СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 3 класс литературное чтение "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 3 класс литературное чтение "Школа России"»

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной

задачей;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,

пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;

  • lзаписывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;

  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);

  • понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, вы- являть отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога(полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;

  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

  • осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.


Содержание учебного предмета

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, ри­сунки, текст — объекты для получения необхо­димой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Самое великое чудо на свете »

Устное народное творчество (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни.

к силам природы. Лирические народные песни. Шуточ­ные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван-Царевич и Серый Волк». «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописно­го текстов. Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. Стартовая проверочная работа по разделу «Устное народное творчество»

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Проект: Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смолен­ского.

Русские поэты XIX—XX века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Звуко­пись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выра­зительности. Сочинение — миниатюра «О чём рас­скажут осенние листья». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. И.С.Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сцена­рия утренника «Первый снег». И. 3. Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лириче­ском стихотворении. Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

Русские писатели (24 часа)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что инте­ресного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Лириче­ские стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпи­тет, сравнение. Звукопись, её выразительное зна­чение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. Собы­тия сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной скажи. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Кры­лове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И. А. Крылову. Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравствен­ный урок читателю. Герои басни. Характеристи­ка героев на основе их поступков. Инсцениро­вание басни. М.Ю.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Лирические стихотворения. Настроение стихот­ворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лири­ческого текста и произведения живописи. Л. Н.Толстой. Детство Л. Н.Толстого. Из вос­поминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Срав­нение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности проза­ического лирического текста. Средства художе­ственной выразительности в прозаическом тек­сте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рас­суждения и текста-описания. Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела .

Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. К.Д.Бальмонт, И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных кар­тин. Оценка достижений. Промежуточная проверочная работа по разделу « Поэтическая тетрадь 2»

Литературные сказки 8 часов

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Ге­рои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Литературные сказки»

Были - небылицы 10часов

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». Прием срав­нения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение про­должения сказки К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произ­ведения. Характеристика героев. А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов пла­на. Пересказ. Оценка достижений.Проверочная работа по разделу «Были-небылицы»

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов )и

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства ху­дожественной выразительности. Авторское от­ношение к изображаемому. А. А. Блок. Картины зимних забав. Средства ху­дожественной выразительности для создания об­раза. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. С. А. Есенин. Выразительное чтение стихотворе­ния. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

Люби живое (16 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

М. Пришвин «Моя родина». Заголовок — «вход­ная дверь» в текст. Основная мысль текста. Со­чинение на основе художественного текста. И. С. Соколов- Mикитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Бе­лов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произве­дения. Пересказ. Краткий пересказ. В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нрав­ственный смысл рассказа. Оценка достижений. Промежуточная проверочная работа по разделу «Люби живое»..

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над роси­стой поляной...» Заголовок стихотворения. Вы­разительное чтение. А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразитель­ное чтение. С. В. Михалков «Если». Выразительное чтение. Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Вырази­тельное чтение. Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (13 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произ­ведения. А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чте­ние по ролям. М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путе­шественники». Смысл названия рассказа. Осо­бенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического расска­за. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

По страницам детских журналов (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые ста­рые детские журналы. По страницам журналов для детей. Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются ле­генды». Создание собственного сборника до­брых советов. Что такое легенда. Пересказ. Ле­генды своей семьи, своего дома, своего города. Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «По страницам детских журналов»

Зарубежная литература (7 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отра­жение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические ге­рои и их подвиги. Пересказ. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Под­готовка сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений. Итоговая проверочная работа по изученным разделу «Зарубежная литература».



Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс


урока


Дата

Количество часов, отводимых на освоение темы


Раздел (количество часов)

Тема урока

По

плану

Фактически


1


3.09


1


Инструктаж по ТБ. Вводный урок по курсу литературного чтения


Самое великое чудо на свете.

(4ч)

2

4.09


1

Знакомство с названием раздела. Рукописные кни­ги Древней Руси

3

5.09


1

Перво­печатник Иван Фёдоров


4

7.09


1

Обобщающий урок по теме. Оценка достижений.

