Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гусиноозёрская гимназия»
Одобрена на заседании кафедры МБОУ «Гусиноозёрская гимназия» Протокол № от «__»_______ 2018 г. руководитель кафедры _______ (подпись, расшифровка) | Принята на заседании НМС МБОУ «Гусиноозёрская гимназия» Протокол № от «__» __________ 2018 г. заместитель директора по НМР_________ (подпись, расшифровка) | Утверждаю приказ № ____ от «____» ________ 2018 г. Директор _________Л.М. Цыдыпова
М.П. |
Рабочая программа
по ____Географии материков и океанов_____
(учебный предмет)
для ___6____классов, группы ___________
______2018 -2019 учебный год__________
(срок реализации)
Разработчик программы:
_________Ринчинова Марина Геннадьевна__________
(Ф.И.О. учителя)
_________ высшая квалификационная категория_________
(квалификационная категория)
г. Гусиноозерск
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014, с изменениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов»;
Данная программа составлена на основе рабочей программы основного общего образования по географии 5-9 классы (И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина, В.И.Сиротин) классической линии учебников, М., Дрофа, 2017 г.
Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. На данный курс отводится 68 часов по 2 часа в неделю, в том числе 22 практические работы, контрольные работы.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Главная цель курса «География Земли» – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний общеземлеведческого и страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Основные задачи курса:
– расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использования их населением;
усилить гуманизацию, гуманитаризацию и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;
– способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры;
на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде;
продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учащихся должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
пояснительную записку;
планируемые предметные результаты освоения предмета «География»;
содержание предмета «География» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы;
перечень учебно-методического обеспечения.
Планируемые результаты изучения предмета «География»
В результате изучения предмета «География материков и океанов» в 7 классе ученик научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
В результате изучения предмета «География» в 7 классе ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Результаты освоения курса «География материков и океанов. 7 класс»
Личностные результаты изучения предмета:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию, осознанному выбору жизненных целей и смыслов с учетом областей познавательного интереса;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
приобретение опыта участия в социально значимой деятельности;
развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
формирование ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; овладение здоровьесберегающими технологиями в учебной деятельности;
развитие потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельно выбранных направлений образования вне школьной программы;
формирование экологического мышления; умение оценивать свою деятельность и поступки окружающих с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметные результаты изучения предмета:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые учебные задачи;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
работать в соответствии с предложенным или составленным планом;
соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности по достижению результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности, работать в группе;
адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников;
участвовать в дискуссии, свободно высказывать суждения по обсуждаемой проблеме, подтверждая их фактами;
определять понятия, выделять их наиболее существенные признаки; обобщать, сравнивать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами, создавать тексты разных типов;
решать проблемные задачи.
Предметные результаты изучения курса:
объяснять значение ключевых понятий курса;
называть и объяснять географические закономерности природных и социальных процессов, выявлять основные особенности хозяйственной деятельности населения различных стран и регионов;
называть и показывать основные географические объекты;
работать с основными источниками географической информации (географическими картами, схемами, картосхемами и т.д.);
работать с контурной картой;
осуществлять описание отдельных географических объектов;
составлять комплексную характеристику стран и территорий;
приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы и социальных явлений;
уметь анализировать и оценивать последствия воздействия человека на природу;
знать и осуществлять на практике меры по охране природы.
Современные образовательные технологии, способствующие достижению планируемых результатов:
Технологии личностно-ориентированного обучения:
Технологии развивающего обучения:
Коммуникативно-диалоговой деятельности;
Проектной и исследовательской деятельности;
Составления логических опорных конспектов;
Информационно-коммуникационные;
Проблемного обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Формы организации познавательной деятельности с учащимися (ФОПД):
индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки:
работа по карточкам;
работа у доски;
заполнение таблиц;
работа с контурными картами;
работа с учебником;
написание докладов и рефератов;
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе, представленных в электронном виде), тематическими картами;
фронтальная работа:
беседа;
обсуждение;
сравнение;
географический диктант;
групповая форма:
деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно. количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (от трех до шести человек). При этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
Содержание учебного предмета
7 класс
Введение (3 часа)
Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны». Как люди открывали мир. Методы географических исследований и источники географической информации.
