СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. Биология 5-11 классы. Базовый уровень. 10 класс. Автор РП: И.Н. Пономарева

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Планируемые результаты освоения курса биологии


В процессе обучения биологии в 10 и 11 классах преду­смотрено достижение учащимися следующих личностных результатов:

  • сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к приро­де, к материальным и духовным ценностям;

  • сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенно­стей методов, применяемых в биологических исследо­ваниях;

  • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их резуль­татам;

  • сформированность научной картины мира как ком­понента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;

  • признание высокой ценности жизни во всех её про­явлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных мотивов, на­правленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

  • знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, ос­новных принципов и правил отношения к живой при­роде.

Также предусмотрено достижение метапредметпых результатов, таких как:

  • овладение составляющими исследовательской и про­ектной деятельности, в том числе умением видеть про­блему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать оп­ределения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • компетентность в области использования информаци­онно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение рабо­тать с разными источниками биологической информа­ции; самостоятельно находить биологическую информа­цию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать инфор­мацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  • способность выбирать целевые и смысловые установ­ки для своих действий, поступков по отношению к жи­вой природе, здоровью своему и окружающих.

Достижение предметных результатов — знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество (уро­вень) овладения учащимися содержанием учебного предмета, предусматривает:

  • характеристику содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарви­на), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада вы­дающихся учёных в развитие биологической науки;

  • умение определять существенные признаки биологи­ческих объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные биологические объ­екты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни;

  • объяснение роли биологии в формировании научно­го мировоззрения; вклада биологических теорий в фор­мирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша челове­ка; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изме­няемости видов, наследственных заболеваний, мута­ций, устойчивости и смены экосистем;

  • умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, её уровневой орга­низации и эволюции; родства живых организмов; взаи­мосвязей организмов и окружающей среды; необходи­мости сохранения многообразия видов и экосистем;

  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы пе­реноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • умение проводить анализ и оценку различных гипо­тез о сущности жизни, о происхождении жизни и чело­века; глобальных экологических проблем и путей их ре­шения; последствий собственной деятельности в окру­жающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации, получаемой из разных источников;

  • оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственно­го оплодотворения, направленного изменения генома);

  • постановку биологических экспериментов и объясне­ние их результатов.

Все личностные, метапредметные и предметные резуль­таты при освоении содержания программы курса биологии для 10-11 классов будут проявляться в знаниях, отношениях и деятельности: учебно-познавательной, интеллектуальной, ценностно-ориентационной, трудовой, экокультурной, при­родоохранной, физической и эстетической.


Планируемые результаты обучения


В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего

образования на базовом уровне выпускник научится:


- выявлять и объяснять основные свойства живого;

- характеризовать многообразие структурных уровней организации жизни;

- рассматривать и объяснять общие признаки биосистемы;

- анализировать и оценивать практическое значение биологии;

- называть и объяснять роль методов исследования в биологии;

- характеризовать биосферу как биосистему и экосистему;

- объяснять роль живого вещества в существовании биосферы;

- объяснять сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

- характеризовать и сравнивать гипотезы о происхождении жизни на Земле;

- раскрывать сущность эволюции и называть ее этапы;

- называть и характеризовать среды жизни на Земле;

- определять и классифицировать экологические факторы среды обитания живых организмов.

- характеризовать биогеоценоз как биосистему и экосистему;

- раскрывать особенности и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи;

- характеризовать структуру и строение биогеоценоза;

- объяснять основные механизмы устойчивости биогеоценозов;

- сравнивать устойчивость естественных культурных экосистем;

-объяснять роль биогеоценозов в эволюции живых организмов;

- раскрывать процесс смены биогеоценозов и называть ее причины;

- характеризовать периодические изменения биогеоценозов;

-классифицировать разнообразие биогеоценозов на Земле;

- характеризовать популяцию и вид как биосистему;

- раскрывать особенности и значение популяционно - видового структурного уровня организации живой материи;

- определять популяцию как генетическую систему и как единицу эволюции;

-объяснять процесс появления новых видов ( видообразование);

- раскрывать движущие силы эволюции;

- Объяснять сущность современной теории эволюции;

- доказывать место человека в системе живого мира;

- характеризовать особенности и этапы становления вида Человек разумный;

-анализировать и сравнивать гипотезы о происхождении человека современного вида;

-характеризовать организм как биосистему и как структурный уровень организации жизни;

- объяснять значение и типы оплодотворения у растений и животных;

- характеризовать основные факторы, формирующие здоровье;

- называть причины наследственных заболеваний;

- характеризовать клетку как биосистему и как структурный уровень организации жизни;

-объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира;

- характеризовать комплексы молекул в клетке как элементарные биосистемы и как компоненты молекулярного уровня организации жизни;

- раскрывать и объяснять признаки молекулярного уровня;

-объяснять сущность жизни как планетарного явления.


