СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс- география

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета «География. Начальный курс» для 5 класса разработана в  соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012,   Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Основной образовательной программой основного общего образования в соответствии с ФГОС  МКОУ СОШ №2 с. Карагач и Учебным планом ОУ на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа разработана на основе:

  • программы основного общего образования по географии 5-9 классы / автор   А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др.;

УМК:

  • «География. Начальный курс», А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина: Просвещение, 2020

  Согласно действующему в школе учебному плану на 2022-2023 учебный год рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю,  всего 34 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс- география»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики



Прохладненский муниципальный район



МКОУ "СОШ №2 с.Карагач"







РАССМОТРЕНО

методическим объединением учителей естественно научного цикла

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

УТВЕРЖДЕНО

директор

Шалова М.А. Заптиева Т.Х.

__________ Башорова Г.Д.

Протокол №1

от "30" 08 2022 г.

Протокол №1

от "30" 08 2022 г.

Приказ №131

от "30" 08 2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1941307)

учебного предмета

«География»



для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год







Составитель: Куважокова Жанна Тольбиевна

учитель географии








с.Карагач 2022

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным

и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии

и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

  3. воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  4. формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

  5. формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  6. формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Географическое изучение Земли Введение. География — наука о планете Земля

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.

Тема 1. История географических открытий

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.

Практические работы №1 «Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды» Раздел 2. Изображения земной поверхности Тема 1. Планы местности

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.

Практические работы №2 «Определение расстояний и направлений на карте местности» Тема 2. Географические карты

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы.

Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.

Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью

масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.

Практические работы №3 «Определение географических координат расстояний и направлений»

Раздел 3. Земля планета Солнечной системы

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практическая работа №4 «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России» Раздел 4. Оболочки Земли

Тема 1. Литосфера каменная оболочка Земли

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.

Практическая работа №5 «Описание горной системы или равнины по физической карте» Заключение

Практическая работа №6 «Сезонные изменения в природе своей местности»

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим

занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

  • Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

  • устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия
  • Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

  • проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

  • оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

  • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

  • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)
  • принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

  • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация
  • самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)
  • владеть способами самоконтроля и рефлексии;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

  • приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

  • выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

  • интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

  • описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

  • различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

  • описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

  • находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

  • определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

  • использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

  • применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,

«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;

  • приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

  • объяснять причины смены дня и ночи и времён года;

  • устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;

  • различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;

  • различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;

  • различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;

  • показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;

  • различать горы и равнины;

  • классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

  • называть причины землетрясений и вулканических извержений;

  • применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,

«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

  • применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;

  • распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

  • классифицировать острова по происхождению;

  • приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

  • приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

  • приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

  • приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;

  • представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Наименование

Количество часов

Дата

Виды деятельности

Виды,

Электронные

п/п

разделов и тем программы

изучения


формы контроля

(цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Географическое изучение Земли

1.1.

Введение.

2

0

0

02.09.2022

Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями

Устный

Учи.ру


География - наука




09.09.2022

географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии;

опрос;

РЭШ


о планете Земля








1.2.

История

7

1

1

16.09.2022

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать

Устный

Учи.ру


географических




28.10.2022

маршруты их путешествий;

опрос;

РЭШ


открытий





различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли,

Контрольная








описывать маршруты их путешествий;

работа;








характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в









эпоху Великих географических открытий, в XVII—XIX вв , современные географические исследования и









открытия);









сравнивать способы получения географической информации на разных этапах географического изучения









Земли;



Итого по разделу

9


Раздел 2. Изображения земной поверхности

2.1.

Планы местности

5

0

1

11.11.2022

Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны

Практическая

Учи.ру






09.12.2022

горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-

работа;

РЭШ







ориентированных задач;









определять по плану расстояния между объектами на местности (при выполнении практической работы № 1);









определять направления по плану (при выполнении практической работы № 1);









ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях;









сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности;



2.2.

Географические

5

0

1

16.12.2022

Различать понятия «параллель» и «меридиан»;

Устный

Учи.ру


карты




27.01.2023

определять направления, расстояния и географические координаты по картам (при выполнении практических

опрос;

РЭШ







работ № 1, 2);









определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов









по физическим картам;









объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и









при помощи градусной сети;









различать понятия «план местности» и «географическая карта»;









применять понятия «географическая карта», «параллель», «меридиан» для решения учебных и (или)









практико-ориентированных задач;









приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей









географических карт, планов местности и геоинформационных систем (ГИС);



Итого по разделу

10


Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы

3.1.

Земля - планета

4

0

1

03.02.2023

Приводить примеры планет земной группы;

Устный

Учи.ру


Солнечной




24.02.2023

сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями

опрос;

РЭШ


системы





— освоения космоса;









объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной









поверхностью на разных широтах;









использовать понятия «земная ось», «географические полюсы», «тропики», «экватор», «полярные круги»,









«пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на









которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность









светового дня в дни равноденствий и солнцестояний в Северном и Южном полушариях;









объяснять смену времён года на Земле движением Земли вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси









к плоскости орбиты;









объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли;









объяснять различия в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах;









приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы;









устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой









местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа









данных наблюдений (при выполнении практической работы № 1);









выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни









солнцестояний на основе предоставленных данных;









находить в тексте аргументы, подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли при анализе









одного-двух источников информации, предложенных учителем;









сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет,









обнаруживать различие и сходство позиций задавать вопросы по существу обсуждаемой темы во время









дискуссии;









различать научную гипотезу и научный факт;



Итого по разделу

4


Раздел 4. Оболочки Земли


4.1.

