022г

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс. М.: Просвещение, 2022г.

Уровень изучения предмета - базовый. Срок реализации программы 2 года. Общее количество времени на два года обучения составляет не менее 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа.

Согласно учебному плану МБОУ «Школы № 90 имени Героя Советского Союза маршала К.А. Мерецкова» г.о. Самара, изучение предмета «Химия» предполагает в 8-9 классах в количестве: в 9 классах- 2 часа в неделю, в 8 классах - 2 часа в неделю.

Назначение предмета «Химия» в основной школе призвано создать условия для подготовки выпускников к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Выпускник основной школы должен научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Курс призван помогать предпрофессиональному самоопределению.

Содержание общего образования по химии представляет собой изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,

химической символике;

формирование у выпускников химической картины мира как органической части его целостной естественно-научной картины;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклад в современный научно-технический прогресс;

формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и тд.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;

воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;

проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;

овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми и коммуникативными);

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

        • формирование знаний основ науки- важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;

  • развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;

  • развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

  • формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.







Планируемые результаты освоения учебного предмета 8 класс


По завершению курса химии на этапе основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:


  1. Личностные результаты:

  1. осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;

  2. формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;

  3. формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;

  4. овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;

  6. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.


  1. Метапредметные результаты:

  1. определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;

  2. планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;

  3. соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;

  4. определение источников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;

  5. использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;

  6. умение создают, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  8. генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.


  1. Предметные результаты:


Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений и составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объём или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

  • распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;


Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливают причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.


Планируемые результаты освоения учебного предмета 9 класс


По завершению курса химии на этане основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:


  1. Личностные результаты:

  1. осознание своей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;

  2. формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;

  3. формирование целостной естественно-научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;

  4. овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе и химическим;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;

  1. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.


  1. Метапредметные результаты:

  1. определение целей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;

  2. планирование путей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;

  3. соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;

  4. определение источников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;

  5. использование основных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно-научного содержания;

  6. умение создают, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  8. генерирование идей и определение средств, необходимых для их реализации.


  1. Предметные результаты:


Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объём или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

  • получать, собирать кислород и водород;

  • распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д. И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева;

  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • приводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

  • классифицировать химические реакции по различным признакам;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

  • распознавать опытным путём газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.


Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливают причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создают модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.












Формирование функциональной грамотности у детей 8-9 классов

по предмету химия


Целеполагание. Программа курса составлена на основе требований к современным стандартам образования для 9 классов общеобразовательных школ. Она ориентирована на развитие функциональной грамотности учащихся, применение теоретических и практических знаний и умений в быту.

За время обучения в школе учащиеся должны овладеть не только навыками решения задач и теоретическими знаниями по предмету. Уровень знаний учеников должен позволить им решать различные жизненные задачи в разных ситуациях, используя при этом прикладные знания, социализируя их личность.

Развитие функциональной грамотности позволит учащимся ставить перед собой цели и задачи, менять их в зависимости от изменения окружающего мира, применять химическую грамотность в любой сфере жизнедеятельности.

Эти знания пригодятся на протяжении всей жизни. В современных условиях развития технологий необходимо умение читать инструкции по составу и использованию чистящих и моющих средств, приготовлении пищи, применению лекарственных препаратов и тд.


Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:

1. Умение применять знания по химии:

а) для определения состава моющих средств, продуктов питания, лекарственных препаратов

б) сохранения личного здоровья и безопасности жизнедеятельности;

в) определения ядохимикатов;

г) применения удобрений;

д) определение концентрации растворов;

е) переход от одного способа выражения концентрации растворов к другому;

ж) массовой доли компонентов смеси;

з) энтальпии и энтропии веществ.

2. Разрабатывать и защищать авторские проекты по экологической и прикладной химии

3. Владеть химической терминологией.

4. Умение пользоваться графиками и справочниками по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

5. Умение проводить качественные реакции в неорганической химии, задачи на идентификацию веществ.