5

10.09


1

Проверочная работа по разделу «Самое великое чудо на свете »(тест)


Устное народное творчество ( 14ч)

6

11.09


1

Знакомство с названием раздела. Русские народные песни

7

12.09


1

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

8

14.09


1

Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства.

9

17.09


1

Особенности волшебной сказки «Сестрица Алёнуш­ка и братец Иванушка»

10

18.09


1

Составление плана сказки «Сестрица Алёнуш­ка и братец Иванушка»

11

19.09


1

Особенности волшебной сказки «Иван-царевич и серый волк»

12

21.09


1

Характеристика героев сказки «Иван-царевич и серый волк»

13

24.09


1

Деление на части. сказки «Иван-царевич и серый волк»

14

25.09


1

Особенности волшебной сказки «Сивка-бурка»

15

26.09


1

Характеристика героев сказки « Сивка-бурка»

16

28.09


1

Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текста.

17

1.10


1

Проект «Сочинение волшебной сказки»

18

2.10


1

Стартовая проверочная работа по разделу«Устное народное творчество» (тест)

19

3.10


1

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Оценка достижений


Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

20

5.10


1

Знакомство с названием раздела. Проект «Как научиться читать сти­хи.» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского)

21

8.10


1

Звукозапись, её художественно-выразительное значение в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»,

22

9.10


1

Олицетворение- средство художественной выразительности.Ф. И. Тютчев«Листья»

23

10.10


1

Сочинение -миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

24

12.10


1

Картины природы в стихах А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой»

25

15.10


1

Подвижные картины природы И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспро­будно...»,

26

16.10


1

Олицетворение как приём создания картины природы. И. С. Никитин «Встреча зимы»

27

17.10


1

Лирические стихи И. 3. Суриков. «Детство»,

28

19.10


1

Сравнение как средство создания картины природы. И. 3. Суриков. «Зима»

29

22.10


1

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1»

30

23.10


1

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 1»



Великие русские писатели. (24ч)

31

24.10


1

Знакомство с названием раздела. А. С. Пушкин — великий русский писатель. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина»

32

265.10


1

Лирические стихотворения А.С.Пушкина .Отрыв­ки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин»

33

29.10


1

Средства художественной выразительности. А. С. Пушкин. «Зимнее утро»

34

30.10


1

Звукозапись, её художественно-выразительное значение. А. С. Пушкин. «Зимний вечер»

35

31.10


1

Тема сказки. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богаты­ре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царев­не Лебеди»

36

2.11


1

События сказочного текста. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богаты­ре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царев­не Лебеди»

37

12.11


1

Особенности волшебной сказки .С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богаты­ре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царев­не Лебеди»

38

13.11


1

Герои волшебной сказки. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богаты­ре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царев­не Лебеди»

39

14.11


1

Нравственный смысл сказки С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богаты­ре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царев­не Лебеди»

40

16.11


1

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

41

19.11


1

И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

42

20.11


1

Мораль басен. И. А. Крылов. «Мар­тышка и Очки»

43

21.11


1

Характеристика героев на основе их поступков в басне И. А. Крылова «Зер­кало и Обезьяна»

44

23.11


1

Инсценирование басни И. А. Крылова «Во­рона и Лисица»

45

26.11


1

М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

46

27.11


1

Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере ди­ком...»

47

28.11


1

Настроение стихотворения. М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Осень»

48

30.11


1

Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого . Подготовка сообщений о жизни и творчестве писателя.

49

3.12


1

Составление различных вариантов плана Л. Н. Толстого. «Акула»

50

4.12


1

Сравнение рассказов. Л. Н. Толстой. «Прыжок»

51

5.12


1

Тема и главная мысль рассказа Л. Н. Толстой. «Лев и со­бачка»

52

7.12


1

Текст- описание. Л. Н. Толстой. «Какая бы­вает роса на траве», Текст- рассуждения. «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

53

10.12


1

Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели».