ПР. Работать с различными источниками информации; систематизировать полученную информацию; выделять главное; сравнивать различные элементы; классифицировать объекты по разным признакам; осуществлять элементарные научные исследования.
РР. Самостоятельно определять цели и задачи урока; на определенном этапе урока работать по предложенному алгоритму; самостоятельно планировать свою деятельность; определять цель работы и ставить задачи самостоятельно или в группе; работать по предложенному плану (алгоритму).
КР. Слушать и слышать учителя и одноклассников; участвовать в дискуссии по поставленной проблеме; активно вступать в диалог; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Главные особенности природы Земли (9 часов)
Литосфера и рельеф Земли (2 часа)
Литосфера. Рельеф.
ПР. Самостоятельно анализировать картографическую информацию; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать ее.
РР. Определять цель урока, ставить задачи; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; осуществлять рефлексию своей деятельности.
КР. Участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; строить речевые высказывания в устной форме, аргументируя свою точку зрения.
Атмосфера и климаты Земли (2 часа)
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические пояса.
ПР. Сравнивать и делать выводы на основе сравнения; письменно формулировать сделанные выводы; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; устанавливать соответствия между объектами и их характеристиками; работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования.
РР. Соотносить результат своей деятельности с целью урока и оценивать его; осуществлять рефлексию своей деятельности.
КР. Участвовать в коллективном обсуждении; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Гидросфера (2 часа)
Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
ПР. Работать с различными источниками информации; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; работать с текстами разного уровня сложности; воспроизводить информацию по памяти; письменно формулировать сделанные выводы.
РР. Определять цель урока, ставить задачи; самостоятельно корректировать задачи и деятельность по ходу урока; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; осуществлять рефлексию своей деятельности.
КР. Работать в группах; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками в рамках учебно-игровой деятельности; слушать и активно вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Географическая оболочка (3 часа)
Свойства и особенности строения географической оболочки. Природные комплексы суши и океана. Природная зональность.
ПР. Выделять объекты и процессы с точки зрения соотношения «часть – целое»; давать комплексные характеристики объектам разного уровня; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы о закономерностях; осуществлять учебное проектирование ПТК с заданными свойствами; работать с различными источниками информации; сравнивать различные элементы содержания; делать выводы; формировать целостное восприятие природной среды.
РР. Выполнять задания по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать выполнение задания, вносить коррективы; выполнять цель урока, ставить задачи.
КР. Выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; работать в группах; организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении.
Население Земли (3 часа)
Численность населения и размещение людей на Земле. Народы и религии мира. Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население.
ПР. Работать с различными источниками информации; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; осуществлять элементарное научное исследование; выделять главное; структурировать учебный материал; сравнивать и делать выводы на основе сравнения.
РР. Определять цель урока; ставить задачи; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; выполнять задания по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать результаты, вносить коррективы, исправлять ошибки; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; самостоятельно оценивать качество выполнение задания.
КР. Слушать и активно вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в рамках учебно-игровой деятельности.
Материки и океаны (48 часов)
Океаны (3 часа)
Северный Ледовитый океан. Тихий и Индийский океаны. Атлантический океан.
ПР. Искать и отбирать информацию, используя различные источники знаний; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; работать с текстом и нетекстовыми компонентами.
РР. Самостоятельно определять цели и задачи на каждом этапе урока; соотносить результаты своей деятельности с планируемыми результатами, при необходимости вносить коррективы в соответствии с меняющейся ситуацией; выполнять задания по предложенному плану; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; соотносить результаты своей деятельности с планируемыми результатами, при необходимости вносить коррективы в соответствии с меняющейся ситуацией.