Вид функциональной грамотности, подлежащей освоению, - химическая грамотность, предмет химия, обеспечивающий ее формирование.

В образовательном стандарте по химии соотнесла содержание с требованиями учебной программы, определив, что учащиеся должны знать и уметь.

Соотнесла вид функциональной грамотности – химическая грамотность, со сферами минимального поля функциональной грамотности.

Сферы минимального поля:

«Человек -я-сам и его дом»

ОО

«Природа»

О1

«Город»

О3

«Книга»

О5

«Прибор, модель. (Работа по алгоритму)

О6

Содержание функциональной грамотности

Сферы минимального поля

Специальные предметные умения и навыки

Информационные

Интеллектуальные

Организационные

Коммуникативные

Химическая грамотность

ОО

Уметь выполнять химические опыты, пользоваться хим. посудой, соблюдать правила тех. безопасности, готовить раствор с определенной массовой долей растворенного вещества, молярную массу, вычислять массу веществ, уметь использовать реакции соединения, замещения, нейтрализации.

Выделять главное, работать с текстом

Анализ, сравнение, обобщение классификации

Целеполагание самоанализ, взаимоконтроль

Вести беседу, объяснять

 

О-2

Знать законы сохранения массы веществ, о круговороте хим. элементов в природе, уметь записывать формулы кл. неорганических соединений, о скорости хим. реакций, знать о свойствах воды, воздуха, уметь распознавать галогены, металлы, кислород, кл. неорганических соединений.

Выделять главное, работать со справочн. литератур.

Сравнение, рефлексия, анализ, синтез

Планирование

Рефлексия

Ставить вопросы

 

О-3

Уметь по формуле определять кл. неорганических соединений, его свойства, читать формулы, уметь писать ее, давать характеристику его свойствам, писать уравнения реакций

Выделять главное, работать с текстом

Анализ, синтез, классификации сравнение

Работа в определенном темпе, взаимоконтроль

Вести беседу, объяснять, ставить вопросы

 

О-5

уметь читать диаграммы, схемы уравнения реакций

Работать с учебником, текстом, документом

Анализ, обобщение прогнозирование

Планирование работа в определенном темпе

Осуществление самоконтроля



Содержание учебного предмета

8 класс

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Раздел 2. Кислород. Горение

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Раздел 3. Водород

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Раздел 4. Вода. Растворы

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Раздел 5. Количественные отношения в химии

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Раздел 6. Важнейшие классы неорганических соединений

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Раздел 7. Периодический закон и строение атома

Периодический закон и строение атома. Классификация и номенклатура химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Строение атома. Распределение электронов по энергетическим уровням. Значение периодического закона.

Раздел 8. Строение вещества. Химическая связь

Строение вещества. Химическая связь. Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи. Степень окисления.


Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Анализ воды. Синтез воды.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.

Ознакомление с образцами оксидов.

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практические работы. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

Очистка загрязнённой поваренной соли.

Получение и свойства кислорода

Получение водорода и изучение его свойств.

Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.

Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.



9 класс

Раздел 1. Многообразие химических реакций.

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Понятие о гидролизе солей.

Демонстрации:

Примеры экзо- и эндотермических реакций.

Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой.

Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах.

Горение угля в концентрированной азотной кислоте.

Горение серы в расплавленной селитре.

Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.

Движение ионов в электрическом поле.

Практические работы:

Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»

Лабораторные опыты:

Реакции обмена между растворами электролитов

Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций.

Раздел 2. Многообразие веществ.

Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Кислород и сера. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

Азот и фосфор. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

Углерод и кремний. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.

Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов. Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов. Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественные реакции на ионы.

Демонстрации:

  • Физические свойства галогенов.

  • Получение хлороводорода и растворение его в воде.

  • Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.

  • Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов

  • Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов

  • Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Практические работы:

  • Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

  • Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

  • Получение аммиака и изучение его свойств. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

  • Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Лабораторные опыты:

  • Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений.

  • Качественные реакции сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе.

  • Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями.

  • Взаимодействие солей аммония со щелочами.

  • Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

  • Качественная реакция на углекислый газ.

  • Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+

Расчетные задачи:

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.



Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ.

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан – простейшие представители предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Демонстрации:

Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Получение этилена.

Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.

Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.









































Тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Количество часов

По программе основного общего образования по химии. 8-9 классы. Авторы

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

По настоящей рабочей программе


8 класс



1

Глава 1. Первоначальные химические понятия

21

24

2

Глава 2. Кислород. Горение

6

7

3

Глава 3. Водород

3

3

4

Глава 4. Вода. Растворы

5

5

5

Глава 5. Количественные отношения в химии

4

7

6

Глава 6. Важнейшие классы неорганических соединений

9

11

7

Глава 7. Периодический закон и строение атома

6

7

8

Глава 8. Строение вещества. Химическая связь

3

4


Резерв

11

0


Итого

68

68


9 класс



1

Глава 1. Классификация химических реакций

5

6

2

Глава 2. Химические реакции в водных растворах

6

8

3

Глава 3. Галогены

5

5

4

Глава 4. Кислород и сера

6

7

5

Глава 5. Азот и фосфор

8

10

6

Глава 6. Углерод и кремний

8

10

7

Глава 7. Металлы

12

14

8

Глава 8. Краткий обзор важнейших органических соединений

8

8


Резерв

10

0


Итого

68

68


Итого за 8-9 класс

136

136







Тематическое планирование

п/п

Наименование тем, число часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

  1. класс

1

Глава 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (24 ч.):

  • Предмет химии

  • Методы познания в химии

  • Чистые вещества и смеси

  • Очистка веществ

  • Физические и химические явления

  • Химические реакции

  • Первоначальные химические понятия.

  • Атомы, молекулы

  • Простые и сложные вещества.

  • Химический элемент.

  • Металлы и неметаллы.

  • Знаки химических элементов.

  • Закон постоянства состава веществ.

  • Химические формулы

  • Массовая доля.

  • Химического элемента в соединении.

  • Валентность химических элементов

  • Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

  • Атомно-молекулярное учение

  • Классификация химических реакций: соединения, разложения, замещения

  • Простейшие расчёты по химическим формулам

Использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический элемент», «химический знак или символ», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ», «химические явления», «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента».

Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Учиться проводить химический эксперимент. Соблюдать правила техники безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Знакомиться с лабораторным оборудованием. Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально. Различать понятия «чистое вещество» и «смесь веществ». Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания. Различать физические и химические явления. Определять признаки химических реакций. Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических реакций.

Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «ион», «элементарные частицы». Различать понятия «вещества молекулярного строения» и «вещества немолекулярного строения». Формулировать определение понятия «кристаллические решётки». Объяснять зависимость свойств вещества от типа его кристаллической решётки. Определять относительную атомную массу элементов и валентность элементов в бинарных соединениях. Определять состав простейших соединений по их химическим формулам.

Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности элементов. Изображать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений. Различать понятия «индекс» и «коэффициент»; «схема химической реакции» и «уравнение химической реакции». Рассчитывать относительную молекулярную массу по формулам веществ. Рассчитывать массовую долю химического элемента в соединении. Устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям элементов. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме.

2

Глава 2. Кислород. Горение (6 ч.):

  • Кислород

  • Воздух и его состав

Описывать состав и строение атомов элементов с номерами 1-20; положение элементов-металлов и неметаллов в Периодической системе.

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Распознавать опытным путём кислород. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Составлять формулы оксидов по известной валентности элементов. Записывать простейшие уравнения химических реакций. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме.

3

Глава 3. Водород (3ч):

  • Водород

Классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы.

Самостоятельно изучать свойства простых веществ при соблюдении правил техники безопасности и оформлять отчеты, включающие описание наблюдения, результаты и выводы.

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Распознавать опытным путём водород. Соблюдать правила техники безопасности. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Записывать простейшие уравнения химических реакций. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме.

4

Глава 4. Вода. Растворы (5ч.):

  • Вода. Растворы

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Записывать простейшие уравнения химических реакций. Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, массу растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации. Готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества.