Выпускник получит возможность научиться:


- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению особенностей структурных уровней организации жизни;

- развивать представления о современной естественной картине мира;

- применять коммуникативные компетентности при работе в паре или в группе при обсуждении проблемных вопросов курса;

- характеризовать этапы становления и развития биосферы Земли;

-раскрывать условия устойчивости и неустойчивости биосферы;

- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии о возможных последствиях деятельности человека в биосфере;

-соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- применять знания об экологической нише и жизненной форме организмов в суждениях о коадаптации и коэволюции организмов;

- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению сопряженного развития приспособительных признаков у организмов;

- находить биологическую информацию в учебной, научно- популярной, справочной литературе и Интернете о популяции, эволюции, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

- проявлять ключевые компетентности при объяснении особенностей биологического прогресса и регресса;

- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы сохранения природных видов;

- решать элементарные генетические задачи;

- применять коммуникативные компетентности работы в паре и в группе при выполнении лабораторной работы;

- анализировать признаки клеточного уровня организации жизни;

- характеризовать клетку как этап эволюции жизни на Земле;

- находить в учебной и научно – популярной, справочной литературе и Интернете информацию и клетке, оформлять ее в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

-решать элементарные цитологические задачи;

- применять коммуникативные компетентности работы в паре и группе при выполнении лабораторной работы;

- использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих представлений о современной естественнонаучной картине мира;

- решать элементарные задачи по энергетике клетки;

- выдвигать гипотезы о возможных результатах деятельности человека на молекулярном уровне жизни.


Содержание учебного предмета «Биология», 10-11 классы


Раздел 1

Введение в курс общей биологии (5 ч)

Биология как наука. Отрасли биологии, её связи с други­ми науками. Значение практической биологии.

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.

Биологические системы. Биосистема как структурная единица живой материи. Общие признаки биосистем. Уровневая организация живой природы.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формиро­вании современной естественнонаучной картины мира.

Методы изучения живой природы (наблюдение, изме­рение, описание, эксперимент, моделирование).

Взаимосвязь природы и культуры.

Экскурсия в природу Многообразие видов в родной природе.

Раздел 2

Биосферный уровень жизни (8 ч)

Особенности биосферного уровня организации жизни.

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотезы о происхождении жизни (живого вещества) на Земле. Работы А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Эволюция биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии био­сферы. Биологический круговорот. Круговорот веществ и по­ток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная био- и эко­система. Устойчивость биосферы и её причины.

Человек как житель биосферы. Глобальные измене­ния в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии био­сферы.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические фак­торы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия эко­логических факторов.

Раздел 3

Биогеоценотический уровень жизни (6 ч)

Особенности биогеоценотического уровня организа­ции живой материи.

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень органи­зации жизни. Биогеоценоз и экосистема. Строение и свойст­ва биогеоценоза. Видовая и пространственная структура био­геоценоза.

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспо­собления организмов к совместной жизни в биогеоценозе. Круговорот веществ и превращения энергии — главное усло­вие существования биогеоценоза (экосистемы).

Устойчивость и динамика биогеоценозов (экосистем). Биологические ритмы. Саморегуляция экосистем. Зарож­дение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов (экосистем). Агроэкосистемы. Поддержание разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа № 1 Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.

Раздел 4

Популяционно-видовой уровень жизни (13 ч)

Вид, его критерии и структура. Популяция как надорганизменная биосистема — форма существования вида и особая генетическая система.

Развитие эволюционных идей. Значение работ Ж.-Б. Ла-марка. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Популяция - ос­новная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволю­ции живой природы. Результаты эволюции. Многообразие видов. Система живых организмов на Земле. Приспособлен­ность организмов к среде обитания.

Образование новых видов на Земле. Современное уче­ние об эволюции — синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы про­цесса происхождения и эволюции человека. Гипотезы о проис­хождении человека и его рас. Единство человеческих рас.

Основные закономерности эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация.

Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Стратегия сохранения природных видов.

Значение популяционно-видового уровня жизни в био­сфере.

Лабораторная работа № 2 Морфологические критерии, используемые при опре­делении видов.

Лабораторная работа № 3 Наблюдение признаков ароморфоза у растений и жи­вотных.

Экскурсия в природу Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.

Раздел 5

Организменный уровень жизни (16 ч)

Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности ор­ганизмов. Регуляция процессов жизнедеятельности орга­низмов. Типы питания организмов: гетеротрофы и автотрофы.