КР. Работать в группах; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; осознанно использовать вербальные средства для выражения своих мыслей; организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, работать в группах; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Африка (11 часов)
Географическое положение. История исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Население. Страны Северной Африки. Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. Южно-Африканская республика.
ПР. Работать с различными источниками информации; выделять главное; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; различать элементы содержания; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; делать выводы о закономерностях; давать комплексную характеристику объекта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить логические рассуждения; работать с тестами различного уровня сложности; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; устанавливать соответствия между географическими объектами и функциями, которые они выполняют; строить логические рассуждения.
РР. Планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; самостоятельно определять цель урока, ставить задачи; на определенном этапе работы действовать по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать качество своей деятельности; осуществлять осознанный отбор информации при подготовке творческих работ; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; владеть навыками самоконтроля; при принятии решения опираться на полученные ранее знания; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
КР. Выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками в рамках учебно-игровой деятельности; работать в составе творческих групп, активно взаимодействовать со сверстниками; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.
Австралия и Океания (4 часа)
Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира. Австралийский Союз. Океания. Природа, население и страны.
ПР. Работать с различными источниками информации; выделять главное; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; различать элементы содержания; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; делать выводы о закономерностях; давать комплексную характеристику объекта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить логические рассуждения; работать с тестами различного уровня сложности; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; устанавливать соответствия между географическими объектами и функциями, которые они выполняют; строить логические рассуждения.
РР. Планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; самостоятельно определять цель урока, ставить задачи; на определенном этапе работы действовать по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать качество своей деятельности; осуществлять осознанный отбор информации при подготовке творческих работ; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; владеть навыками самоконтроля; при принятии решения опираться на полученные ранее знания; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
КР. Выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками в рамках учебно-игровой деятельности; работать в составе творческих групп, активно взаимодействовать со сверстниками; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.
Южная Америка (7 часов)
Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население. Страны востока материка. Бразилия. Страны Анд. Перу.
ПР. Работать с различными источниками информации; выделять главное; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; различать элементы содержания; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; делать выводы о закономерностях; давать комплексную характеристику объекта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить логические рассуждения; работать с тестами различного уровня сложности; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; устанавливать соответствия между географическими объектами и функциями, которые они выполняют; строить логические рассуждения.
РР. Планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; самостоятельно определять цель урока, ставить задачи; на определенном этапе работы действовать по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать качество своей деятельности; осуществлять осознанный отбор информации при подготовке творческих работ; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; владеть навыками самоконтроля; при принятии решения опираться на полученные ранее знания; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
КР. Выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками в рамках учебно-игровой деятельности; работать в составе творческих групп, активно взаимодействовать со сверстниками; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.
Антарктида (1 час)
Географическое положение. Открытие и исследование. Природа.
ПР. Устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать соответствия между объектами и их характеристиками; строить логические рассуждения.
РР. Выполнять задания по предложенному плану; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
КР. Работать в группах; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Северная Америка (8 часов)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население. Канада. Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. Мексика.
ПР. Работать с различными источниками информации; выделять главное; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; различать элементы содержания; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; делать выводы о закономерностях; давать комплексную характеристику объекта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить логические рассуждения; работать с тестами различного уровня сложности; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; устанавливать соответствия между географическими объектами и функциями, которые они выполняют; строить логические рассуждения.
РР. Планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; самостоятельно определять цель урока, ставить задачи; на определенном этапе работы действовать по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать качество своей деятельности; осуществлять осознанный отбор информации при подготовке творческих работ; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; владеть навыками самоконтроля; при принятии решения опираться на полученные ранее знания; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
КР. Выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками в рамках учебно-игровой деятельности; работать в составе творческих групп, активно взаимодействовать со сверстниками; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.
Евразия (16 часов)
Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности рельефа и его развитие. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Народы и страны Евразии. Страны Северной Европы. Страны Западной Европы. Великобритания. Франция. Германия. Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы. Италия. Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Китай. Япония. Страны Южной Азии. Индия. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.