5

Глава 5. Количественные отношения в химии (7ч.):

  • Количественные отношения в химии

  • Количество вещества.

  • Моль

  • Молярная масса и молярный объём

  • Простейшие расчёты по химическим уравнениям

Использовать при характеристике понятия: «дистилляция», «кристаллизация», «выпаривание», «возгонка», «отстаивание», «химическая реакция», «химическое уравнение», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена».

Использовать внутри- и межпредметные связи. Рассчитывать молярную массу вещества, относительную плотность газов. Вычислять по химическим формулам и химическим уравнениям массу, количество вещества, молярный объём по известной массе, молярному объёму, количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. Вычислять объёмные отношения газов при химических реакциях. Использовать примеры решения типовых задач, задачники с приведёнными в них алгоритмами решения задач.

6

Глава 6. Важнейшие классы неорганических соединений (10ч.):

  • Основные классы неорганических соединений

  • Оксиды

  • Основания

  • Свойства оснований.

  • Амфотерность

  • Свойства кислот

  • Кислотно-основные

индикаторы: фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус

  • Соли

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей. Характеризовать состав и свойства веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений. Записывать простейшие уравнения химических реакций.

7

Глава 7. Периодический закон и строение атома (7ч.):

  • Первоначальные представления о естественных семействах химических элементов

  • Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

  • Строение атома. Состав атомных ядер

  • Электронная оболочка атома

  • Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов

Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам, химические элементы разных групп. Устанавливать внутри- и межпредметные связи. Формулировать периодический закон Д. И. Менделеева и раскрывать его смысл. Характеризовать структуру периодической таблицы. Различать периоды, А- и Б-группы. Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и А-групп. Формулировать определения понятий «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотопы», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой» («энергетический уровень»). Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов, используя периодическую таблицу. Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы элементов. Характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

8

Глава 8. Строение вещества. Химическая связь (4ч.):

  • Химическая связь

  • Виды химической связи

  • Степень окисления элементов

Формулировать определения понятий «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «степень окисления», «электроотрицательность».

Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы. Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы веществ по степени окисления элементов. Устанавливать внутри- и межпредметные связи. Составлять сравнительные и обобщающие таблицы, схемы.


Итого 68 ч (2ч резерв)



9 класс

1

Глава 1. Классификация химических реакций (6ч.):

  • Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

  • Окислительно-восстановительные реакции.

  • Тепловые эффекты химических реакций.

  • Скорость химических реакций.

  • Практическая работа 1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость.

  • Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Использовать при характеристике веществ понятия: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «каталитические и некаталитические реакции», «гомогенные и гетерогенные реакции», «скорость химических реакций», «катализаторы».

Классифицировать химические реакции.

Приводить примеры реакции каждого типа.

Распознавать окислительно- восстановительные реакции.

Определять окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции.

Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции.

Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Составлять термохимические уравнения реакций.

Вычислять тепловой эффект реакции по ее термохимическому уравнению.

2

Глава2. Химические реакции в водных растворах (8ч.):

  • Сущность процесса электролитической диссоциации.

  • Диссоциация кислот, оснований, солей.

  • Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

  • Реакции ионного обмена и условия их протекания.

  • Гидролиз солей.

  • Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

  • Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований, солей как электролитов».

  • Контрольная работа по темам 1 и 2.

Обобщать знания о растворах

Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах

Формулировать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация».

Конкретизировать понятие «ион».

Обобщать понятие «катион», «анион».

Исследовать свойства растворов электролитов.

Описывать свойства веществ.

Соблюдать правила техники безопасности. Характеризовать условия течения реакций в растворах.

Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

Проводить групповые наблюдения во время опытов.

Обсуждать результаты.

Объяснять сущность реакций ионного обмена.

Распознавать реакции ионного обмена.

Составлять ионные уравнения реакций.

Составлять сокращенные ионные уравнения реакций.


3

Глава 3. Галогены (5ч.):

  • Характеристика галогенов.

