СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное обучение для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»

УТВЕРЖДЕНА

Директор

_________/Л.Г.Марченко/

Приказ

от «01» сентября 2023 г.

№__1-__________

СОГЛАСОВАНА

Заместитель

директора по УВР

_______/ О.В.Королева/

«__01_»_сентября___2023 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Руководитель МО

__________ /О.С.Дюльдина/

Протокол

от «_01_»__сентября_ 2023 г.

№__1_________________




























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»


ученика Цыганова Сергея

6 «Б» класс

(индивидуальное обучение)


на 2023 – 2024 учебный год


Составитель: Учитель – дефектолог

Новикова Ульяна Игоревна





г. Железногорск

2023 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рабочей программе определены базовые направления педагогической деятельности, обеспечивающие целостное, всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Нормативно-правовая основа рабочей программы:


  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант, приказ по ОУ № 1- от 31.08.2023 г.

  • Учебный план образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант ФГОС) 5-7 класс на 2023-2024 учебный год, приказ по ОУ № 1- от 31.08.2023 г.

  • Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2023-2024 учебный год, приказ № 1- от 31.08.2023 г.

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1- от 31.08.2023 г.

  • Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОУ № 1-261 от 26.05.2021 г.

  • Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ № 1-254 от 31.08.2017 г.

  • Приказ «Об индивидуальном обучении на дому Цыганова Сергея № 1- от 01.09.2023г.

  • Индивидуальное обучение организовано на основе заключения ПМПК от 11.04.2016 г., протокол № С 140/65.

Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачами изучения географии являются:

― формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

― формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России;

― формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

― формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф

― овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;

― формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи (обучающие, коррекционно–развивающие, воспитательные, профориентационные) изучения географии по адаптированной основной общеобразовательной программе. Рабочая программа построена на основе от простого к сложному. Принцип отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными, психическими особенностями развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, а для детей-инвалидов с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Коррекционная работа на уроках географии – это не отдельные, обособленно взятые упражнения в совершенствовании психической деятельности ребенка, а система средств, которая пронизывает процесс всей учебно-воспитательной работы в школе и в частности на уроках географии.

Коррекционные задачи при проведении уроков географии:

  1. Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся;

  2. Углубление понимания учащимися причинно-следственной зависимости;

  3. Изучение соотношения интеллекта и аффекта в процессе учебной деятельности;

  4. Целенаправленное формирование географических понятий;

  5. Совершенствование организационных форм и методики обучения географии с учетом познавательных возможностей.

Профориентационные задачи, решаемые в ходе урока географии:

  1. Сообщение учащимся определенных знаний о профессиях, раскрытие социальных, экономических, технологических и психологических сторон профессий;

  2. Информирование учащихся о путях овладения избранными профессиями- об учебных заведениях, профилирующих профессиях, сроках обучения, перспективах прфессионального роста и др.;

  3. Формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и конкретно- к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном экономическом регионе;

  4. Формирование стойких профессиональных интересов и правильно мотивированных профессиональных намерений, базирующихся на осознании социально-экономических потребностей общества.

№ п/п

Разделы тематического планирования

Количество часов

Направления коррекционной работы

Введение

5 ч

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Ориентирование на местности

5 ч

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция пространственного восприятия

(ориентирование на плане).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Формы поверхности Земли

4 ч

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы,

объекты по данному учителем плану.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция восприятия времени.

Вода на Земле

10 ч

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

План и карта

9 ч

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Развитие пространственного восприятия.

Земной шар

14 ч

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи

Карта России

19 ч

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения

осуществлять его переключение.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения

использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к

волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и

пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция пространственного восприятия, восприятия

физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми

высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.


Инвариантный модуль «Школьный урок»

В рамках Модуля воспитательный потенциал урока реализуется через следующие составляющие:

Воспитательное воздействие через содержание урока.


Осуществляется согласно индивидуальному плану учителя

С учетом возрастных и интеллектуальных особенностей использование специальных форм проведения уроков:

урок-игра;

деловая игра;

урок-зачет;

урок-путешествие;

тест-урок;

урок-деловая игра;

урок-интервью;

лекция;

экскурсия;

урок-практикум.


и технологий обучения:

Проектная технология

Технология развивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии  

Информационно – коммуникационная технология

Групповые технологии.

