МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики
Прохладненский муниципальный район
МКОУ "СОШ №2 с.Карагач"
РАССМОТРЕНО
методическим объединением учителей естественно научного цикла
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
УТВЕРЖДЕНО
директор
Шалова М.А. Заптиева Т.Х.
__________ Башорова Г.Д.
Протокол №1
от "30" 08 2022 г.
Протокол №1
от "30" 08 2022 г.
Приказ №131
от "30" 08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1941307)
учебного предмета
«География»
для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Куважокова Жанна Тольбиевна
учитель географии
с.Карагач 2022
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Географическое изучение Земли Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.
Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.
Практические работы №1 «Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды» Раздел 2. Изображения земной поверхности Тема 1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практические работы №2 «Определение расстояний и направлений на карте местности» Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы.
Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью
масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.
Практические работы №3 «Определение географических координат расстояний и направлений»
Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа №4 «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России» Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
Практическая работа №5 «Описание горной системы или равнины по физической карте» Заключение
Практическая работа №6 «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;
приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;
показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
различать горы и равнины;
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
классифицировать острова по происхождению;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, | Электронные |
п/п | разделов и тем программы | изучения | | формы контроля | (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Географическое изучение Земли |
1.1. | Введение. | 2 | 0 | 0 | 02.09.2022 | Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями | Устный | Учи.ру |
| География - наука | | | | 09.09.2022 | географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии; | опрос; | РЭШ |
| о планете Земля | | | | | | | |
1.2. | История | 7 | 1 | 1 | 16.09.2022 | Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать | Устный | Учи.ру |
| географических | | | | 28.10.2022 | маршруты их путешествий; | опрос; | РЭШ |
| открытий | | | | | различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, | Контрольная | |
| | | | | | описывать маршруты их путешествий; | работа; | |
| | | | | | характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в | | |
| | | | | | эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , современные географические исследования и | | |
| | | | | | открытия); | | |
| | | | | | сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения | | |
| | | | | | Земли; | | |
Итого по разделу | 9 | |
Раздел 2. Изображения земной поверхности |
2.1. | Планы местности | 5 | 0 | 1 | 11.11.2022 | Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны | Практическая | Учи.ру |
| | | | | 09.12.2022 | горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико- | работа; | РЭШ |
| | | | | | ориентированных задач; | | |
| | | | | | определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении практической работы № 1); | | |
| | | | | | определять направления по плану (при выполнении практической работы № 1); | | |
| | | | | | ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях; | | |
| | | | | | сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности; | | |
2.2. | Географические | 5 | 0 | 1 | 16.12.2022 | Различать понятия «параллель» и «меридиан»; | Устный | Учи.ру |
| карты | | | | 27.01.2023 | определять направления, расстояния и географические координаты по картам (при выполнении практических | опрос; | РЭШ |
| | | | | | работ № 1, 2); | | |
| | | | | | определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов | | |
| | | | | | по физическим картам; | | |
| | | | | | объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и | | |
| | | | | | при помощи градусной сети; | | |
| | | | | | различать понятия «план местности» и «географическая карта»; | | |
| | | | | | применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или) | | |
| | | | | | практико-ориентированных задач; | | |
| | | | | | приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей | | |
| | | | | | географических карт, планов местности и геоинформационных систем (ГИС); | | |
Итого по разделу | 10 | |
Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы |
3.1. | Земля - планета | 4 | 0 | 1 | 03.02.2023 | Приводить примеры планет земной группы; | Устный | Учи.ру |
| Солнечной | | | | 24.02.2023 | сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями | опрос; | РЭШ |
| системы | | | | | — освоения космоса; | | |
| | | | | | объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной | | |
| | | | | | поверхностью на разных широтах; | | |
| | | | | | использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги», | | |
| | | | | | «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на | | |
| | | | | | которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность | | |
| | | | | | светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях; | | |
| | | | | | объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси | | |
| | | | | | к плоскости орбиты; | | |
| | | | | | объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли; | | |
| | | | | | объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах; | | |
| | | | | | приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы; | | |
| | | | | | устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой | | |
| | | | | | местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа | | |
| | | | | | данных наблюдений (при выполнении практической работы № 1); | | |
| | | | | | выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни | | |
| | | | | | солнцестояний на основе предоставленных данных; | | |
| | | | | | находить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе | | |
| | | | | | одного-двух источников информации, предложенных учителем; | | |
| | | | | | сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, | | |
| | | | | | обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по существу обсуждаемой темы во время | | |
| | | | | | дискуссии; | | |
| | | | | | различать научную гипотезу и научный факт; | | |
Итого по разделу | 4 | |
Раздел 4. Оболочки Земли |
4.1. | Литосфера - | 7 | 1 | 2 | 03.03.2023 | Описывать внутренне строение Земли; | Устный | Учи.ру |
| каменная оболочка | | | | 21.04.2023 | различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора»,«мине- | опрос; | РЭШ |
| Земли | | | | | рал» и «горная порода»; | Контрольная | |
| | | | | | различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного | работа; | |
| | | | | | происхождения; | | |
| | | | | | классифицировать изученные горные породы по происхождению; | | |
| | | | | | распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: | | |
| | | | | | вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания; | | |
| | | | | | применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и | | |
| | | | | | (или) практико-ориентированных задач; | | |
| | | | | | называть причины землетрясений и вулканических извержений; | | |
| | | | | | приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; | | |
| | | | | | показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, | | |
| | | | | | острова различного происхождения; | | |
| | | | | | различать горы и равнины; | | |
| | | | | | классифицировать горы и равнины по высоте; | | |
| | | | | | описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы № 1); | | |
| | | | | | приводить примеры действия внешних процессов рельефо- образования в своей местности; | | |
| | | | | | приводить примеры полезных ископаемых своей местности; | | |
| | | | | | приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, | | |
| | | | | | России и мира; | | |
| | | | | | приводить примеры опасных природных явлений в литосфере; | | |
| | | | | | приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия | | |
| | | | | | представителей географических специальностей, изучающих литосферу; | | |
| | | | | | находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках | | |
| | | | | | географической информации; | | |
| | | | | | применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической | | |
| | | | | | информации различных видов и форм представления; | | |
| | | | | | оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере | | |
| | | | | | своей местности, России и мира) в виде презентации; | | |
| | | | | | оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по | | |
| | | | | | внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) | | |
| | | | | | по критериям, предложенным учителем при работе в группе; | | |
| | | | | | в ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях, связанных | | |
| | | | | | с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели; выражать свою точку зрения | | |
| | | | | | относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи; | | |
Итого по разделу | 7 | |
Раздел 5. Заключение |
5.1. | Практикум | 1 | 0 | 0 | 28.04.2023 | Различать причины и следствия географических явлений; | Практическая | Учи.ру |
| «Сезонные | | | | | приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; | работа; | РЭШ |
| изменения в | | | | | систематизировать результаты наблюдений; | | |
| природе своей | | | | | выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы; | | |
| местности» | | | | | представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания); | | |
| | | | | | устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года, | | |
| | | | | | продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом, температурой воздуха; | | |
| | | | | | делать предположения, объясняющие результаты наблюдений; | | |
| | | | | | формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между изменениями компонентов | | |
| | | | | | природы; | | |
| | | | | | подбирать доводы для обоснования своего мнения; | | |
| | | | | | делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за год географических | | |
| | | | | | знаний; | | |
Итого по разделу | 1 | |
Резервное время | 3 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 6 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Введение. Зачем нам география и как мы будем её изучать. | 1 | 0 | 0 | 05.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Методы географических исследований. | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Как люди открывали Землю (1) | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Устный опрос; |
4. | Как люди открывали Землю (2) | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Устный опрос; |
5. | Российские путешественники | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Устный опрос; |
6. | Практическая работа №1 "Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды | 1 | 0 | 1 | 10.10.2022 | Практическая работа; |
7. | Географические исследования в XX веке. | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Устный опрос; |
8. | География сегодня | 1 | 0 | 0 | 24.10.2022 | Устный опрос; |
9. | Контрольная работа №1 по теме: "На какой земле мы живем. Планета Земля" | 1 | 1 | 0 | 07.11.2022 | Контрольная работа; |
10. | Ориентирование на местности | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Устный опрос; |
11. | Земная поверхность на плане и карте (1) | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Устный опрос; |
12. | Земная поверхность на плане и карте (2) | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Устный опрос; |
13. | Практическая работа №2 "Определение расстояний и направлений на карте местности" | 1 | 0 | 1 | 05.12.2022 | Практическая работа; |
14. | Учимся с "Полярной звездой" | 1 | 0 | 0 | 12.12.2022 | Устный опрос; Письменный контроль; |
15. | Географическая карта | 1 | 0 | 0 | 19.12.2022 | Устный опрос; |
16. | Градусная сетка | 1 | 0 | 0 | 24.12.2022 | Устный опрос; |
17. | Географические координаты (1) | 1 | 0 | 0 | 09.01.2023 | Устный опрос; |
18. | Географические координаты (2) | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Устный опрос; |
19. | Практическая работа №3 "Определение географических координат, расстояний и направлений" | 1 | 0 | 1 | 23.01.2023 | Практическая работа; |
20. | Мы во Вселенной | 1 | 0 | 0 | 30.01.2023 | Устный опрос; |
21. | Движение Земли | 1 | 0 | 0 | 06.02.2023 | Устный опрос; |
22. | Солнечный свет на Земле | 1 | 0 | 0 | 13.02.2023 | Устный опрос; |
23. | Практическая работа №4 «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России» | 1 | 0 | 1 | 20.02.2023 | Практическая работа; |
24. | Земная кора- верхняя часть литосферы. | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Устный опрос; |
25. | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Устный опрос; |
26. | Движение Земной коры (1) | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Устный опрос; |
27. | Движение Земной коры (2) | 1 | 0 | 0 | 20.03.2023 | Устный опрос; |
28. | Рельеф Земли. Равнины | 1 | 0 | 0 | 03.04.2023 | Устный опрос; |
29. | Рельеф Земли. Горы | 1 | 0 | 0 | 10.04.2023 | Устный опрос; |
30. | Практическая работа №5 "Описание горной системы или равнины" | 1 | 0 | 1 | 17.04.2023 | Практическая работа; |
31. | Литосфера и человек | 1 | 0 | 0 | 24.04.2023 | Устный опрос; |
32. | Практическая работа №6 "Сезонные изменения в природе своей местности" | 1 | 0 | 1 | Практическая работа; |
33. | Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | 1 | 1 | 0 | 15.05.2023 | Контрольная работа; |
34. | Повторение | 1 | 0 | 0 | 22.05.2023 | Устный опрос; |
| Итого: | 34 | 6 | 6 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/ Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Примерная программа основного общего образования
Алексеев А.И. География: учебник для 5 класса
Большой географический атлас. - М.: Олма-Пресс, 2016.
Большой географический атлас школьника. - М.: АСТ, 2015.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
учи.ру рэш
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы
Оборудование для проведения практических работ по географии
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер Проектор Интерактивная доска Глобус
Карты