  • Хлор.

  • Хлороводород: получение и свойства.

  • Соляная кислота и ее соли.

  • Практическая работа №3:«Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»










Характеризовать галогены на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств галогенов с увеличением атомного номера.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности. Распознавать опытным путем соляной кислоты и ее соли, бромиды, иодиды.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе.


4

Глава 4. Кислород и сера (7ч.):

  • Характеристика кислорода и серы.

  • Свойства и применение серы.

  • Сероводород. Сульфиды.

  • Оксид серы (IV). Сернистая кислота.

  • Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.

  • Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

  • Решение расчетных задач.

Характеризовать элементы IV А группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева. И особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств IV А группы по периоду и в А группах.

Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлении, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты.

Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.



Распознавать опытным путем растворов кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасности обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять по химическим уравнениям массу, объем, и количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей. Готовить компьютерные презентации по теме.

5

Глава 5. Азот и фосфор (10ч.):

  • Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота.

  • Аммиак.

  • Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств.

  • Соли аммония.

  • Азотная кислота.

  • Соли азотной кислоты.

  • Фосфор.

  • Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли.

Характеризовать элементы V А группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств VА- группы по периоду и в А группах.

Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлении, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Устанавливать принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты.

Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере фосфорной кислоты.

Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.

Распознавать опытным путем аммиака, растворы кислот, нитрат- и фосфат- ионы, ион аммония.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасности обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять массовую долю вещества в растворе.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме.

6

Глава 6. Углерод и кремний (10ч.):

  • Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода.

  • Химические свойства углерода. Адсорбция.

  • Оксид углерода (II) - угарный газ.

  • Оксид углерода (IV) - углекислый газ.

  • Угольная кислота и ее соли. Круговорот в природе.

  • Практическая работа 6. Получение оксида углерода (IV) изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

  • Кремний. Оксид кремния(IV).

  • Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.

  • Контрольная работа по теме «Неметаллы».

Характеризовать элементы IV А группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева. И особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств IV А группы по периоду и в А группах.

Характеризовать аллотропию углерода как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности.

Оказывать первую помощь

Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений.

Сопоставлять свойства оксидов углерода и кремния

Записывать уравнения реакций

Распознавать опытным путем углекислого газа, карбонат - ионы.

Использовать приобретенные знания и умения в практике. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема, или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Готовить компьютерные презентации.

7

Глава 7. Металлы (14ч.):

  • Характеристика металлов.

  • Нахождение в природе и общие способы получения.

  • Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

  • Сплавы.

  • Щелочные металлы.

  • Магний. Щелочноземельные металлы.

  • Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды.

  • Алюминий.

  • Важнейшие соединения алюминия.

  • Железо.

  • Соединения железа.

  • Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

  • Контрольная работа по теме «Металлы»

Характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и в А-группах. Исследовать свойства изучаемых веществ. Объяснять зависимость физических свойств металлов от вида химической связи между их атомами. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и железа (III).

Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде.

Сравнивать отношение гидроксидов натрия и алюминия к растворам кислот и щелочей.

Распознавать опытным путем гидроксида – ионы Fe (II)и (III)

Соблюдать технику безопасности, правильно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде.

Осуществлять реакции, подтверждающие генетическую связь между неорганическими соединениями.

Обобщать знания и делать выводы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Использовать приобретенные знания и умения в практике. Вычислять по химическим уравнениям массы, объема, или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации.

8

Глава 8. Краткий обзор важнейших органических соединений (8ч.):

  • Органическая химия. Предельные (насыщенные) углеводороды.

  • Непредельные (ненасыщенные) углеводороды.

  • Полимеры.

  • Производные углеводородов. Спирты.

  • Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

  • Углеводы.

  • Аминокислоты. Белки.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов.

Определять принадлежность вещества к определенному классу органических соединений.

Записывать уравнения реакций замещения и присоединения с участием органических веществ.

Наблюдать демонстрируемые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации.


Итого 68 ч





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!