СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Государственное казенное общеобразовательное специальное учебно-воспитательное учреждение

«Октябрьская школа закрытого типа»





Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждаю

Протокол № ____ Заместитель директора по УВР Директор ГКОСУВУ «ОШЗТ»

от «____»_____________ 2022 г. ГКОСУВУ «ОШЗТ» ________ А.А.Ромашкин

Руководитель МО учителей предметников __________Зубкова Т. С. «____» __________ 2022 г.

__________ Харламова З.Н. «____» ___________ 2022 г.



рабочая программа

учебного курса

«ГЕОГРАФИЯ»

по учебному предмету для 8 класса







Составитель: учитель

Поликарпова Наталья Николаевна



р.п.Октябрьский 2022 г.




1. Пояснительная записка

 Рабочая программа по курсу «География» в 5 – 9 классах разработана на основе документов и нормативных актов:

- Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;

- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”;   

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов»; Примерная общеобразовательная программа основного общего образования, одобренная федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15; 

-  Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Учебного плана ГКОСУВУ «ОШЗТ» на 2022-2023 учебный год.

Программа разработана с учетом Примерной программы по географии Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. «Просвещение» Москва 2020; Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—11 классы.













2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

Раздел

Кол-во час

В том числе

практические

проверочные

1

Раздел 1. Географическое пространство России

10

3

1

2

Раздел 2. Население России

12

2

1

3

Раздел 3. Природа России

24

4

1

4

Раздел 4. Природно-хозяйственные зоны и районы

12

1

1

5

Раздел 5. Родной край

11

-

7

Обобщение знаний за курс 8 класса

1

-


Итого:

70

10

4









3. Содержание тем учебного предмета.

ГЕОГРАФИЯ. РОССИИ 8 класс (68 ч; 2 ч в неделю)

Раздел 1. Географическое пространство России -10 ч.

Географическое положение России. Территория и аквато­рия. Государственная территория России. Географическое по­ложение страны, его виды. Особенности географического по­ложения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фак­тор развития её хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, де­кретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Опре­деление поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории Рос­сии. Выявление изменений границ страны на разных истори­ческих этапах.

Раздел 2. Население России- 12 ч.

Численность населения России. Численность населе­ния России в сравнении с другими государствами. Особен­ности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование измене­ния численности населения России и её отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Свое­образие полового и возрастного состава населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая про­должительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фак­тор формирования и развития России. Определение по стати­стическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения на­родов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для ана­лиза территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географи­ческие особенности размещения населения: их обусловлен­ность природными, историческими и социально-экономиче­скими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломе­рации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотноше­ния городского и сельского населения в разных частях стра­ны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы ми­грации на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показате­лей миграционного прироста для отдельных территорий России. Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное населе­ние России. Неравномерность распределения трудоспособно­го населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факто­ры, их определяющие. Качество населения.



Раздел 3. Природа России- 24.

Природные условия и ресурсы России. Природные усло­вия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и эко­логический потенциал России. Оценка и проблемы рациональ­ного использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресур­сами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископае­мые. Основные этапы формирования земной коры на терри­тории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы релье­фа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, ре­льефом и размещением основных групп полезных ископаемых.Влияние внутренних и внешних процессов на формирова­ние рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вул­канизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные при­родные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под вли­янием деятельности человека. Изучение закономерностей фор­мирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определя­ющие климат России: влияние географической широты, под­стилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Опре­деление по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового коли­чества осадков, испаряемости по территории страны. Климати­ческие пояса и типы климатов России. Определение по синоп­тической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Изменение климата под влиянием естественных факто­ров. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов стра­ны для характеристики условий жизни и хозяйственной дея­тельности населения. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Ме­тоды изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океа­нов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и клима­том. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явле­ния, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, опреде­ление возможностей её хозяйственного использования. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономер­ностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества вод­ных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных ти­пов почв на территории России. Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы Рос­сии. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образ­цами почв своей местности, выявление их свойств и особенно­стей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ре­сурсы. Растительный и животный мир России: видовое раз­нообразие, факторы, его определяющие. Составление прогно­за изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплек­са. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Раститель­ный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пу­стынь. Анализ физической карты и карт компонентов приро­ды для установления взаимосвязей между ними в разных при­родных зонах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраня­емые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Раздел 4. Природно-хозяйственные зоны и районы-12 ч.

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах. Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.

Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Раздел 5. Родной край- 11ч.

4. Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных универсальных учебных действий (УУД):

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.


Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.


Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Предметными результатами изучения курса «География» 8-9 классов являются следующие умения:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

  • использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  • использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  • понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Система оценивания.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихсяпо географии представлена следующими видами работ:

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития».

Самостоятельная работа учащихся (проводится в течение изучения учебной темы) направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения темы с одной стороны и на возможную коррекцию результатов усвоения, с другой стороны. Результаты этой работы оформляются в специальной тетради для самостоятельных (практических), учитель осуществляет их проверку.

Практическая работа (проводится в течение всего года, согласно плана) направлена на проверку умений школьников работать с картой и другими источниками географических знаний.

Результаты обязательной практической   работы фиксируются учителем в классном журнале и дневнике обучающегося. Результаты обучающих практических работ будут оценены выборочно.

Контрольная работа (проводится в течение всего года, согласно графику) направлена на проверку знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Содержание работ организовывается по разно уровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам.

Тестовые задания дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могутвыявить уровень общего развития: умения применять знания о нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы.

