Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Елисеевская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета МОБУ Елисеевская ООШ Протокол №___ от«___» ________201 г | «Согласовано» Зам.директора по УВР МОБУ Елисеевская ООШ __________/Богдан Е.И. «___» _________201 г | «Утверждаю» Директор МОБУ Елисеевская ООШ __________/Е.Н.Вохмянина/ Приказ №_____________ от «___» _________201 г |
рабочая программа
по учебному предмету
русский язык
Класс: 2
Срок реализации: 1 год
Разработала:
Прилука Н.М.
учитель нач. классов
высшей категории
д.Елисеевка
2017г.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- на основе авторской программы «Русский язык» авторы-составители Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, М: Вентана- Граф, 2008 УМК «Начальная школа XXI века»
- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МОБУ Елисеевской основной общеобразовательной школы
Базовый учебник: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, 4-е изд., перераб. – М: : Вентана- Граф, 2012.
Цели обучения
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2 классе
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки;
- изменяемые и неизменяемые слова;
- формы слова и однокоренные слова;
- однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- предложения по цели высказывания;
- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
- деление слова на слоги;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- подбирать однокоренные слова;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 45-60 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- подбирать заголовок к собственному тексту, озаглавливать собственный текст;
- исправлять деформированные текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в конях слов (словарные слова, определённые программой);
- разделительные твёрдый и мягкие знаки;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-;
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать значение суффиксов и приставок ( в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
- различать однозначные и многозначные слова;
- наблюдать за использованием в тексте слов переносном значении и омонимов;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- наблюдать за использованием в тексте старевших слов и фразеологизмов;
- применять правило правописания суффиксов имён существительных: -онок-, ёнок-, -ок-, -ёк-, -ик-, -ость-;
- применять правило правописания суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-;
- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- определять по предложенным заголовкам содержание текста;
- составлять план текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).
Содержание предмета
(5ч. в неделю; 170ч)
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся(основные универсальные учебные умения и действия УУД) |
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний (57ч) | Фонетика и графика (10ч) | Повторять изученное в 1 классе; различать звуки и буквы; различать ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки. Обозначать на письме мягкость согласных звуков. Определять парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах и йотированными гласными е,ё,ю,я; в словах с непроизносимыми согласными. Делить слова на слоги. Использовать алфавит при работе со словарями и справочниками. |
Орфоэпия. | Произносить звуки и сочетания звуков, уметь ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. |
Слово и предложение (6ч)
| Понимать слова как единства звучания (написания) и значения. Различать: слова с предметным значением – имена существительные, слова, называющие признаки, - имена прилагательные, слова, обозначающие действия, - глаголы. Понимать предложение. Отличать предложения от слов. Различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения. |
Состав слова (морфемика) (19ч) | Понимать окончание как часть слова. Изменять формы слова с помощью окончания. Различать изменяемые и неизменяемые слова . понимать корень как часть слова. Чередовать согласные в корнях. Понимать родственные (однокоренные) слова. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Понимать суффикс как часть слова; значения суффиксов. Понимать приставку как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Понимать основу слова. Выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. |
Лексика (22ч) | Понимать слово и его лексическое значение. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значения слова по тексту или уточнять значение с помощью толкового словаря. Различать однозначные и многозначные слова. Иметь представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдать за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Иметь представление о словах исконных и заимствованных, устаревших словах, о фразеологизмах. Наблюдать за использованием в речи фразеологизмов. |
Правописание.(58ч) | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | Повторять правила правописания, изученные в 1 классе. Формировать орфографическую зоркость: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Знакомиться с правилами правописания и их применение: - перенос слов; - проверяемые безударные гласные в корне слова; - парные звонкие и глухие согласные в корне слова; - непроизносимые согласные; - непроверяемые гласные и согласные в корнях слов; - разделительные твёрдый и мягкий знаки; - правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-; - правописание суффиксов имён существительных: -онок-, -ёнок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ость-; Правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-; - раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений). Использовать орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формировать действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов. |
Развитие речи. (34ч) | Устная речь.
| Выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффектного решения коммуникативной задачи. Соблюдать нормы речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. |
Письменная речь. | Видеть текст, смысловое единство предложений в тексте (основная мысль), уметь озаглавливать текст. Подбирать заголовок к предложенным текстам. Определять по заголовкам содержание текста. Выражать в тексте законченную мысль. Подбирать варианты окончания текстов, начала текста. Последовательно восстанавливать предложения в тексте. Корректировать тексты с нарушенным порядком предложений; включать недостающие по смыслу предложения и изымать избыточное в смысловом отношении предложения. Видеть абзац. Расставлять последовательно абзацы в тексте. Корректировать тексты с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Составлять план предложенных текстов. Создавать собственные тексты по предложенным планам. Различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение и их особенности. |
Повторение (5ч) | | |
Резервные уроки (16ч) используются для проведения контрольных и проверочных работ. | | |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс(170ч)
№ урока | Тема урока | Дата |
план | факт |
1. | Звуки речи и буквы. | 01.09 | |
2. | Гласные и согласные звуки и буквы. | 04.09 | |
3. | Обозначение звуков речи на письме. | 05.09 | |
4. | Ударные и безударные гласные звуки в слове. | 06.09 | |
5. | Согласные звуки. | 07.09 | |
6. | Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. | 08.09 | |
7. | Звонкие согласные звуки в корне слова. | 11.09 | |
8. | Учимся писать сочетания жи-ши. | 12.09 | |
9. | Учимся писать сочетания ча-ща. | 13.09 | |
10. | Учимся писать сочетания чу-щу. | 14.09 | |
11. | Разделительный мягкий знак (ь) | 15.09 | |
12. | Слог. | 18.09 | |
13. | Учимся переносить слова. | 19.09 | |
14. | Контрольное списывание. «Право-писание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов». | 20.09 | |
15. | Работа над ошибками. Учимся переносить слова. | 21.09 | |
16. | Текущий диктант «Правописание соче-таний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов». | 22.09 | |
17. | Работа над ошибками. Слоги ударные и безударные. Роль ударения. | 25.09 | |
18. | Слово. | 26.09 | |
19. | Слова, называющие предметы. | 27.09 | |
20. | Слова, называющие признаки и действия предметов. | 28.09 | |
21. | Слово и предложение. | 29.09 | |
22. | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 02.10 | |
23. | Слова в предложении | 03.10 | |
24. | Окончание как часть слова. | 04.10 | |
25. | Изменение формы слова с помощью окончания. | 05.10 | |
26. | Неизменяемые слова. | 06.10 | |
27. | Контрольная работа «Фонетика; слово и предложение; слова изменяемые и неиз-меняемые; окончание. | 09.10 | |
28. | Работа над ошибками. Вспоминаем правило написания прописной буквы. | 10.10 | |
29. | Вспоминаем правило написания прописной буквы. Словарный диктант. | 11.10 | |
30. | Корень как часть слова. | 12.10 | |
31. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 13.10 | |
32. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | 16.10 | |
33. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | 17.10 | |
34. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | 18.10 | |
35. | Промежуточный контроль. Контрольная работа. Корень как общая часть слов. | 19.10 | |
36. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | 20.10 | |
37. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | 23.10 | |
38. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Словарный диктант. | 24.10 | |
39. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | 25.10 | |
40. | Итоговый диктант. «Правописание соче-таний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов, безударные гласные в корне слова. | 26.10 | |
41. | Работа над ошибками. Однокоренные слова. | 27.10 | |
42. | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | 06.11 | |
43. | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | 07.11 | |
44. | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | 08.11 | |