Размножение организмов — половое и бесполое. Значе­ние оплодотворения. Двойное оплодотворение у покрытосе­менных (цветковых) растений. Искусственное оплодотво­рение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эм­бриональный и постэмбриональный периоды развития орга­низма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркоти­ческих веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость — свойства организ­мов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и её типы (наслед­ственная и ненаследственная). Мутации, их материальная ос­нова — изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и живую природу.

Генетические закономерности наследования, установ­ленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Отклонения от законов Г. Менделя. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Хромосомная тео­рия наследственности. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. На­следственные болезни человека, их профилактика. Этиче­ские аспекты медицинской генетики.

Факторы, определяющие здоровье человека. Творче­ство как фактор здоровья и показатель образа жизни человека.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах проис­хождения культурных растений. Основные методы селек­ции: гибридизация и искусственный отбор.

Биотехнология, её достижения. Этические аспекты неко­торых исследований в биотехнологии (клонирование, искус­ственное оплодотворение, направленное изменение генома).

Вирусы — неклеточная форма жизни. Вирусные заболе­вания. Способы профилактики СПИДа.

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

Лабораторная работа № 4 Модификационная изменчивость.

Раздел 6

Клеточный уровень жизни (9 ч)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М.Я. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов). Цитология — наука о клетке. Мето­ды изучения клетки.

Возникновение клетки как этап эволюционного разви­тия жизни. Клетка — основная структурная, функциональная и генетическая единица одноклеточных и многоклеточных организмов. Многообразие клеток и тканей.

Клеточная теория. Значение клеточной теории в ста­новлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части клетки. Поверхностный комплекс. Ци­топлазма, её органоиды и включения. Ядро.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мем­бранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) орга­низмы. Гипотезы о происхождении эукариотической клетки.

Жизненный цикл клетки. Деление клетки — митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образо­вания половых клеток.

Структура и функции хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин. Компактизация хромо­сом. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Гармония и целесообразность в живой природе. Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

Лабораторная работа № 5 Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня.

Раздел 7

Молекулярный уровень жизни (7 ч)

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке.

Мономерные и полимерные соединения. Основные биополимерные молекулы живой материи. Строение и химический состав нуклеиновых кислот. Структура и функции ДНК. Репликация ДНК. Матричная функция ДНК. Правило комплементарности. Ген. Генетический код. Понятие о кодоне. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.

Пластический и энергетический обмен. Процессы синтеза как часть метаболизма живой клетки. Фотосинтез. Cветовые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза природе. Хемосинтез. Этапы биосинтеза белка.

Молекулярные процессы расщепления веществ в клетке. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии обеспечения клетки энергией. Регуляторы биомолекулярных процессов.

Последствия деятельности человека в биосфере. Опасность химического загрязнения окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Значение экологической культуры человека и общества.

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.




Тематическое планирование с указанием количества часов на основе каждой темы


Биология 10 класс


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Введение в курс общей биологии

5

Характеризовать «Общую биологию» как учебный предмет об основных законах жизни на всех уровнях ее организации;

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения и вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; определять основные свойства живого;

называть отличительные признаки живых объектов от неживых; определять существенные признаки природных биологических систем, их процессы, зависимость от внешней среды, способность к эволюции; определять и сравнивать между собой существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение характеризовать биосистемы разных структурных уровней организации жизни.

2

Биосферный уровень жизни

8

Характеризовать биосферу как биосистему и экосистему;

рассматривать биосферу как особый структурный уровень организации жизни;

называть этапы становления и развития биосферы в истории Земли; раскрывать особенности учения В. И. Вернадского о биосфере; объяснять происхождение и роль живого вещества в существовании биосферы;

раскрывать сущность эволюции биосферы и называть её этапы; анализировать и объяснять роль человека как фактора развития биосферы;

определять и классифицировать экологические факторы среды обитания живых организмов; анализировать и оценивать вклад В.И. Вернадского в развитие науки о Земле и в естественнонаучную картину мира;

применять умения самостоятельно находить биологическую информацию в разных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, интернет ресурсах); приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы, взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов и экосистем для устойчивости.

3

Биогеоценотический уровень жизни

7

Характеризовать строение и свойства биогеоценоза как природного явления; определять биогеоценоз как биосистему и экосистему; раскрывать учение о биогеоценозе и об экосистеме; Учение о биогеоценозе и экосистеме.

называть основные свойства и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи в природе;

раскрывать структуру и строение биогеоценоза;

характеризовать значение ярусного строения биогеоценоза;

Зарождение и смена биогеоценозов объяснять роль биогеоценозов в эволюции живых организмов;

составлять схемы цепей питания в экосистемах; описывать процесс смены биогеоценозов; приводить примеры сукцессий;

выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах;

называть пути сохранения устойчивости биогеоценозов;

решать практические задачи; характеризовать сущность экологических законов, оценивать противоречие, возникающее между потребностями человека и ресурсами

природы.


