Рабочая программа разработана по учебнику Н.И. Сонина, В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии,
грибы, растения». 7 класс, издательства «Дрофа», 2014 года, Москва (линейный курс). Программа составлена на основе ФГОС второго поколения.
Количество часов: на учебный год: 68 часов . в неделю: 2часа
Рабочая программа разработана по учебнику Н.И. Сонина, В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии,
грибы, растения». 7 класс, издательства «Дрофа», 2014 года, Москва (линейный курс). Программа составлена на основе ФГОС второго поколения.
Программа рассчитана на 68 ч, 2 ч в неделю; Основана на применении системно-деятельностного подхода к обучению.
В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей,
обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Курс предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
В результате освоения данной программы учащиеся должны будут овладевать универсальными учебными действиями: работать с различными источниками информации, выделять главное, составлять конспект, таблицу, схему, сравнивать, анализировать, обобщать, применять знания к конкретной ситуации, формулировать вопросы и др.
Программа подразумевает овладение ИКТ-компетентностями. Это поиск информации в электронных ресурсах, владение работой на компьютере, умение работать в сети Интернет, создание презентаций, работа с интерактивной доской и другие.
Большое внимание в программе уделяется исследовательской деятельности учащихся: лабораторным и практическим работам, учебному исследованию, созданию проектов.
Особое значение придается развитию у учащихся навыков смыслового чтения и работы с текстом.
Результаты изучения предмета разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Авторская программа соответствует условиям обучения в нашей школе.
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика видов деятельности | Домашнее задание | Дата Прим. | Фак. |
1 | Вводный инструктаж по т.б. Входной контроль знаний | Основные сведения о строении и функциях клеток, тканей, органов и систем органов растений и животных. | Тестирование | | 4.09 | |
2-3 | Многообразие живых систем (2 ч) | Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере | | Ответить на вопросы | 6.09. 11.09. | |
4 | Ч. Дарвин о происхождении видов | Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. | Определяют и анализируют основные понятия: «наследственность», «изменчивость». | Ответить на вопросы | 13.09 18.09. | |
5 | Искусств.отбор. борьба за сущ. | Явления наследственности и изменчивости | | | 18.09. | |
6 | История развития жизни на Земле | Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм | Знакомятся с историей Земли как космического | Ответить на вопросы | 20.09. . | |
7 | Условия существования на древней планете | | | | 25.09. | |
8 | Смена флоры и фауны на Земле | возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм | | | 27.09. | |
9 | Эры Земли | | | | 2.10. | |
10 | Систематика живых организмов | Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов | Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения», «царство Животные | Подговить пересск | 4.10 9.10 | |
11 | Система природы К. Линнея. | | Царства природы | | 9.10. | |
12-13 | Подцарство Настоящие бактерии (2 ч) | Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий | Выделяют основные признаки бактерий, дают общую характеристику прокариот. | | 11.10 16.10 | |
14 | Многообразие бактерий (2ч) | Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот. | Характеризуют понятия «симбиоз», «клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии», «бактерии деструкторы», « | Ответить на вопросы | 18.10 | |
15 | Особенности организации и жизнедеятельности прокариот | Распространённость и роль в биоценозах, экологическая роль и медицинское значение | | | 23.10. | |
16 | Строение и функции грибов | Происхождение и эволюция грибов.. | Характеризуют современные представления о происхождении грибов. | | 25.10 30.10 6.11 11.11 | |
17 18 | Особенности строения клеток грибо В Многокл.грибов | Основные черты организации многоклеточных грибов Основные черты организации многоклеточных грибов | | | 30.10. 6.11. | |
19-20 | Многообразие и экология грибов (2 ч) | Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйствен ной деятельности человека | Готовят микропрепараты и проводят наблюдение строения мукора и дрожжевых грибов под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведёнными в учебнике изображениями. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа | Подговить пересск | 13.11 15.11 | |
21 | Группа Лишайники | Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; | Характеризуют форму взаимодействия организмов — симбиоз. Приводят общую характеристику лишайников. | Вопросы 3.4. | 20.11 | |
22 | Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, | особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников | | Подгот..к конт.р… | 22.11. | |
