Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7»
Г.о. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7»
______________ Е.Ф.Соловьева
« » августа 2021 г.
Рабочая программа,
составленная на основе авторской программы
(Л.Г.Петерсон)
на 2021 - 2022 учебный год
Стороженко Наталия Геннадьевна
Ф.И.О. преподавателя
Математика
Предмет
3 «В» класс / 4 часа в неделю
Классы / количество часов в неделю
3 «В» класс 136 часов в год
Классы / количество часов в год
Уровень: базовый.
Базовый учебник: Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 3 ч./ Л.Г. Петерсон. – 3-е изд., стереотип. –М.: Просвещение, 2021.
Г.о. Подольск
2021-2022 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по математике
в 3-ем классе
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
• представления об учебной и коррекционной деятельности, их сходстве и различии;
• представления об обобщенном характере математического знания, истории
его развития и способах математического познания;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за свой результат в исполнительской деятельности, собственный опыт творческой деятельности;
• умение выполнять самоконтроль по образцу, подробному образцу и эталону;
• опыт рефлексивной самооценки собственных учебных действий;
• умение исправлять ошибки на основе уточненного алгоритма исправления ошибок;
• умение применять правила сохранения и поддержки своего здоровья в
учебной деятельности;
• проявление стремления внести максимальный личный вклад в совместную деятельность;
• умение применять при коммуникативном взаимодействии в паре и группе
правила «автора», «понимающего», «критика»;
• мотивация к развитию речи как средству успешной коммуникации в учеб- ной деятельности;
• активность, доброжелательность, честность, терпение в учебной деятельности;
• проявление целеустремленности в учебной деятельности на основе согла-сованных эталонов;
• проявление интереса к занятиям математикой и учебной деятельности в
целом;
• представления о дружбе, вере в себя, самокритичности, принятие их как ценности, помогающей ученику получить хороший результат;
• уважительное, позитивное отношение к себе и другим, нацеленность на
максимальный личный вклад в общий результат, стремление к общему успеху;
• опыт применения способов конструктивного поведения в ситуации за-труднения, выхода из спорных ситуаций на основе рефлексивного метода;
• опыт самостоятельной успешной математической деятельности по про-
грамме 3 класса.
Учащийся получит возможность для формирования:
• умения адекватно оценивать свой результат, относиться к отрицательному результату как к сигналу, побуждающему к исправлению ситуации;
• умения выстраивать дружеские отношения с одноклассниками и осущест-
влять самооценку этого умения на основе применения эталона;
• опыта использования приемов погашения негативных эмоций при работе в паре, в группе;
• опыта различения истинных и ложных ценностей;
• позитивного опыта созидательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
• называть и фиксировать прохождение двух основных этапов и шагов учебной деятельности (12 шагов);
• фиксировать индивидуальное затруднение в учебной деятельности в различных типовых ситуациях;
• определять на основе применения эталона место и причину индивидуального затруднения в учебной деятельности;
• составлять план своей учебной деятельности при открытии нового знания на основе применения алгоритма;
• фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового
знания в форме согласованного эталона;
• использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания;
• использовать правило закрепления нового знания;
• применять заданные критерии для оценивания своей работы;
• называть и фиксировать прохождение двух основных этапов и шагов кор-рекционной деятельности (12 шагов);
• использовать в своей учебной деятельности алгоритм исправления ошибок
(уточненная версия);
• применять уточненный алгоритм выполнения домашнего задания;
• использовать математическую терминологию, изученную в 3 классе, для описания результатов своей учебной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
• выполнять под руководством взрослого проектную деятельность;
• проводить на основе применения эталона:
— самооценку умения применять правила, формирующие веру в себя;
— самооценку умения называть и фиксировать прохождение двух основных этапов и шагов учебной деятельности (12 шагов);
— самооценку умения определять место и причину затруднения при построении нового способа действия;
— самооценку умения планировать свою учебную деятельность;
— самооценку умения фиксировать результат своей учебной деятельности в форме эталона;
— самооценку умения использовать эталон для обоснования правильности вы-полнения учебного задания;
— самооценку умения использовать правило закрепления нового знания;
— самооценку умения применять заданные критерии для оценивания своей работы;
— самооценку умения называть и фиксировать прохождение двух основных этапов и шагов коррекционной деятельности (12 шагов);
— самооценку умения определять место и причину своей ошибки;
— самооценку умения использовать в своей учебной деятельности алгоритм ис-правления ошибок (уточненную версию);
— самооценку умения применять уточненный алгоритм выполнения домашнего задания.