Технология разноуровневого обучения

Технология проблемного обучения

Личностно-ориентированное обучение

Использование случайно возникающих и специально созданных воспитывающих ситуаций:

  • авансирования доверием А.С.Макаренко),

  • свободного выбора (О.С.Богданова, Л.П.Катаева и др.),

  • непринужденной принудительности (Т.Е.Конникова),

  • эмоционального заражении (А.Н.Лутошкин),

  • соревновательная (А.Н.Лутошкин),

  • соотнесения (Х.Й.Лийметс),

  • успеха (В.А.Караковский, О.С Газман, А.С.Белкин),

  • творчества (В.А.Караковсвий) и другие.

Воздействие личным примером самого учителя

Реализация воспитательного потенциала на уроке реализуется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно -историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

1.2 элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

1.3 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

1.4 опыт социальной и межкультурной коммуникации;

1.5 начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

2.1 начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

2.2 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

2.3 уважительное отношение к традиционным религиям;

2.4 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

2.5 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

2.6 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

2.7 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

3.1 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

3.2 ценностное и творческое отношение к учебному труду;

3.3 элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

3.4 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

3.5 первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

3.6 потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

3.7 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

4.1 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

4.2 элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально -психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

4.3 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

4.4 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

4.5 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

5.1 ценностное отношение к природе;

5.2 первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

5.4 первоначальный опыт участи в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

5.5 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

6.1 первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

6.2 первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

6.3 элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

6.4 первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

6.5 первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

6.6 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Используемый учебно-методический комплект:

  • учебник География. 6 класс – авторы Лифанова Т.М., Соломина Е. Н.

  • рабочая тетрадь География. 6 класс – автор Лифанова Т.М.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.

«Начальный курс физической географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используются для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Курс географии имеет много смежных тем смежных с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой основами социальной жизни и другими предметами.


  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебный предмет География в учебном плане входит в образовательную область Естествознание.

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы по 2 урока в неделю.

Начальный курс физической географии, изучаемый в 6 классе, рассчитан на 68 часов.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты

Минимальный уровень

Обучающиеся должны знать:

Название основных сторон горизонта;

Основные формы земной поверхности;

Названия водоемов;

Правила поведения в природе;

Условные цвета и наиболее распространенные знаки географической карты;

Названия материков и океанов;

Значение Солнца для жизни на Земле;

Название нашей страны, её столицы;

Название родного края, города.

Обучающиеся должны уметь:

Делать простые схематические зарисовки;

Составлять рассказы об изучаемых географических объектах из предложенных учителем предложений;

Показывать на географической карте объекты, заранее выделенные учителем.


Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

Что изучает география;

Горизонт, линию и стороны горизонта;

Основные формы земной поверхности;

Виды водоемов, их различия;

Меры по охране воды от загрязнения;

Правила поведения в природе;

Отличие плана от рисунка и географической карты;

Основные направления на плане, географической карте;

Условные цвета и знаки географической карты;

Расположение воды и суши на Земле;

Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;

Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

Основные типы климатов;

Географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;

Названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».

Обучающиеся должны уметь:

Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;

Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

Читать географическую карту;

Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.


Личностные результаты

  • Воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознание себя гражданином России;

  • Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

  • Совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

  • Формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, рабочая тетрадь, глобус, карта, компас и др.);

  • Развитие навыков взаимодействия при работе в паре, в группе;

  • Воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, в музеи, при знакомстве с достопримечательностями городов России и родного города;

  • Воспитание навыков безопасного поведения в природе.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В 6 классе обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими явлениями, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

  1. Введение – 5 часов

  2. Ориентирование на местности – 4 часа

  3. Формы поверхности Земли – 4 часа

  4. Вода на Земле – 10 часов

  5. План и карта – 9 часов

  6. Земной шар – 14 часов

  7. Карта России – 19 часов

Введение (5 ч)

География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды. Опасные природные явления в атмосфере.

Географические сведения о своей местности и труде населения.

Практические работы

Чтение и обобщение календарей природы и труда. Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением, рабочими тетрадями на печатной основе.


Ориентирование на местности (4 ч)

Горизонт. Линия горизонта.

Стороны горизонта.

Компас и правила пользования им.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, природным объектам.

Межпредметные связи

Горизонтальное и вертикальное положение (математика)

Рисунки компаса и линии горизонта (изобразительное искусство)

Правописание трудных слов (русский язык)

Практические работы

Зарисовка линии, сторон горизонта.

Схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.


Формы поверхности Земли (4 ч)

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

Овраги, их образование.

Горы. Понятие о землетрясениях, извержениях вулканов.

Межпредметные связи

Сравнение объектов по высоте (математика)

Поверхность нашей местности (природоведение)

Предметы и явления неживой природы (природоведение)

Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд)

Практические работы

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.

Зарисовка различных форм земной поверхности. Схемы вулкана в разрезе.


Вода на Земле (10 ч)

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.

Родник, его образование.

Колодец. Водопровод.

Река, её части. Горные и равнинные реки. Использование рек.

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

Болота, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

Острова и полуострова.

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Межпредметные связи

Вода в природе. Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (природоведение).

Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительное искусство).

Правописание трудных слов (русский язык).

Практические работы

Зарисовки схем реки, озера, колодца. Острова, полуострова.

Проведение опытов: растворение морской соли в воде и сравнение её по вкусу с пресной водой; очистка воды фильтрованием.

Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других её частей.


План и карта (9 ч)

Рисунок и план предмета.

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

План класса. План школьного участка.

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, каналы, реки и т.д.)

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Межпредметные связи

Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика)

Различие цвета и оттенков (изобразительное искусство).

Правописание трудных слов (русский язык).

Практические работы

Упражнение в определении направлений на местности, плане, карте; в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (достаточный уровень).

Вычерчивание простейших планов.

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

Чтение простейших планов с опорой на таблицу условных знаков (достаточный уровень).

Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий гор, равнин и т.д.).

Показ на физической карте России различных водоемов (без знания конкретных названий рек, озер и т.п.).


Земной шар (14 ч)

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

Планеты. Земля-планета. Доказательство шарообразности Земли.

Освоение космоса.

Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия. Антарктида).

Первые кругосветные путешествия.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Межпредметные связи

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие, горизонтальное, вертикальное, наклонное положения (математика).

Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение, мир природы и человека).

Рисунок земного шара и глобуса (изобразительное искусство).

Правописание трудных слов (русский язык).

Практические работы

Оформление таблицы названий океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.

Работа с контурами материков.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.


Карта России (19 ч)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России – Москва.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

Горы России.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Реки России.

Озера России.

Наш край на физической карте России.

Межпредметные связи

Наша страна. Москва – столица нашей Родины. Города. Наша местность. Вода, полезные ископаемые (природоведение).

Правописание трудных слов (русский язык).

Практические работы

Обозначение границ России, нанесение названий географических объектов на контурную карту России.

Нанесение на контурную карту морей, омывающих берега России, островов, полуостровов, равнин, гор, рек, озер, городов.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Разделы

Темы

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные направления воспитательной деятельности

Введение

Что изучает география.

5

Наблюдение, установление отличительных признаков компонентов погоды

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

5.1

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

3.1

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.

Компоненты погоды.

Явления природы.

Географические сведения о своей местности и труде населения.

Ориентирование на местности

Горизонт. Линия горизонта.

4

Работа с компасом, определение сторон горизонта

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

5.1


Стороны горизонта.

Компас и правила пользования им.

Ориентирование по местным признакам природы.

Формы поверхности Земли

Рельеф местности. Равнины, холмы.


4

Установление причинно-следственных связей, зарисовка равнин, оврагов, наблюдение на экскурсии

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

1.1.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

5.1

Рельеф нашей местности

Овраги, их образование.


Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.

Вода на Земле

Вода в природе

10

Сравнение и анализ водных объектов. Составление характеристик равнинных и горных рек.

Оценка водных ресурсов.

Зарисовка рек, их частей; озер сточных и бессточных; схемы острова, полуострова, залива и пролива.

Наблюдение во время экскурсии.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

4.1

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

5.2, 5.4

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

6.1.

Родник, его образование.

Колодец. Водопровод.


Река, её части. Горные и равнинные реки.

Как люди используют реки

Озёра, водохранилища, пруды.

Болота, их осушение.


Океаны и моря.


Острова и полуострова.


Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

План и карта

Рисунок и план предмета.

9

Сравнение рисунка и плана, плана и карты.

Анализ условных знаков и цветов.

Сопоставление условного знака и условного цвета с географическими объектами.

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Составление плана ответа по поставленным вопросам.

