СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа по истории для учащихся 6 классов разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Устава МКОУ «СОШ» с.п. Приречное

  3. Основной образовательной программы школы по ФГОС ООО

Цели и задачи.

Основные цели курса:

  • сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

  • охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

  • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь;

  • современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);

  • уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам).

Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.


-УМК:

« История. Средние века» Ведюшкин В.А. Уколова В.И. М. «Просвещение», 2018.

«История России» 6 класс, Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др.

(Под ред. Торкунова А.П.) М. «Просвещение», 2017.


Место предмета в учебном плане:

Согласно учебному плану на изучение истории в 6 классе отводится 2 часа в неделю, в год 70 часов (из расчета 35 учебных недель).


Планируемые  результаты освоения учебного предмета, курса


Требования к личностным  результатам:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта

предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Требования к метапредметным результатам:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Требования к предметным результатам: 

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);


Содержание учебного курса


Всеобщая история.

История. Средние века. (33ч)

Раннее Средневековье.(10ч)

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV – XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI – XI вв.: расселение. Занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье (14ч)

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус и образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города – центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города – республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно – рыцарские ордены. Ереси6 причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII – XV вв. усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно – представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии и Франции. Столетняя война; Жанна

Д*Арк. Германские государства в XII – XV вв. экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV веке. Гуситкое движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII – XV вв. экспансия турок – османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в представлении средневекового человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Ранее Возрождение: художники и их творения.

Осень Средневековья (8ч)

Османская империя: завоевания турок – османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства Доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Повторительно-обобщающий урок (1ч)


История России.(37ч)

История России с древности до конца XV в.


Введение (1ч)

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фак-

тор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности(3ч.)

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.


Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.


Русь в IX — первой половине XII в.(10ч)


Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение,). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X — начале XII в.

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.


Русь в середине ХII — начале XIII в.(4ч)

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория

и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».


Русские земли в середине XIII — XIV в. (10ч)

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства(7ч)

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Ка-

занское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутри церковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

Повторение и обобщение пройденного материала (1ч)

Контрольная работа(1ч)





























Календарно-тематическое планирование учебного предмета (6 класс)

Темы уроков

Количество часов

Планируемая дата

Фактическая дата


Раздел 1.

Рождение средневекового мира.


10



Образование германских королевств.

1

2.09


Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

7.09


Византийское тысячелетие.

1

09.09


Культура Византии.

1

14.09


Иран в 5-7 вв.

1

16.09


Возникновение новой религии.

1

21.09


Мир ислама

1

23.09


Империя Карла Великого


28.09


Западная Европа в 9-11 вв.

1

30.09


Возникновение славянских государств

1

05.10


ПОУ по разделу 1 «Рождение средневекового мира».

1

07.10



Раздел 2.

Подъём средневековой Европы.

14



Сеньоры и вассалы Рыцарство.

1

12.10


Средневековая деревня.

Средневековый город

1

14.10


Католическая церковь в 9-13 вв.

1

19.10


Крестовые походы.

1

21.10


Франция и Англия: пути объединения

1

23.10


Священная Римская империя в 12-15 вв.

1

02.11


14 век в истории Европы.

1

09.11


Столетняя война.

1

11.11


Торжество королевской власти.

1

16.11


Гибель Византии и возникновение Османской империи.

1

18.11


Знания и образование в зените Средневековья. Время соборов

1

23.11


Культура Западной Европы в 14-15вв.


25.11


ПОУ по разделу 2 «Подъем Средневековой Европы».

1





30.11


Раздел 3. Многоликое средневековье

9



Средневековая Индия

1

02.12


Поднебесная империя.

1

07.12


Культура Китая.

1

09.12


Страна восходящего солнца

1

14.12


Тюрки на просторах Азии и Европы

1

16.12


Монгольские завоевания

1

21.12


Африка: пути развития. Страны и народы Америки

1

23.12


ПОУ по всему курсу «История. Средние века»

1

25.12

























Календарно-тематическое планирование учебного предмета (6 класс)


п /п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата

1.

Введение. Наша Родина - Россия

1

11.01



Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

3



2.

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

13.01


3.

Образование первых государств

1

18.01


4.

Восточные славяне и их соседи

1

20.01



Глава 2. Русь в IX — первой половине XII в.

10



5.

Первые известия о Руси

1

25.01


6.

Становление Древнерусского государства

1

27.01


7.

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

01.02


8.

Русское государство при Ярославе Мудром

1

03.02


9.

Русь при наследниках Ярослава Мудрого.

1

08.02


10

Владимир Мономах

1

10.02


11

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

15.02


12

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

17.02


13

Повседневная жизнь населения

1

22.02


14

Повторительно-обобщающий

урок по главе II «Русь в IX — первой половине XII в.»

1

24.02



Глава 3. Русь в середине ХII - начале XIII в.


4



15

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

01.03


16

Владимиро-Суздальское княжество

1

03.03


17

Новгородская республика

1

09.03


18

Южные и юго-западные русские княжества

1

10.03



Глава 4. Русские земли в середине XIII — XIV в.

10



19

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

15.03


20

Батыево нашествие на Русь

1

17.03


21

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

29.03


22

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

31.03


23

Литовское государство и Русь

1

05.04


24

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

07.04


25

Объединение русских земель вокруг Москвы.

1

12.04


26

Куликовская битва

1

14.04


27

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

1

19.04


28

ПОУ по теме: « Русские земли в середине XIII — XIV в.»

1

21.04



Глава 5. Формирование единого Русского государства.


6



29

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале ХV века

1

26.04


30

Московское княжество в первой половине XV в.

1

28.04


31

Распад Золотой Орды и его последствия

1

03.05


32

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

05.05


33

Русская православная церковь в XV— начале XVIв

1

10.05


34

Человек в Российском государстве второй половине XV в.

1

12.05


35

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

17.05


36

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История России с древнейших времён до начала XVI века»

1

19.05


37

Контрольная работа по курсу «История России с древнейших времён до начала XVI века»

1

24.05


38

Повторительно-обобщающий урок

1

26.05






13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!