4

Популяционно-видовой уровень жизни

14

Определять понятие «вид»; характеризовать критерии вида и его свойства как биосистемы; выявлять и сравнивать свойства разных видов одного рода на примерах организмов своей местности;

характеризовать популяцию как структурную единицу вида;

определять понятие «популяция»; объяснять понятия «жизненное пространство популяции», «численность

популяции», «плотность популяции»; раскрывать особенности популяции как генетической системы; объяснять термины «особь», «генотип», «генофонд»; анализировать и оценивать роль популяции в процессе эволюции; характеризовать особенности и этапы происхождения уникального вида на Земле — Человек разумный; называть прогрессивные особенности представителей вида Человек разумный по сравнению с другими представителями рода Человек;

характеризовать общую закономерность эволюции человека;

объяснять единство человеческих рас; характеризовать основные идеи эволюционной теории Ж. Б. Ламарка,

характеризовать эволюционную теорию Ч. Дарвина;

излагать историю развития эволюционных идей;

объяснять сущность современной теории эволюции;

устанавливать движущие силы эволюции, ее пути и направления; называть основные закономерности и результаты эволюции; характеризовать систему живых организмов как результат эволюции на характеризовать закономерности эволюции, объяснять роль естественного отбора в процессах эволюции, приводить примеры прогрессивного усложнения форм жизни;

характеризовать крупные группы (таксоны) эукариот;

решать задачи охраны природы при общении с окружающей средой;

«редкие виды» и «исчезающие виды», объяснять значение Красной книги





Тематическое планирование с указанием количества часов на основе каждой темы


Биология 11 класс


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1

Организменный уровень жизни

16

Уметь характеризовать (описывать) организменный уровень организации жизни и его роль в природе. Уметь объяснять, почему организм – открытая биосистема. Уметь выделять существенные признаки биологических процессов. Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов. Уметь сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов. Уметь объяснять особенности протекания процесса оплодотворения у представителей различных царств живой природы. Знать этапы индивидуального развитие организма, основные стадии эмбриогенеза, причины нарушений развития организмов. Уметь объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира. Познакомиться с трудами Г.Менделя и их значением в истории развития генетики. Уметь называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций; объяснять влияние экологических факторов на организмы, причины мутаций. Знать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости, генетическую терминологию и символику, генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Знать закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Уметь решать элементарные биологические задачи. Уметь называть практическое значение генетики для селекции. Знать основные понятия селекции, роль биологии в практической деятельности людей, роль Н.И.Вавилова для развития селекции. Знать основные закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Уметь определять по хромосомному набору принадлежность к полу. Знать основные причины наследственна заболеваний человека, методы дородовой диагностики, опасность близкородственных браков. Уметь объяснять причины наследственных болезней человека, мутаций. Уметь использовать приобретенные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). Понимать основные ключевые понятия биотехнологии, значение биотехнологии для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Уметь находить информацию в учебных текстах, научно – популярных изданиях, ресурсах Интернет и критически оценивать ее. Анализировать ситуацию с различных позиций; высказывать предположения по поставленной проблеме. Знать особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Знать значение вирусов в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний, СПИДа.

2

Клеточный уровень жизни

9

Уметь характеризовать (описывать) клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. На основе знаний, полученных в курсе биологии ранее, называть этапы эволюции клетки. Знать особенности строение клеток прокариот и эукариот, строение клеток растений и животных, выделять сходства и различия в их строении. Уметь работать с микроскопом. Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных. Знать названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида. Уметь давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фаз клеточного цикла. Знать сущность и биологическое значение митоза и мейоза, описывать процессы их фаз. Знать строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов. Знать основные положения клеточной теории; вклад выдающихся ученых в развитие знаний о клетке. Понимать принцип целесообразности и гармонии в живой природе, уметь доказывать примерами.

3

Молекулярный уровень жизни

8

Уметь характеризовать (описывать) молекулярный уровень организации жизни и его роль в природе. Называть неорганические и органические вещества клетки. Знать их особенности строения и функции. Характеризовать процессы синтеза органических веществ в живых клетках. Знать этапы биосинтеза белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. Давать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений: гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы процесса диссимиляции. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. Знать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе. Предлагать пути преодоления данных проблем. Знать причины снижения биологического разнообразия. Уметь рассказать о мерах, предпринимаемых человеком для сохранения биологического разнообразия.


4

Заключение

1

Обобщать и систематизировать знания по теме 3, делать выводы. Систематизировать знания по темам курса биологии 11 класса.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!