СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Буквоежка" 2 кл.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Буквоежка" 2 кл.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кривецкая средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №1 от

29.08.2022г.

Руководитель МО

_______________

В.М. Гукова

Согласовано

зам. директора по ВР

____________________

А.Б. Горбань

30.08.2022 г.


Рекомендовано

к утверждению

педагогическим советом

Протокол №1

от 30.08.2022г.

Председатель педсовета

__________________

С.И. Пшеничных

Утверждено

приказом №55

от 01.09.2022г.

Директор школы

______________

С.И. Пшеничных




Рабочая программа


КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Буквоежка»

(общеинтеллектуальное направление)






Разработана

учителем начальных классов

1 квалификационной категории

Куркиной Галиной Алексеевной




Класс: 2

Недельная нагрузка: 1 час








Учебный год: 2022-2023


Пояснительная записка

Программа кружка «Буквоежка» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Рабочая программа курса «Буквоежка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России», на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н. Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.). В авторскую программу внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование.

Программа «Буквоежка» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Актуальность программы в том, что она имеет развивающий характер и отвечает современным задачам подготовки дошкольника к школе. Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей, особенно когда внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

         соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

         содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Цель данной программы - мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, данная программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

Задачи:

  • формировать у детей интерес к книге;

  • уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;

  • учить отвечать на вопросы по содержанию;

  • учить пересказу;

  • развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;

  • учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные «гипотезы смысла».

Формы работы внеурочной деятельности:

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов,

  • дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Виды внеурочной деятельности. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Реализация рабочей программы. Для реализации рабочей программы во внеурочном плане выделено 34 часа, 1 час в неделю. Программа реализует межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством.

Сроки реализации программы:1 год.



Планируемые результаты освоения.

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  • пользоваться аппаратом книги;

  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.



Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности.

Технология  включает в себя три  этапа работы с  текстом.

I  этап. Работа  с текстом до  чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение  смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев  по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский  опыт.

2. Постановка  целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II  этап. Работа  с текстом во время  чтения.

1. Первичное  чтение  текста.  Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание,  или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями  текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на  выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской  прочитанного текста.

2. Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его  отдельных фрагментов). Анализ  текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых  слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа  по содержанию в  целом. Обобщение  прочитанного. Постановка к тексту обобщающих  вопросов. Обращение (в случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III  этап. Работа  с текстом после  чтения.

1. Концептуальная  (смысловая) беседа по тексту.  Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение  читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи  текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство  с писателем. Рассказ о  писателе. Беседа о  личности писателя. Работа  с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа  с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение  смысла заглавия. Обращение учащихся  к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с  читательским  представлением.

4. (Творческие)  задания,  опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Использование ТДМ на занятиях курса создает условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС.

Данная программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразию форм и методов работы:

  • игры и упражнения на развитие речи, памяти, внимания, пространственного восприятия, навыков чтения;

  • словесное, графическое и музыкальное рисование;

  • разные формы творческого пересказа;

  • создание собственных текстов;

  • коммуникативные игры, конкурсы, викторины, уроки-путешествия, инсценировки и театрализации;

  • библиотечные уроки, экскурсии, устные журналы;

  • оформление книжных выставок;

  • презентация книг для самостоятельного чтения;

  • читательские конференции, просмотр экранизации изучаемых произведений и обсуждение прочитанного и просмотренного.

Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники,

На занятиях факультатива предполагается работа с разными видами текста. Это и художественные произведения, и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями, различными видами словарей. Акцент при этом делается на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.

Помимо этого, идет ознакомление с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка; формируются следующие умения: понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием; определение особенностей научно-познавательного текста; определение темы и главной мысли текста; поиск опорных (ключевых) слов; выделение главного в содержании текста; построение схемы, модели текста, построение плана; воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему (подробный, частичный и выборочный пересказ текста).

Также учащиеся получают библиографические знания: об элементах книги (обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, иллюстрации); учатся ориентироваться в характере книги по ее обложке; выбирать книгу на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.

