СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по географии предназначена для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка


Рабочая программа «География» для учащихся 5 класса предназначена для базового уровня и разработана в соответствии:


1.Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

3. Учебным планом МБОУ «Городищенская ООШ» на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа разработана с учетом:

  1. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 08.05.2019 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345».

  3. Приказа Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в

федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 г. № 253».

  1. Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения

общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189.

  1. Программой основного общего образования по географии. 5-9 классы / авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина – М.: Дрофа, 2016 г.)


Рабочей программе соответствует учебник География. Начальный курс. 5 кл.: учебник /И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. М.: Дрофа. 2016 г



Цели обучения:

- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением

человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;

  • пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Задачи обучения:

  • знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к этому предмету;

  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.


Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.


Место предмета в учебном плане


Учебный предмет «География» является необходимым компонентом общего образования школьников. География в основной школе изучается с 5 – 9 класс. На изучение географии в 5 классе отводится 1 час. Рабочая программа. География. 5-9 классы : учебно-методическое пособие / сост. С.В. Курчина. – М. : Дрофа, 2016.-409 с. используется в данной рабочей программе без изменений и рассчитана на 35 часов в год


Содержание курса


Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

приводить примеры географических объектов;

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками

(астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

объяснять, для чего изучают географию.


Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.


Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

описывать представления древних людей о Вселенной;

называть и показывать планеты Солнечной системы;

приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

описывать уникальные особенности Земли как планеты.


Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4. 

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

работать с компасом;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.


Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

показывать по карте основные географические объекты;

наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

объяснять особенности строения рельефа суши;

описывать погоду своей местности.



Планируемые результаты


Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описания объектов;

- составлять простой план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников.


Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- основами экологической культуры.


Предметные результаты обучения


- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.










































































Календарно-тематическое планирование география 5 класс (1ч в неделю, всего 35 ч)


п/п


Тема




Кол.

часов




Дата

Требования к результату

Характеристика основных видов деятельности

Виды контроля




1.

Что изучает география

5 ч.






1.1.



Мир, в котором мы живем.

Агротехнический компонент: Растения Омской области.


1



Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Знакомятся с учебником. Изучают и анализируют иллюстрации.

Текущий контроль, ответы на вопросы

1.2.



Науки о природе.



1




Астрономия, физика, химия, география, экология, биология.

Работают с учебником и электронным приложением.

Текущий контроль, индивид. работа

1.3.


География – наука о Земле.


1



Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии.

Работают с учебником и электронным приложением.

Ответы на вопросы.


1.4.



Методы географических исследований.


1




Географическое описание, картографический метод, сравнительно-географический метод, аэрокосмический метод, статистический метод.

Составляют простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой природы.

Текущий контроль, индивид. работа

1.5.

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».

1


Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география».

Выполняют задания учителя, Работают с учебником, атласом.

Текущий контроль, тестирование

2.

Как люди открывали Землю

5 ч.





2.1.




Географические открытия древности и Средневековья.

Практическая работа № 1: Чтение и анализ карт атласа.


1





Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Работают с картой: формируют умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника.

Текущий контроль, тестирование

2.2.




Важнейшие географические открытия.




1



Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии, Открытие Антарктиды.

Работают с текстом учебника, контурной картой.

Текущий контроль

2.2.


Открытия русских путешественников.


1



Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря».

Читают и анализируют карты атласа. Работают с текстом учебника, контурной картой.

Ответы на вопросы, индивид. контроль


2.3.


Освоение Сибири. Практическая работа № 2: Чтение и анализ карт атласа.

1



Освоение Сибири. Участники экспедиций.

Читают и анализируют карты атласа. Работают с текстом учебника, контурной картой.

Текущий контроль

2.4.

Десять великих путешественников.

1


Марко Поло, Фернан Магеллан, Васко да Гама, Афанасий Никитин, Н.М. Пржевальский, И.Ф. Крузенштерн, Р. Амундсен, А. Гумбольдт, Х. Колумб, Д. Ливингстон.

Выполняют презентацию.

Текущий контроль

2.5.

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

1





Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю».

Выполняют задания учителя, Работают с учебником, атласом.

Текущий контроль, парная работа


3.

Земля во Вселенной

9 ч.





3.1.




Как древние люди представляли себе Вселенную.


1



Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею

Работают в тетради: составляют опорный конспект по рассказу и презентации учителя.

