Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №49 имени героев-даманцев»
«ПРИНЯТО» на заседании педагогического совета (Протокол № ____ от «___» _________ 2019 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР «___» _________2019г. ______________________ | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом директора МБОУ «ОШ№49 имени героев-даманцев» № _____ от «___» __________2019 г. В.И.Абросимова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Всеобщей истории 5 класс
(наименование учебного предмета или курса)
Уровень образования __общее образование_
(начальное, основное или среднее общее образование)
Учитель: Брылева Татьяна Александровна
(Ф.И.О.)
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения);
Программа курса «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.-сост. Ф. А. Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2019. – 40 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Программа ориентирована на УМК: В. О. Никишин, А. В. Стрелков, О. В. Томашевич, Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово (ФГОС. Инновационная школа).
Цель и задачи курса:
История Древнего мира — первый учебный курс, с которого начинается систематическое изучение истории в основной школе. В 4 классе учащиеся получили общее представление об истории в рамках курса «Окружающий мир». В 5 классе они приступают к изучению всеобщей истории, осваивая ее первый, и самый продолжительный, период.
Именно с 5 класса начинается реализация главной цели изучения истории в современной школе — «образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности».
Указанная главная цель основного общего исторического образования конкретизируется применительно к курсам всеобщей истории с учетом специфики изучаемого периода.
Цель изучения курса «История Древнего мира» состоит в освоении исторической значимости периода древности в целом и всех его основных разделов, в приобщении учащихся к мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания.
Эта общая цель определяет и задачи курса «Истории Древнего мира»:
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально-экономическом, политичес
ком и культурном аспектах развития древних обществ;
формирование научно-исторической картины мира, понимания значения истории и способов позна
ния прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;
формирование умений анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с
разными видами источников и учебными материалами;
развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно пред
ставлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию, религии различных народов;
формирование ценностных ориентиров для культурной, этнонациональной самоидентификации в
современном обществе на основе освоенных знаний по курсу древней истории.
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
В результате освоения программы «История Древнего мира»:
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Календарно-тематическое планирование по предмету история - 70 часов
5 класс
№ | Кол-во часов | Дата | Тема | Формы текущего контроля |
План Факт |
Введение в предмет – 2 часа. |
1. | 1 | | | Введение в предмет: Что изучает история | |
2. | 1 | | | Счет лет в истории | |
Раздел I. Жизнь первобытных людей Глава 1. Люди каменного века – 3 часа |
3. | 1 | | | Появление людей на Земле | |
4. | 1 | | | Жизнь древних охотников | |
5. | 1 | | | Искусство и религия первобытных людей. | |
Глава 2. Возникновение цивилизации – 3 часа |
6. | 1 | | | Древние земледельцы и скотоводы | |
7. | 1 | | | От первобытности к цивилизации | |
8. | 1 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей». | Контрольный тест |
Раздел II. Древний Восток. Глава 3. Древний Египет – 6 часов. |
9. | 1 | | | Возникновение государства в Древнем Египте. | |
10. | 1 | | | Жизнь древних египтян. | |
11. | 1 | | | Могущество и упадок державы фараонов. | |
12. | 1 | | | Религия древних египтян. | |
13. | 1 | | | Культура Древнего Египта. | |
14. | 1 | | | Повторение и проверка знаний по теме «Древний Египет». | Контрольный тест |
Глава 4. Западная Азия в древности – 8 часов |
15. | 1 | | | Древнее Междуречье | |
16. | 1 | | | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | |
17. | 1 | | | Финикийские мореплаватели | |
18. | 1 | | | Древняя Палестина | |
19. | 1 | | | Ассирийская держава | |
20. | 1 | | | Нововавилонское царство | |
21. | 1 | | | Персидская держава | |
22. | 1 | | | Повторение и проверка знаний по теме: «Западная Азия в древности». | Контрольный тест |
Глава 5. Индия и Китай в древности – 5 часов |
23. | 1 | | | Государство Древней Индии | |
24. | 1 | | | Общество и культура Древней Индии | |
25. | 1 | | | Государства Древнего Китая | |
26. | 1 | | | Культура Китая | |
27. | 1 | | | Повторение и проверка знаний по теме: «Индия и Китай в древности». | Контрольный тест |
Раздел III. Древняя Греция. Глава 6. Древняя Греция – 4 часов |
28. | 1 | | | Зарождение греческой цивилизации | |
29. | 1 | | | Ахейская Греция | |
30. | 1 | | | Поэмы Гомера | |
31. | 1 | | | Боги и герои Древней Греции | |
Глава 7. Греческие полисы и их борьба с персидским нашествием – 8 часов |
32. | 1 | | | Возникновение полисов | |
33. | 1 | | | Великая греческая колонизация | |
34. | 1 | | | Герои Марафонской битвы | |
35. | 1 | | | Возникновение демократии в Афинах | |
36. | 1 | | | Древняя Спарта | |
37 -38. | 2 | | | Греко – персидские войны | |
39. | 1 | | | Повторение и проверка знаний по теме: «Древняя Греция». | Контрольный тест |
Глава 8. Могущество и упадок Афин – 3 часа |
40. | 1 | | | Расцвет Афинского государства | |
41. | 1 | | | Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. | |
42. | 1 | | | Упадок Эллады | |
Глава 9. Древнегреческая культура – 4 часа |
43. | 1 | | | Образование и наука в Древней Греции | |
44. | 1 | | | Древнегреческое искусство | |
45. | 1 | | | Олимпийские игры | |
46. | 1 | | | Повторение и проверка знаний по теме: «Древняя Греция». | |
Глава 10. Македонские завоевания – 4 часов |
47. | 1 | | | Возвышение Македонии | |
48. | 1 | | | Завоевание Александра Македонского | |
49. | 1 | | | Греческие государства на Востоке. | |
50. | 1 | | | Сулла – первый военный диктатор Рима. | |
Раздел IV. Древний Рим. Глава 11. Образование Римской республики – 3 часа |
51. | 1 | | | Начало римской истории | |
52. | 1 | | | Республика римских граждан | |
53. | 1 | | | Завоевание Римом Италии | |
Глава 12. Римские завоевание в Средиземноморье – 3 часа |
54. | 1 | | | Первая война с Карфагеном | |
55. | 1 | | | Война с Ганнибалом | |
56. | 1 | | | Рим – завоеватель Средиземноморье | |
Глава 13. Гражданские войны в период Римской республики – 5 часов |
57. | 1 | | | Народные трибуны – братья Гракхи | |
58. | 1 | | | Сулла – первый военный диктатор Рима | |
59. | 1 | | | Восстание Спартака | |
60. | 1 | | | Цезарь – повелитель Рима | |
61. | 1 | | | Падение республики | |
Глава 14. Расцвет и могущества Римской империи – 4 часа. |
62. | 1 | | | Император Октавиан Август | |
63. | 1 | | | Цезари Рима | |
64 – 65. | 2 | | | Жизнь в Римской империи | |
Глава 15. Закат античной цивилизации – 5 часов. |
66. | 1 | | | Кризис Римской империи в III веке | |
67. | 1 | | | Христианство | |
68. | 1 | | | Императоры Диоклетиан и Константин | |
69. | 1 | | | Падение Западной Римской Империи | |
70. | 1 | | | Итоговое повторение | |
Брылева Татьяна Александровна