Оценивание проводится в начале по бальной системе, а затем выражается в процентном соотношении. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Но если ученик допустил ошибку, то количество баллов за задание снижается, а если выполнено не верно, то балл не выставляется.

Нормы оценивания:

Оценка знаний, умений, навыков предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

 Степень сформированности интеллектуальных и общеучебныхумений, самостоятельность ответа. речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

 Оценка знаний обучающихся

Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важных географических событиях.

Отметка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3» -  ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но неточно определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2» -  ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала; не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» -   правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности, соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» -  правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использование карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Показатели сформированности умений осуществлять выполнение практической работы

Уровни развития умений

Форма проявления

Показатели сформированности умений выполнять практическую работу

III(высший)

 

Отметка «5»

Действия наибольшей сложности, требующие большой самостоятельности в процессе выполнения любого вида  работы.

Овладение всеми видами работы (практическая - подбор источников информации, их анализ и сопоставление, демонстрационная, мыленная). Осознание цели работы (изучена инструкция или условия задания, установлен порядок работы, правильно отобраны источники информации). Цель работы достигнута. Установлены необходимые взаимосвязи при проведении работы и отражены в выводе. Оформление работы (устное, письменное и «мысленное») в различных сочетаниях, с практическими действиями осуществлено правильно, полно, т.е. без существенных ошибок.

II(средний)

 

Отметка «4»

Неполнота выполнения и оформления работы.

Овладение умениями выполнять практические задания и отдельные виды работы. Взаимосвязь между проведением работы и формулированием выводов осуществлены правильно. Допустимо относительно неполное оформление работы и незначительные ошибки в ходе работы.

I(низкий)

 

Отметка «3»

Возможно допущение отдельных существенных ошибок в ходе работы, в ее оформлении.

Овладение только умениями выполнять подбор источников информации. Взаимосвязь при выполнении отбора и выводами выявлена неполно. Допущены существенные ошибки в ходе работы и незначительные ошибки в оформлении работы.

0(нулевой)

 

Отметка «2»

Отсутствие практических уменийпроявляется в несамостоятельности действий, наличии существенных практических и логических ошибок. При этом без посторонней помощи цель работы не достигается.

Неумение выполнять даже работу по подбору источников информации. Допущены логические ошибки в ходе практической работы. Цель работы не достигнута. Неумение оформить работу без помощи учителя.

 Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов будетиспользоваться для итогового контроля.  

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков.но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

 Оценка сообщения, презентации (реферата).

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи,

• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.


5. Календарно-тематическое планирование.





урока

Тема урока

Кол-во час

Основные виды деятельности

Результаты

Дата проведе-

ния


Предметные

Метапредметные

Личностные



план

факт


Тема 1. Географическое пространство России – 10 часов.

1.









2.

Как мы будем изучать географию России.




Мы и наша страна на карте мира.

Урок откры- тия нового знания

Обобщать поня тия – осуществ- лять логическую операцию пере- хода от понятия с меньшим объё- мом к понятию с большим объё- мом;

Представление о России как субъекте миро- вого географи- ческого прост- ранства, её мес- те и роли в сов- ременном мире;


Овладение осно- вами картографи- ческой грамотно- сти и использова- ния географичес- кой карты как одного из « язы- ков» международ ного общения



Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами




3.

Наши границы и наши соседи. Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.




Комби- нирова- нный

Анализировать, сравнивать, классифициро- вать и обобщать понятия;


Осознание целостности природы, насе- ления и хозяйс- тва Земли, мате- риков, их круп- ных районов и стран;


Овладение осно- вами картографи- ческой грамотно- сти и использова- ния географичес- кой карты как одного из « язы- ков» международ ного общения

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (вла дение механиз- мом эквивален- тных замен);





4.

Учимся с «Полярной звездой».

Урок-практи- кум

Анализировать, сравнивать, классифициро- вать и обобщать понятия;


Представление о России как субъекте миро- вого географи- ческого прост- ранства, её мес- те и роли в сов- ременном мире;


Анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;


Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.




5.

Наша страна на карте часо вых поясов. . Практическая работа №2: «Определение поясного времени для разных городов России».

Урок «откры- тия нового знания»

Строить логи- ческое рассуж- дение, включаю- щее установле- ние причинно-следственных связей;


Представление о России как субъекте миро- вого географи- ческого прост- ранства, её мес- те и роли в сов- ременном мире;


Овладение осно- вами картографи- ческой грамотно- сти и использова- ния географичес- кой карты как одного из « язы- ков» международ ного общения



Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами



6.

Формирова ние террито- рии России.

Урок сообщения и усвое- ния но- вых знаний

Формирование и развитие посред- ством географи- ческого знания познавательных интересов, интел лектуальных и творческих спо- собностей уча- щихся;

Осознание еди- нства географи- ческого прост- ранства России как единой сре- ды обитания всех населяю- щих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;



Определять по картам место- положение географических объектов

Самостоятельно организовывать учебное взаимо- действие в груп- пе (определять общие цели, распределять роли, договари- ваться друг с другом и т.д.).




7.

Учимся с «Полярной звездой».

Урок-практи- кум

Анализировать, сравнивать, классифициро- вать и обобщать понятия;








8.

Районирование России. . Практическая работа №3 «Анализ административно – территориального деления России».

Урок сообщения и усвое- ния но- вых знаний

Формирование и развитие посред- ством географи- ческого знания познавательных интересов, интел лектуальных и творческих спо- собностей уча- щихся;

Осознание еди- нства географи- ческого прост- ранства России как единой сре- ды обитания всех населяю- щих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;


Определять по картам место- положение географических объектов

Самостоятельно организовывать учебное взаимо- действие в груп- пе (определять общие цели, распределять роли, договари- ваться друг с другом и т.д.).





