Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273(в редакции от 26.07.2019);
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции от 07.06.2017);
Примерная программа среднего общего образования по учебному предмету - Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017.
Учебный план среднего общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Шишкинской средней общеобразовательной школы Вагайского района Тюменской области;
Авторская программа к учебнику В.М. Чаругина «Астрономия 10-11 класс»
Школьный курс астрономии призван способствовать формированию современной естественнонаучной картины мира, раскрывать развитие представлений о строении Вселенной как о длительном и сложном пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Основная цель курса астрономии – сформировать целостное представление о строении и эволюции Вселенной, отражающее
современную астрономическую картину мира.
Основными задачами изучения астрономии на уровне среднего общего образования являются:
•понимание роли астрономии для развития цивилизации, формировании научного мировоззрения, развитии космической деятельности человечества;
•понимание особенностей методов научного познания в астрономии; формирование представлений о месте Земли и Человечества во Вселенной;
•объяснение причин наблюдаемых астрономических явлений.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Место предмета в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 34 часов (1 час в неделю). Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4.Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
Результаты освоения курса
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими
приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
о деятельности организаций, сообществ и
структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных чебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Астрономия | 5 |
3 | Небесная механика | 3 |
4 | Строение Солнечной системы | 7 |
5 | Астрофизика и звездная астрономия | 7 |
6 | Млечный путь | 3 |
7 | Галактики | 3 |
8 | Строение и эволюция Вселенной | 2 |
9 | Современные проблемы астрономии | 3 |
| Итого | 34 |
Содержание учебного предмета
Введение в астрономию (1 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических,
инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет
и на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён —измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (3 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения
планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении. их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.
Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях
ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- что изучает астрономия;
- роль наблюдений в астрономии;
- значение астрономии;
- что такое Вселенная;
- структуру и масштабы Вселенной
- что такое созвездие;
- названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий;
- основные точки, линии и круги на небесной сфере: горизонт, полуденная линия, небесный меридиан, небесный экватор, эклиптика, зенит, полюс мира, ось мира, точки равноденствий и солнцестояний;
- теорему о высоте полюса мира над горизонтом;
- основные понятия сферической и практической астрономии: кульминация и высота светила над горизонтом; прямое восхождение и склонение; сутки;
- отличие между новым и старым стилями;
- величины: - угловые размеры Луны и Солнца;
- даты равноденствий и солнцестояний;
- угол наклона эклиптики к экватору;
- соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов;
- продолжительность года;
- число звёзд, видимых невооружённым взглядом;
- принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям;
- причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца
- понятия: гелиоцентрическая система мира; геоцентрическая система мира; синодический период. звёздный период; горизонтальный параллакс; угловые размеры светил; первая космическая скорость; вторая космическая скорость;
- способы определения размеров и массы Земли;
- способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;
- законы Кеплера и их связь с законом тяготения.
- происхождение Солнечной системы;
- основные закономерности в Солнечной системе;
- космогонические гипотезы; - система Земля–Луна;
- основные движения Земли;
- форма Земли;
- природа Луны;
- общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность);
- общая характеристика планет- гигантов (атмосфера; поверхность);
- спутники и кольца планет- гигантов;
- астероиды и метеориты;
- пояс астероидов;
- кометы и метеоры
- основные физические характеристики Солнца: масса, размеры, температура;
- схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере;
- основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю;
- основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем: спектры, температуры, светимости;
- пульсирующие и взрывающиеся звезд;
- порядок расстояния до звёзд, способы определения и размеров звёзд;
- единицы измерения расстояний: парсек, световой год;
- важнейшие закономерности мира звёзд;
- диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»;
- способ определения масс двойных звёзд;
- основные параметры состояния звёздного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние;
- важнейшие понятия: годичный параллакс, светимость, абсолютная звёздная величина;
- устройство и назначение телескопа;
- устройство и назначение рефракторов и рефлекторов
- понятие туманности;
- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин:
- расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры,
- инфракрасный телескоп;
- оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд.
- основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; - примерные значения следующих величин:
- основные типы галактик, различия между ними;
- примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла;
- возраст наблюдаемых небесных тел
- связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;
- что такое фотометрический парадокс;
- необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной;
- понятие «горячая Вселенная»;
- крупномасштабную структуру Вселенной;
- что такое метагалактика;
- космологические модели Вселенной
- какие наблюдения подтвердили теорию ускоренного расширения Вселенной;
- что исследователи понимают под тёмной энергией;
- зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная;
- условия возникновения планет около звёзд;
- методы обнаружения экзопланет около других звёзд;
- об эволюции Вселенной и жизни во Вселенной;
- проблемы поиска внеземных цивилизаций;
- формула Дрейка
Календарно-тематическое планирование
Тема раздела /количество часов | Номер урока | Дата проведения | Информация о корректировке | Тема урока |
Введение в астрономию(1ч) | 1 | | | Введение в астрономию |
Астрономия (5 ч) | 2 | | | Звездное небо |
3 | | | Небесные координаты |
4 | | | Видимое движение планет и Солнца |
5 | | | Движение Луны и затмения |
6 | | | Время и календарь |
Небесная механика (3 ч) | 7 | | | Система мира |
8 | | | Законы Кеплера движения планет |
9 | | | Космические скорости и межпланетные перелёты |
Строение Солнечной системы (7 ч) | 10 | | | Современные представления о строении и составе Солнечной системы |
11 | | | Планета Земля |
12 | | | Луна и её влияние на Землю |
13 | | | Планеты земной группы |
14 | | | Планеты-гиганты. Планеты- карлики |
15 | | | Малые тела Солнечной системы |
16 | | | Современные представления о происхождении Солнечной системы |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) | 17 | | | Методы астрофизических исследований |
18 | | | Солнце |
19 | | | Внутреннее строение и источник энергии Солнца |
20 | | | Основные характеристики звёзд |
21 | | | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды |
22 | | | Новые и сверхновые звёзды |
23 | | | Эволюция звёзд |
Млечный путь (3 ч) | 24 | | | Газ и пыль в Галактике |
25 | | | Рассеянные и шаровые звёздные скопления |
26 | | | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути |
Галактики (3 ч) | 27 | | | Классификация галактик |
28 | | | Активные галактики и квазары |
29 | | | Скопления галактик |
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) | 30 | | | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная |
31 | | | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение |
Современные проблемы астрономии (3 ч) | 32 | | | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия |
33 | | | Обнаружение планет возле других звёзд |
34 | | | Поиск жизни и разума во Вселенной |
Учебно-методический комплекс, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения:
Учебник «Астрономия. 11 класс». В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2017.
Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» автора В.М.Чаругин - М.: «Просвещение», 2017.
Рабочую программу к УМК В.М.Чаругина: учебно-методическое пособие В.М.Чаругин- М.: «Просвещение», 2017.