ПР. Работать с различными источниками информации; выделять главное; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; различать элементы содержания; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; делать выводы о закономерностях; давать комплексную характеристику объекта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить логические рассуждения; работать с тестами различного уровня сложности; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; устанавливать соответствия между географическими объектами и функциями, которые они выполняют; строить логические рассуждения.
РР. Планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; самостоятельно определять цель урока, ставить задачи; на определенном этапе работы действовать по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать качество своей деятельности; осуществлять осознанный отбор информации при подготовке творческих работ; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; владеть навыками самоконтроля; при принятии решения опираться на полученные ранее знания; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
КР. Выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками в рамках учебно-игровой деятельности; работать в составе творческих групп, активно взаимодействовать со сверстниками; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.
Географическая оболочка – наш дом (3 часа)
Закономерности географической оболочки. Взаимодействие природы и общества.
ПР. Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, атласах; отличать главное от второстепенного; давать характеристику объектам, устанавливать их функции; работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; проводить сравнения объектов по заданным критериям.
РР. Выполнять задания по предложенному плану; оценивать получившийся результат; определять задачи, позволяющие достичь поставленных целей.
КР. Участвовать в дискуссии, свободно высказывать суждения по интересующей проблеме, аргументируя их фактами; сравнивать разные точки зрения, аргументировать, выстраивать свою позицию; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока в разделе | наименование разделов и тем | планируемые результаты по видам учебной деятельности | плановые сроки прохождения | скорректированные сроки |
Введение (3 час, 2 часа в неделю по учебному плану) |
1 | 1 | Что изучают в курсе «Географии материков и океанов» | Формирование познавательного интереса к изучению географии; ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию, осознанному выбору жизненных целей и смыслов с учетом областей познавательного интереса | 01.09 | |
2 | 2 | Как люди открывали мир. Пр. работа №1 Исследование эпохи Великих географических открытий | Формирование познавательного интереса к изучению географии; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | 05.09 | |
3 | 3 | Методы географических исследований и источники географической информации. Пр. работа № 2 Группировка карт атласа по разным признакам | Формирование познавательного интереса к изучению географии; приобретение опыта участия в социально значимой деятельности. | 08.09 | |
Главные особенности природы Земли (9 часов) |
Литосфера и рельеф Земли (2 часа) |
4 | 1 | Происхождение материков и океанов. | Формирование познавательного интереса к изучению географии; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности | 12.09 | |
5 | 2 | Рельеф Земли | Формирование познавательного интереса к изучению географии; понимание необходимости использования научных методов при проведении исследования; формирование эстетического восприятия объектов природы | 15.09 | |
Атмосфера и климаты Земли (2 часа) |
6 | 1 | Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы Пр. работа №3 Работа с климатическими картами атласа | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию, осознанному выбору жизненных целей и смыслов с учетом областей познавательного интереса; формирование способности осознавать истинные причины успехов и неудач в деятельности, понимания необходимости повторения для закрепления усилий | 19.09 | |
7 | 2 | Климатические пояса Земли | Формирование познавательного интереса к изучению географии; умения применять полученные знания в практической деятельности | 22.09 | |
Гидросфера (2 часа) |
8 | 1 | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений | Формирование познавательного интереса к изучению географии; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-игровой деятельности; формирование позитивного отношения к игре как способу познания и моделирования | 26.09 | |
9 | 2 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | Формирование элементов научного мировоззрения, экологической культуры; ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы | 29.09 | |
Географическая оболочка (3 часа) |
10 | 1 | Строение и свойства географической оболочки | Формирование элементов научного мировоззрения, экологической культуры; умения применять полученные знания в практической деятельности | 03.10 | |
11 | 2 | Природные комплексы суши и океана | Формирование познавательного интереса к изучению географии; развитие коммуникативной компетентности в процессе групповой практической деятельности; формирование экологического мышления | 06.10 | |