54

11.12


1

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели».



Поэтическая тетрадь 2.

(6ч)

55

12.12


1

Знакомство с названием раздела. Настроение стихотворения Н. А. Некрасова «Славная осень! Здоровый, ядрё­ный...»

56

14.12


1

Картины природы в стихотворении Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором...»

57

17.12


1

Повествовательное произведение в стихах. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

58

18.12


1

Выразительное чтение стихотворений К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». И. А. Бунин. «Дет­ство»

59

19.12


1

Создание словесных картин .И. А. Бунин. «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...» Обобщение по теме « Поэтическая тетрадь 2»

60

21.12


1

Промежуточная проверочная работа по разделу « Поэтическая тетрадь 2»



Литературные сказки

(8ч)

61

24.12


1

Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка.

62

25.12


1

Нравственный смысл сказки Д. Н. Мамин-Сибиряка «Сказка про храброго Зай­ца — Длинные Уши, Ко­сые Глаза, Короткий Хвост»..

63

26.12


1

Характеристика героев сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница ».

64

28.12


1

Нравственный смысл сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница ».

65

11.01


1

Инструктаж по ТБ. Герои сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

66

14.01


1

Составление плана сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

67

15.01


1

Подробный и выборочный пересказ сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

68

16.01


1

Обобщающий урок по теме «Литературные сказки» Оценка достижений.

Проверочная работа по теме «Литературные сказки»


Были-небылицы.

(10ч)

69

18.01


1

Знакомство с названием

раздела. Приём сравнения при описании подводного царства

М. Горький. «Случай с Евсейкой»

70

21.01


1

Творческий пересказ: сочинение продолжения к сказке М. Горького . «Случай с Евсейкой»

71

22.01


1

Определение жанра произведения .К. Г. Паустовский «Рас­трёпанный воробей»

72

23.01


1

Герои произведения К. Г. Паустовского «Рас­трёпанный воробей»

73

25.01


1

Характеристика героев произведения К. Г. Паустовского «Рас­трёпанный воробей

74

28.01


1

Основные события произведения А. И. Куприна «Слон»

75

29.01


1

Составление различных вариантов планов. А. И. Куприн. «Слон»

76

30.01


1

Пересказ рассказа А. И. Куприна «Слон

77

1.02


1

Обобщающий урок о теме «Были-небылицы»

78

4.02


1

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Были-небылицы»


Поэтическая тетрадь 1. (6ч)

79

5.02


1

Знакомство с разделом. Стихи о животных.

С. Чёрный «Что ты тиска­ешь утёнка?»

80

6.02


1

Авторское отношение к изображаемому . С. Черный. «Воробей», «Слон»

81

8.02


1

Картины зимних забав в стихотворении А.А. Блока «Ветхая избушка»

82

11.02


1

Средства художественной выразительности в стихах А. А. Блока , «Сны», «Ворона»

83

12.02


1

Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи в стихотворении С. А. Есенина «Черёмуха».

84

13.02


1

Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 1» . Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 1»





Люби живое.

( 16ч)

85

15.02


1

Знакомство с разделом.

Заголовок – «входная дверь» в текст. М. Пришвин «Моя Ро­дина»

86

18.02


1

Основная мысль текста М. Пришвина «Моя Ро­дина Сочинение на основе художественного текста.

87

19.02


1

Определение жанра произведения ..И. С. Соколова-Микитова. « Листопадничек »

88

20.02


1

Рассказ о герое произведения ..И. С. Соколова-Микитова. « Листопадничек »

89

22.02


1

Творческий пересказ: дополнение содержания произведения И. С. Соколова-Микитова. « Листопадничек »

90

25.02


1

Главные герои рассказа В. И Белова «Малька провинилась»

91

26.02


1

Озаглавливание текста. В. И Белов «Ещё про Мальку

92

27.02


1

Составление плана на основе названия глав. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»

93

1.03


1

Рассказ о герое произведения В. В. Бианки. «Мышонок Пик»

94

4.03


1

Герои произведения Б. С. Житкова. «Про обе­зьянку»

95

5.03


1

Пересказ произведения Б. С. Житкова «Про обе­зьянку»

96

6.03


1

Краткий пересказ произведения Б. С. Житкова «Про обе­зьянку»

97

7.03


1

Герои произведения В. П. Астафьева «Капалуха»

98

11.03


1

Нравственный смысл рассказа В. Ю. Драгунского

«Он живой и светится...»