9.

Наше национальное богатство и наследие.

Урок – исследо-вание

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


Осознание целостности природы, насе- ления и хозяйс- тва Земли, мате- риков, их круп- ных районов и стран;


Овладение осно- вами картографи- ческой грамотно- сти и использова- ния географичес- кой карты как одного из « язы- ков» международ ного общения

Самостоятельно организовывать учебное взаимо- действие в груп- пе (определять общие цели, распределять роли, договари- ваться друг с другом и т.д.).





10.

Проверочная работа по теме: «Географическое пространство России».

Урок систематизации и обоб- щения знаний,умений

Анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явле- ния. Выявлять причины и след –ствия простых явлений.


Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразова- нию.

Формирование умений и навы- ков использова- ния разнообраз- ных географиче- ских знаний в повседневной жизни для объяс- нения и оценки разнообразных явлений и процес сов.

Учиться кри-тично относи-ться к своему мнению, с дос- тоинством признавать ошибочность и корректиро вать его.                                             




Тема 2. Население России– 12 часов.

11.

Численность населения.


Урок «откры- тия нового знания»

Осознание един ства географиче ского простран- ства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, опре- деляющей общ- ность их истори ческих судеб;


Прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населе- ния;


Выдвигать вер- сии решения проблемы, осо- знавать конеч- ный результат, выбирать из предложенных и искать само- стоятельно сре дства достиже- ния цели;


В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (вла дение механиз- мом эквивален- тных замен);





12.

Воспроизвод- ство населения


Комби- нирова- нный

Осознание себя как члена обще- ства на глобаль- ном, региональ- ном и локаль- ном уровнях (житель плане- ты Земля, граж- данин Россий- ской Федера- ции, житель конкретного региона);

Формирование умений и навы- ков использова- ния разнообраз- ных географиче- ских знаний в повседневной жизни для объяс- нения и оценки различных явле- ний и процессов.

Выдвигать вер сии решения проблемы, осо- знавать конеч- ный результат, выбирать из предложенных и искать само- стоятельно сре- дства достиже- ния цели;


Самостоятельно организовывать учебное взаимо- действие в груп- пе (определять общие цели, распределять роли, договари- ваться друг с другом и т.д.).





13.

Наш «демогра- фический пор- трет» . Практическая работа №4 «Составление сравнительной характеристикиполовозрастного состава населения России».

Комби- нирова- нный

Осознание един ства географиче ского простран ства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, опреде ляющей общ- ность их истори ческих судеб;

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.


Умения ориен- тироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смы- словые устано- вки в своих дей ствиях и посту- пках, прини- мать решения.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами




14.

Учимся с «Полярной звездой».

Урок - исследование

Осознание един ства географиче ского простран- ства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, опре- деляющей общ- ность их истори ческих судеб;

Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистичес- кими и др.;


Подбирать к каждой проб- леме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;


Учиться кри-тично относи-ться к своему мнению, с дос- тоинством признавать ошибочность и корректиро вать его.                                             




15.

Мозаика народов.

Урок сообще-ния и усвое- ния новых знаний

Осознание един ства географиче ского простран- ства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, опре- деляющей общ- ность их истори ческих судеб;


Формирование первичных навы- ков использова- ния территориаль ного подхода как основы географи- ческого мышле- ния для осозна- ния своего места в целостном мно- гообразном и быс тро изменяющем- ся мире и адекват ной ориентации в нем;

Умения орга-низовывать свою деятель-ность, опреде- лять её цели и задачи, выби- рать средства реализации цели и приме- нять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (вла дение механиз- мом эквивален- тных замен);





16.

Размещение населения.

Комби- нирова- нный

Осознание себя как члена обще- ства на глобаль- ном, региональ- ном и локаль- ном уровнях (житель плане- ты Земля, граж- данин Россий- ской Федера- ции, житель конкретного региона);

Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистичес- кими и др.;


Выдвигать вер- сии решения проблемы, осо- знавать конеч- ный результат, выбирать из предложенных и искать само- стоятельно сре- дства достиже- ния цели;


Самостоятельно организовывать учебное взаимо- действие в груп- пе (определять общие цели, распределять роли, договари- ваться друг с другом и т.д.).





17.

Города и сельские поселения. Урбанизация

Комби- нирова- нный

Умение оцени- вать с позиций социальных норм собствен- ные поступки и поступки других людей;


Формирование умений и навы- ков использова- ния разнообраз- ных географиче- ских знаний в повседневной жизни для объяс- нения и оценки различных явле- ний и процессов


Умения ориен- тироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смы- словые устано- вки в своих дей ствиях и посту- пках, прини- мать решения

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.




18

Учимся с «Полярной звездой».

Урок - исследование








19.

Миграции населения. Практическая работа №5

«Определение на основе различных источников информации основных направлений миграционных потоков в России».

Комби- нирова- нный

Умение оцени- вать с позиций социальных норм собствен- ные поступки и поступки других людей

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.


Способности к самостоятель ному приобре- тению новых знаний и прак- тических уме- ний, умения управлять поз- навательной деятельностью


Учиться кри-тично относи-ться к своему мнению, с дос- тоинством признавать ошибочность и корректиро вать его.                                             




20

Учимся с «Полярной звездой».

Урок - исследование








21.

Россияне на рынке труда.