12 | 3 | Природная зональность Пр. работа № 4 Анализ карты «Природные зоны мира» | Формирование познавательного интереса к изучаемым элементам живой и неживой природы; готовность к саморазвитию; умения применять полученные знания в практической деятельности | 10.10 | |
Население Земли (3 часа) |
13 | 1 | Численность населения Земли. Размещение населения. Пр. работа №5 Выявление причин неравномерного размещения населения на Земле | Формирование познавательного интереса к изучению географии; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; формирование научного мировоззрения; развитие потребности и готовности к самообразованию | 13.10 | |
14 | 2 | Народы и религии мира | Формирование познавательного интереса к изучению географии; развитие потребности и готовности к самообразованию; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | 17.10 | |
15 | 3 | Хозяйственная деятельность людей. городское и сельское население | Формирование познавательного интереса к изучению географии; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-игровой деятельности; | 20.10 | |
Материки и океаны (48 часов) |
Океаны (3 часа) |
16 | 1 | Тихий океан. Индийский океан. Пр. работа №6 Заполнение кластера по Тихому океану | Формирование умения применять полученные знания в практической деятельности; развитие потребности и готовности к самообразованию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | 24.10 | |
17 | 2 | Атлантический океан | Формирование экологического мышления, умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 27.10 | |
18 | 3 | Северный Ледовитый океан | Развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; формирование экологического мышления, умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды; развитие потребности и готовности к самообразованию; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности | 31.10 | |
Африка (11 часов) |
19 | 1 | Пр. работа № 7 Выявление общих особенности природы южных материков | Формирование познавательного интереса к изучению географии; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; формирование эстетического восприятия географических объектов | 03.11 | |
Итого в 1 четверти: | 19 часов | |
20 | 2 | Географическое положение. Исследование Африки Пр. работа № 8 Исследование Африки | Формирование познавательного интереса к изучению географии; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; формирование эстетического восприятия географических объектов | 14.11 | |
21 | 3 | Рельеф и полезные ископаемые | Формирование познавательного интереса к изучению географии, научного мировоззрения; развитие умения самостоятельно выбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; формирование умения конструктивно работать в группе, применять полученные знания в практической деятельности | 17.11 | |
22 | 4 | Климат и внутренние воды | Формирование познавательного интереса к изучению географии; умения применять полученные знания в практической деятельности | 21.11 | |
23 | 5 | Природные зоны Африки Пр. работа № 9 Характеристика природных зон Африки | Формирование экологической культуры, умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды; развитие потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы | 24.11 | |
24 | 6 | Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки | Формирование экологической культуры, умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды; развитие потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы | 28.11 | |
25 | 7 | Население. Страны Северной Африки. Алжир | Формирование умения самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 01.12 | |
26 | 8 | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. | Формирование умения самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 05.12 | |
27 | 9 | Страны Восточной Африки. Эфиопия | Формирование умения самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 08.12 | |
28 | 10 | Страны Южной Африки. ЮАР. Пр.работа № 10 Характеристика стран Африки | Формирование умения самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности | 12.12 | |
29 | 11 | Обобщающий урок по теме «Африка» Пр.работа№11 Нанесение на к/к Африки объектов номенклатуры | Формирование умения самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности | 15.12 | |
Австралия и Океания (4 часа) |
30 | 1 | Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Пр.работа №12 Исследование Австралии | Формирование познавательного интереса к изучению географии; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; формирование эстетического восприятия географических объектов; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской и творческой деятельности | 19.12 | |
31 | 2 | Климат и внутрение воды Австралии. Своеобразие органического мира. Пр.работа№ 13 Характеристика природных зон Австралии | Формирование экологической культуры, умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды; развитие потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы | 22.12 | |
32 | 3 | Австралийский Союз | Формирование умения самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 26.12 | |
