Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков,
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Практическая часть | Перечень контрольно-оценочных средств | Примечания |
Введение: познавательные УУД :выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника регулятивные УУД : осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия коммуникативные УУД : используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений личностные УУД: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
1 | 01.09-05.09 | Художественное произведение, автор, герои. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Диагностика уровня литературного развития учащихся. | | | Коррекция мышления путём развития умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала |
Устное народное творчество. познавательные УУД : понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, коммуникативные УУД: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать личностные УУД: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. |
2 | | Обрядовый фольклор. Понятие об обрядовом фольклоре. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Обрядовые песни в актерском исполнении | | | Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания . |
3 | | Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора. Их народная мудрость, краткость и простота, меткость и выразительность, прямой и переносный смысл. Многообразие тем пословиц и поговорок | | | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу по отбору лексического материала |
4 | 07.09-12.09 | Загадки. Загадка как малый жанр фольклора. Разнообразие загадок. Метафоричность и иносказательный смысл. Афористичность загадок. | Вн. чт. | | Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений с различной эмоциональной окраской в речи. |
5 | Урок-посиделки «Русский фольклор». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос | Р.р. | 1. стр.12-14 | Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали. |
Из древнерусской литературы познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель регулятивные УУД: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации личностные УУД: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. |
6 | | Русская летопись. Развитие представлений о русских летописях. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов(патриотизма, ума, находчивости ) в летописях. Фрагменты летописных сказаний в актерском исполнении | | | Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера. |
Из литературы XVIII века. познавательные УУД : выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. регулятивные УУД : умение анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее. Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. коммуникативные УУД : рецензирование ответов одноклассников. Участие в коллективном диалоге. Работа над коллективным (индивиду16альным) учебным проектом. личностные УУД : оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России |
7 | 14.09-19.09 | Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Краткий рассказ о баснописце. «Муха»: противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Развитие понятий об аллегории и морали. Особенности литературного языка 18 столетия. Басни в актерском исполнении | | | Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания |
Из литературы XIX века. познавательные УУД: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. регулятивные УУД: формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале коммуникативные УУД: устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России |
8 | | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Краткий рассказ о писателе-баснописце. Роль самообразования в формировании его личности. Комическое изображение невежественного судьи, не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории и морали. Басни в актерском исполнении | | | Коррекция внимания и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.) |
9 | И. А. Крылов. «Листы и корни».Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басни в актерском исполнении | | | Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя. |
10 | 21.09-26.09 | И. А. Крылов «Ларчик». Осуждение человеческих пороков в басне. Критика мнимой «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басни в актерском исполнении | | | Коррекция мышления через внимание к худ детали. Корр. смыслового восприятия через работу над содержанием текста заметки. |
11 | | Русские басни. Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. | Р.р. | 1 Стр. 27-28 | Коррекция абстрактного мышления через работу над схематическим изображением структуры слов и подбор их по данным схемам. |
12 | А. С. Пушкин «И. И. Пущину». Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Дружба Пушкина и Пущина. Светлое чувство дружбы –помощь в суровых испытаниях. «Чувства добрые» в стихотворении. Жанр стихотворного послания, его художественные особенности. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности |
13 | 28.09-03.10 | А. С. Пушкин. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Антитезы в стихотворении. Народно-поэтический колорит стихотворения. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений |
14 | А. С. Пушкин «Зимнее утро». Мотив единства красоты человека, природы и жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция мышления путём выполнения упр. аналитико-синтетического характера |
15 | А.С. Пушкин «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина. Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть в стихотворении «Зимняя дорога». Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути в стихотворениях о дороге. Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции как средствах создания художественных образов. | Вн. чт. | | Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. |
