СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Рассмотрено на заседании МО

учителей цикла естественных наук

Протокол №___ «___»_______20__г.

Руководитель МО _______ Орлова Л.Л.

Согласовано

зам.директора по УВР

__________ Сахарова С. В.

«____»________ 20__г.

«Утверждаю»

директор МБОУ «Снежская гимназия»

_____________________ А.А.Львович

Приказ №_____ «____»_______ 20__г







Рабочая программа

по Географии

для 10 класса

учителя географии и биологии

высшей квалификационной категории Павлюченко Ольги Викторовны







2022-2023 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федерального государственного стандарта основного общего образования с изменениями и дополнениями;

  • Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района;

  • Учебного плана МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района на 2022-2023 учебный год;

  • Авторской программы Алексеев А. И., Бахир М. А., Ильинский С. В., Вавилова К. Н., Николина В. В. «География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5-11 классы», Москва, «Просвещение», 2019 

  • Учебник Ю.Н. Гладкий «География 10-11» М.: Просвещение, 2017 г., входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых

МОиН РФ.

  • Положения о рабочей программе МБОУ «Снежская гимназия» Брянского района


Цели курса

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• способствовать формированию у обучающихся целостного научного представления о географической картине современного мира;

• дать представление о сложности взаимосвязей природной, социально-экономической и экологической составляющих географической среды, об особенностях отраслевой и территориальной организации мирового хозяйства;

• развить пространственно-географическое мышление;

• воспитать уважение к культуре и традициям других народов и стран;

• сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

• научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей природной среде.


Общая характеристика учебного предмета

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.



Описание места учебного предмета в учебном плане

На обучение предмету география в 10-11 классах отводиться 70 учебных часов в год. На обучение предмету географии в 10 классе отводиться 35 учебных часов в год, из расчёта 1 час в неделю.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край;

2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством

собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;

4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;

5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими

людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

6) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

9) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

10) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

11) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

12) сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.



Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по курсу географии на базовом уровне должны отражать:

1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических

процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации географической информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного

оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.


Планируемые результаты обучения:

Выпускник научится:

• различать этапы освоения Земли человеком;

• понимать изменение характера связей человека с природой;

• оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;

• определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов;

• различать понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»;

• оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных, агроклиматических, рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;

• использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной жизни.



Выпускник получит возможность научиться:

 • оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

• выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в мире; • анализировать характер взаимодействия человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

• анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

• оценивать современное геополитическое положение стран и регионов

• приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решениисоциально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов; • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов; • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

• анализировать состояние современного цивилизационного пространства; • находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения творческих заданий.

• анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики отдельных стран; • проводить географическую экспертизу экономических процессов и явлений в современном мире.



Содержание учебного предмета

Тема 1. Человек и ресурсы Земли  

Почему надо знать географию прошлого. Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.  

Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природноресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.  

Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и регионов.  

Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.  

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.  

Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление.  

Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.  

Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.  

Практические работы:  

1) Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.  

2) Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).  

3) Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).  

Тема 2. Политическая карта мира  

Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.  

Государство - главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное.  

Типы государств. Главные критерии типологии.  

Политическая география и геополитика.  

Практические работы:  

4) Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства.  

5) Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира.  

 

Тема 3. География населения  

Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.  

Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов.  

Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость населения.  

Географические особенности размещения населения. Плотность населения.  

Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.  

Практические работы:  

6) Прогнозирование изменения численности населения мира.  

7) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.  

8) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.  

Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций  

Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.  

География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.  

Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская.  

Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.  

Практические работы:  

9) Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира. 

Тема 5. География мировой экономики  

Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на современном этапе.  

Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.  

География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.  

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.  

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство.  

Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы.  

Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.  

Практические работы:  

10) Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда.  

11) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору).  

12) Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира.



Практические работы


Название практической работы.

Дата проведения

План

Факт

1

Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.  



2

Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).  



3

Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).  



4

Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства.  



5

Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира.  



