Рассмотрено на заседании МО учителей цикла естественных наук Протокол №___ «___»_______20__г. Руководитель МО _______ Орлова Л.Л. | Согласовано зам.директора по УВР __________ Сахарова С. В. «____»________ 20__г. | «Утверждаю» директор МБОУ «Снежская гимназия» _____________________ А.А.Львович Приказ №_____ «____»_______ 20__г |
Рабочая программа
по Географии
для 10 класса
учителя географии и биологии
высшей квалификационной категории Павлюченко Ольги Викторовны
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе следующих документов:
Федерального государственного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями;
Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района;
Учебного плана МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района на 2022-2023 учебный год;
Авторской программы Алексеев А. И., Бахир М. А., Ильинский С. В., Вавилова К. Н., Николина В. В. «География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5-11 классы», Москва, «Просвещение», 2019
Учебник Ю.Н. Гладкий «География 10-11» М.: Просвещение, 2017 г., входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых
МОиН РФ.
Цели курса
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• способствовать формированию у обучающихся целостного научного представления о географической картине современного мира;
• дать представление о сложности взаимосвязей природной, социально-экономической и экологической составляющих географической среды, об особенностях отраслевой и территориальной организации мирового хозяйства;
• развить пространственно-географическое мышление;
• воспитать уважение к культуре и традициям других народов и стран;
• сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
• научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей природной среде.
Общая характеристика учебного предмета
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На обучение предмету география в 10-11 классах отводиться 70 учебных часов в год. На обучение предмету географии в 10 классе отводиться 35 учебных часов в год, из расчёта 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;
5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
9) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
11) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
12) сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по курсу географии на базовом уровне должны отражать:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических
процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации географической информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.
Планируемые результаты обучения:
Выпускник научится:
• различать этапы освоения Земли человеком;
• понимать изменение характера связей человека с природой;
• оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
• определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов;
• различать понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»;
• оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных, агроклиматических, рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;
• использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
• выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в мире; • анализировать характер взаимодействия человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
• анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
• оценивать современное геополитическое положение стран и регионов
• приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решениисоциально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов; • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов; • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
• анализировать состояние современного цивилизационного пространства; • находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения творческих заданий.
• анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики отдельных стран; • проводить географическую экспертизу экономических процессов и явлений в современном мире.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Человек и ресурсы Земли
Почему надо знать географию прошлого. Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.
Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природноресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.
Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и регионов.
Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.
Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.
Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.
Практические работы:
1) Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.
2) Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).
3) Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).
Тема 2. Политическая карта мира
Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.
Государство - главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное.
Типы государств. Главные критерии типологии.
Политическая география и геополитика.
Практические работы:
4) Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства.
5) Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира.
Тема 3. География населения
Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.
Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов.
Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость населения.
Географические особенности размещения населения. Плотность населения.
Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.
Практические работы:
6) Прогнозирование изменения численности населения мира.
7) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.
8) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций
Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.
Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская.
Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.
Практические работы:
9) Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира.
Тема 5. География мировой экономики
Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на современном этапе.
Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.
География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.
Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство.
Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы.
Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.
Практические работы:
10) Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда.
11) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору).
12) Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира.