Познавательные
Учащийся научится:
• понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 3 класса;
• применять алгоритмы обобщения и классификации множества объектов
по заданному свойству;
• применять простейшие приемы развития своей памяти;
• использовать в учебной деятельности в простейших случаях метод наблюдения как метод познания;
• определять виды моделей (предметные, графические, знаковые, блок-схемы алгоритмов и др.), использовать в учебной деятельности в простейших случаях метод моделирования как метод познания;
• различать понятия «знание» и «умение»;
• понимать и применять базовые межпредметные понятия в соответствии с программой 3 класса (множество, элемент множества, подмножество, объединение и пересечение множеств, диаграмма Эйлера−Венна, перебор вариантов, дерево возможностей и др.);
• составлять и решать собственные задачи, примеры и уравнения по про-
грамме 3 класса;
• понимать и применять знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради 3 класса, для организации учебной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
• проводить на основе применения эталона:
— самооценку умения применять алгоритмы обобщения и классификации множества объектов по заданному свойству;
— самооценку знания этапов метода наблюдения в учебной деятельности;
— самооценку умения определять вид модели, знания этапов метода моделирования в учебной деятельности;
— самооценку умения применять простейшие приемы развития своей памяти;
• использовать изученные методы и средства познания для решения учебных задач;
• обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в ходе вычислений) и
логического (в ходе решения текстовых задач и уравнений) характера;
• применять знания по программе 3 класса в измененных условиях;
• решать проблемы творческого и поискового характера в соответствии с программой 3 класса.
Коммуникативные
Учащийся научится:
• распределять роли в коммуникативном взаимодействии, формулировать функции «автора», «понимающего» и «критика», применять правила работы в данных позициях;
• в совместной работе предлагать свои варианты решения поставленной за-
дачи, оценивать различные варианты исходя из общей цели;
• в процессе ведения диалога применять простейшие приемы ораторского искусства, чтобы понятно для других выражать свою мысль;
• применять правила ведения диалога при работе в паре, в группе;
• применять простейшие приемы погашения негативных эмоций в совместной деятельности;
• осуществлять взаимоконтроль, при необходимости оказывать помощь и
поддержку одноклассникам.
Учащийся получит возможность научиться:
• проводить на основе применения эталона:
— самооценку умения выполнять в коммуникации роль «критика»;
— самооценку умения понятно для других выражать свою мысль на основе изу-ченных приемов ораторского искусства;
— самооценку умения применять правила ведения диалога при работе в паре, в группе;
— самооценку умения применять приемы погашения негативных эмоций в со-вместной работе;
— самооценку умения осуществлять взаимоконтроль;
• проявлять дружелюбие при работе в паре, в группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Числа и арифметические действия с ними
Счет тысячами. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д. Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел (в пределах 1 000 000 000 000). Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т.д. Письменное умножение и деление (без остатка) круглых чисел.
Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения в столбик.
Деление многозначного числа на однозначное. Запись деления углом.
Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай умножения многозначных чисел.
Проверка правильности выполнения действий с многозначными числами: алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе.
Устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Упрощение вычислений с многозначными числами на основе свойств арифметических действий.
Построение и использование алгоритмов изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами.
2. Работа с текстовыми задачами
Анализ задачи, построение графических моделей и таблиц, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения.
Составные задачи в 2—4 действия с натуральными числами на смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, разностное и кратное сравнение чисел.
Задачи, содержащие зависимость между величинами вида a = b • c: путь — скорость — время (задачи на движение), объем выполненной работы — производительность труда — время (задачи на работу), стоимость — цена товара — количество товара (задачи на стоимость) и др.
Классификация простых задач изученных типов. Общий способ анализа и решения составной задачи.
Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.
Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.
Задачи на вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.
Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.
3. Геометрические фигуры и величины
Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур относительно прямой. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.
