Тит.лист.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка………………………………………………3-5 2.Планируемые результаты освоения учебного предмета……………6
3.Содержание учебного предмета……………………………………...7-9
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы…………………………………………………10-13
Приложение № 1. Календарно-тематическое планирование…………8 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2017г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании»;
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии.
Это:
Овладение основными знаниями по биологии.
Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.
Основными задачами преподавания биологии являются:
- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;
- формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;
- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:
Овладение основными знаниями по биологии.
Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.
По учебному плану надомного обучения на изучение данного предмета отведен 1 час в неделю (35 часов в год). Место предмета в базисном плане
Федеральный базисный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VІІІ вида для 8 класса предусматривает на курс биологии для надомного обучения 0,5 часа в неделю, 18 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Содержание учебного предмета.
Введение
Беспозвоночные животные:
Введение (1 час)
Многообразие животного мира.
Беспозвоночные животные (2 часа)
Черви (1 час)
Общие признаки беспозвоночных животных
Дождевой червь.
Круглые черви – паразиты человека.
Насекомые (1 час)
Внешнее строение и образ жизни насекомых.
Бабочка – капустница. Яблонная плодожорка.
Майский жук.
Комнатная муха.
Медоносная пчела. Тутовый шелкопряд.
Позвоночные животные
Рыбы (2 часа)
Внешнее строение и скелет рыбы.
Внутреннее строение рыбы.
Размножение рыб.
Речные рыбы. Морские рыбы.
Рыболовство и рыбоводство.
Рациональное использование и охрана рыб.
Земноводные (1час)
Общие Признаки земноводных.
Среда обитания и внешнее строение лягушки.
Внутреннее строение земноводных
Размножение и развитие лягушки.
Пресмыкающиеся (1 час)
Среда обитания и внешнее строение.
Внутреннее строение.
Размножение и развитие пресмыкающихся.
Птицы (3 часа)
Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц. Особенности скелета.
Особенности внутреннего строения.
Размножение и развитие.
Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса.
Хищные птицы. Птицы пресных водоёмов и болот.
Птицы, обитающие вблизи жилья человека. Домашние куры.
Домашние утки и гуси. Птицеводство.
Млекопитающие (4 часа)
Внешнее строение млекопитающих
Особенности скелета и нервной системы. Внутренние органы.
Грызуны. Значение грызунов в природе и в жизни человека.
Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов.
Хищные звери. Дикие пушные хищные звери.
Разведение норки на зверофермах. Домашние хищные звери – кошка, собака.
Ластоногие. Китообразные.
Парнокопытные. Непарнокопытные.
Приматы.
Сельскохозяйственные млекопитающие (2 часа)
Корова. Содержание коров на фермах. Выращивание телят.
Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят.
Верблюды. Северные олени.
Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят.
Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 1 ч. |
Беспозвоночные животные (2 ч.) |
2 | Черви. | 1 ч. |
3 | Насекомые. | 1 ч. |
Позвоночные животные (13ч.) |
4 | Рыбы. | 2 ч. |
5 | Земноводные. | 1 ч. |
6 | Пресмыкающиеся. | 1 ч. |
7 | Птицы. | 3 ч. |
8 | Млекопитающие. | 4 ч. |
9 | Сельскохозяйственные млекопитающие. | 3 ч. |
10 | Резервный урок | 1 ч. |
| Итого: | 18 ч. |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
1. | Ведение | Многообразие животного мира. | Сформировать понятие о многообразии животного мира, познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися на Земном шаре и относящихся к группе редких и исчезающих видов. Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
2. | Беспозвоноч- ные животные | Общие признаки беспозвоночных животных. Внешнее строение и образ жизни насекомых. | Познакомить обучающихся с общими признаками беспозвоночных животных, особенностями внешней и внутренней организацией дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви. Выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму. |
| | | Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и их образе жизни. Учить распознавать их и отличать от представителей других классов. |
3. | Черви | Общие признаки беспозвоночных животных Дождевой червь. Круглые черви – паразиты человека | Познакомить обучающихся с общими признаками беспозвоночных животных, особенностями внешней и внутренней организацией дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви. Выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму. |