Комби- нирова- нный

Готовность к осознанному выбору дальней шей профессио- нальной траек- тории в соотве- тствии с собстве нными интереса ми и возможно- стями;


Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистичес- кими и др.;


Подбирать к каждой проб- леме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;


Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.




22.

Проверочная работа по теме: «Население России».

Контрольно-об общаю- щий урок.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразова- нию.

Формирование умений и навы- ков использова- ния разнообраз- ных географиче- ских знаний в повседневной жизни для объяс- нения и оценки различных явле- ний и процессов

Умения ориен- тироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смы- словые устано-

вки в своих дей ствиях и посту- пках, прини- мать решения

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.




Тема 3. Природа России. – 24 (ч).

23.

История развития земной коры

Урок сообще-ния и усвое- ния новых знаний

Представление о России как субъекте миро- вого географи- ческого прост- ранства, её мес- те и роли в сов- ременном мире;


Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении плане- ты человеком, географических знаниях как ком- поненте научной картины мира, их необходимости для решения сов- ременных прак- тических задач человечества и своей страны;

Работать по са- мостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя оши- бки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интер- нет);


Обобщать поня тия – осуществ- лять логическую операцию пере- хода от понятия с меньшим объё- мом к понятию с большим объё- мом;




24.

Рельеф: тектоническая основа.

Комби- нирова- нный

Осознание цело стности приро- ды, населения и хозяйства Зем- ли, материков, их крупных районов и стран;


Формирование умений и навы- ков использова- ния разнообраз- ных географиче- ских знаний в повседневной жизни для объяс- нения и оценки различных явле- ний и процессов

Подбирать к каждой проб- леме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;


Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;





25.

Рельеф: скульптура поверхности.

Комби- нирова- нный

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразова- нию.

Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении плане- ты человеком, географических знаниях как ком- поненте научной картины мира, их необходимости для решения сов- ременных прак- тических задач человечества и своей страны;


Умения орга-низовывать свою деятель-ность, опреде- лять её цели и задачи, выби- рать средства реализации цели и приме- нять их на пра- ктике, оцени- вать достигну- тые результаты

Давать опреде- ление понятиям на основе изучен ного на различ- ных предметах учебного мате- риала.




26

Учимся с «Полярной звездой».

Урок - исследование








27.

Ресурсы земной коры. Практическая работа №6 «Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми России».

Урок-исследо-вание

Осознание цело стности приро- ды, населения и хозяйства Зем- ли, материков, их крупных районов и стран;


Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистичес- кими и др.;


Умения ориен- тироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смы- словые устано- вки в своих дей ствиях и посту- пках, прини- мать решения

Строить логи ческое рассуж- дение, включаю- щее установле- ние причинно-следственных связей;





28.

Учимся с «Полярной звездой».

Урок – практи- кум

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразова- нию.

Формирование умений и навы- ков использова- ния разнообраз- ных географиче- ских знаний в повседневной жизни для объяс- нения и оценки различных явле- ний и процессов

Умения орга-низовывать свою деятель-ность, опреде- лять её цели и задачи, выби- рать средства реализации цели и приме- нять их на пра- ктике, оцени- вать достигну- тые результаты

Анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явле- ния. Выявлять причины и след –ствия простых явлений.





29.

Солнечная радиация.

Урок сообще-ния и усвое- ния новых знаний

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современно- му уровню раз- вития науки и общественной практики, а так- же социально- му, культурно- му, языковому и духовному мно- гообразию сов- ременного мира;

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Способности к самостоятель ному приобре- тению новых знаний и прак- тических уме- ний, умения управлять поз- навательной деятельностью

Самому созда- вать источники информации разного типа и для разных ауди- торий, соблюдать информацион- ную гигиену и правила информа ционной безопас- ности;





30.

Атмосферная циркуляция.

Комби- нирова- нный

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современно- му уровню раз- вития науки и общественной практики, а так- же социально- му, культурно- му, языковому и духовному мно- гообразию сов- ременного мира;

Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистичес- кими и др.;


Подбирать к каждой проб- леме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;


Обобщать поня тия – осуществ- лять логическую операцию пере- хода от понятия с меньшим объё- мом к понятию с большим объё- мом;




31.

Зима и лето в нашей северной стране. Практическая работа №7 «Оценка климатических условий России».

Урок –исследо-вание

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразова- нию.

Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении плане- ты человеком, географических знаниях как ком- поненте научной картины мира, их необходимости для решения сов- ременных прак- тических задач человечества и своей страны

Работать по са- мостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя оши- бки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интер- нет);


Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;





32.

Учимся с «Полярной звездой.

Урок – практи- кум

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современно- му уровню раз- вития науки и общественной практики, а так- же социально- му, культурно- му, языковому и духовному мно- гообразию сов- ременного мира;


Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Способности к самостоятель ному приобре- тению новых знаний и прак- тических уме- ний, умения управлять поз- навательной деятельностью

Анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явле- ния. Выявлять причины и след –ствия простых явлений.





33.

Как мы живём и работаем в нашем клима- те.

Урок сообще- ния и усвое- ния новых знаний.

Осознание цело стности приро- ды, населения и хозяйства Зем- ли, материков, их крупных районов и стран;


Формирование умений и навы- ков использова- ния разнообраз- ных географиче- ских знаний в повседневной жизни для объяс- нения и оценки различных явле- ний и процессов

Умения орга-низовывать свою деятель-ность, опреде- лять её цели и задачи, выби- рать средства реализации цели и приме- нять их на пра- ктике, оцени- вать достигну- тые результаты

Давать опреде- ление понятиям на основе изучен ного на различ- ных предметах учебного мате- риала.