Работа с дополнительными источниками информации

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

5.2, 5.4


1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1.1.


План и масштаб.

План класса.

План школьного участка.

Условные знаки плана местности.

План и географическая карта. Основные направления на карте.

Условные цвета физической карты.

Условные знаки физической карты.

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Земной шар

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

14

Слушание учителя


Зарисовка планеты Земля, глобуса.


Работа с приложением к учебнику.


Работа с контурными картами.


Дидактическая игра «Магический квадрат»


Решение тестов.


Беседа по прочитанному.


Работа с дополнительными источниками информации


Написание доклада


Просмотр учебных видеофильмов

Составление характеристик поясов освещенности

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1.1.


2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания

2.1.; 2.3


5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

5.1; 5.2


6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

6.1.

Планеты.

3емля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

Глобус - модель Земного шара.

Физическая карта полушарий.

Распределение воды и суши на Земле.

Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий.

Первые кругосветные путешествия.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности.

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещённости: жаркие, умеренные, холодные.

Природа тропического пояса.

Природа умеренных и полярных поясов.

Карта России

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва.

19

Слушание объяснения учителя


Работа с текстом учебника


Работа с дополнительными источниками информации


Работа с контурной картой


Подготовка сообщений


Сравнительный анализ географических объектов


Составление рассказа по плану


Просмотр видеосюжетов


Показ на карте заданных географических объектов


Установка причинно-следственных связей


Дидактические игры «Починить цепочку», «Географический диктант», «Найди ошибку»

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

1.1.


2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания

2.1.; 2.3


5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

5.1; 5.2


6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

6.1.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.

Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

Работа с контурными картами

Горы: Урал, Кавказ.

Горы: Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Работа с контурными картами

Реки: Волга с Окой и Камой.

Реки: Дон, Днепр, Урал.

Реки Сибири: Обь с Иртышём, Енисей с Ангарой.

Реки: Лена, Амур.

Работа с контурными картами

Озёра России.

Крупные города России

Повторение изученного

Наш край


2


1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.1

Повторение начального курса географии


  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Технические средства обучения

Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Учебно-дидактический материал для обучающихся

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2018 г.

Атлас и контурные карты по географии для 6 класса.

Методические пособия для учителя

География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. Земля. Полная энциклопедия. Москва, 2007.

Воробьёва Т.Н. География 6 класс: поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002

Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000

Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М.: «Интеллект – Центр», 2001

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

Сайты Интернета

  1. География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)

  2. Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps

  3. Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)

  4. http://gde-eto.narod.ru Словарь современных географических названий

  5. http://www.rusngo.ru/ Национальное географическое общество

  6. http://www.outdoors.ru/ National Geographic — Россия (электронная версия журнала)

Презентации к урокам: «Рельеф местности, его основные формы», «Овраги, их образование», «Горы. Понятия о землетрясении, извержении вулкана»; «Озёра, водохранилища, пруды»; «Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне»; «Планеты», «Острова и полуострова России»; «Горы России»; «Река Волга»; ««Наш край на карте России».



Оценочные материалы

Текущая аттестация полученных знаний проходит на каждом уроке в виде опроса, беседы, выполнения практических заданий. Промежуточная аттестация – в конце каждой учебной четверти.

Оценочные материалы промежуточной аттестации представлены в виде тестов.

Тест за I четверть

1.Наука о земной поверхности, о природе, о населении и его хозяйственной деятельности называется:

а. История

б. Биология

в. География

2. Во время сильного дождя темное небо освещается яркой вспышкой, это:

а. Радуга

б. Гром

в. Молния

3. К опасным природным явлениям относится:

а. дождь

б. шторм

в. снег

4. Какой прибор определяет стороны горизонта?

а. транспортир

б. компас

в. барометр

5. Ориентирование – это…

а. умение найти, где заходит Солнце.

б. умение правильно находить стороны горизонта.

6. Напишите основные стороны горизонта

_____________________________________________________________________________

7. Представьте, что Вы идете на Восток. Какая сторона горизонта будет сзади?

а. север

б. юг

в. запад

8. Обширные пространства ровной местности, это:

а. Горы

б. Плоскогорья

в. Равнины

9. Назовите части оврага, это:

а. Дно, склон, вершина

б. Исток, приток, русло, устье

10.Обширные возвышения над окружающей местностью, это:

а. Горы

б. Низменности

в. Равнины

Тест за II четверть

  1. Выдели лишнее среди изученных частей рек:

а) исток

б) ручеек

в) русло

г) устье

  1. Огромное пространство воды, ограниченное материками:

а) озеро

б) река

в) океан

  1. Часть суши, с трёх сторон ограниченная водой:

а) полуостров

б) остров

в) материк

  1. Что такое условные обозначения на плане и карте?