99

12.03


1

Обобщение по теме «Люби живое». Оценка достижений.

100

13.03


1

Промежуточная проверочная работа по разделу «Люби живое»..


Поэтическая тетрадь 2 (8ч)

101

15.03



1

Знакомство с названием раздела.

Заголовок стихотворения С. Я. Маршака «Гроза днём», Выразительное чтение стихотворения С.Я. Маршака «В лесу над росистой поляной...»

102

16.03


1

Выразительное чтение стихотворения А. Л. Барто. «Разлука»,

103

18.03


1

Выразительное чтение стихотворения А. Л. Барто « В театре»

104

19.03


1

Выразительное чтение стихотворения С. В. Михалкова «Если»

105

20.03


1

Выразительное чтение стихотворений Е. А. Благинина. «Кукуш­ка», «Котёнок»

106

22.03


1

Проект «Праздник поэзии»

107

3.04


1

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»

108

5.04


1

Оценка достижений

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 2»







Собирай по ягодке — наберёшь кузо­вок.

(13ч)

109

8.04


1

Знакомство с названием раздела. Особенности заголовка произведения Б. В. Шергина «Собирай по ягодке — наберёшь кузо­вок»

110

9.04


1

Герои рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле» и особенности их речи

111

10.04


1

Чтение по ролям произведения А. П. Платонова «Цветок на земле»

112

12.04


1

Герои рассказа А. П. Платонова. «Ещё ма­ма» и особенности их речи.


113

15.04


1

Чтение по ролям рассказа А. П. Платонов. «Ещё ма­ма».


114

16.04


1

Смысл названия рассказа М. М. Зощенко. «Золотые слова»

115

17.04


1

Главная мысль рассказа М. М. Зощенко. «Золотые слова»

116

19.04


1

Особенности юмористического рассказа М, М. Зощенко «Великие путешественники »

117

22.04


1

Восстановление порядка событий в рассказе М, М. Зощенко. «Великие путешественники »

118

23.04


1

Анализ заголовка рассказа . Н. Н. Носова «Федина задача»

119

24.04


1

Особенности юмористических рассказов Н. Н. Носов. «Телефон»

120

26.04


1

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок

121

29.04


1

Оценка достижений. Проверочная работа по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»


По страницам детских журналов. (8ч)

122

30.04


1

Знакомство с названием раздела. По страницам детских журналов. Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой»

123

2.05


1

Ответы на вопросы по содержанию Ю. И. Ермолаев. «Прогово­рился»

124

3.05


1

Пересказ рассказа Ю. И. Ермолаева «Воспита­тели»

125

6.05


1

Г. Б. Остер. «Вредные со­веты» . создание сборника добрых советов.

126

7.05


1

Что такое легенда. Пересказ произведения Г. Б. Остера «Как получаются легенды

127

8.05


1

Выразительное чтение произведения Р. С. Сефа. «Весёлые стихи»

128

10.05



1

Обобщение по разделу «По страницам детских журналов»

129

13.05


1

Оценка достижений.

Проверочная работа по разделу «По страницам детских журналов»


Зарубежная литература (7ч)

130

14.05


1

Знакомство с названием раздела. Древнегреческий миф «Храбрый Персей» мифологические герои и их подвиги.

131

15.05


1

Пересказ Древнегреческого мифа «Храбрый Персей

132

17.05


1

Итоговая комплексная работа.

133

20.05


1

Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок»

134

21.05


1

Создание рисунков к сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок»

135

22.05


1

Проверочная работа по изученным разделу «Зарубежная литература».

136

24.05


1

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!