34.

Наши моря. Практическая работа № 8 «Описание Белого моря по типовому плану».


Урок сообще- ния и усвое- ния новых знаний

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современно- му уровню раз- вития науки и общественной практики, а так- же социально- му, культурно- му, языковому и духовному мно- гообразию сов- ременного мира;

Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистичес- кими и др.;


Способности к самостоятель ному приобре- тению новых знаний и прак- тических уме- ний, умения управлять поз- навательной деятельностью

Обобщать поня тия – осуществ- лять логическую операцию пере- хода от понятия с меньшим объё- мом к понятию с большим объё- мом;




35.

Наши реки. Практическая работа № 9: «Описание одной из российских рек с использованием тематических карт ».

Комби- нирова- нный

Осознание цело стности приро- ды, населения и хозяйства Зем- ли, материков, их крупных районов и стран;


Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении плане- ты человеком, географических знаниях как ком- поненте научной картины мира, их необходимости для решения сов- ременных прак- тических задач человечества и своей страны


Работать по са- мостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя оши- бки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интер- нет);


Строить логи ческое рассуж- дение, включаю- щее установле- ние причинно-следственных связей;





36.

Учимся с «Полярной звездой.

Урок – практи- кум








37.

Где спрятана вода.

Комби- нирова- нный

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразова- нию.

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Подбирать к каждой проб- леме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;


Давать опреде- ление понятиям на основе изучен ного на различ- ных предметах учебного мате- риала.




38.

Водные доро- ги и перекрёс- тки.


Комби- нирова- нный

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современно- му уровню раз- вития науки и общественной практики, а так- же социально- му, культурно- му, языковому и духовному мно- гообразию сов- ременного мира

Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистичес- кими и др.;


Способности к самостоятель ному приобре- тению новых знаний и прак- тических уме- ний, умения управлять поз- навательной деятельностью

Обобщать поня тия – осуществ- лять логическую операцию пере- хода от понятия с меньшим объё- мом к понятию с большим объё- мом;




39.

Учимся с «По- лярной звез- дой».


Урок – практи- кум

Осознание цело стности приро- ды, населения и хозяйства Зем- ли, материков, их крупных районов и стран;


Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Работать по са- мостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя оши- бки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интер- нет);

Анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явле- ния. Выявлять причины и след –ствия простых явлений.





40.

Почва–особое природное тело.


Урок сообще- ния и усвое- ния новых знаний

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразова- нию.

Овладение осно- вами картографи- ческой грамотно- сти и использова- ния географичес- кой карты как одного из « язы- ков» международ ного общения

Умения ориен- тироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смы- словые устано- вки в своих дей ствиях и посту- пках, прини- мать решения


Строить логи ческое рассуж- дение, включаю- щее установле- ние причинно-следственных связей;




41

Растительный и животный мир.










42.

Экологическая ситуация в России.










43.

Экологиеская безопасность в России.










44.

Учимся с «По- лярной звез- дой».


Урок – практи- кум








45.

Природно-территориальные комплексы России.









46.

Проверочная работа по теме: «Природа России»

Контрольно- обобщающий урок.

Осознание себя как члена обще- ства на глобаль- ном, региональ- ном и локаль- ном уровнях (житель плане- ты Земля, граж- данин Российс- кой Федерации, житель конкрет- ного региона);


Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении плане- ты человеком, географических знаниях как ком- поненте научной картины мира, их необходимости для решения сов- ременных прак- тических задач человечества и своей страны

Умения орга-низовывать свою деятель-ность, опреде- лять её цели и задачи, выби- рать средства реализации цели и приме- нять их на пра- ктике, оцени- вать достигну- тые результаты

Анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явле- ния. Выявлять причины и след –ствия простых явлений.




Тема 4. Природно-хозяйственные зоны и районы (12 ч)

47.

Северные безлесные зоны.

Урок сообще- ния и усвое- ния новых знаний

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современно- му уровню раз- вития науки и общественной практики, а так- же социально- му, культурно- му, языковому и духовному мно- гообразию сов- ременного мира


Формирование умений и навы- ков использова- ния разнообраз- ных географиче- ских знаний в повседневной жизни для объяс- нения и оценки различных явле- ний и процессов

Умения ориен- тироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смы- словые устано- вки в своих дей ствиях и посту- пках, прини- мать решения

Самостоятельно организовывать учебное взаимо- действие в груп- пе (определять общие цели, распределять роли, договари- ваться друг с другом и т.д.).





48.

Учимся с «По- лярной звез- дой».


Урок – практи- кум








49.

Лесные зоны..

Комби- нирова- нный

Осознание цело стности приро- ды, населения и хозяйства Зем- ли, материков, их крупных районов и стран;

Формирование умений и навы- ков использова- ния разнообраз- ных географиче- ских знаний в повседневной жизни для объяс- нения и оценки различных явле- ний и процессов

Работать по са- мостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя оши- бки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интер- нет);

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (вла дение механиз- мом эквивален- тных замен).




50.

Степи и лесостепи.

Практическая работа №10 «Описание природно-хозяйственной зоны вашей местности».

Комби- нирова- нный

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразова- нию.

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Способности к самостоятель ному приобре- тению новых знаний и прак- тических уме- ний, умения управлять поз- навательной деятельностью

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.




51.

Южные безлесные зоны.