45. | Корень слова с чередованием согласных. | 09.11 | |
46. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 10.11 | |
47. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 13.11 | |
48. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 14.11 | |
49. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 15.11 | |
50. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | 16.11 | |
51. | Суффикс как часть слова. | 17.11 | |
52. | Значения суффиксов. | 20.11 | |
53. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | 21.11 | |
54. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | 22.11 | |
55. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | 23.11 | |
56. | Текущий диктант. «Правописание сог-ласных в корне слова». | 24.11 | |
57. | Работа над ошибками. Значения суффиксов. | 27.11 | |
58. | Контрольное списы-вание «правописание согласных в корне слова» | 28.11 | |
59. | Работа над ошибками. Учимся писать суффиксы –онок-, -ёнок- | 29.11 | |
60. | Учимся писать суф-фиксы –ик-, -ек- | 30.11 | |
61. | Учимся писать суф-фиксы –ик-, -ек- | 01.12 | |
62. | Значения суффиксов. | 04.12 | |
63. | Учимся писать суффикс –ость- | 05.12 | |
64. | Образование слов с помощью суффиксов | 06.12 | |
65. | Текущая контрольная работа «Корень слова, суффикс» | 07.12 | |
66. | Работа над ошибками. Учимся писать суффиксы имён при-лагательных. | 08.12 | |
67. | Образование слов с помощью суффиксов | 11.12 | |
68. | Итоговая контрольная работа за первое полугодие «Фонетика, слово и предложение; корень слова; суффикс» | 12.12 | |
69. | Работа над ошибками. Учимся писать корни и суффиксы. | 13.12 | |
70. | Итоговый диктант за первое полугодие «Правописание соче-таний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов, безударные гласные в корне слова; непроизносимые со-гласные; правописание изученных суффиксов» | 14.12 | |
71. | Работа над ошибками. Приставка как часть слова. | 15.12 | |
72. | Значения приставок. | 18.12 | |
73. | Учимся писать приставки. | 19.12 | |
74. | Промежуточный контроль . контрольная работа. Учимся писать приставки. | 20.12 | |
75. | Различаем приставки с буквами о, а | 21.12 | |
76. | Образование слов с помощью приставок | 22.12 | |
77. | Учимся писать разде лительный твёрдый знак (ъ) | 25.12 | |
78. | Различаем раздели-тельные ь и ъ | 26.12 | |
79. | Как образуются слова | 27.12 | |
80. | Различаем разделительные ъ и ь | 28.12 | |
| 2-е полугодие | | |
81. | Основа слова. | 12.01 | |
82. | Учимся различать предлоги и приставки | 15.01 | |
83. | Учимся различать предлоги и приставки | 16.01 | |
84. | Повторяем состав слова. | 17.01 | |
85. | Текущая контрольная работа «Приставки; состав слова; об разование слов» | 18.01 | |
86. | Работа над ошибками. Повторяем пра-вописание частей слова. | 19.01 | |
87. | Повторяем правопи-сание частей слова. | 22.01 | |
88. | Текущий диктант «Правописание раз-делительных ъ и ь, приставок и предлогов. | 23.01 | |
89. | Слово и его значение | 24.01 | |
90. | Значение слова. | 25.01 | |
91. | Повторяем правопи-сание частей слова. | 26.01 | |
92. | Контрольное списы-вание «Правописание разделительных ъ и ь приставок и предлогов. | 29.01 | |
93. | Работа над ошибками. Текст. | 30.01 | |
94. | Заголовок текста | 31.01 | |
95. | Как сочетаются слова. | 01.02 | |
96. | Значение слова в словаре и тексте. | 02.02 | |
97. | Повторяем правопи-сание частей речи. | 05.02 | |
98. | Один заголовок – разные заголовки. | 06.02 | |
99. | Учимся озаглавливать текст. | 07.02 | |
100. | Слово в толковом словаре и тексте. | 08.02 | |
101. | Слова однозначные и многозначные. | 09.02 | |
102. | Учимся находить и проверять орфограммы слова. | 12.02 | |
103. | Учимся озаглавливать текст | 13.02 | |
104. | Как строится текст. Окончание текста. | 14.02 | |
105. | Как появляются многозначные слова | 15.02 | |
106. | Как определять значение многознач-ного слова. | 16.02 | |
107. | Итоговая контрольная работа «Состав слова; слово и его значение» | 19.02 | |
108. | Работа над ошибками. Учимся находить и проверять орфограммы в слове. | 20.02 | |