33 | 4 | Океания. Природа, население и страны. | Формирование экологической культуры, умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды; развитие потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы | 29.12 | |
Итого во 2 четверти: | 14 часов | |
Южная Америка (7 часов) |
34 | 1 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Пр.работа №14 Исследование Южной Америки | Формирование экологической культуры; умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование способности осознавать истинные причины успехов и неудач в деятельности, формирование умения самостоятельно отбирать знания для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 12.01 | |
35 | 2 | Рельеф и полезные ископаемые материка | Формирование познавательного интереса к изучению географии; эстетического восприятия объектов природы; развитие потребности и готовности к самообразованию | 16.01 | |
36 | 3 | Климат. Внутренние воды | Формирование познавательного интереса к изучению географии; эстетического восприятия объектов природы; развитие потребности и готовности к самообразованию | | |
37 | 4 | Природные зоны Южной Америки. Своеобразие органического мира Пр.работа №15 Характеристика природных зон | Формирование экологической культуры; умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование способности осознавать истинные причины успехов и неудач в деятельности, формирование умения самостоятельно отбирать знания для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 19.01 | |
38 | 5 | Население | Формирование умения самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | 23.01 | |
39 | 6 | Страны Востока материка. Бразилия. Пр.работа№ 16 Сравнительная характеристика двух стран Южной Америки | Формирование экологической культуры; умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование способности осознавать истинные причины успехов и неудач в деятельности, формирование умения самостоятельно отбирать знания для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 26.01 | |
40 | 7 | Страны Анд. Перу Пр.работа №17 Нанесение на к/к объектов номенклатуры Южной Америки | Формирование экологической культуры; умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование способности осознавать истинные причины успехов и неудач в деятельности, формирование умения самостоятельно отбирать знания для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 30.01 | |
Антарктида (1 час) |
41 | 1 | Географическое положение. открытие и исследование Антарктиды. Природа. | Формирование познавательного интереса к изучению географии; эстетического восприятия объектов природы; развитие потребности и готовности к самообразованию | 02.02 | |
Северная Америка (9 часов) |
42 | 1 | Общие особенности природы северных материков | Формирование познавательного интереса к изучению географии; эстетического восприятия объектов природы; развитие потребности и готовности к самообразованию | 06.02 | |
43 | 2 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Пр.работа№18 Исследование Южной Америки | Формирование экологической культуры; умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование способности осознавать истинные причины успехов и неудач в деятельности, формирование умения самостоятельно отбирать знания для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 09.02 | |
44 | 3 | Рельеф и полезные ископаемые. | Формирование познавательного интереса к изучению географии; эстетического восприятия объектов природы; развитие потребности и готовности к самообразованию | 13.02 | |
45 | 4 | Климат. Внутренние воды материка | Формирование познавательного интереса к изучению географии; эстетического восприятия объектов природы; развитие потребности и готовности к самообразованию | 16.02 | |
46 | 5 | Природные зоны Северной Америки. Население Пр.работа№19 Характеристика природных зон Северной Америки | Формирование экологической культуры; умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование способности осознавать истинные причины успехов и неудач в деятельности, формирование умения самостоятельно отбирать знания для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 20.02 | |
47 | 6 | Канада | Формирование умения самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | 27.02 | |
48 | 7 | Соединенные Штаты Америки Пр.работа№20 Сравнительная хар-ка природных условий США и Канады | Формирование экологической культуры; умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование способности осознавать истинные причины успехов и неудач в деятельности, формирование умения самостоятельно отбирать знания для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 02.03 | |
49 | 8 | Средняя Америка. Мексика | Формирование научного мировоззрения; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; формирование эстетического восприятия культурно-исторических объектов | 06.03 | |
50 | 9 | Обобщение и контроль знаний по теме «Северная Америка» | Развитие познавательного интереса в рамках решения проблемных заданий; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности | 09.03 | |
Евразия (14 часов) |
51 | 1 | Географическое положение. Исследования Центральной Азии Пр.работа№21 Исследование Евразии | Формирование экологической культуры; умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование способности осознавать истинные причины успехов и неудач в деятельности, формирование умения самостоятельно отбирать знания для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 13.03 | |
