Приложение к ООП ООО Школы – интерната № 23 ОАО «РЖД»
г. Слюдянка, Иркутской области
Утверждена приказом директора Школы-интерната №23 ОАО «РЖД» № 131 от 31. 08. 2020г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «биология»
для обучающихся 11 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 11 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Школы-интерната № 23 ОАО "РЖД".
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Содержание разделов программы
11 КЛАСС
(1 час в неделю, 34 часа в год)
1. Организменный уровень организации жизни (16 часов)
Организменный уровень организации жизни. Организм как биосистема.
Процессы жизнедеятельности многоклеточных и одноклеточных организмов
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организма.
Из истории развития генетики. Изменчивость признаков организма и ее типы.
Генетические закономерности, открытые Г.Менделем. Наследование, сцепленное с полом.
Генетические основы селекции.
Медицинская генетика. Достижения биотехнологии
Факторы, определяющие здоровье человека.
Царство Вирусы разнообразие и значение. Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах.
Лабораторная работа.
Решение элементарных генетических задач.
.
Клеточный уровень организации жизни (11ч)
Клеточный уровень жизни и его роль в природе.
Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.
Клеточный цикл. Деление клетки - митоз и мейоз.
Прокариоты и их многообразие. Роль бактерий в природе. Микробиология на службе человека.
Гармония и целесообразность в живой природе.
Лабораторная работа.
Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня
Молекулярный уровень проявления жизни (7 часов)
Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе.
Основные химические соединения.
Процессы синтеза в живых клетках. Пластический обмен.
Молекулярные процессы расщепления в живых клетках. Энергетический обмен
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная проблема. Время экологической культуры.
Тематическое планирование
11 класс (1 час в неделю)
Тема урока | Количество часов |
Глава 1. Организменный уровень жизни (16 часов) |
Организменный уровень организации жизни | 1 |
Организм как биосистема. Стартовая контрольная работа. | 1 |
Процессы жизнедеятельности многоклеточных и одноклеточных организмов | 1 |
Размножение организмов | 1 |
Индивидуальное развитие организмов. Тестирование. | 1 |
Из истории развития генетики | 1 |
Изменчивость признаков организма и ее типы | 1 |
Генетические закономерности, открытые Менделем. Наследование, сцепленное с полом. | 1 |
Лабораторная работа №1 «Решение элементарных задач по генетике» | 1 |
Генетические основы селекции. Устный опрос. | 1 |
Медицинская генетика | 1 |
Достижения биотехнологии | 1 |
Достижения биотехнологии | 1 |
Факторы, определяющие здоровье человека | 1 |
Царство Вирусы разнообразие и значение. Вирусные заболевания. Вирусология – наука о вирусах. | 1 |
Контрольная работа за 1 полугодие по теме: «Организменный уровень жизни» | 1 |
Глава 2. Клеточный уровень жизни (11 часов) |
Клеточный уровень жизни и его роль в природе | 1 |
Строение клетки | |
Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы | |
Клеточный цикл. | 1 |
Деление клетки - митоз и мейоз. Тестирование. | |
Лабораторная работа №2 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня» | 1 |
Прокариоты и их многообразие. | 1 |
Роль бактерий в природе. Устный опрос. | 1 |
Микробиология на службе человека. | 1 |
Гармония и целесообразность в живой природе. | 1 |
Гармония и целесообразность в живой природе (семинар) | 1 |
Глава 3. Молекулярный уровень жизни (7 часов) |
Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. | 1 |
Основные химические соединения. | 1 |
Основные химические соединения (конференция) | 1 |
Процессы синтеза в живых клетках Пластический обмен | 1 |
Молекулярные процессы расщепления в живых клетках Энергетический обмен | 1 |
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная проблема. Время экологической культуры | 1 |
Контрольная работа за 2 полугодие по разделам общей биологии за 11 класс | 1 |
8