Литосфера -

7

1

2

03.03.2023

Описывать внутренне строение Земли;

Устный

Учи.ру


каменная оболочка




21.04.2023

различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия», «земная кора»,«мине-

опрос;

РЭШ


Земли





рал» и «горная порода»;

Контрольная








различать материковую и океаническую земную кору; приводить примеры горных пород разного

работа;








происхождения;









классифицировать изученные горные породы по происхождению;









распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования:









вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;









применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и









(или) практико-ориентированных задач;









называть причины землетрясений и вулканических извержений;









приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;









показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли,









острова различного происхождения;









различать горы и равнины;









классифицировать горы и равнины по высоте;









описывать горную систему или равнину по физической карте (при выполнении работы № 1);









приводить примеры действия внешних процессов рельефо- образования в своей местности;









приводить примеры полезных ископаемых своей местности;









приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности,









России и мира;









приводить примеры опасных природных явлений в литосфере;









приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия









представителей географических специальностей, изучающих литосферу;









находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках









географической информации;









применять понятия «эпицентр» и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической









информации различных видов и форм представления;









оформление результатов (примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере









своей местности, России и мира) в виде презентации;









оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по









внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты)









по критериям, предложенным учителем при работе в группе;









в ходе организованного учителем обсуждения публично представлять презентацию о профессиях, связанных









с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели; выражать свою точку зрения









относительно влияния рельефа своей местности на жизнь своей семьи;



Итого по разделу

7


Раздел 5. Заключение

5.1.

Практикум

1

0

0

28.04.2023

Различать причины и следствия географических явлений;

Практическая

Учи.ру


«Сезонные





приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

работа;

РЭШ


изменения в





систематизировать результаты наблюдений;




природе своей





выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными компонентами природы;




местности»





представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания);









устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические зависимости между временем года,









продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом, температурой воздуха;









делать предположения, объясняющие результаты наблюдений;









формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между изменениями компонентов









природы;









подбирать доводы для обоснования своего мнения;









делать предположения, объясняющие результаты наблюдений на основе полученных за год географических









знаний;




Итого по разделу

1


Резервное время

3


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

6



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Введение. Зачем нам география и как мы будем её изучать.

1

0

0

05.09.2022

Устный опрос;

2.

Методы географических исследований.

1

0

0

12.09.2022

Устный опрос;

3.

Как люди открывали Землю (1)

1

0

0

19.09.2022

Устный опрос;

4.

Как люди открывали Землю (2)

1

0

0

26.09.2022

Устный опрос;

5.

Российские путешественники

1

0

0

03.10.2022

Устный опрос;

6.

Практическая работа №1 "Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды

1

0

1

10.10.2022

Практическая работа;

7.

Географические исследования в XX веке.

1

0

0

17.10.2022

Устный опрос;

8.

География сегодня

1

0

0

24.10.2022

Устный опрос;

9.

Контрольная работа №1 по теме: "На какой земле мы живем. Планета Земля"

1

1

0

07.11.2022

Контрольная работа;

10.

Ориентирование на местности

1

0

0

14.11.2022

Устный опрос;

11.

Земная поверхность на плане и карте (1)

1

0

0

21.11.2022

Устный опрос;

12.

Земная поверхность на плане и карте (2)

1

0

0

28.11.2022

Устный опрос;

13.

Практическая работа №2 "Определение расстояний и направлений на карте местности"

1

0

1

05.12.2022

Практическая работа;

14.

Учимся с "Полярной звездой"

1

0

0

12.12.2022

Устный опрос; Письменный контроль;

15.

Географическая карта

1

0

0

19.12.2022

Устный опрос;

16.

Градусная сетка

1

0

0

24.12.2022

Устный опрос;

17.

Географические координаты (1)

1

0

0

09.01.2023

Устный опрос;

18.

Географические координаты (2)

1

0

0

16.01.2023

Устный опрос;

19.

Практическая работа №3 "Определение географических координат, расстояний и направлений"

1

0

1

23.01.2023

Практическая работа;

20.

Мы во Вселенной

1

0

0

30.01.2023

Устный опрос;

21.

Движение Земли

1

0

0

06.02.2023

Устный опрос;

22.

Солнечный свет на Земле

1

0

0

13.02.2023

Устный опрос;

23.

Практическая работа №4 «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России»

1

0

1

20.02.2023

Практическая работа;

24.

Земная кора- верхняя часть литосферы.

1

0

0

27.02.2023

Устный опрос;

25.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

1

0

0

06.03.2023

Устный опрос;

26.

Движение Земной коры (1)

1

0

0

13.03.2023

Устный опрос;

27.

Движение Земной коры (2)

1

0

0

20.03.2023

Устный опрос;

28.

Рельеф Земли. Равнины

1

0

0

03.04.2023

Устный опрос;

29.

Рельеф Земли. Горы

1

0

0

10.04.2023

Устный опрос;

30.

Практическая работа №5 "Описание горной системы или равнины"

1

0

1

17.04.2023

Практическая работа;

31.

Литосфера и человек

1

0

0



24.04.2023

Устный опрос;

32.

Практическая работа №6 "Сезонные изменения в природе своей местности"

1

0

1

Практическая работа;

33.

Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

1

1

0

15.05.2023

Контрольная работа;

34.

Повторение

1

0

0

22.05.2023

Устный опрос;


Итого:

34

6

6




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 5 класс/ Акционерное общество

«Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Примерная программа основного общего образования


  1. Алексеев А.И. География: учебник для 5 класса


  1. Большой географический атлас. - М.: Олма-Пресс, 2016.


  1. Большой географический атлас школьника. - М.: АСТ, 2015.



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

учи.ру рэш

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Справочные таблицы


Оборудование для проведения практических работ по географии


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Компьютер Проектор Интерактивная доска Глобус

Карты



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!