СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Программа по информатике для 7 класса составлена в соответствии с: требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Настоящая рабочая программа написана на основании следующего документа: Примерная рабочая программа. Информатика. 7-9 классы. /Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016. – 30с.


Планируемые результаты обучения учебного предмета «Информатика» в 7 классе


Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования:


Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.


Предметные результаты:


Тема 1. «Математические основы информатики. Информация и информационные процессы»

Ученик научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Ученик получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов

  • научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.


Тема 2 «Технологические основы информатики. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

Ученик научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы;

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;

  • работать с формулами;

  • визуализировать соотношения между числовыми величинами.

  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Ученик получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.


Тема 3 «Использование программных систем и сервисов. Обработка графической информации»

Ученик научится:

  • понимать сущность двоичного кодирования текстов;

  • y оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением текстовой информации с помощью наиболее употребительных современных кодировок;

  • y создавать простые растровые изображения; редактировать готовые растровые изображения;

  • y оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением графической растровой информации;

  • y создавать простые векторные изображения;


Ученик получит возможность:

  • научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального

информационного пространства;

  • систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности


Тема 4 «Использование программных систем и сервисов. Обработка текстовой информации»

Ученик научится:

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;

  • создавать, редактировать и форматировать текстовые документы; использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • понимать сущность двоичного кодирования текстов;

  • оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением текстовой информации с помощью наиболее употребительных современных кодировок;

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

Ученик получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита


Тема 5 «Использование программных систем и сервисов. Мультимедиа»


Ученик научится:

  • оценивать количественные параметры, связанные с цифровым представлением графической растровой информации;

  • создавать простые векторные изображения;

  • использовать основные приёмы создания мультимедийных презентаций (подбирать дизайн презентации, макет слайда, размещать информационные объекты, использовать гиперссылки и пр.)


Ученик получит возможность:

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального

информационного пространства;

  • систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

  • сформировать представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.


Метапредметные результаты:


1. Регулятивные УУД:

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;

  • прогнозирование – предвосхищение результата;

  • контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;

  • оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;


2.Познавательные УУД:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;



3. Коммуникативные УУД:

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

  • развивать способы взаимодействия с учителем, одноклассниками;

  • развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета, научиться приветствовать и прощаться в соответствии с этикетными нормами;

  • развивать умение работать в парах, в группе, освоить способы совместной деятельности.

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.




Содержание предмета «Информатика»


Раздел 1. Введение в информатику Информация.

Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной

системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена

информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудиовизуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь,

музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудиовизуальной информации.



Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертежник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей.

Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных

данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие

вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных

данных с использованием промежуточных результатов.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Программный принцип работы компьютера. Состав и функции программного обеспечения: системное

программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (папка). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол,

окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера. Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.


Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Таблица №1

Глава

Тема

Количество часов

В том числе, контр. работ (тестов)

1

Введение

1

0

2

Математические основы информатики. Информация и информационные процессы

10

1

3

Технологические основы информатики. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

1

4

Использование программных систем и сервисов. Обработка графической информации

4

0

5

Использование программных систем и сервисов. Обработка текстовой информации

7

1

6

Использование программных систем и сервисов. Мультимедиа

4



ИТОГО

33

3


Таблица №2


Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

Дата проведения урока

План

Факт

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность

Введение

7А02.09



Тема «Математические основы информатики. Информация и информационные процессы»

2

Информация и её свойства.

§1.1, № 1–7

7А06.09


3

Информационные процессы. Обработка информации

§1.2, № 8–13

7А13.09


4

Элементы комбинаторики. Расчет количества вариантов

§1.2

7А20.09


5

Информационные процессы. Хранение и передача информации

§1.2, № 15–18.

7А27.09


6

Всемирная паутина как информационное хранилище

§1.3, № 19–23

7А04.10


7

Представление информации. Входная диагностика.

§1.4, № 24–35

7А18.10


8

Дискретная форма представления информации

§1.5, № 36–54

7А25.10


9

Единицы измерения информации

§1.6, № 55–74

7А01.11


10

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы»

Глава 1, № 75


7А15.11


11

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

Глава 1

7А22.11


Тема «Технологические основы информатики. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

12

Основные компоненты компьютера и их функции

§2.1, № 76–85

7А29.11


13

Персональный компьютер.

§2.2, № 86–102

7А06.12


14

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

§2.3, №103–109

7А13.12


15

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

§2.3, № 103–109

7А20.12


16

Файлы и файловые структуры

§2.4, № 110–124

7А27.12


17

Пользовательский интерфейс

§2.5, № 125–126


18

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Глава 2, № 127



Тема «Использование программных систем и сервисов. Обработка графической информации»

19

Формирование изображения на экране компьютера

§3.1, № 128–154


20

Компьютерная графика

§3.2, № 155–163


21

Создание графических изображений

§3.3, № 164–171, 173


22

Рубежный контроль.

Обобщение и систематизация основных понятий темы.

Глава 3, № 172


Тема «Использование программных систем и сервисов. Обработка текстовой информации»

23

Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере

§4.1, 4.2 № 174–191


24

Прямое форматирование. Стилевое форматирование

§4.3, № 192–200


25

Визуализация информации в текстовых документах

§4.4, №201–203


26

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

§4.5, № 204–205


27

Оценка количественных параметров текстовых документов

§4.6, № 206–239


28

Оформление реферата «История вычислительной техники»



29

Обобщение и систематизация основных понятий темы. Итоговая контрольная работа №3 по теме «Обработка текстовой информации».

Глава 4, № 240


Тема «Использование программных систем и сервисов. Мультимедиа»

30

Технология мультимедиа.

§5.1, № 241–254


31

Компьютерные презентации

§5.2, № 241–254


32

Создание мультимедийной презентации

§5.2, № 241–254


33

Обобщение и систематизация основных понятий главы по теме «Мультимедиа».

Глава 5, № 255

















Рабочая программа

по информатике в 7 классе

на 2021/2022 учебный год;

часов в неделю - 1, всего за год – 33;

контрольных работ – 3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!