Комби- нирова- нный

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современно- му уровню раз- вития науки и общественной практики, а так- же социально- му, культурно- му, языковому и духовному мно- гообразию сов- ременного мира

Овладение осно- вами картографи- ческой грамотно- сти и использова- ния географичес- кой карты как одного из « язы- ков» международ ного общения

Подбирать к каждой проб- леме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;


Учиться кри-тично относи-ться к своему мнению, с дос- тоинством признавать ошибочность и корректиро вать его.                                             




52.

Субтропики Высотная поясность в горах.

Комби- нирова- нный

Осознание цело стности приро- ды, населения и хозяйства Зем- ли, материков, их крупных районов и стран;

Формирование умений и навы- ков использова- ния разнообраз- ных географиче- ских знаний в повседневной жизни для объяс- нения и оценки различных явле- ний и процессов

Умения ориен- тироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смы- словые устано- вки в своих дей ствиях и посту- пках, прини- мать решения

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.





53.

Учимся с «Полярной звездой».

Урок – практи- кум

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразова- нию.

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Работать по са- мостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя оши- бки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интер- нет);


В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (вла дение механиз- мом эквивален- тных замен).




54.

Великие равнины России-Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.









55.

Горный каркас России-Урал и горы Южной Сибири.










56.

Регионы многолетней мерзлоты-Восточная и Северо-Восточная.









57.

Экзотика России-Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток.









58.

Проверочная работа по теме; «Природно-хозяйственные зоны России»

Контрольно- обобщающий урок.

Осознание себя как члена обще- ства на глобаль- ном, региональ- ном и локаль- ном уровнях (житель плане- ты Земля, граж- данин Российс- кой Федерации, житель конкрет- ного региона);


Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении плане- ты человеком, географических знаниях как ком- поненте научной картины мира, их необходимости для решения сов- ременных прак- тических задач человечества и своей страны

Умения орга-низовывать свою деятель-ность, опреде- лять её цели и задачи, выби- рать средства реализации цели и приме- нять их на пра- ктике, оцени- вать достигну- тые результаты

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами




Тема 5. Родной край – 11 (ч)

59

Общая характеристика Волгоградской области.

Урок – практи

Волгоградская область на карте мира. Волгоградская область на карте России. 

Знать общие положения по территории нашего региона. Уметь показывать Волгоградскую область на картах России и мира.







60

Государственные символы Волгоградской области.

Урок – практи

Герб региона. Флаг региона.

Знать государственные символы региона. Уметь объяснять значение геральдических элементов.







61

Административно-территориальное деление региона.

Урок – практи

Административно-территориальное устройство. Муниципальные районы. Города. Областной центр.

Пр./р: Картосхема АТУ Волгоградской области

Знать особенности административно-территориального деления региона. Уметь показывать муниципальные районы.







62

Волгоград – сердце региона.

Урок – практи

Областной центр. ЭГП региона. Административно-территориальное деление города.

Знать историю областного центра. Уметь объяснять путь развития Волгограда.







63

История исследования Волгоградской области

Урок – практи

Основные направления освоения волгоградских земель до 19 века.

Исследования, проводимые в 19-20 веках. Современные геоэкологические исследования.

Знать историю исследования региона.







64

Геологическая история развития региона. Классификация памятников природы Волгоградской области.

Урок – практи

Геологическое прошлое региона. Палеонтологические памятники природы. Артефакты.

Знать особенности геологического прошлого региона. Уметь показывать палеонтологические памятники природы.







65

Особенности рельефа. Полезные ископаемые.

Урок – практи

Рельеф. Полезные ископаемые.

Знать особенности рельефа региона. Уметь показывать месторождения полезных ископаемых.








66

Климатические особенности региона.

Урок – практи

Климат. Параметры микроклимата.

Знать климатические особенности региона. Уметь прогнозировать и анализировать климатические данные.







67

Реки и озера. Подземные воды.

Урок – практи

Реки и озера. Подземные источники.

Знать главные реки и озера области. Уметь показывать их на карте области.







68

Виды почв. Деградация почв.

Урок – практи

Виды почв. Чернозем южный. Каштановые почвы. Деградация почв

Знать разновидности почв региона, их свойства и состав. Уметь давать оценку плодородия почвы.







69

Охрана природы. Природные парки.

Урок – практи

Виды охраны природы на территории России, региона. Природные парки.

Знать систему охраны природы региона. Уметь показывать природоохранные зоны.







70.

Повторение

Контрольно- обобщающий урок.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразова- нию.

Формирование умений и навы- ков использова- ния разнообраз- ных географиче- ских знаний в повседневной жизни для объяс- нения и оценки различных явле- ний и процессов


Умения ориен- тироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смы- словые устано- вки в своих дей ствиях и посту- пках, прини- мать решения

Анализировать, сравнивать, классифициро-вать и обобщать факты и явле- ния. Выявлять причины и след –ствия простых явлений.




























6. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы.

Литература:


  1. География 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций/ А.И. Алексеев Москва, «Просвещение», 2020 г.

  2. В.В. Николина « Мой – тренажер». 8 класс. Москва, «Просвещение», 2010 г.

  3. В.В. Николина География. Поурочные разработки 8 класс. Москва, « Просвещение», 2016 г.

  4. География. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, Е.К. Липкина – М.: Просвещение, 2017.

5.География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. « География» 5 – 9 классы Москва « Просвещение» 2020г


Обобщение и контроль знаний по теме: «Россия в мире»

  1. Установите соответствие между крайними материковыми точками России и их положением по отношению к сторонам горизонта.