23 | Контрольная работа | Бактерии, грибы | Тестовый контроль знаний по типу ОГЭ | | 27.11 | |
24 | Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология (6 ч) | Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. | Характеризуют основные черты организации растительного организма. | Выучить тему | 29.11. | |
25 26-27 | Общая характеристика водорослей Особенности строения тела. | Особенности строения тела. Характеризуют основные черты организации растительного организма. | | | 4.12. 6.12 11.12 | |
28 | Применение водорослей | | | | 13.12. | |
29 | Многообразие водорослей. Красные бурые | Характеризуют основные черты организации растительного организма. | | | 18.12. | |
30 | Отдел Моховидные | Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах | Дают общую характеристику мхов.. Составляют конспект параграфа | Отв.на вопр.с.65-67 | 20.12. | |
31 | Отдел Моховидные | Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах | | | 25.12. | |
32-37 | Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные (6 ч) | Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. и их роль в биоценозах | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. | С.70-74 | 8.01. | |
33 34 | Хвощевидные плауновидные | Распространение и роль в биоценозах. и их роль в биоценозах Распространение и роль в биоценозах. и их роль в биоценозах | | | 10.01. 15.01. | |
35 | папоротниковидные | | | | 17.01. | |
36-37 | Многообразие высших споровых растений | | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных | | 22.01. 24.01. | |
38 | Семенные растения. Отдел Голосеменные (8 ч) | Происхождение и особенности организации Голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. | Знакомятся с современными представлениями на возникновение семенных растений. в природе и жизни человека | С.82-90 | 29.01 | |
39 | Строение тела | | | С.84-85. | 31.01. | |
40-41 | Жизненные формы голосеменных. | Происхождение и особенности организации | | | 5.02 7.02 | |
42 | Размножение голосеменных | | | С.85-87 | 12.02 | |
43 | Размножение голосеменных | | | | 14.02. | |
44 | Многообразие голосем. | Происхождение и особенности организации Голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных | | С.87-89 | 19.02.. | |
45 | Распространение голосем. | | | | 21.02. | |
46 | Покрытосеменные (цветковые) растения (10 ч) | Происхождение и особенности организации Покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы Покрытосеменных. | Получают представление о современных научных взглядах на возникновение | С..90-95 | 26.02 |
47 | Происхождение и особенности организации | Происхождение и особенности организации Покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы Покрытосеменных. | | Отв.на вопросы | 28.02. |
48. | Строение тела | | | | 5.03. |
49-50 | Жизненные формы Покрытосеменных. | Происхождение и особенности организации Покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы Покрытосеменных. | | Работа по тетради | 7.03. 12.03. |
51-52 | Размножение покрытосемен | | | | 14.03.-19.03. |
53-54 | Многообразие покрытосеменных | | | | 21.03 2.04 |
55 | Использование человеком | | | | 4.04 |
56-57 | Эволюция растений (2 ч) | Возникновение жизни и появление первых растений. | Знакомятся с материалистическими представлениями о возникновении жизни на Земле. | С.103подгот.к контр.раб | 9.04 11.04 |
58 | Контрольная работа | Растения. Группы растений, особенности строения и их представители | Тестовые задания по типу ЕГЭ | | 16.04 |
59 | Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов (4 ч) | Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе | Дают определение понятия «малых группах) | С.108 | 18.04 23.04 25.04 30.04 |
60 | Многообразие фитоценозов | | | | 23.04 |
61 | Видовая и пространственная структура растительного сообщества | Группы растений, особенности строения и их представители | Дают определение понятия «малых группах | | 25.04 |
62 | Роль отдельных растительных форм в сообществе | | | | 30.04 |
63-64 | Растения и человек (2 ч) | Значение растений в жизни планеты и человека. | Составляют план урока и готовят устное сообщение (работа в малых группах) | С.118 | 2.05 7.05 |
65-66 | Охрана растений и растительных сообществ (2 ч) | Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений | Объясняют экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов (работа в малых группах) | С.123-125 | 9.05 14.05 |
67 | Экскурсия «Растительный мир наших мест» | Многообразие растений. Экологические группы растений. Фитоценозы нашей местности. | Умеют определять экологические группы растений. Знают названия основных древесных и травянистых растений. Делают гербарий | Подгот.пересск. | 16.05 21.05 |
68- | Презентация исследовательских проектов (2ч) | Курсовые исследовательские проекты за 7 класс | Представление компьютерных презентаций своих проектов | | 23.05 28.05 |