6

Прогнозирование изменения численности населения мира.  



7

Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.  




8

Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.  



9

Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира. 



10

Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда.  



11

Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору).  



12

Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира





Учебно-тематический план


п /п

Раздел

Количество часов

Формы контроля

1

Человек и ресурсы Земли

10

Текущее оценивание, практические работы, тестирование

2

Политическая карта мира

5

Текущее оценивание, практические работы, тестирование

3

География населения

5

Текущее оценивание, практические работы, тестирование

4

География культуры, религий, цивилизации

5

Текущее оценивание, практические работы, тестирование

5

География мировой экономики

10

Текущее оценивание, практические работы, тестирование


Всего

35 часов










Описание УМК


УМК учителя

УМК ученика

  • Примерные программы по учебным предметам. География 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2017 (Стандарты второго поколения).

  • География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда».10-11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Ю.Н Гладкий, –

М.: Просвещение, 2017

  • География. 10-11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н Гладкий – М.:Просвещение, 2017

  • География. Мой тренажер 10-11 класс пособие для учащихся общеобразоват.учреждений/ Ю.Н Гладкий – М.: Просвещение, 2017

  • Д. А. Гдалин, Ю. Н. Гладкий, С. И. Махов. География. «Конструктор» текущего контроля. 10–11 классы, М: «Просвещение», 2017 г.



Ю.Н. Гладкий «География 10-11» М.: Просвещение, 2017 г

Атлас

Контурные карты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


География (35 часов)

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По программе

Фактически

Человек и ресурсы Земли (10 часов)


1

От древности до наших дней.

1




2

Современное освоение планеты

1




3

Природные ресурсы и экономическое развитие. Практическая работа 1 по теме «Оценка обеспеченности страны основными видами природных ресурсов»

1




4

Минеральные ресурсы.

1




5

Земельные ресурсы.

1




6

Водные ресурсы

1




7

Лесные ресурсы. Практическая работа 2 по теме «Сравнительный анализ  ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов)»

1




8

Ресурсы Мирового океана

1




9

Другие виды ресурсов. Практическая работа 3 по теме «Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану)»

1




10

Тестирование по теме «Человек и ресурсы

Земли»

1




Политическая карта мира (5часов)

11

Формирование политической карты мира.

1




12

Государство – главный объект политической карты. Практическая работа 4 по теме «Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства»

1




13

Типы государств. Практическая работа 5 по теме «Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира» 

1




14

Политическая география и геополитика

1




15

Обобщающий урок по теме «политическая карта мира»

1




География населения (5 часов)

16

Рост численности населения Земли. Практическая работа 6 по теме «Прогнозирование изменения численности населения мира»

1




17

Этническая и языковая мозаика. Практическая работа 7 по теме «Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле»

1




18

Возрастно-половой состав и занятость. Практическая работа 8 по теме «Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран»

1




19

Расселение: жители городов и деревень.

1




20

Тестирование по теме «География населения»

1




География культуры, религий, цивилизации (5 часов)

21

Что изучает география культуры.

1




22

География религий. Практическая работа 9 по теме «Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира» 

1




23

Цивилизации Востока.

1




24

Цивилизации Запада

1




25

Обобщающий урок по теме «География культуры, религий, цивилизаций»

1




География мировой экономики (10 часов)

26

Мировая экономика: состав, динамика, глобализация.

1




27

Международное разделение труда: кто что производит? Практическая работа 10 по теме «Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда»  

1




28

Добывающая промышленность. Энергетика.

1




29

Обрабатывающая промышленность.

1




30

Сельское хозяйство. Практическая работа 11 по теме «Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору)»


1




31

Транспорт и сфера услуг. Практическая работа 12 по теме «Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира»

1




32

Мирохозяйственные связи и интеграция.

1




33

Тестирование по курсу «Общая социально-экономическая география мира»

1




34

Анализ тестирования. Закрепление изученного материала

1




35

Итоговый урок по курсу «География» 10 класс

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!