  1. Мыс Дежнева. А.Северная

  2. Мыс Челюскин. Б. Южная.

  3. Неименованная. В. Западная.

  4. Балтийская. Г. Восточная.

  1. Выберите верные ответы. Россия граничит с: а) Финляндией; б) Молдавией; в) Болгарией; г) Китаем.

  2. Выберите верные ответы. Россия имеет морскую границу с: а) Германией; б) Японией; в) Монголией; г) Норвегией.

  3. Выберите верный ответ. Морская граница между Россией и Японией проходит по проливу: а) Лаперуза; б) Кунаширскому; в) Татарскому; г) Берингову.

  4. Выберите верный ответ. В России Новый год раньше других россиян встречают жители: а) Владивостока; б) Москвы; в) Петропавловска-Камчатского; г) Санкт-Петербурга.

  5. Выберите верный ответ. Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, их: а) 61; б) 85; в) 2.

  6. Выберите верный ответ. Более молодое население проживает: а) в центральных районах России; б) в районах Крайнего Севера.

  7. Выберите верный ответ. Самый многочисленный после русских народ в России:

а) украинцы; б) татары; в) чуваши; г) башкиры.

9. Выберите верное значение средней плотности населения в России: а) 1 чел/км2 ; б) 8,5 чел/км2 ; а) 47 чел/км2 ; а) 120 чел/км2 ;

10. Выберите положения, которые характеризуют географические особенности размещения населения России: а) равномерное размещение населения; б) зависимость размещения населения от природных условий; в) “растекание” населения по территории; г) тенденция сосредоточения населения на севере страны.



Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-Г, 2-А, 3-Б, 4-Г

а, г

б

в

в

б

б

б

б

б,в







Контрольная работа по разделу «Население России»



1. Какое место в мире по численности населения занимает Россия:

а) 7 б) 8 в) 9 г) 10

2. Что такое естественный прирост населения?

а) количество новорождённых в течение года

б) разница между количеством прибывших в страну и покинувших её

в) разница между родившимися и умершими

г) общее прибавление населения страны в год

3. Назовите основной фактор, влияющий на здоровье человека:

а) генетический (наследственный); б) образ жизни;

в) здравоохранение; г) экологический фактор

4. Выберите факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:

а) средняя продолжительность жизни

б) войны и политические конфликты

в) уровень рождаемости

г) положение женщины в обществе

5. В каком возрасте количество мужчин и женщин в России примерно одинаково?

а) в 27 лет б) в 30 лет в) в 40 лет; г) в 56 лет

6. В каком из следующих утверждений содержится информация о миграциях населения России:

а) На Крайнем Севере России, занимающем 2/3 её территории, проживает лишь 10 млн. чел.

б) Большинство крупных городов России находится в европейской части страны.

в) С начала 1990-х годов начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

г) В возрастной структуре населения России возрастает доля лиц старших возрастов, уменьшается доля детей.

7. Подберите пару: понятие – определение

а) резкое увеличение численности населения 1. трудовые ресурсы

б) выезд людей из страны 2. депортация

в) насильственное переселение людей 3. эмиграция

г) часть населения страны, способное 4. демографический взрыв

работать в хозяйстве

8. Выберите факторы, влияющие на высокий уровень безработицы в регионе:

а) в регионе развита только добыча нефти и газа

б) в регионе развит только военно-промышленный комплекс

в) в регионе высокий естественный прирост

г) в регионе высокая скорость создания новых рабочих мест

9. Найдите соответствие между народами и исповедуемой ими религией:

а) ислам 1) Калмыки

б) православие 2) Лезгины

в) буддизм 3) Башкиры

4) Осетины

5) Карелы

10. Входят ли в трудовые ресурсы работающие пенсионеры?

а) Да в) Да, если им не более 65 лет (для мужчин) или 60 лет (для женщин)

б) Нет г) Нет, если они сменили место работы

11. В тюркскую языковую группу не входят:
а) Украинцы б) Карелы в) Татары г)Чуваши д) Чукчи.


12. Самым урбанизированным районом России является:
а) Центральная Россия б) Северный Кавказ в) Северо-Западный г) Дальний восток.
13. В чём причины неравномерного размещения населения по территории России?

14.Назовите причины снижения продолжительности жизни в России.

15. Какие факторы влияют на размещение сельских поселений?


Ответы к контрольной работе по разделу «Население России», география 8 класс

1 вариант


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ответ

в

в

б

б

б

в

а-4

б-3

в-2

г-1

б,в

а-2,3

б-4,5

в-1

а

а,б,д

в



№13 – Природные условия, исторические факторы, социально-экономические факторы

№14 – Снижение рождаемости, большая младенческая смертность, социально-экономический кризис

№15 - Природные факторы

Контрольная работа

Обобщение по «Природа России»


1. Дайте определение следующим понятиям:

тектоника, щит, климат, циклон, атмосферный фронт, исток, эстуарий, сточное озеро, гумус, природная зона.



2. Определите географический объект, зашифрованный в цифре:

А) 1637 м б) 17,1 млн км2 в) -27м г) -71 д) 5410м е) 5642м



3. Определите в каких природных регионах России расположены объекты:

А) Русская равнина 1) р. Ангара

Б) Кавказ 2) долина гейзеров

В) Урал 3) оз Селигер

Г) Западная Сибирь 4) Ставропольская возвышенность

Д) Южная Сибирь 5) р. Обь

Е) Восточная Сибирь 6) г. Народная

Ж) Дальний Восток 7) г. Алтай



4. Вставьте пропущенные слова:

Рельеф России ________. На востоке страны преобладают ________, а на западе __________. Самыми высокими горами России являются _______, с вершиной гора _______ м, а самыми вытянутыми горами являются _____________. Территория формировалась в различные эпохи складчатости. Самой древней складчатостью является ________, а самой молодой складчатостью является __________. На древней платформе есть выступы кристаллического фундамента, которые называются __________, примером может служить ______, _________, ___________.