4. | Насекомые | Внешнее строение и образ жизни насекомых. | Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и их образе жизни. Познакомить с представителями этого класса. Учить распознавать их и отличать от представителей других классов. |
5. | Рыбы | Внешнее строение и скелет рыбы. Внутреннее строение рыбы. Размножение рыб | Сформировать представление о внешнем и внутреннем строении и скелете рыб. Показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида |
6. | Земноводные | Общие Признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. | Раскрыть многообразие земноводных в связи с условиями жизни; определить общие признаки земноводных. Формирование представлений о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки |
7. | Пресмыка-ющиеся | Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие пресмыкающихся. | Выделить признаки, характерные для класса пресмыкающихся; показать многообразие пресмыкающихся, особенности их строения, связанные с наземным образом жизни; ознакомить с чертами более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Познакомить учащихся с размно-жением и развитием пресмыкающих-ся |
8. | Птицы | Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц. Особенности скелета. Особенности внутреннего строения. | Раскрыть особенности строения и скелета птицы, связанные с полетом и средой обитания. Показать особенности скелета птицы, связанные с воздушной средой обитания и полетом. Познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц. |
9. | Млекопитающие | Внешнее строение млекопитающих. Особенности скелета и нервной системы. Внутренние органы. | Раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих, связанные со средами их обитания. Познакомить учащихся с особенностями скелета и нервной системы. Познакомить учащихся с особенностями внутренних органов млекопитающих. |
10. | Сельско-хозяйственные млекопитаю-щие | Содержание коров на фермах. Выращивание телят. Овцы, особенности внешнего строения и питания. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. | Познакомить учащихся с сельскохозяйственным млекопитающим животными. |
Приложение № 1
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
«___» __________ 20___ года
МКОУ «Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»
(наименование образовательного учреждения)
по биологии
Класс 8
Учитель – Асеева Лилия Ивановна
Количество часов: всего 18 часов; в неделю 0,5 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы __________________________________________________________
№ п/п | Тема урока, раздел | Кол-во часов | Дата | Приме-чание |
План. | Факт. |
Введение (1 ч) |
1 | Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана | 1 | | | |
Беспозвоночные животные (2 ч) |
2 | Общие признаки беспозвоночных животных, общие признаки червей. | 1 | | | |
3 | Общие признаки насекомых. | 1 | | | |
Рыбы (2ч) |
4 | Общие признаки рыб. Размножение рыб. Речные и морские рыбы. | 1 | | | |
5 | Внешнее и внутреннее строение рыб. Скелет рыб. Рациональное использование рыб | 1 | | | |
Земноводные и пресмыкающиеся (2 ч) |
6 | Общие признаки земноводных. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных | 1 | | | |
7 | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся | 1 | | | |
Птицы ( 3 ч) |
8 | Общие признаки птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Размножение и развитие птиц. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы пресных водоёмов и болот | 1 | | | |
9 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека. Домашние куры, утки и гуси. | 1 | | | |
10 | Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение птиц. Птицы нашего края. Охрана птиц. | 1 | | | |
№ п/п | Тема урока, раздел | Кол-во часов | Дата | Примечание |
План. | Факт. |
Млекопитающие ( 4 ч) |
11 | Общие признаки млекопитающих. Особенности скелета и нервной системы. Внутреннее строение | 1 | | | |
12 | Грызуны и их значение в природе и жизни человека | 1 | | | |
13 | Хищные звери. Дикие пушные хищные звери. Домашние хищные звери | 1 | | | |
14 | Морские животные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Приматы. | 1 | | | |
Сельскохозяйственные животные ( 3 ч) |
15 | Корова. Содержание коров на фермах. Выращивание телят. Овцы, особенности внешнего строения и питания. Значение овец в народном хозяйстве. Верблюды. Северные олени. | 1 | | | |
16 | Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят. Значение свиноводства. | 1 | | | |
17 | Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. | 1 | | | |
18 | Резервный урок | 1 | | | |
21