Большое внимание на занятиях курса уделяется формированию навыков чтения (темп, грамотность, выразительность, осмысленность). Для этого на каждом занятии проводятся разминка (дыхательная, артикуляционная и речевая гимнастики). Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом формируются с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: упражнения, направленные на развитие четкости произношения, регулирования дыхания, на развитие подвижности речевого аппарата, увеличение поля бокового зрения; упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания, логическое мышление, упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух. Самое главное в данной работе не длительность, а частота выполнения тренировочных упражнений.

Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных ценностей и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр.

Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»…), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями синонимов, антонимов и т.д. Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.

Программа предусматривает проведение аудиторные и внеаудиторные занятия.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии, – фронтальная, групповая, индивидуальная;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, презентация в форме защиты итогов работы, мини-конференция;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по открытию нового знания, практические занятия, рефлексивные занятия.

Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.

Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей.




Учебно - тематический план

Название раздела,

темы, количество часов

занятия

Тема занятия

Форма проведения

Итоговое занятие по разделу, теме

Книга, здравствуй (3ч.)

1.

Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении».


2.

Художественные книги. Художники-оформители.

Оформление рукописной книги.


3.

Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.


Книгочей — любитель чтения (2 ч.)

4.

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Викторина «Что вы знаете о книге?».


5.

Поиск книги по каталогам.

Игра «Я — библиотекарь».


Книги о твоих ровесниках

(4 ч.)

6.

«Дети — герои детских книг». Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова  и других детских писателей.

Выставка и чтение книг.


7.

Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет».

Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».


8.

Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов.


Выразительное чтение.


9.

Живой журнал «Парад героев-сверстников».


Инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях.


Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч.)

10.

Малые жанровые формы.


Игра «Отгадай загадку».


11.

Былина "Добрыня Никитич"


Чтение былины.

Скороговорки.


12.

Былина "Добрыня и Змей".

Чтение былины.

Конкурс «Чистоговорки».


13.

Богатырские сказки

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).


Писатели-сказочники

(4 ч.)

14.

А.С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".

Выразительное чтение


15.

М. Пляцковский. "Разноцветные зверята".

Обсуждение сказки


16.

А. Толстой. "Приключения Буратино".

Чтение по ролям


17.

Э. Хоггард. "Мафин и его веселые друзья".

Пересказ сказки


Книги о детях (4 ч.)

18.

В. Осеева «Три товарища», «Печенье».

Викторина


19.

Я. Аким «Мой брат Миша», «Я маленький был»

Выразительное чтение


20.

В.Ю. Драгуновский «Друг детства»

Загадки о детях


21.

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Рисунок по сказке


Старые добрые сказки (4 ч.)

22.

«Белоснежка и семь гномов»

Выставка любимых книг


23.

Русская народная сказка «Снегурочка»

Выразительное чтение


24.

Братья Гримм «Живая Вода»

Обсуждение прочитанного


25.

«Анушка-золотая коса» польская народная сказка


Сказка собственного сочинения


Книги о тех, кто подарил нам жизнь

(3 ч.)

26.

Е. А. Благинина «Наш дедушка»,

Выставка книг


27.


Чтение стихотворения наизусть о семье


28.


Рукописная книга «Семья».



Защитникам Отечества посвящается

(3 ч.)

29.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне

Рисунок героя


30.

Работа с книгой А. Гайдара Мальчише-Ки-бальчише и о его твёрдом слове»

Выставка фотографий из семейного альбома о героях войны, писем


31.

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества

Выставка книг


По страницам любимых книг (3 ч.)

32.

Любимая книга

Презентация книг


33.

Комиксы и весёлые истории.


Коллективная творческая работа


34.

Задание на лето

Оформление «Дневник читателя».



Содержание курса программы



Книга, здравствуй (3 ч.)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.    Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (2 ч.) 

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (4 ч.)

«Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова  и других детских писателей.

Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов.

Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч.) 

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорки».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (4 ч.)

Выставка книг с литературными сказками.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.

Книги о детях (4 ч.)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева)

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, Н. Н. носов, В.Ю. Драгуновский).

Старые добрые сказки (4 ч.)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка)

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч.)

Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Защитникам Отечества посвящается (3 ч.)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Ки-бальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Выставка фотографий, писем, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (3 ч.)

Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление «Дневник читателя».



Список литературы

  1. Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф

  2. Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

  3. Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф

  4. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2018.

  5. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2021.

  6. Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф

  7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2017.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!