Ответы на вопросы.


3.2.



Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.


1



Система мира по Н. Копернику. Представление о Вселенной Дж. Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной.

Работают с текстом учебника, выполняют задания учителя.

Текущий контроль.

3.3.



Соседи Солнца.



1



Планеты земной группы. Меркурий, Венера, Земля, Марс.

Работают с текстом учебника и рисунками, выполняют задания учителя.

Текущий контроль

3.4.


Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1


Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Составляют характеристику планет – гигантов по плану. Анализируют иллюстрации учебника.

Ответы на вопросы.


3.5.

Астероиды. Кометы.

Метеоры. Метеориты.


1


Астероиды. Кометы.

Метеоры. Метеориты.


Характеризуют особенности различных небесных тел по иллюстрациям учебника.

Текущий контроль

3.6.

Мир звезд.


1


Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Характеризуют особенности различных небесных тел по иллюстрациям учебника.

Ответы на вопросы.

тестирование

3.7.

Уникальная планета – Земля.


1


Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Сравнивают особенности планет земной группы.

Текущий контроль

3.8.


Современные исследования космоса.


1



Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С. П. Королева в развитии космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю.А. Гагарин.

Готовят сообщения о первой женщине – космонавте В.В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос А.А. Леонов.

Ответы на вопросы.

Индивид. работа

3.9.

Обобщение знаний по разделу: «Земля во Вселенной».

1


Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной».

Выполняют задания учителя, Работают с учебником, атласом.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

4.

Виды изображений поверхности Земли

4 ч.





4.1.


Стороны горизонта.


1



Горизонт. Стороны горизонта основные и вспомогательные. Ориентирование.

Отрабатывают знания основных и промежуточных сторон горизонта.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

4.2.





Ориентирование.

Практическая работа № 3: Ориентирование по компасу и местным признакам.


1






Компас. Ориентирование по Солнцу, ориентирование по звездам, ориентирование по местным признакам.

Ориентируются по компасу и местным признакам.

Ответы на вопросы.


4.3.






План местности и географи-ческая карта. Практическая работа № 4: Ориентирование по плану и географической карте.


1







Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Знакомятся с условными знаками плана. Ориентируются по плану и географической карте.

Текущий контроль

4.4.

Обобщение знаний по разделу: «Виды изображений земной поверхности».


1


Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли».

Выполняют задания учителя, Работают с учебником, атласом.

тестирование

5.

Природа Земли

10 ч.





5.1.


Как возникла Земля.


1



Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Анализируют рисунки учебника, самостоятельно выполняют задания учителя.

Текущий контроль


5.2.



Внутреннее строение Земли.



1




Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Анализируют рисунки учебника, определят ключевые понятия, самостоятельно выполняют задания учителя.

Ответы на вопросы.


5.3.


Землетрясения и вулканы.


1



Землетрясения и вулканы.

В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Работают с атласом и контурной картой: обозначают районы землетрясений и крупнейших вулканов.

Текущий контроль


5.4.


Путешествие по материкам.


1


Евразия, Африка, Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Работают с атласом и контурной картой: обозначают материки и океаны Земли.

Ответы на вопросы.


5.5.


Вода на Земле. Агротехнический компонент: Роль воды в сельском хозяйстве.


1



Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Работают с атласом и контурной картой: обозначают материки и океаны Земли.

Итоговый контроль

5.6.


Воздушная одежда Земли.


1


Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Анализируют рисунки учебника, определят ключевые понятия, самостоятельно выполняют задания учителя.

Ответы на вопросы.


5.7.


Живая оболочка Земли. Агротехнический компонент: Животные Омской области.


1


Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Анализируют рисунки учебника, определят ключевые понятия, самостоятельно выполняют задания учителя.

Ответы на вопросы.


5.8.



Почва – особое природное тело. Агротехнический компонент: Почва. Обработка почв.


1




Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Анализируют текст учебника, работают с электронным приложением.

Индивид. опрос

5.9.


Человек и природа.


1



Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Работают с картами.

Ответы на вопросы.


5.10




Обобщение знаний по

разделу «Природа Земли».



1




Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли».

Выполняют задания учителя, Работают с учебником, атласом.

Ответы на вопросы.


6.


Итоговый годовой тест.



1




Выполняют итоговую работу.

Индивид. контроль

7.

Повторение.




1


Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли».

Выполняют задания учителя, Работают с учебником, атласом.

Ответы на вопросы.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!