16 | 05.10-10.10 | А.С. Пушкин. Двусложные размеры стиха .Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | Р.р. | 1 Стр. 37-39 | Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали. |
17 | А.С. Пушкин «Дубровский»: Дубровский –старший и Троекуров. История создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры помещиков. Фрагменты романа в актерском исполнении | | | Коррекция мышления путём развития умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала |
18 | «Дубровский» : бунт крестьян. Причины и следствия бунта крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистиневке». Роль эпизода в романе. | | | Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания . |
19 | 12.10-17.10 | «Дубровский»: история любви. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. | | | Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности |
20 | «Дубровский»: протест Владимира Дубровского. Образ В. Дубровского. Его протест против беззакония и несправедливости. | | | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу по отбору лексического материала |
21 | «Дубровский»: композиция романа. Развитие понятия о композиции литературного произведения. Роль композиционных элементов в понимании произведения, в выражении авторской позиции. | | | Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений с различной эмоциональной окраской в речи. |
22 | 19.10-24.10 | «Дубровский»: моё понимание романа Пушкина. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | К.р. | 1 Стр. 50-51 | Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера. |
23 | «Дубровский»: моё понимание романа Пушкина. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | К.р. | 1 Стр. 50-51 | Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания |
24 | А.С. Пушкин «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои. Понятие о книге(цикле) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Особенности сюжета и система героев повести. Фрагменты повести в актерском исполнении | | | Коррекция внимания и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.) |
25 | 02.11-07.11 | «Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести. Прием антитезы в сюжетно-композиционной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. «Лицо» и «маска» героев. Роль случая в композиции повести. | | | Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя. |
26 | «Повести Белкина»: проблемы и герои. Сюжеты и герои повестей Белкина. Автор и рассказчик. «Повести Белкина» в иллюстрациях. Кинофильмы на сюжеты повестей. | Вн. чт. | | Коррекция мышления через внимание к худ детали. Корр. смыслового восприятия через работу над содержанием текста заметки. |
27 | М.Ю.Лермонтова «Тучи». Краткий рассказ о поэте (детство, ученические годы, начало творчества). Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Понятие о поэтической интонации. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция абстрактного мышления |
28 | 9.11-14.11 | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Нарушение красоты и гармонии человека с миром. Развитие представлений о балладе. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности |
29 | М.Ю.Лермонтов «Листок». Антитеза как основной композиционный прием. Тема одиночества и изгнанничества. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений |
30 | М.Ю.Лермонтов «Утес», «На севере диком стоит одиноко…». Лирические персонажи стихотворений и их символический характер. Особенности выражения темы одиночества. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция мышления путём выполнения упр. аналитико-синтетического характера |
31 | 16.11-21.11 | М.Ю. Лермонтов. Лирика. Трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова. | РР | 1 Стр.69 | Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. |
32 | М.Ю. Лермонтов. Лирика. Трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха . Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова. | РР | 1 Стр.69 | Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали. |
33 | И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. Образ автора, его сочувственное отношение к крестьянским детям. Образ рассказчика | | | Коррекция мышления путём развития умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала |
34 | 23.11-28.11 | «Бежин луг»: образы крестьянских детей. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Развитие представлений о портретной характеристике персонажей. | | | Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности |
35 | «Бежин луг»: картины природы. Роль картин природы в рассказе. Развитие представлений о пейзаже в литературном произведении. | | | Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания . |
36 | И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника». Сюжеты и герои «Записок охотника». Мастерство автора в изображении портретных и пейзажных элементов композиции рассказов. | Вн. чт. | | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу по отбору лексического материала |
37 | 30.11-05.12 | Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело...». Краткий рассказ о поэте. Краткий рассказ о поэте(детство, начало литературной деятельности) .Передача сложных состояний природы, созвучных противоречивым чувствам в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция грамматического строя речи через составление предложений |
38 | Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Роль антитезы в стихотворении. Романсы на стихи Тютчева. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция логического мышления и памяти |
