СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по литературному чтению составлена на основе Примерной программы начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Гастелло.


РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения протокол № ___ от___________

______________ Люблина Г.В.

СОГЛАСОВАНО

______________2016 г

Зам. директора по УВР __________Шевчук Р.Н.

УТВЕРЖДАЮ


Директор _____________Илющенкова Г.А.

______________________2016 г

Приказ № ____от _____________2016 г





Рабочая учебная программа

Предмета литературное чтение

2 класса начального общего образования

Срок реализации 1 год.

Составлена на основе примерной программы начального общего образования,

Учителем начальных классов Трусковской Еленой Олеговной































2016



Рабочая программа 2 класса

Предметная область « Русский язык и литературное чтение»

Учебный предмет: «литературное чтение»



Планируемые результаты изучения учебного предмета


К концу изучения во втором классе курса Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетенции, литературного и речевого развития.


Второклассники научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

  • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 50 60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

  • полноценно воспринимать ( при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

  • применять различные способы чтения ( ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально – этических норм;

  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

  • определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;

  • устанавливать причинно – следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

  • отличать поэтический текст от прозаического;

  • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм ( сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

  • осуществлять различные формы интерпретации текста ( выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);

  • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа ( полного, выборочного, краткого) с учётом специфики тексов;

  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

  • создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно – популярном текстах;

  • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.


Второклассники получат возможность научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразие;

  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

  • определять сходство и различие произведений разных жанров;

  • использовать при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

  • высказывать и пояснять свою точку зрения;

  • применять правила сотрудничества;

  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

  • делать устную презентацию книги (произведения);

  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.



Содержание учебного предмета «литературное чтение» (136 часов)



Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество (15 часов)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели (14ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших (12 ч)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Из детских журналов (9 ч)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям (17 ч)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Я и мои друзья (10 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (10 ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

И в шутку и всерьёз (14 ч)

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран ( 13 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».



Виды речевой и читательской деятельности:

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности собы­тий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебно­му, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение:

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чте­ния), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понима­ние смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью инто­нирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художест­венного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформ­лению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слу­шать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлече­ние справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстра-тивный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодиче­ская печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного про­изведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простей­шими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живо­писании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотвор­ной речи).

Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.

Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство россий­ского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.

Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, вы­борочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из раз­ных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деле­ние текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текс­та. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текс­та (отбор главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и зада­вать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отра­жение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точ­ку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм рече­вого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.

Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению со­циально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечест­венной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.

Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного воз­раста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотво­рение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, послови­цы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, оли­цетворений, звукописи.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихо­творного произведения (ритм, рифма).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с эле­ментами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, пись­менные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.-- Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозиро­вать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Наименование разделов и тем.

Содержание программного материала.

кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1

Вводный урок

1


2

Самое великое чудо на свете.

Р.Сеф «Читателю».

4

Отвечатьна вопросы по содержанию словами текста.

Определятьэмоциональный характер текста.

Выявлятьсмысловой и эмоциональный подтекст.

3

Устное народное творчество.

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные ( «Сказка по лесу идет…» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», « Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди».).

15

Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарем.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.Определятьэмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.

4

Люблю природу русскую. Осень.

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К.Бальмонт «Поспевает брусника», А.Плещеев «Осень наступила…», А.Фет «Ласточки пропали», А.Толстой « Осень. Обсыпается наш бедный сад…»,С.Есенин «Закружилась листва золотая…», В.Брюсов «Сухие листья», И Токмакова «Опустел скворечник…», В.Берестов «Хитрые грибы», «Грибы», М.И.Пришвин «Осеннее утро».

8

Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

Пользоваться сносками и школьным толковым словарем.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.Определятьэмоциональный характер текста.

5

Русские писатели

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!..Крестьянин, торжествуя…», «Сказка орыбаке и рыбке». И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».

14

Определять эмоциональный характер текста.

Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.

Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей.

Уметь прогнозировать содержание прочитанного.

6

О братьях наших меньших

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…», В. Берестов «Кошкин дом», М. Пришвин «Ребята и утята», Е.Чарушин «Страшный рассказ», Б. Житков «Храбрый утенок».

12

Характеризовать персонажей, определять собственное отношение к их поступкам.

Составлять картинный план.

Пересказывать с опорой на картины план.

Последовательно перечислять картины или события произведения.

Составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану.

7

Из детских журналов

Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..»;

Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи»

Д. Хармс «Что это было?»; Н.Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров «Чудаки»; А. Введенский «Ученый Петя».

9

Формулировать тему небольшого текста.

Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку.

Выявлятьсмысловой и эмоциональный подтекст.

8

Люблю природу русскую. Зима.

И. Бунин «Зимним холодом…», К. Бальмонт «Светло-пушистая…», Я.Аким «Утром кот…», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза».

9

Определятьэмоциональный характер текста.

Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.

Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей.

9

Писатели – детям

Произведения о детях, о природе, написанные К.И.Чуковским(«Путаница», «Радость», С.Я. Маршаком («Кот илодыри») ; С.В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»),А.Л. Барто(«Веревочка», «Мы не заметили жука..», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н.Н.Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

17

Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

Пользоваться сносками и школьным толковым словарем.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.Определятьэмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.

10

Я и мои друзья

В. Берестов «За игрой», Э.Мошковская «Я ушел в свою обиду…», В. Берестов «Гляжу с высоты…», В. Лунин «Я и Вовка», Н. Булгаков «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев «Два пирожных», В. Осеева «Хорошее».

10

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.Определятьэмоциональный характер текста.

Выявлятьсмысловой и эмоциональный подтекст.

11

Люблю природу русскую. Весна

Ф. Тютчев «Зима недаром злиться», «Весенние воды», А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка», «В бурю»; А. Блок «На лугу»; С. Марша «Снег уже теперь не тот»; И. Бунин «Матери» ; Е.Благина «Посидим в тишине»; Э.Мошковская «Я маму мою обидел».

10

Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; пользоваться сносками и школьным толковым словарем.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.Определятьэмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам.

12

И в шутку и всерьёз

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?», «Песенки Винни-Пуха»; Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», « Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; Г. Остер «Будем знакомы».

14

Определятьэмоциональный характер текста.

Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.

Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей.

Уметь прогнозировать содержание прочитанного.

13

Литература зарубежных стран

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков ( «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», « Знают мамы, знают дети»).

Сказки: Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная шапочка»), Г.Х. Андерсен («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт ( «Мафин и паук»).

13

Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

Пользоваться сносками и школьным толковым словарем.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста.Определятьэмоциональный характер текста.


























6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!