109. | Учимся заканчивать текст. | 21.02 | |
110. | Слова-синонимы. | 22.02 | |
111. | Сочетание синонимов с другими словами. | 23.02 | |
112. | Учимся применять орфографические правила. | 26.02 | |
113. | Как строится текст. Начало текста. | 27.02 | |
114. | Сочиняем начало текста. | 28.02 | |
115. | Как используются синонимы | 01.03 | |
116. | Синонимы в тексте. Словарный диктант | 02.03 | |
117. | Учимся применять орфографические правила | 05.03 | |
118 | Учимся составлять текст. | 06.03 | |
119. | Последовательность предложений в тексте. | 07.03 | |
120 | Слова – антонимы. | 08.03 | |
121. | Сочетание антонимов с другими словами. | 09.03 | |
122. | Контрольная работа «Состав слова; значение слова; синонимы, антонимы» | 12.03 | |
123. | Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант | 13.03 | |
124. | Связь предложений в тексте. | 14.03 | |
125. | Слова – омонимы. | 15.03 | |
126. | Слова исконные и заимствованные. | 16.03 | |
127. | Учимся применять орфографические правила | 19.03 | |
128. | Абзац. | 20.03 | |
129. | Учимся выделять абзацы. | 21.03 | |
130. | Значения заимствова нных слов. | 22.03 | |
131. | Учимся применять орфографические правила | 23.03 | |
132. | Итоговый диктант «Правописание изу-ченных орфограмм | 02.04 | |
133. | Работа над ошибками. | 03.04 | |
134. | Последовательность абзацев. | 04.04 | |
135. | Учимся составлять текст из абзацев | 05.04 | |
136. | Устаревшие слова. | 06.04 | |
137. | Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова. | 09.04 | |
138. | Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант | 10.04 | |
139. | Учимся составлять текст. | 11.04 | |
140. | Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. | 12.04 | |
141. | Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова? | 13.04 | |
142. | Учимся применять орфографические правила | 16.04 | |
143. | Тестирование «Пра-вописание изученных орфограмм. | 17.04 | |
144. | Работа над ошибками. План текста. | 18.04 | |
145. | Учимся составлять план текста. | 19.04 | |
146. | Фразеологизмы. | 20.04 | |
147. | Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант | 23.04 | |
148. | Контрольное списы-вание «Правописание изученных орфограмм» | 24.04 | |
149. | Работа над ошибками. Составляем текст по плану. | 25.04 | |
150. | Учимся писать письма по плану. | 26.04 | |
151. | Значение фразеоло-гизмов. | 27.04 | |
152. | Текущая контрольная работа «Лексика» | 30.04 | |
153. | Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила | 01.05 | |
154. | Составляем текст по плану. | 02.05 | |
155. | Текст-описание. | 03.05 | |
156. | Учимся применять орфографические правила. Словарный диктант. | 04.05 | |
157. | Особенности текста описания | 07.05 | |
158. | Учимся сочинять текст-описание | 08.05 | |
159. | Учимся применять орфографические правила | 09.05 | |
160. | Учимся сочинять яркий текст-описание. | 10.05 | |
161. | Текст-повествование Особенности текста-повествования. | 11.05 | |
162. | Учимся применять орфографические правила | 14.05 | |
163. | Итоговый диктант. | 15.05 | |
164. | Работа над ошибками. Учимся сочинять текст-повествование. Описание и повествование в тексте. | 16.05 | |
165. | Текст-рассуждение. Особенности текста-рассуждения | 17.05 | |
166. | Описание. Повествование. Рассуждение. | 18.05 | |
167. | Итоговая промежуточная аттестация. | 21.05 | |
168. | Работа над ошибками. Повторение. | 22.05 | |
169. | Повторение. | 23.05 | |
170. | Повторение. | 24.05 | |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Елисеевская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета МОБУ Елисеевская ООШ Протокол №___ от«___» ________201 г | «Согласовано» Зам.директора по УВР МОБУ Елисеевская ООШ __________/Богдан Е.И. «___» _________201 г | «Утверждаю» Директор МОБУ Елисеевская ООШ __________/Е.Н.Вохмянина/ Приказ №_____________ от «___» _________201 г |
рабочая программа
по учебному предмету
литературное чтение
Класс: 2
Срок реализации: 1 год
Разработала:
Прилука Н.М.
учитель нач. классов
высшей категории
д.Елисеевка
2017г.