а) маленькие рисунки

б) небольшие рисунки

в) графические знаки, заменяющие изображения объектов и помогающие ориентироваться

  1. Что показывает масштаб плана или карты?

а) расстояние от одного объекта до другого

б) во сколько раз уменьшено изображение на плане или карте

в) ряд чисел

  1. Что такое план местности?

а) чертеж небольшого участка местности с условными обозначениями

б) фотография небольшого участка местности

в) рисунок небольшого участка местности

  1. Что такое карта?

а) фотография земной поверхности

б) изображение больших территорий земной поверхности в масштабе

в) план небольшого участка местности

  1. В какой части плана местности находятся объекты, расположенные на севере?

а) слева

б) вверху

в) внизу

г) справа

  1. Коричневым цветом на карте изображены:

а) возвышенности

б) равнины

в) горы

  1. Желтым цветом на карте изображены

а) возвышенности

б) равнины

в) горы


Тест за III четверть


  1. Продолжите предложение: Огромное пространство воды, ограниченное материками, это

а. Озеро

б. Река

в. Океан

  1. Коричневым цветом на карте изображены:

а. Моря

б. Равнины

в. Горы

  1. Когда человек впервые полетел в космос?

а.12 апреля 1961 года

б. 30 мая 1963 года

в. 25 сентября 1995 года

  1. Назовите самый большой по площади океан:

а. Атлантический океан

б. Индийский океан

в. Тихий океан

  1. Синим цветом на карте изображены:

а. Моря

б. Равнины

в. Горы

  1. Укажите самый большой по площади материк:

а. Евразия

б. Австралия

в. Африка

  1. Самый жаркий материк:

а. Евразия

б. Австралия

в. Африка


  1. Самое большое государство на земном шаре:

а. Россия

б. Украина

в. Белоруссия

  1. Укажите, сколько поясов освещенности на земном шаре

а. 2

б. 3

в. 5

  1. Выберите животных, проживающих в тропическом поясе

а. Бегемоты, обезьяны, жирафы.

б. Пингвины, моржи, песцы.

в. Кабаны, олени, медведи.

Тест IV четверть

  1. На каком материке расположена наша страна?

а. Австралия

б. Северная Америка

в. Евразия

  1. Назовите горы, которые можно считать высокими в России

а. Уральские

б. Кавказские

в. Крымские

  1. Определите, в каком море больше воды

а. В Черном море

б. В Балтийском море

в. Количество воды в этих морях одинаковое

  1. Укажите причину извержения вулканов

а. Процесс выветривания

б. Деятельность ледника

в. Процессы, происходящие в глубине Земли

  1. Выберите правильное утверждение

а. Река – это водный поток, движущийся в разных направлениях.

б. Река – это постоянный или временный водный поток, движущийся в разработанном им углублении – русле.

в. Река – это неестественный водный поток.

  1. Укажите название реки, которая берет начало на Южном Урале и впадает в Каспийское море

а. Волга

б. Терек

в. Урал

  1. Назовите реку, которая берет начало на Валдайской возвышенности, а впадает в Черное море

а. Дунай

б. Днепр

в. Днестр

  1. Выберите правильное утверждение

а. Реки используются человеком в разных целях

б. Реки используются только для бытовых нужд

в. Реки используются только для полива огородов и полей

  1. Выберите правильное утверждение

а. В озеро Байкал впадает много рек

б. В озеро Байкал впадает одна река

в. В озеро Байкал не впадает ни одной реки

  1. Определите название самой крупнейшей реки в Европе

а. Волга

б. Ангара

в. Лена





























Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «География»


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Стр. уч-ка

Дата проведения

По плану

По факту

Введение

5

Что изучает география.

1

Комбинированный

4

05.09.23



Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.

1

Комбинированный

7

08.09.23



Компоненты погоды.

1

Комбинированный


12.09.23



Явления природы.

1

Комбинированный

13

15.09.23



Географические сведения о своей местности и труде населения.

1

Комбинированный

17

19.09.23


Ориентирование на местности

4

Горизонт. Линия горизонта.