5. Подберите пару: природная зона – почва

А) тундра 1) солончаки

Б) тайга 2) глеевая

В) смешанные леса 3) серая

Г) широколиственные леса 4) чернозем

Д) лесостепь 5) каштановая

Е) степь 6) подзолистая

Ж) полупустыня 7) дерновая


6. Сопоставьте: территория – климатический пояс:

А) Русская равнина 1) муссонный климат

Б) Западная Сибирь 2) субтропический пояс

В) п-ов Камчатка 3) умеренно-континентальная область

Г) запад Кавказских гор 4) резко-континентальная область

Д) оз. Байкал 5) континентальная область

7. Выберите два верных утверждения:

А) Байкал – самое глубокое озеро мира.

Б) У России 18 сухопутных стран - соседей

В) В рельефе России преобладают равнины

Г) Самый большой полуостров России – Кольский.



8. Определите регион по описанию:

Территория удалена от основной части страны. Преобладает горный рельеф, который образовался в область кайнозойской складчатости. В регионе много запасов геотермальной энергии, которую используют на ГеоТэс района. В районе находится одно из чудес России. Постоянные землетрясения усложняют жизнь в данной области. Здесь находится самый высокий вулкан России.



9. Напишите свою точку зрения и обоснуйте её: в какой части России наиболее благоприятные условия для проживания.




10. Какой цифрой на карте отмечены следующие географические объекты:


а) оз. Байкал б) р. Обь в) п-ов Камчатка г) п-ов Таймыр д) р.Енисей е) о.Сахалин ж) о. Новая Земля з) р. Лена






















Ответы:


  1. определения


2) оз. Байкал, площадь России, Прикаспийская низменность, температура Оймякона, длина р. Обь, г. Эльбрус.


3) А3 - Б4 – В6- Г5-Д7-Е1 – Ж2


4) Разнообразен, горы, равнины, Кавказ, Эльбрус, Уральские горы, байкальская, кайнозойская, щит, Балтийский щит, Анабарский щит , Алданский щит.


5) а – 2 б – 6 в – 3 г –7 д – 5 е – 4 ж – 1


6) А-3 Б- 5 В – 1 Г – 2 Д - 4


7) А В


8) Регион Дальний Восток (полуостров Камчатка)


9) Восточно-европейская равнина наиболее благоприятна для проживания, так как хорошие климатические условия (умеренно-континентальный климат), равнинный рельеф, наличие крупной равнинной реки Волга.


10) А8 Б2 В9 Г 10 Д3 Е 12 Ж 13 З 4

Природно-хозяйственные зоны России

1.Главным фактором формирования природных зон являются:

А) количество поступающей на земную поверхность солнечной радиации

Б) соотношение тепла и влаги

В) количество выпадающих осадков


2. Зона арктических пустынь занимает территорию:

А) о.Шпицберген, о-ва Земля Франца-Иосифа, о.Северная Земля, Новосибирские о-ва, о.Врангеля, береговую полосу полуостровов Таймыр и Ямал

Б) о.Шпицберген, о-ва Земля Франца-Иосифа, о.Северная Земля, Новосибирские о-ва, о.Врангеля

В) о-ва Земля Франца-Иосифа, о.Северная Земля, Новосибирские о-ва, о.Врангеля, береговую полосу полуостровов Таймыр и Ямал


3. Определите представителей флоры и фауны, не характерных для зоны тундры:

А) белый медведь, Б) бурундук; В) белая куропатка, Г) лемминг;

Д) карликовая береза; Е) клён; Ж) полярная ива; З) северный олень; И) дуб.


4. Избыточное увлажнение тундровой зоны связано в первую очередь с:

А) многолетней мерзлотой

Б) большим количеством осадков

В) небольшой испаряемостью


5. К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относятся оленеводство, охота на пушного зверя, рыболовство?

А) чуваши; В) башкиры;

Б) ненцы; Г) кабардинцы


6. Причинами безлесья тундр являются:

А) низкие температуры;

Б) низкие температуры и многолетняя мерзлота;

В) низкие температуры, многолетняя мерзлота и сильные ветры.


7. Какой из перечисленных типов почв характерен для природной зоны тайги России?

А) подзолистые; В) каштановые;

Б) серые лесные; Г) черноземы.


8. В каком из перечисленных регионов России почвы наиболее плодородные?

А) Республика Коми Б) Липецкая облась

В) Республика Саха Г) Приморский край


9. Выберите верный ответ. Леса России занимают большую часть климатического пояса:

А) арктического; Б) умеренного; в) субтропического.


10. Выберите верный ответ. Сплошной полосой от западных до восточных границ России простирается:

А) тайга и смешанные леса; Б) тундра и тайга.


11.Установите соответствие между природной зоной и типичными представителями её животного мира:

1.Тундра А. Суслик

2. Пустыня Б) Лемминг

3. Тайга В) Бурый медведь



Ответы:

  1. Б

  2. В

  3. Б, Е, И

  4. В

  5. Б

  6. В

  7. А

  8. Б

  9. Б

  10. Б

  11. 1Б,2А,3В




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!