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- на основе авторской программы «Литературное чтение» авторы Л.А.Ефрасинина, М.И.Оморокова, УМК «Начальная школа 21 века»
- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МОБУ Елисеевской основной общеобразовательной школы
Цель курса «Литературное чтение».
Помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организация читательского пространства, подбор материала для чтения. Следующее условие – овладение элементарными литературными представлениями и знаниями.
Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи.
Основные образовательные линии курса:
Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Система работы над навыками чтения.
Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего особенностям и уровню подготовки учащихся.1
Основные линии программы.
Развитие навыка чтения.
Развитие восприятия произведения.
Развитие литературоведческих представлений и понятий.
Развитие речевых умений.
развитие творческой деятельности.
Задачи курса:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению во 2 классе
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности
понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;
читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенные признаки;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.
Раздел «Творческая деятельность»
понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые картины» к изученным произведения или отрывкам из произведений;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словестно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и по группам по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
определять тему и главную мысль текста;
работать с таблицами и схемами, используя информацию из них и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в её аппарате;
сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.
Содержание программы 2 класс (136 ч)
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Восприятие литературного произведения. Создание пи для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок»,
Навык чтения*. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. Чтение вслух не менее 55-60 слов в минуту. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Читательские умения:
самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы);
умение самостоятельно прочитать фамилию автора II заглавие и правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);
определять тему чтения и жанр книги;
самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс (136часов)
I четверть (32ч)
№ урока | Тема урока | Дата |
П. | Ф. |
1. | Стихотворения о Родине. Ф.Савинов «Родина» | 04.09 | |
2. | Стихотворения о Родине. И.Никитин «Русь» (отрывок) | 05.09 | |
3. | Рассказы о Родине С.Романовский «Русь» (в сокращении) | 06.09 | |
4. | Л\С Произведения о Родине С.Романовский «Слово о Русской земле» | 07.09 | |
5. | Стихи русских поэтов. А.Прокофьев «Родина» (хрестоматия), Н.Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…» | 11.09 | |
6. | Произведения фольклора Русская народная песня «Я с горы на гору шла», народная хороводная песня «Я посею, я посею…» | 12.09 | |
7. | Загадки народные. | 13.09 | |
8. | Л\С Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал» | 14.09 | |
9. | Былины.«Три поездки Ильи Муромца» (в пересказе А.Нечаева); «Три поездки Ильи Муромца» (отрывок) | 18.09 | |
10. | Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы. Д\ч. песенки, заклички, небылицы, поговорки, загадки. | 19.09 | |
11. | Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка» Рубрика «Проверь себя» | 20.09 | |
12. | Стихотворения о детях. А.Барто «Катя» Д\ч Б.Заходер «Перемена» | 21.09 | |
13. | Произведения для детей. С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах», Д\ч А.Рубцов «Ступенька» | 25.09 | |
14. | Рассказы о детях. С.Баруздин «Как Алёшке учиться надоело» | 26.09 | |
15. | Произведения о детях Е.Пермяк «Смородинка» Д\ч (слушание)С.Михалков «Прогулка». | 27.09 | |