1

Комбинированный

18

22.09.23



Стороны горизонта.

1

Комбинированный

18

26.09.23



Компас и правила пользования им.

1

Комбинированный

20

29.09.23



Ориентирование по местным признакам природы.

1

Комбинированный

22

03.10.23


Формы поверхности Земли

4

Рельеф местности. Равнины, холмы.

1

Комбинированный

28

06.10.23



Рельеф нашей местности

1

Комбинированный


10.10.23



Овраги, их образование.

1

Комбинированный

31

13.10.23



Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.

1

Комбинированный

33

17.10.23


Вода на Земле

10

Вода в природе

1

Комбинированный

39

20.10.23



Родник, его образование.

1

Комбинированный

43

24.10.23



Колодец. Водопровод.

1

Комбинированный

45

27.10.23



Река, её части. Горные и равнинные реки.

1

Комбинированный

47

07.11.23



Как люди используют реки

1

Комбинированный

51

10.11.23



Озёра, водохранилища, пруды.

1

Комбинированный

54

14.11.23



Болота, их осушение.

1

Комбинированный

57

17.11.23



Океаны и моря.

1

Комбинированный

60

21.11.23



Острова и полуострова.

1

Комбинированный

64

24.11.23



Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

1

Комбинированный

66

28.11.23


План и карта

9

Рисунок и план предмета.

1

Комбинированный

69

01.12.23



План и масштаб.

1

Комбинированный

72

05.12.23



План класса.

1

Комбинированный

74

08.12.23



План школьного участка.

1

Комбинированный

76

12.12.23



Условные знаки плана местности.

1

Комбинированный

78

15.12.23



План и географическая карта. Основные направления на карте.

1

Комбинированный

81

19.12.23



Условные цвета физической карты.

1

Комбинированный

83

22.12.23



Условные знаки физической карты.

1

Комбинированный

86

26.12.23



Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

1

Комбинированный

88

29.12.23


Земной шар

14

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

1

Комбинированный

91

16.01.24



Планеты.

1

Комбинированный

94

19.01.24



3емля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

1

Комбинированный

96

23.01.24



Глобус - модель Земного шара.

1

Комбинированный

100

26.01.24



Физическая карта полушарий.

1

Комбинированный

103

30.01.24



Распределение воды и суши на Земле.

1

Комбинированный

104

02.02.24



Океаны на глобусе и карте полушарий.

1

Комбинированный

106

06.02.24



Материки на глобусе и карте полушарий.

1

Комбинированный

109

09.02.24



Первые кругосветные путешествия.

1

Комбинированный

112

13.02.24



Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности.

1

Комбинированный

116

16.02.24



Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1

Комбинированный

119

20.02.24



Пояса освещённости: жаркие, умеренные, холодные.

1

Комбинированный

122

27.02.24



Природа тропического пояса.

1

Комбинированный

125

01.03.24



Природа умеренных и полярных поясов.

1

Комбинированный

128

05.03.24


Карта России

19

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва.

1

Комбинированный

132

12.03.24



Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

1

Комбинированный

138

15.03.24



Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.

1

Комбинированный

140

19.03.24



Моря Северного Ледовитого океана.

1

Комбинированный

140

22.03.24



Моря Тихого и Атлантического океанов.

1

Комбинированный

143

02.04.24



Острова и полуострова России.

1

Комбинированный

148

05.04.24



Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

1

Комбинированный

152

09.04.24



Работа с контурными картами

1

Практический


12.04.24



Горы: Урал, Кавказ.

1

Комбинированный

155

16.04.24



Горы: Алтай, Саяны.

1

Комбинированный


19.04.24



Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

1

Комбинированный

159

23.04.24



Работа с контурными картами

1

Практический


26.04.23



Реки: Волга с Окой и Камой.

1

Комбинированный

162

03.05.24



Реки: Дон, Днепр, Урал.

1

Комбинированный

166

07.05.24



Реки Сибири: Обь с Иртышём, Енисей с Ангарой.

1

Комбинированный

168

14.05.24



Реки: Лена, Амур.

1

Комбинированный

172

17.05.24



Работа с контурными картами

1

Практический


21.05.24



Озёра России.

1

Комбинированный

175

24.05.24



Крупные города России

1

Комбинированный




Повторение изученного

2

Наш край


1

Комбинированный

178




Повторение начального курса географии

1

Комбинированный







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!