Прямоугольный параллелепипед, куб, их вершины, ребра и грани. Построение развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда.
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.
Преобразование геометрических величин, сравнение их значений, сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число.
4. Величины и зависимости между ними
Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью таблиц.
Измерение времени. Единицы измерения времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Определение времени по часам. Название месяцев и дней недели. Календарь. Соотношение между единицами измерения времени.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин.
Переменная. Выражение с переменной. Значение выражения с переменной. Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника: S = a • b, P = (a + b) • 2.
Формулы площади и периметра квадрата: S = a • а, P = 4 • a.
Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = a • b • c. Формула объема куба: V = a • а • а.
Формула пути s = v • t и ее аналоги: формула стоимости С = а • n, формула работы
А = w • t и др., их обобщенная запись с помощью формулы a = b • c.
Наблюдение зависимостей между величинами, их фиксирование с помощью таблиц и формул.
Построение таблиц по формулам зависимостей и формул зависимостей по таблицам.
5. Алгебраические представления
Формула деления с остатком: a = b • c + r, r
Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (вида а + х = b, а − х = b, x − a = b, а • х = b, а х = b,
x a = b). Комментирование решения уравнений по компонентам действий.
6. Математический язык и элементы логики
Знакомство с символической записью многозначных чисел, обозначением их разрядов и классов, с языком уравнений, множеств, переменных и формул, изображением пространственных фигур.
Высказывание. Верные и неверные высказывания. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что...», «не», «если...то...», «каждый»,
«все», «найдется», «всегда», «иногда».
Множество. Элемент множества. Знаки и. Задание множества перечислением его элементов и свойством.
Пустое множество и его обозначение: . Равные множества. Диаграмма Эйлера−Венна.
Подмножество. Знаки и . Пересечение множеств. Знак . Свойства пересечения
множеств. Объединение множеств. Знак . Свойства объединения множеств. Переменная. Формула.
7. Работа с информацией и анализ данных
Использование таблиц для представления и систематизации данных. Интерпретация данных таблицы.
Классификация элементов множества по свойству. Упорядочение и систематизация информации в справочной литературе.
Решение задач на упорядоченный перебор вариантов с помощью таблиц и дерева возможностей.
Выполнение проектных работ по темам: «Из истории натуральных чисел»,
«Из истории календаря». Планирование поиска и организации информации. Поиск информации в справочниках, энциклопедиях, интернет-ресурсах. Оформление и представление результатов выполнения проектных работ.
Творческие работы учащихся по теме: «Красота и симметрия в жизни». Обобщение и систематизация знаний, изученных в 3 классе.
Рабочая программа составлена в соответствии с Программой воспитания МОУ «Гимназия № 7»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
| Числа и арифметические действия с ними | 36 |
| Работа с текстовыми задачами | 40 |
| Геометрические фигуры и величины | 11 |
| Величины и зависимости между ними | 14 |
| Алгебраические представления | 10 |
| Математический язык и элементы логики | 14 |
| Работа с информацией и анализ данных | 11 |
| Итого | 136 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(4 часа в неделю, 136 часов в год)
№ п/п | Тема | Дата | Коррек-тировка |