16. | Произведения о детях Н.Носов «Заплатка», Д\ч Н.Носов «На горке», П.Воронько «Мальчик Помогай» | 28.09 | |
17. | Разножанровые про-изведения для детей. Г.Сапгир «Рабочие руки», Скороговорки, Д\ч Нанайская народная сказка «Айога» | 02.10 | |
18. | Басни И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Толстой «Страшный зверь» | 03.10 | |
19. | Л\С Рассказы о детях. М.Зощенко «Самое главное», Д\ч Я.Аким «Жадина» | 04.10 | |
20. | Сказки о детях. В.Сутеев «Кто лучше?», Д\ч В.Осеева «Волшебная иголочка» | 05.10 | |
21. | Произведения о детях и для детей. А.Митта «Шар в окошке», Е.Пермяк «Две пословицы», Д\ч В.Берестов «Прощание с другом» | 09.10 | |
22. | Сказки для детей. Л.Пантелеев «Две лягушки», Д\ч В.Катаев «Цветик-семицветик» | 10.10 | |
23. | Л\С Произведения и книги о детях. В.Беспальков «Совушка», | 11.10 | |
24. | Произведения В.Сутеева для детей. В.Сутеев «Снежный зайчик» | 12.10 | |
25. | Народные сказки Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 16.10 | |
26. | Народные сказки. Д\ч Русская народная сказка «Царевна-лягушка» | 17.10 | |
27. | Техника чтения. Контрольный урок. Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя» | 18.10 | |
28. | Сказки Х.К.Андерсена. Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка» Д\ч Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» | 19.10 | |
29. | Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов» Д\ч Б.Заходер «Серая звёздочка» | 23.10 | |
30. | Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки», Д\ч Братья Гримм «Три брата» | 24.10 | |
31. | Произведения о родной природе. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Г.Скребицкий «Осень» (отрывок)Д\ч М.Пришвин «Осеннее утро» | 25.10 | |
32. | Произведения об осени. Э.Шим «Белка и Ворон» Е.Трутнева «Осень» | 26.10 | |
II четверть (32ч) | | |
1. | Произведения об осени. Н.Сладков «Эхо» Д\ч А.Твардовский «Начало осени» | 06.11 | |
2. | Разножанровые про-изведения о природе. Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…», Загадки. М.Пришвин «Недос-мотренные грибы» | 07.11 | |
3. | Л\С Произведения о при-роде. Э.Шим «Храбрый Опёнок» К.Бальмонт «Осень» Д\ч А.Майков «Осень» | 08.11 | |
4. | Обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» | 09.11 | |
|
5. | Произведения о зиме. З.Александрова «Зима» Д\ч К.Ушинский «Проказы старухи-зимы» | 13.11 | |
6. | Научно-познавательные и художественные произведения о природе. С.Иванов «Каким бывавет снег» Д\ч С.Есенин «Пороша» | 14.11 | |
7. | Рассказы о природе. И.Соколов-Микитов «Зима в лесу». | 15.11 | |
8. | Л\С Сказки о природе Э.Шим «Всем вам крышка», К.Ушинский «Мороз не страшен» | 16.11 | |
9. | Народные сказки. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» Д\ч Немецкая народная сказка «Бабушка Метелица» | 20.11 | |
10. | Рассказы и сказки о природе. М.Пришвин «Деревья в лесу» Д\ч Е.Пермяк «Четыре брата» | 21.11 | |
11. | Стихотворения о зиме. И.Суриков «Детство» (отрывок). Коллективная творческая работа «Зимние забавы» | 22.11 | |
12. | Л\С Литературные сказки В.Даль «Девочка Снегурочка» | 23.11 | |
13. | Л\С Литературные сказки В.Даль «Девочка Снегурочка» | 27.11 | |
14. | Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка» | 28.11 | |
15. | Д\ч Японская народная сказка «Журавлиные перья» | 29.11 | |
16. | Произведения о детях. Н.Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы) | 30.11 | |
17. | Произведения о детях. Д\ч В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» | 04.12 | |
18. | Рассказы о животных. Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует» | 05.12 | |
19. | Рассказы и стихотворения о природе. И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу», И.Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?» | 06.12 | |
20. | Л\С Произведения для детей. В.Одоевский «Мороз Иванивич» | 07.12 | |
21. | Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича» | 11.12 | |
22. | Комплексная контрольная работа. | 12.12 | |