Практические работы
№ | Название практической работы. | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов. | | |
2 | Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов). | | |
3 | Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану). | | |
4 | Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства. | | |
5 | Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира. | | |
6 | Прогнозирование изменения численности населения мира. | | |
7 | Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле. | | |
8 | Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. | | |
9 | Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира. | | |
10 | Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда. | | |
11 | Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору). | | |
12 | Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира | | |
Учебно-тематический план
№ п /п | Раздел | Количество часов | Формы контроля |
1 | Человек и ресурсы Земли | 10 | Текущее оценивание, практические работы, тестирование |
2 | Политическая карта мира | 5 | Текущее оценивание, практические работы, тестирование |
3 | География населения | 5 | Текущее оценивание, практические работы, тестирование |
4 | География культуры, религий, цивилизации | 5 | Текущее оценивание, практические работы, тестирование |
5 | География мировой экономики | 10 | Текущее оценивание, практические работы, тестирование |
| Всего | 35 часов | |
Описание УМК
УМК учителя | УМК ученика |
Примерные программы по учебным предметам. География 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2017 (Стандарты второго поколения). География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда».10-11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Ю.Н Гладкий, – М.: Просвещение, 2017 География. 10-11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н Гладкий – М.:Просвещение, 2017 География. Мой тренажер 10-11 класс пособие для учащихся общеобразоват.учреждений/ Ю.Н Гладкий – М.: Просвещение, 2017 Д. А. Гдалин, Ю. Н. Гладкий, С. И. Махов. География. «Конструктор» текущего контроля. 10–11 классы, М: «Просвещение», 2017 г. | Ю.Н. Гладкий «География 10-11» М.: Просвещение, 2017 г Атлас Контурные карты |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
География (35 часов)
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
По программе | Фактически |
Человек и ресурсы Земли (10 часов) | |
1 | От древности до наших дней. | 1 | | | |
2 | Современное освоение планеты | 1 | | | |
3 | Природные ресурсы и экономическое развитие. Практическая работа 1 по теме «Оценка обеспеченности страны основными видами природных ресурсов» | 1 | | | |
4 | Минеральные ресурсы. | 1 | | | |
5 | Земельные ресурсы. | 1 | | | |
6 | Водные ресурсы | 1 | | | |
7 | Лесные ресурсы. Практическая работа 2 по теме «Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов)» | 1 | | | |
8 | Ресурсы Мирового океана | 1 | | | |
9 | Другие виды ресурсов. Практическая работа 3 по теме «Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану)» | 1 | | | |
10 | Тестирование по теме «Человек и ресурсы Земли» | 1 | | | |
Политическая карта мира (5часов) |
11 | Формирование политической карты мира. | 1 | | | |
12 | Государство – главный объект политической карты. Практическая работа 4 по теме «Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства» | 1 | | | |
13 | Типы государств. Практическая работа 5 по теме «Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира» | 1 | | | |
14 | Политическая география и геополитика | 1 | | | |
15 | Обобщающий урок по теме «политическая карта мира» | 1 | | | |
География населения (5 часов) |
16 | Рост численности населения Земли. Практическая работа 6 по теме «Прогнозирование изменения численности населения мира» | 1 | | | |
17 | Этническая и языковая мозаика. Практическая работа 7 по теме «Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле» | 1 | | | |
18 | Возрастно-половой состав и занятость. Практическая работа 8 по теме «Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран» | 1 | | | |
19 | Расселение: жители городов и деревень. | 1 | | | |
20 | Тестирование по теме «География населения» | 1 | | | |
География культуры, религий, цивилизации (5 часов) |
21 | Что изучает география культуры. | 1 | | | |
22 | География религий. Практическая работа 9 по теме «Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира» | 1 | | | |
23 | Цивилизации Востока. | 1 | | | |
24 | Цивилизации Запада | 1 | | | |
25 | Обобщающий урок по теме «География культуры, религий, цивилизаций» | 1 | | | |
География мировой экономики (10 часов) |
26 | Мировая экономика: состав, динамика, глобализация. | 1 | | | |
27 | Международное разделение труда: кто что производит? Практическая работа 10 по теме «Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда» | 1 | | | |
28 | Добывающая промышленность. Энергетика. | 1 | | | |
29 | Обрабатывающая промышленность. | 1 | | | |
30 | Сельское хозяйство. Практическая работа 11 по теме «Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору)» | 1 | | | |
31 | Транспорт и сфера услуг. Практическая работа 12 по теме «Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира» | 1 | | | |
32 | Мирохозяйственные связи и интеграция. | 1 | | | |
33 | Тестирование по курсу «Общая социально-экономическая география мира» | 1 | | | |
34 | Анализ тестирования. Закрепление изученного материала | 1 | | | |
35 | Итоговый урок по курсу «География» 10 класс | 1 | | | |