план | факт |
| ИТБ. Повторение. | 01.09-04.09 | | |
| Повторение. | 01.09-04.09 | | |
| Множество и его элементы. | 01.09-04.09 | | |
| Способы задания множеств. | 01.09-04.09 | | |
| Равные множества. Пустое множество. | 06.09-10.09 | | |
| Решение задач. | 06.09-10.09 | | |
| Диаграмма Эйлера−Венна. Знаки и . | 06.09-10.09 | | |
| Решение задач. | 06.09-10.09 | | |
| Подмножество. Знаки и . | 13.09-17.09 | | |
| Задачи на приведение к единице. | 13.09-17.09 | | |
| Решение задач. Самостоятельная работа. | 13.09-17.09 | | |
| Пересечение множеств. Знак . | 13.09-17.09 | | |
| Свойства пересечения множеств. | 20.09-24.09 | | |
| Входная контрольная работа. | 20.09-24.09 | | |
| Анализ входной контрольной работы. | 20.09-24.09 | | |
| Решение задач. | 20.09-24.09 | | |
| Обратные задачи на приведение к единице. Математический диктант. | 27.09-01.10 | | |
| Объединение множеств. Знак . | 27.09-01.10 | | |
| Диагностическая работа №1. | 27.09-01.10 | | |
| Решение задач. | 27.09-01.10 | | |
| ИТБ. Умножение чисел в столбик: 24 • 8. | 11.10-15.10 | | |
| Свойства объединения множеств. | 11.10-15.10 | | |
| Разбиение множеств на части. Математический диктант. | 11.10-15.10 | | |
| Решение задач. | 11.10-15.10 | | |
| Выполнение проектных работ по теме: «Из истории натуральных чисел». | 18.10-22.10 | | |
| Выполнение проектных работ по теме: «Из истории натуральных чисел». | 18.10-22.10 | | |
| Нумерация многозначных чисел. Самостоятельная работа. | 18.10-22.10 | | |
| Сравнение натуральных чисел. | 18.10-22.10 | | |
| Решение задач. | 25.10-29.10 | | |
| Итоговая контрольная работа. | 25.10-29.10 | | |
| Работа над ошибками. | 25.10-29.10 | | |
| Сумма разрядных слагаемых. | 25.10-29.10 | | |
| Сложение и вычитание многозначных чисел. | 01.11-05.11 | | |
| Решение задач. Математический диктант. | 01.11-05.11 | | |
| Преобразование единиц счета. | 01.11-05.11 | | |
| Решение задач. | 01.11-05.11 | | |
| Свойства действий с многозначными числами. | 08.11-12.11 | | |
| Решение задач. | 08.11-12.11 | | |
| Решение задач. Самостоятельная работа. | 08.11-12.11 | | |
| Умножение чисел на 10, 100, 1000... | 08.11-12.11 | | |
| ИТБ. Умножение круглых чисел. | 22.11-26.11 | | |
| Решение задач. | 22.11-26.11 | | |
| Деление чисел на 10, 100, 1000... | 22.11-26.11 | | |
| Деление круглых чисел. | 22.11-26.11 | | |
| Решение задач. | 29.11-03.12 | | |
| Единицы длины. | 29.11-03.12 | | |
| Контрольная работа «Операции с многозначными числами». | 29.11-03.12 | | |
| Работа над ошибками. Решение задач. | 29.11-03.12 | | |
| Единицы массы. | 06.12-10.12 | | |
| Решение задач. | 06.12-10.12 | | |
| Решение задач. Математический диктант. | 06.12-10.12 | | |
| Умножение на однозначное число. | 06.12-10.12 | | |
| Умножение круглых чисел в столбик. | 13.12-17.12 | | |
| Решение задач. | 13.12-17.12 | | |
| Нахождение чисел по их сумме и разности. Самостоятельная работа. | 13.12-17.12 | | |
| Решение задач. | 13.12-17.12 | | |
| Деление на однозначное число углом. | 20.12-24.12 | | |
| Решение задач. | 20.12-24.12 | | |
| Контрольная работа «Деление и умножение многозначного числа на однозначное». | 20.12-24.12 | | |
| Работа над ошибками. | 20.12-24.12 | | |
| Деление на однозначное число углом: 312 : 3 | 27.12-30.12 | | |
| Деление на однозначное число углом: 460 : 2. | 27.12-30.12 | | |
| Решение задач. | 27.12-30.12 | | |
| Деление круглых чисел углом (без остатка). | 27.12-30.12 | | |
| ИТБ. Решение задач. | 10.01-14.01 | | |
| Деление круглых чисел (с остатком). | 10.01-14.01 | | |
| Решение задач. | 10.01-14.01 | | |
| Перемещение фигур на плоскости. | 10.01-14.01 | | |