23. | Произведения о новогоднем празднике С.Михалков «В снегу стояла ёлочка» | 13.12 | |
24. | Л\С Сказки Х.К.Андерсена. Х.К.Андерсен «Ель» (в сокращении), Книги Х.К.Андерсена. | 14.12 | |
25. | Произведения о детях и для детей А.Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок) | 18.12 | |
26. | Произведения о детях и для детей А.Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок) | 19.12 | |
27. | Стихотворения о Новом годе. С.Маршак «Декабрь» Книги С.Маршака. | 20.12 | |
28. | Техника чтения. Контрольный урок. Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя» | 21.12 | |
29. | Произведения о Новом годе. С.Городецкий «Новогодние приметы» Коллективная творческая работа «Приметы Нового года» | 25.12 | |
30. | Стихи о природе. Урок-конкурс. | 26.12 | |
31. | Библиотечный урок. Книги о Новом годе для детей. | 27.12 | |
32. | Урок-утренник «Здравствуй, праздник новогодний!» | 28.12 | |
III четверть (40ч) | | |
1. | Произведения о животных. Русская народная песня «Бурёнушка», В.Жуковский «Птичка» Д\ч К.Коровин «Барабан, заяц и ёж» | 15.01 | |
2. | Разножанровые произведения о животных. К.Ушинский «Кот Васька» Произведения фольклора (считалка, загадки). Е.Благинина «Голоса леса», Д\ч М.Пришвин «Как по-ссорились кошка с собакой» (в сокращении) | 16.01 | |
3. | Рассказы и стихотворения о животных. М.Пришвин «Старый гриб» Д\ч Н.Рубцов «Про зайца» | 17.01 | |
4. | Рассказы о животных. К.Ушинский «Лиса Патрикеевна» П.Комаров «Оленёнок» Д\ч Е.Чарушин «Перепё-лка» | 18.01 | |
5. | Произведения о животных В.Бианки «Ёж-спаситель» Скороговорки. Д\ч М.Пришвин «Журка» | 22.01 | |
6. | Присказки и сказки. М.Дудин «Тары-бары…» Д\ч В.Бианки «Хвосты» | 23.01 | |
7. | Л\С Произведения о жи-вотных. К.Ушинский «Плутишка кот», Д\ч К.Паустовский «Бар-сучий нос» | 24.01 | |
8. | Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля» Д\ч Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену» | 25.01 | |
9. | Сказки народов России. Русская народная сказка «Зимовье зверей» (в обработке Л. Толстого) Д\ч Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь» | 29.01 | |
10. | Авторские сказки. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (отрывок) Д\ч Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | 30.01 | |
11. | Народные сказки. Русская народная сказка «Белые пёрышки» | 31.01 | |
12. | Библиотечный урок. Сказки о животных. Рубрика «Проверь себя» | 01.02 | |
13. | Л\С Сказки народов мира Украинская народная сказка «Колосок» | 05.02 | |
14. | Д\ч Французская народная сказка «Волк, улитка и осы» | 06.02 | |
15. | Сказки народов мира Английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать» | 07.02 | |
16. | Сказки народов мира Английская народная сказка «Как Джек ходил счастье искать» | 08.02 | |
17. | Сказки народов мира Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» | 12.02 | |
18. | Д\ч Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» | 13.02 | |
19. | Л\С Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм «Бременские музыканты» | 14.02 | |
20. | Л\С Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм «Бременские музыканты» | 15.02 | |
21. | Сказки народов мира Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» | 19.02 | |
22. | Сказки народов мира Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» | 20.02 | |
23. | Зарубежные сказки. Повторение. | 21.02 | |
24. | Библиотечный урок. Дорогами сказок. Рубрика «Книжная полка» | 22.02 | |
25. | Проверка уровню обученности. Обобщение Рубрика «Проверь себя» | 26.02 | |
26. | Произведения о семье. Л.Толстой «Лучше всех» | 27.02 | |
27. | Фольклорные произведения о семье. Пословицы. Народная песня «Колыбельная» | 28.02 | |
28. | Авторские колыбельные песни. М.Лермантов «Спи, младенец мой прекрасный…» | 01.03 | |
29. | Рассказы о детях. Е.Пермяк «Случай с кошельком», С.Аксаков «Моя сестра» | 05.03 | |
30. | Произведения о детях. В.Осеева «Сыновья», Пословицы. | 06.03 | |