52 | 2 | Особенности рельефа и его развитие | Формирование познавательного интереса к изучению географии; эстетического восприятия объектов природы; развитие потребности и готовности к самообразованию | 16.03 | |
53 | 3 | Климат Евразии. Внутренние воды. | Формирование познавательного интереса к изучению географии; эстетического восприятия объектов природы; развитие потребности и готовности к самообразованию | 20.03 | |
54 | 4 | Природные зоны Евразии. Народы и страны Евразии Пр.работа №22 Характеристика природных зон Евразии | Формирование экологической культуры; умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование способности осознавать истинные причины успехов и неудач в деятельности, формирование умения самостоятельно отбирать знания для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 23.03 | |
Итого в 3 четверти: | 20 часов | |
55 | 5 | Страны Северной Европы. | Формирование умения самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | 03.04 | |
56 | 6 | Страны западной Европы. Великобритания. Франция. Германия | Формирование научного мировоззрения; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; формирование эстетического восприятия культурно-исторических объектов | 06.04 | |
57 | 7 | Страны Восточной Европы | Формирование умения самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | 10.04 | |
58 | 8 | Страны Южной Европы. Италия | Формирование научного мировоззрения; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; формирование эстетического восприятия культурно-исторических объектов | 13.04 | |
59 | 9 | Страны Юго-Западной Азии | Формирование эстетического восприятия культурно-исторических объектов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | 17.04 | |
60 | 10 | Страны Центральной Азии | Формирование эстетического восприятия культурно-исторических объектов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | 20.04 | |
61 | 11 | Страны Восточной Азии. Китай. Япония | Формирование эстетического восприятия культурно-исторических объектов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | 24.04 | |
62 | 12 | Страны Южной Азии. Индия | Формирование умения самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | 27.04 | |
63 | 13 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. | Формирование научного мировоззрения; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; формирование эстетического восприятия культурно-исторических объектов | 04.05 | |
64 | 14 | Обобщающий урок по теме «Евразия» | Развитие познавательного интереса в рамках решения проблемных заданий; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности | 11.05 | |
Географическая оболочка – наш дом (4 часа) |
65 | 1 | Закономерности географической оболочки | Формирование экологической культуры; умения применять полученные знания в практической деятельности; формирование способности осознавать истинные причины успехов и неудач в деятельности, формирование умения самостоятельно отбирать знания для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | 15.05 | |
66 | 2 | Взаимодействие природы и общества | Формирование познавательного интереса к изучению географии; эстетического восприятия объектов природы; развитие потребности и готовности к самообразованию | 18.05 | |
67 | 3 | Административный контроль | Развитие познавательного интереса в рамках решения проблемных заданий; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности | 22.05 | |
68 | 4 | Обобщающее повторение | Развитие познавательного интереса в рамках решения проблемных заданий; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности | 25.05 30.05 | |
Итого в 4 четверти | 15 часов | часов |
Всего | 69 часов | часов |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методические материалы для учителя:
Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. М.: Дрофа, 2015
Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Савельева Л.Е. Программа основного общего образования по географии. 5 – 9 классы. М.: Дрофа, 2014
Душина И.В., Щенев В.А. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2017
Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2017
Атлас «География. 7 класс». М.: Дрофа, 2017
Контурные карты «География. 7 класс», М.: Дрофа, 2017
Тестовые задания «География. 7 класс. ЕГЭ: шаг за шагом». М.: Дрофа, 2017
Учебно-методические материалы для обучающихся:
Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. М.: Дрофа, 2015
Атлас «География. 7 класс». М.: Дрофа, 2017
Контурные карты «География. 7 класс», М.: Дрофа, 2017
Методический комплекс включает:
Информационно – компьютерную поддержку курса:
Электронные приложения: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Уроки Кирилла и Мефодия». География,9кл, презентации личные и из ресурсов Интернета.
Интернет-ресурсы:
Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦЭОР)
www.pogoda.ru,
www.nationalgeographic.ru,
www.geography.about.com,
www.nature.com,
www.krugosvet.ru,
www.ocean.ru, www.google.com,
www.geo.ru.
Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.
21