| Симметрия относительной прямой. | 17.01-21.01 | | |
| Построение симметричных фигур. | 17.01-21.01 | | |
| Симметрия фигуры. | 17.01-21.01 | | |
| Решение задач. Самостоятельная работа. | 17.01-21.01 | | |
| Решение задач. | 24.01-28.01 | | |
| Меры времени. Календарь. | 24.01-28.01 | | |
| Таблица мер времени. | 24.01-28.01 | | |
| Решение задач. | 24.01-28.01 | | |
| Меры времени: час, минута, секунда. | 31.01-04.02 | | |
| Итоговая контрольная работа. | 31.01-04.02 | | |
| Работа над ошибками. Часы. | 31.01-04.02 | | |
| Решение задач. | 31.01-04.02 | | |
| Преобразование единиц времени. | 07.02-11.02 | | |
| Диагностическая работа №2. | 07.02-11.02 | | |
| Решение задач. | 07.02-11.02 | | |
| Переменная. | 07.02-11.02 | | |
| Выражение с переменной. Математический диктант. | 14.02-18.02 | | |
| Верно и неверно. Высказывания. | 14.02-18.02 | | |
| Равенство и неравенство. | 14.02-18.02 | | |
| Решение задач. | 14.02-18.02 | | |
| ИТБ. Уравнения. | 28.02-04.03 | | |
| Упрощение записи уравнений. | 28.02-04.03 | | |
| Составные уравнения. | 28.02-04.03 | | |
| Решение задач. | 28.02-04.03 | | |
| Формулы. | 07.03-11.03 | | |
| Формулы объема прямоугольного параллелепипеда. | 07.03-11.03 | | |
| Решение задач. | 07.03-11.03 | | |
| Формула деления с остатком. | 07.03-11.03 | | |
| Решение задач. | 14.03-18.03 | | |
| Скорость, время, расстояние. Самостоятельная работа. | 14.03-18.03 | | |
| Формула пути. | 14.03-18.03 | | |
| Решение задач. | 14.03-18.03 | | |
| Формулы зависимостей между величинами. | 21.03-25.03 | | |
| Контрольная работа «Уравнения. Составные уравнения». | 21.03-25.03 | | |
| Работа над ошибками. | 21.03-25.03 | | |
| Формулы зависимостей между величинами. | 21.03-25.03 | | |
| Решение задач. Математический диктант. | 28.03-01.04 | | |
| Задачи на движение. | 28.03-01.04 | | |
| Задачи на движение. | 28.03-01.04 | | |
| Решение задач. | 28.03-01.04 | | |
| ИТБ. Решение задач. | 11.04-15.04 | | |
| Решение задач. | 11.04-15.04 | | |
| Умножение на двузначное число. | 11.04-15.04 | | |
| Формула стоимости. Самостоятельная работа. | 11.04-15.04 | | |
| Решение задач. | 18.04-22.04 | | |
| Контрольная работа «Скорость. Время. Расстояние». | 18.04-22.04 | | |
| Работа над ошибками. Умножение круглых многозначных чисел. | 18.04-22.04 | | |
| Задачи на стоимость. | 18.04-22.04 | | |
| Решение задач. | 25.04-29.04 | | |
| Умножение на трехзначное число. | 25.04-29.04 | | |
| Умножение на трехзначное число: 312 • 201. | 25.04-29.04 | | |
| Решение задач. Математический диктант. | 25.04-29.04 | | |
| Формула работы. | 02.05-06.05 | | |
| Задачи на работу. | 02.05-06.05 | | |
| Решение задач. | 02.05-06.05 | | |
| Формула произведения. | 02.05-06.05 | | |
| Решение задач. | 09.05-13.05 | | |
| Итоговая контрольная работа. | 09.05-13.05 | | |
| Анализ итоговой контрольной работы. | 09.05-13.05 | | |
| Способы решения составных задач. | 09.05-13.05 | | |
| Умножение многозначных чисел. | 16.05-20.05 | | |
| Диагностическая работа №3. | 16.05-20.05 | | |
| Повторение изученного за год. | 16.05-20.05 | | |
| Повторение изученного за год. Самостоятельная работа. | 16.05-20.05 | | |
| Повторение изученного за год. | 23.05- 27.05 | | |
| Повторение изученного за год. | 23.05- 27.05 | | |
| Повторение изученного за год. | 23.05- 27.05 | | |
| Повторение изученного за год. | 23.05- 27.05 | | |
Согласовано на заседании кафедры начальных классов протокол № 1 от «____» августа 2021 года Руководитель кафедры _________/Е.О.Журба/ |
Согласовано Заместитель директора по УВР __________/ О.М.Пискурёва / «____» августа 2021 года |
14