39 | Ф. И. Тютчев «Листья». Динамические картины природы. Передача сложных, переходных состояний природы. Листья как символ краткой, но яркой жизни. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания |
40 | 07.12-12.12 | А. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Краткий рассказ о поэте(детство, начало литературной деятельности). Особенности изображения природы. Жизнеутверждающее начало. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания |
41 | А. А. Фет «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Развитие понятия о пейзажной лирике. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция внимания и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.) |
42 | А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Краски и звуки в пейзажной лирике. Развитие понятия о звукописи. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя. |
43 | 14.12-19.12 | Ф.И. Тютчев. А.А.Фет. Лирика. Подготовка к домашнему анализу лирики Ф. Тютчева и А. Фета. | Р.р. | 1 Стр. 94-96 | Коррекция мышления через внимание к худ детали. Корр. смыслового восприятия через работу над содержанием текста заметки. |
44 | Н. А. Некрасов «Железная дорога»: автор и народ. Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя материальных и духовных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция абстрактного мышления |
45 | Н. А. Некрасов «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения. Значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор. Значение риторических вопросов. Начальные представления о строфе. | | | Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности |
46 | 21.12-26.12 | Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. | К.р. | 1 Стр. 104-105 | Коррекция грамматического строя речи |
47 | Н.С. Лесков. «Левша»: народ и власть. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Развитие понятия о сказе. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям. | | | Коррекция мышления путём выполнения упр. аналитико-синтетического характера |
48 | «Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. | | | Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. |
49 | 11.01-16.01 | «Левша». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | Р.р. | 1.Стр. 113-114 | Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали. |
50 | Н.С. Лесков. «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения. | Вн. чт. | | Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания |
51 | А.П. Чехов. «Толстый и тонкий» :герои рассказа. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Система образов рассказа. Разоблачение лицемерия в рассказе. | | | Коррекция внимания и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.) |
52 | 18.01-23.01 | А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источники юмора. Развитие понятия о комическом и комической ситуации. | | | Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя. |
53 | А.П. Чехов. Рассказы. Рассказы Антоши Чехонте. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др.. Сюжеты и герои. Способы выражения комического. | Вн. чт. | | Коррекция мышления через внимание к худ детали. Корр. смыслового восприятия через работу над содержанием текста. |
54 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX.Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри-какая мгла…». Краткий рассказ о поэте. Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе. Лирика как род литературы. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания |
55 | 25.01-30.02 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX.Е.А. Баратынский. «Весна, весна!..» ,«Чудный град…». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Пейзажная лирика как жанр. Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания |
56 | Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М.Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф.И. Тютчев. «Еще в полях белеет снег…».Подготовка к сочинению. Воплощение настроения стихотворений в музыке. Романсы в актерском исполнении. Знакомства с созвучными стихам полотнами русских художников | | | Коррекция абстрактного мышления через работу над схематическим изображением структуры слов |
Из русской литературы 20 века познавательные УУД: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме регулятивные УУД: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики коммуникативные УУД: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России |
57 | | А.И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Герой и его прототип Н.И. Пирогов. | | | Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности |
58 | 01.02-06.02 | «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе | | | Коррекция грамматического строя речи |
59 | А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность. Краткий рассказ о писателе. Понятие о жанре феерии. Жестокая реальность и романтическая мечта. Образ Лонгрена. Жители Каперны. Победа романтической мечты над реальностью жизни. Фрагменты повести в актерском исполнении | | | Коррекция мышления путём выполнения упр. аналитико-синтетического характера |
60 | «Алые паруса»: Ассоль и Грей. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении. | | | Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. |
61 | 8.02-13.02 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. Краткий рассказ о писателе. Прекрасное вокруг нас. Символическое содержание пейзажных образов. Развитие понятия об образе-символе. Сказка в актерском исполнении | | | Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали. |
62 | А. П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др. Сюжеты и герои рассказов. «Ни на кого не похожие» герои Платонова. Их внутренний мир, доброта и милосердие. | Вн. чт. | | Коррекция мышления путём развития умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала |
63 | К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Трудные солдатские будни. Скорбная память о павших на полях сражений. Своеобразие образа родины и чувство любви к ней, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Образ русского народа. Стихотворение и песня в актерском исполнении | | | Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания |
64 | 15.02-20.02 | Д.С. Самойлов. «Сороковые». Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Образы и картины военного времени. Антитеза молодости и войны. Звукописные образы. Актерское чтение стихотворения | | | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу по отбору лексического материала |
65 | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев рассказа. | | | Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений с различной эмоциональной окраской в речи. |
66 | «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Особенности использования народной речи, Юмор. Речевая характеристика героев. Герой-повествователь. | | | Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали. |
67 | 22.02-27.02 | В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос. | Р.р. | 1.Стр. 160-162 | Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера |
68 | В.Г.Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). Отражение в повести трудностей военного времени. Герой рассказа и его сверстники. Фрагменты рассказа в актерском исполнении | | | Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания |
69 | «Уроки французского»: стойкость главного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. | | | Коррекция внимания и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.) |
70 | 01.03-06.03 | В.Г.Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика рассказа. Понятие о рассказе и сюжете. Герой-повествователь. | | | Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя. |
71 | В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странного» героя. Краткий рассказ о писателе. Образ «странного» героя в рассказе. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. | | | Коррекция мышления через внимание к худ детали. Корр. смыслового восприятия через работу над содержанием текста заметки |
72 | В. М. Шукшин. «Чудик», «Срезал». Образы «странных» героев. Их открытость миру, стремление принести людям радость, наивность, детский взгляд на мир. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. | Вн. чт. | | Коррекция абстрактного мышления через работу над схематическим изображением структуры слов и подбор их по данным схемам. |
73 | 8.03-13.03 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. Краткий рассказ о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Образ учителя и его воспитанников. Картины школьной жизни. | | | Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности |
74 | «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. Развитие понятия о юморе. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Роль юмористических образов и картин в рассказе. | | | Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений |
75 | Классное сочинение по произведениям В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ф.А. Искандера (по выбору). | | | Коррекция мышления путём выполнения упр. аналитико-синтетического характера |
76 | 15.03-20.03 | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Краткий рассказ о поэте. Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. Актерское чтение стихотворений | | | Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. |
77 | С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Краткий рассказ о поэте. Чувство любви к родной природе и родине. Способы выражения чувств в лирике С.Есенина. Стихи и песни на стихи С.А. Есенина в актёрском исполнении. | | | Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали. |
78 | А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Краткий рассказ о поэте. Поэтизация родной природы. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирической героини. | | | Коррекция мышления путём развития умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала |
79 | 01.04-03.04 | Н.М. Рубцов. «Звезда полей» : родина, страна, Вселенная. Краткий рассказ о поэте. Образы и картины стихотворения. Тема родины в стихотворении. Ритмика и мелодика стихотворения. Стихотворение в актерском исполнении | | | Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания |
80 | Н.М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа. Человек и природа в «тихой» лирике поэта. Отличительные черты характера лирического героя. Развитие представлений о лирическом герое. | Вн. чт. | | Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности |
81 | Урок-праздник. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков. | Р.р. | | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу по отбору лексического материала |
82 | 05.04-10.04 | Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе. | Р.р. | | Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений с различной эмоциональной окраской в речи. |
83 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Слово о татарском поэте. Любовь к малой родине и своему родному краю, верность обычаям, семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека-«отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа». | | | Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера. |
84 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Слово о балкарском поэте. Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Поэтический образ родины. Тема бессмертия народа. Народ и его язык. Поэт-вечный должник своего народа. | | | Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания |
Из зарубежной литературы познавательные УУД понимание ключевых проблем изученных произведений. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. регулятивные Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуриривать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя) коммуникативные личностные УУД совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Выражение личного отношения к прочитанному |
85 | 12.04-17.04 | Мифы народов мира. «Подвиги Геракла»: «Скотный двор царя Авгия».Понятие о мифе. | | | Коррекция внимания и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.) |
86 | Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла. Отличие мифа от сказки. | | | Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя. |
87 | Древнегреческие мифы. | Вн. Чт. | | Коррекция мышления через внимание к худ детали. Корр. смыслового восприятия через работу над содержанием текста заметки. |
88 | 19.04-24.04 | Геродот. «Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение. Воплощение мифологического сюжета в стихотворении А.С. Пушкина «Арион». | | | Коррекция абстрактного мышления |
89 | Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. Краткий рассказ о Гомере. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Понятие о героическом эпосе. | | | Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности |
90 | Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. Стихия Одиссея-борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. На острове циклопов. Полифем. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. | | | Коррекция грамматического строя речи через составление предложений и употребление предложений |
91 | 26.04-01.05 | Гомер. «Одиссея»-песня о героических подвигах, мужественных героях. Одиссей и сирены. Расправа над женихами Пенелопы. Одиссей-мудрый правитель, любящий муж и отец. | Вн. чт. | | Коррекция мышления путём выполнения упр. аналитико-синтетического характера |
92 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире. Слово о писателе. Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем.Сражение с ветряными мельницами. | | | Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. |
93 | «Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы. Образ Дульсинеи Тобосской. Понятие о пародии. Пародийные образы и ситуации в романе. | | | Коррекция мышления через развитие внимания к художественной детали. |
94 | 03.05-08.05 | «Дон Кихот»: нравственный смысл романа. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Образ Санчо Пансы. | | | Коррекция мышления путём развития умения проводить сравнительно-сопоставительный анализ изучаемого материала |
95 | «Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве. Понятие о «вечных образах» в искусстве. Дон Кихот как «вечный образ» мировой литературы. Мастерство Сервантеса-романиста. | | | Коррекция познавательной. сферы путём использования уч-ся обобщённых приёмов умственной деятельности |
96 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести .Краткий рассказ о писателе. Понятие о рыцарской балладе. Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Образ рыцаря, защищающего личное достоинство и честь. Переводы баллады. Баллада в актерском исполнении | | | Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания . |
97 | 10.05-15.05 | П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация. Краткий рассказ о писателе. Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной жизнью с ее порочными нравами. Понятие о новелле. | | | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу по отбору лексического материала |
98 | «Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Образы Маттео Фальконе и его сына. Драматический пафос новеллы. | | | Коррекция грамматического строя речи через составление предложений |
99 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые. Краткий рассказ о писателе. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Сказка в актерском исполнении | | | Коррекция логического мышления и памяти |
100 | 17.05-22.05 | «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Понятие о притче. | | | Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания |
101 | «Маленький принц»: вечные истины в сказке. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение общечеловеческих истин. Черты философской сказки и мудрой притчи. | Вн. чт. | | Коррекция мыслительных процессов через осуществление связного высказывания |
Итоговый контроль Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. Умение анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее регулятивные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью; монологической и контекстной личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
102 | | Выявление уровня литературного развития учащихся. Письменный ответ на проблемный вопрос. Выполнение тестовых заданий. | | | Коррекция внимания и мышления через выполнение упр. аналитико-синтетического характера (анализ учебного материала и умение объяснить выбор.) |
103 | 24.05-29.05 | Выявление уровня литературного развития учащихся .Письменный ответ на проблемный вопрос. Выполнение тестовых заданий. | | | Коррекция монологической речи уч-ся путем развернутого ответа на вопросы учителя. |
104 | Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения. | Р.р. | | Коррекция мышления через внимание к худ детали. Корр. смыслового восприятия через работу над содержанием текста заметки |
105 | Итоговый урок- праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».Задания для летнего чтения. | Р.р. | | Коррекция абстрактного мышления |
1.Н.В.Беляева «Уроки литературы в 6 классе»: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. –, М: «Просвещение», 2018 г.