31. | Авторская колыбельная песня. А.Майков «Колыбельная песня» Пословица. | 07.03 | |
32. | Л\С Произведения о семье. Л.Толстой «Отец и сыновья» Д\ч И.Панькин «Легенда о матерях» | 08.03 | |
33. | Разножанровые про-изведения о семье. А.Плещеев «Дедушка», Л.Воронкова «Катин подарок» | 12.03 | |
34. | Стихотворения о семье. Ю.Коринец «Март», А.Плещеев «Песня матери» | 13.03 | |
35. | Сказки народов России о семье. Татарская народная сказка «Три сестры», Д\ч Русская народная сказка «Белая уточка» (хрестоматия) | 14.03 | |
36. | Техника чтения. Контрольный урок. Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя» | 15.03 | |
37. | Стихотворения о семье. В.Солоухин «Деревья» Д\Ч Б.Заходер «Сморчки» | 19.03 | |
38. | Произведения ко Дню Победы. С.Михалков. «Быль для детей» | 20.03 | |
39. | Произведения ко Дню Победы. С.Баруздин «Салют» Л\С К.Курашкевич «Бессмертие» | 21.03 | |
40. | Л\С Произведения о семье. С.Михалков «А что у вас?» | 22.03 | |
IV четверть (32 часа) | | |
1. | Произведения о весне. Народная песня «Весна, весна красная!» А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | 02.04 | |
2. | Произведения о весенней природе. А.Чехов «Весной» А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами» | 03.04 | |
3. | Произведения о весенней природе. Г.Скребицкий «Весна-художник» | 04.04 | |
4. | Л\С Произведения о природе. Н.Сладков «Снег и Ветер», Д\ч Н.Сладков «Проталина» | 05.04 | |
5. | Разножанровые про-изведения о весне. С.Маршак «Весенняя песенка» Э.Шим «Чем пахнет весна» | 09.04 | |
6. | Стихотворения о природе. Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», Д\ч В.Маяковский «Тучкины штучки» | 10.04 | |
7. | Произведения разных жанров о природе. Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» Д\ч М.Пришвин «Лесная капель» | 11.04 | |
8. | Л\С произведения о животных. А.Куприн «Скворцы» (отрывок) Н.Сладков «Скворец-молодец» | 12.04 | |
9. | Произведения о природе. Н.Сладков «Апрельские шутки», Д\ч Н.Сладков «Весенний разговор» | 16.04 | |
10. | Разножанровые про-изведения о природе. А.Барто «Апрель», Д\ч Н.Сладков «Ивовый при» | 17.04 | |
11. | Рассказы о природе. Г.Скребицкий «Жа-воронок», Д\ч П.Воронько «Журавли» | 18.04 | |
12. | Л\С Произведения фольклора. Заклички – веснянки. Загадки. | 19.04 | |
13. | Произведения фольклора. Закличка. Загадки. | 23.04 | |
14. | Разножанровые про-изведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок», Д\ч В.Бианки «Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину» (отрывок) | 24.04 | |
15. | Разножанровые про-изведения о природе. О.Высотская «Одуванчик», М.Пришвин «Золотой луг» | 25.04 | |
16. | Л\С Произведения о родной природе. П.Дудочкин «Почему хорошо на свете» Д\ч Э.Шим «Муравейник» | 26.04 | |
17. | Рассказы и стихотворения о природе. Н.Сладков «Весенний гам», А.Барто «Воробей» | 30.04 | |
18. | Произведения для детей. М.Пришвин «Ребята и утята» | 01.05 | |
19. | Л/С Сказки о животных. Б.Заходер «Птичья школа» Д\ч М.Горький «Воробьишко» | 02.05 | |
20. | Произведения о природе. К.Ушинский «Утренние лучи» | 03.05 | |
21. | Стихтворения о природе. А.Барто «Весна, весна на улице…» Д\ч Р.Сеф «Чудо» | 07.05 | |
22. | Комплексная контрольная работа. | 08.05 | |
23. | Библиотечный урок. Книги о родной природе. | 09.05 | |
24. | Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя» | 10.05 | |
25. | Л\С Волшебные сказки. Русская народная сказка «Чудо-чудное». Книги с волшебными сказками. | 14.05 | |
26. | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка» | 15.05 | |
27. | Сказки А.С.Пушкина А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 16.05 | |
28. | Д\ч Индийская народная сказка «Золотая рыба» | 17.05 | |
29. | Л\С Волшебные сказки. Ш.Перро «Кот в сапогах» | 21.05 | |
30. | Д\ч А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | 22.05 | |
31. | Итоговая промежуточная аттестация. Обобщение по теме. Рубрика «Проверь себя» | 23.05 | |
32. | Л\С Мир сказок и чудес. Л.Кэрролл «Алиса в Стране чудес». Летнее чтение. | 24.05 | |