муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Принято: Педагогический совет Протокол №___ от ___.___.2021г | | Утверждаю: Директор школы ________ О.И. Никифорова Приказ №______ от ___.___.2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 1 класса
к учебнику «Технология» Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой
на основе примерной рабочей программы
начального общего образования предмета «Технология
Разработана Труновой Татьяной Анатольевной
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области (предмету) «Технология» и обеспечивает обозначенную в нём содержательную составляющую по данному учебному предмету.
Нормативно – правовая основа
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ)»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ № 115 от 22.03.2021 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28;
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зеленодольская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования (ФГОС) МБОУ «Зеленодольская СОШ» с учётом авторских программ.
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско- технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета.
Описание места курса в учебном плане
На изучение курса «Технология» в 1 классе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 33 ч (33 учебные недели).
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты обучающегося
В результате изучения предмета «Технология» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
—первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
—осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
—понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
—проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
—проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности; —проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
—готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
Метапредметные результаты обучающегося
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Познавательные УУД:
—ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
—осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
—сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия;
—делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;
—использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
—комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
—понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности
Работа с информацией:
—осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
—анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия моделирования, работать с моделями;
—использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;
—следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках
Коммуникативные УУД:
—вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
—создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
—строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
—объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
—рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
—выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
—планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
—устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
—выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
—проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы
Совместная деятельность:
—организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;
—проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;
—понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
Предметные результаты освоения курса «Технология»
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
—правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
—применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;
—действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
—определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др ), использовать их в практической работе;
—определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр ) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр ); выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
—ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка, сборка; выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки; заготовку деталей способами обрывания, вырезания; сборку с помощью клея, ниток, проволоки;
—понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;
—выполнять задания с опорой на готовый план;
—обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда;
—рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления;
—распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др ), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др );
—называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др ), безопасно хранить и работать ими;
—различать материалы и инструменты по их назначению;
—называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
—качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр ; собирать изделия с помощью клея, пластических масс и др ; эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
—использовать для сушки плоских изделий пресс;
—с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
—различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
—понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
—осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя;
—выполнять несложные коллективные работы проектного характера
Содержание учебного предмета
Название раздела (темы) | Кол-во часов для изучения раздела, темы | Содержание учебной темы |
Автор ская | Рабо чая | Контрольные, практические работы и т.д. |
Природная мастерская | 7 | 7 | | Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить? |
Пластилиновая мастерская | 4 | 4 | | Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум |
Бумажная мастерская | 16 | 16 | | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! Бумага. Какие у неё есть свойства? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Как изготовить аппликацию? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Наша армия родная. Ножницы. Что ты о них знаешь? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок – портрет? Шаблон. Для чего он нужен? Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они? |
Текстильная мастерская | 6 | 6 | | Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? |
Итого: | 33 | 33 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Сроки | ЭОР |
По плану | Факти чески |
Природная мастерская (7ч) |
1 | Рукотворный и природный мир города, села | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
2 | На земле, на воде и в воздухе | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
3 | Природа и творчество. Природные материалы | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
4 | Семена и фантазии | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
5 | Композиция из листьев. Что такое композиция? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
6 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
7 | Природные материалы. Как их соединить? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
Пластилиновая мастерская (4ч) |
8 | Материалы для лепки. Что может пластилин? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
9 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
10 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
11 | Наши проекты. Аквариум | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
Бумажная мастерская (16ч) |
12 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
13 | Наши проекты. Скоро Новый год! | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
14 | Бумага. Какие у неё есть свойства? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
15 | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
16 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
17 | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
18 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
19 | Наша армия родная | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
20 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
21 | Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок – портрет? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
22 | Шаблон. Для чего он нужен? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
23 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
24 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
25 | Образы весны. Какие краски у весны? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
26 | Настроение весны. Что такое колорит? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
27 | Праздники и традиции весны. Какие они? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
Текстильная мастерская (6ч) |
28 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
29 | Игла-труженица. Что умеет игла? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
30 | Вышивка. Для чего она нужна? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
31 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
32 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
33 | Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе | 1 | | | https://infourok.ru/biblioteka/tehnologija/klass-1/uchebnik-792/type-56 https://resh.edu.ru/subject/8/1/ |
Приложение к программе:
1.Учебно – методическое обеспечение
2.Лист корректировки учебной программы
Приложение 1
Учебно – методическое обеспечение
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015.
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология: 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017.
Приложение 2
Лист корректировки учебной программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись зам.директора по УВР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |