СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

сл. Большая Орловка




«Утверждаю»

Директор школы ________/Долматова В.Н./


Приказ № 208 от «29» августа 2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру



Уровень общего образования (класс) начальное общее, 2б



Количество часов 68








Учитель: Мазепина Ирина Валериевна



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:


Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва: «Просвещение», 2010 г.


Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 2 класс. «Планета знаний». Москва: АСТ, Астрель, 2012 год.

Программы курса «Окружающий мир» 2 класс. Авторы: И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова

Учебника «Окружающий мир». Авторы: И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова. Москва: АСТ, Астрель, 2018 год.

Основной образовательной программы школы

Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ

Годового календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год

Расписания учебных занятий на 2019-2020 учебный год


Нормативных требований СанПин, СанПин2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Учебного плана на 2019-2020 учебный год

Приказа Министерства просвещения России от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Приказа Министерства просвещения России от 08.05.2019г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. №345»

Устава школы













Программа по окружающему миру в начальной школе относится к образовательной области «Обществознание и естествознание», построена с учетом возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2019-2020 учебный год, в соответствии с годовым календарным графиком на 2019-2020 учебный год, в соответствии с расписанием занятий на 2019-2020 учебный год:


Класс

Предмет

Количество часов (в год) по программе

Количество часов (в год) в рабочей программе

Окружающий мир

68

68



Отличительные особенности рабочей программы от программы курса «Окружающий мир» 2 класс. Авторы: И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова. Москва: АСТ, Астрель, 2012год


п/п

Название темы

По основной программе количество часов

Сокращены часы

Обоснование

1.

Как люди познают мир

16



2.

Мы живем на планете Земля

15



3.

Природа вокруг нас

24



4.

Люди вокруг нас

13




Итого:

68














Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6 -10 лет целостного системного представления о мире и месте человекав нём на основе единства рационально – научного познаия и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой, духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиального многообразия российского общества.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерениеи др.);

  • социализация ребёнка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;

  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малыхгруппах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении чиями и умениями,

  • формирование основ экологической культуры;

  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.




Программа по окружающему миру также разработана для обучающихся, имеющих задержку психическогоразвития(Шамилова Динара).Программа учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся, их способности,возможности и задатки.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения окружающего мира, которые определены стандартом.

Предусматриваются специальные коррекционные задачи:

Расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей;

обогащение жизненного опыта детей путём организации непосредственных наблюдений в природе и обществе в процессе предметно практической и продуктивной деятельности;

систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению материала по другим учебным дисциплинам;

уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

активизация умственной деятельности;

систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях.

























Содержание учебного предмета.

Наименование разделов учебной программы и тем.

2 класс  (68ч)

Как люди познают мир (16ч)

Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.

Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.

Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.

Искусство как способ познания мира.


Мы живём на планете Земля (15 ч)

Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.

Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.

Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.

Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.

Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.


Природа вокруг нас (24 ч)

Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.

В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.

Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.

Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.

Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.

Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.


Люди вокруг нас (13 ч)

Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.

Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.

Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.

Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.



























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по курсу окружающий мир

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;

  • внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;

  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

  • понимание значения взаимопомощи в семье;

  • способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета;

Могут быть сформированы:

  • положительное отношение к учебе, как интеллектуальному труду;

  • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;

  • понимание ценности семейных отношений;

  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;

  • приводить примеры приборов и инструментов;

  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;

  • различать тела природы и изделия;

  • приводить примеры тел и веществ;

  • приводить примеры источников энергии;

  • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;

  • рассказывать об исследованиях космоса;

  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;

  • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;

  • рассказывать о значении камня в жизни человека;

  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);

  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

  • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;

  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;

  • называть планеты Солнечной системы;

  • отличать планету от звезды;

  • показывать на глобусе материки и океаны;

  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);

  • рассказывать об использовании электрической энергии;

  • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;

  • понимать, что такое окружающая среда;

  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);

  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.


Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;

  • понимать значение науки и труда в жизни общества;

  • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;

  • понимать значение общества в жизни человека;

  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;

  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);

  • понимать значение искусства как способа познания мира.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;

  • понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;

  • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

  • оценивать правильность выполнения заданий;

  • осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;

  • оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.

Учащиеся могут научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;

  • ставить цели проведения наблюдений и опытов;

  • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

  • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).


Познавательные

Учащиеся научатся:

  • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;

  • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;

  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

  • пользоваться справочником, помещенным в учебнике;

  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Учащиеся могут научиться:

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;

  • осуществлять описание объектов природы;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;

  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

  • понимать и передавать содержание прочитанных текстов;

  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,

  • ставить вопросы друг другу,

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

Учащиеся могут научиться:

  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;

  • соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);

  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.


























Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру

выпускником начальной школы.


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально- нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика,

понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально-гуманитарных дисциплин;

  • сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

• владение навыками устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историко - культурном наследии России, в её современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.


























СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Оценка личностных результатов.

Объектом оценки личностных результатов начального образования является:

  • самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно‑познавательных и социальных мотивов, понимания границ того, «что я знаю»,и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва;

  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;

  • сформированность основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира, развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей; В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обученности









2 класс

1. Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения. Принимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.

2. Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества.

3. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

4. Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.

5. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.

6. Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства.

7. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем














Личностные результаты

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Однако текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется:

  1. в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов):

— оценка личностного прогресса в форме портфеля достижений;

— оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);

— психологическая диагностика.

Оценка личностных результатов может осуществляется:

в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности (один раз в год на выпускниках начальной школы).

В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности,психологической безопасности и эмоциональному статусуобучающегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

Внутренняя оценка.

1. Оценка личностного прогресса. Она проводится по контекстной информации интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений.

Педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного развития – наличие положительной тенденции развития.

2. Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей является также накопительной.

Система проверочных, тестовых заданий УМК «Планета знаний» по предметам русский язык, литературное чтение, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры и светской этики предполагает включение заданий на знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений. Результаты фиксируются в листах анализа проверочных, тестовых работ (+, -, +/-), накопительная оценка показывает освоенность данных учебных действий.

3.Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологи по вопросам :

  • сформированности внутренней позиции обучающегося;

  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса;

  • сформированность самооценки;

  • сформированность мотивации учебной деятельности.

Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметныхрезультатовпредполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Оценка метапредметных результатов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий ( далее - УУД).

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;

Инструментарий контроля: задания УУД, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.

Основное содержание оценки метапредметныхрезультатовна ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты обучения






























Класс

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД



2 класс

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

7. Корректировать выполнение задания.

8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.

3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.

4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план.

5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.

6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

7. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

8. Выполнять задания по аналогии


1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

6. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).





Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

— решение задач творческого и поискового характера (система заданий УМК «Планета знаний»: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);

— проектная деятельность (развороты в учебниках «Проекты»);

— текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;

— комплексные работы на межпредметной основе.

Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий осуществляется на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК «Планета знаний», представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями.

В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные и метапредметные умения, из которых педагог компонует проверочную работу.

Проверочные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на каждом этапе обучения. Мониторинг сформированностиметапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться как Портфель достижений, так и таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения», включенные в пособия «Контрольные работы и тесты» Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в течение года). Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.

При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов Портфеля достижений учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребёнок УУД на определённом учебном материале или на разном. Использование учебного действия в различных ситуациях на разном материале говорит о том, что оно освоено ребёнком как универсальный способ.

Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.

Оценка предметных результатов

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений.

Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

Результаты этих оцениваний фиксируются и накапливаются наряду с фиксацией внеучебных достижений (накопительная оценка)



Формы и методы контроля достижений




текущая аттестация


(обязательная)

Итоговая

(четверть,год) аттестация

(обязательная)

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

-письменная самостоятельная работа


- тестовые задания



- диагностическая -контрольная работа


Письменный и устный опрос, тестовые задания, самостоятельные, практические и лабораторные работы, экскурсии.

- участие в выставках, конкурсах, конференциях;

-активность в проектах и программах внеурочной деятельности



- портфолио



Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенным в стандарте, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементовнаучного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее – система предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий), которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

В группу опорной системы знаний включается система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.

Однако при оценке предметных результатов основную ценность представляют не освоенные системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.

Действия с предметным содержание (или предметные действия) – вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д. Однако на разных предметах эти действия выполняются с разными объектами, например: с числами и математическими выражениями, со звуками и буквами, словосочетаниями и предложениями; с высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т.п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску.

Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов. Поэтому объектомоценки предметных результатов служит (в полном соответствии с требованиями стандарта) способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых контрольных работ, комплексных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к дальнейшему обучению.

Текущий контроль предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов).

В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности усвоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся.

С целью проведения текущего оценивания рекомендуется использовать следующие методы оценивания: наблюдение, оценивание процесса выполнения.

Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации наличия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), которые могут быть именными или аспектными (для оценки сформированности данного аспекта деятельности у всего класса). Можно пользоваться и иными инструментами.

Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

В образовательном учреждении проводится мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ – по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе.

Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

При определении итоговой оценки учитываются результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме Портфеля достижений. Достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня и его превышение (повышенный уровень). Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Анализ достижений учащихся включает:

— текущую успеваемость обучающихся;

— динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;

— активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах;

— активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности.

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфеля достижений.Накопительная система Портфель достижений учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка. Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

Педагог на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирает, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем педагог передаёт ребёнку нормы и способы оценивания (не выставления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствует выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свой Портфель достижений творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка.

Формами представления образовательных результатов являются:

  • табель успеваемости по предметам ;

  • текстовые работы, устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

  • Портфель достижений;

  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметнойобученности, формирования УУД.



В МБОУ СОШ №3 используются следующие формы оценки:

  1. Безотметочная обучение – 1-2 классы по всем учебным предметам.

  2. Пятибалльная система оценивания в 3-4 классах.

  3. Накопительная система оценки – Портфель достижений.

Система оценки МБОУ СОШ №3 ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.



Контроль и оценка результатов обучения по окружающему миру

Основная цель контроля– проверка знания фактов учебного материала, умения обучающихся делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

На основании письма Министерства РФ от 25.09.2000 г № 2021/11-13 «Об организации обучения в 1 классе четырехлетней начальной школы» в Уставе школы введена безотметочная форма контроля в 1 и во 2 классах. В 1- 2 классах четырехлетней школы исключается система бального (отметочного) оценивания.

Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался").Оценочное суждение сопровождает любую деятельность в качестве за­ключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Нормы оценок по окружающему миру соответствуют общим требованиям методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» №1561/14-15 от 19.11.98 г.

В 1 классе проводится одна проверочная работа (апрель). Во 2, 3, 4 классах - по 4 работы.

(Можно включить по усмотрению учителя проверочные работы обучающего характера: по одной в каждой четверти во 2, 3, 4 классах.)



Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижении оценки.


Ошибки

Недочеты

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических);

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

неумение выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы.

- раскрытие понятия только с помощью наводящих вопросов;

- преобладание при описании объекта несущественных признаков;

- неточности при нахождении объекта на карте;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие подписей и обозначений;

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.



Определение уровня развития умений и навыков по окружающему миру в 1-2 классах производится в соответствии с требованием программы на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.

Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений  в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Повышенному уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала.

Среднему уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, в которых ученик неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.

Ниже среднего уровня  развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.


Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, т.е. проверочные работы тестового характера, также практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

1.Фронтальный опрос: проводится как беседа-полилог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Для беседы необходимо подбирать такие вопросы, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Контрольные беседы могут быть одноуровневые и разноуровневые.


Критерии ответа обучающегося

Уровень

Отметка

Примечание

Чёткий, краткий ответ без ошибок, в ко­тором ученик умело сопоставил факты; выбрал альтернативу и доказал свою точ­ку зрения; умело сделал сравнение; про­анализировал изученный материал и на­шёл причину явления и т.п.; не более 1 недочёта

Высо­кий уро­вень

«5»

Дополнил ответы своих одноклассни­ков или ответил на дополнительные во­просы (не менее чем на 3 вопроса)



Чёткий, краткий ответ с отдельными не­точностями в изложении материала: нали­чие 2 ошибок или 4 недочётов по изучен­ному материалу.

Повышенный уро­вень

«4»

Не менее чем на 2 вопроса

Неполный ответ с нарушением логики изложения материала; наличие 3 ошибок или не более 6 недочётов

Средний уро­вень

«3»

Не менее чем на 1 вопрос

Неполный ответ с нарушением логики, не- раскрытость обсуждаемого вопроса, от­сутствие аргументации либо ошибочность её основных положений; наличие более 4 ошибок или более 8 недочётов по прой­денному материалу

Ниже средне­го уро­вень

«2»

Не ответил на до­полнительные во­просы

-



II. Индивидуальный устный опрос: рассказ –описание, рассказ-рассуждение.


Критерии ответа обучающегося

Оценка за индивидуальный устный опрос

В ответе преобладает чёткость и полнота раскрытия вопроса, выде­ление наиболее существенных признаков объекта, логичность из­ложения. передача своего отношения к описываемому предмету; верное и умелое сопоставление фактов; правильное установление причинно-следственных, пространственных и временных связей; не более 1 недочёта

«5»

Достаточно чёткое, последовательное, логическое описание объ­екта или явления, с отдельными неточностями в изложении ма­териала; наличие 2 ошибок или 4 недочётов по изученному мате­риалу

«4»

Неполный ответ с нарушением логики изложения материала; наличие 3 ошибок или не более 6 недочётов

«3»

Неполный ответ с нарушением логики, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений; наличие более 4 ошибок или более 8 недочётов по прой­денному материалу

«2»


III. Письменная проверка знаний: задания тестового характера.


В тестовую работу можно включить:

во 2 классе - 6-10 заданий,

в 3 классе - 8-13 заданий,

в 4 классе – не более 10-15 заданий.


Оценочная норма предполагает:

Оценка "5" (высокий уровень) ставится за 85%-100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" (повышенный уровень) ставится за 66 - 84% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ( средний уровень) ставится за 50-65% правильно выполненных заданий

Оценка "2" (ниже среднего уровня) ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий



IV. Оценка работы, содержащей задания базового уровня (основная часть) (УОЗ) и задания повышенного уровня (дополнительная) (УВ).

Задания базового уровня (УОЗ) (основная часть) обязательные для выполнения всеми обучающимися, задания повышенного уровня (дополнительная часть) (УВ) выполняются обучающимися по желанию и оцениваются отдельно. Общая оценка работы складывается из оценивания основной и дополнительной части работы.

УОЗ+ УВ = письменная работа

УОЗ - уровень обязательных знаний(содержатся задания обязательные для выполнения всеми обучающимися).

УВ – уровень возможностей (содержатся задания, повышенного уровня сложности, требующие применения знаний в нестандартной ситуации).


1-2 классы

Выполнено менее 50% УОЗ Не достигнут базовый уровень

Выполнено 50 – 100% заданий УОЗ

Выполнены все заданий УОЗ и 50 – 100% УВ

Достигнут базовый уровень

Достигнут повышенный уровень


3-4 классы

Отметка «2» ставится за выполнение менее 50% УОЗ

Отметка «3» ставится за выполнение 50-70% заданий УОЗ

Отметка «4» ставится за выполнение 70%-90% заданий УОЗ и 50% заданий УВ

Отметка «5» ставится за выполнение 90%-100% заданий УОЗ и 50% заданий УВ.












ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

по окружающему миру

Класс

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа


урока

Название

раздела


Название темы

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1


КАК ЛЮДИ ПОЗНАЮТ МИР (16 ч.)


О науке.

1

03.09


2


О науке. Науки бывают разные.


1

04.09


3


О науке (обобщение).


1

10.09


4


Экскурсия в лесополосу.


1

11.09


5


Экскурсия к водоему.


1

17.09


6


Как ученые изучают мир.


1

18.09


7


Как ученые изучают мир (закрепление).


1

24.09


8


Умей видеть.


1

25.09


9


Умей видеть. Закрепление.


1

01.10


10


Приборы и инструменты.


1

02.10


11


Измерение температуры и времени.


1

08.10


12


Измерение температуры и времени. Закрепление.


1

09.10


13


Осень.

Экскурсия.

1

15.10


14


Справочники, словари, энциклопедии.


1

16.10


15


Справочники, словари, энциклопедии.

Проверочная работа « Как люди познают мир».

1

22.10


16


Об искусстве.

1

23.10


17

МЫ ЖИВЕМ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (15 ч.)

Что такое космос.

1

05.11


18


Что такое космос. Закрепление.


1

06.11


19


Солнечная система.


1

12.11


20


Солнечная система. Закрепление.

1

13.11


21


Голубая планета Земля.

1

19.11


22


Голубая планета Земля.

Закрепление.

1

20.11


23


Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей. Экскурсия.


1

26.11


24


Спутник Земли – Луна.


1

27.11


25


Исследование космоса.


1

03.12


26


Что такое глобус.


1

04.12


27


Почему день сменяет ночь.



1

10.12


28


Как изучали земной шар

1

11.12


29


Проверочная работа «Мы живем на планете Земля».

1

17.12


30


Исследование глубин морей и океанов.

1

18.12


31


Зима.

1

24.12


32


ПРИРОДА ВОКРУГ НАС

(24 ч.)

Тела и вещества.

1




25.12


33


Тела и вещества. Закрепление.

1

14.01


34


Об энергии.

1

15.01


35


Об энергии. Закрепление.

1

21.01


36


Свет и цвет.

1

22.01


37


Свет и цвет . Закрепление.

1

28.01


38




Зеркала.

1

29.01



39


О цвете.

1

04.02


40


В мире звука.


1

05.02


41


В мире звука.Закрепление.


1

11.02


42


В мире камня.


1

12.02


43


В мире камня. Закрепление.

1

18.02


44


Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. Экскурсия.

1

19.02


45


В мире живой природы. На опушке.

1

25.02


46


В мире живой природы.

На опушке. Закрепление.

1

26.02


47


В березовой роще.

1

03.03


48


В березовой роще. Закрепление.

1

04.03


49


В ельнике.

1

10.03


50


В ельнике. Проверочная работа «Природа вокруг нас».

1

11.03


51


У лесного озера.

1

17.03


52


Природа вокруг нас.

1

18.03


53


В сосновом лесу.

1

31.03


54


Берегите лес!

1

01.04


55


Весна. Экскурсия.

1

07.04


56

ЛЮДИ ВОКРУГ НАС (13ч.)

Человек в обществе.

1

08.04


57


Человек в обществе.

Закрепление.

1

14.04


58


Труд в жизни человека.

1

15.04


59


Семья.


1

21.04


60


Семья. Закрепление.


1

22.04


61


Бюджет семьи.


1

28.04


62


Бюджет семьи. Закрепление.



1

29.04


63


Будем вежливы.


1

06.05


64





Будем вежливы


1

12.05


65


Проверочная работа «Люди вокруг нас».


1

13.05


66


О друзьях-товарищах.

1

19.05


67


О друзьях товарищах. Закрепление.

1

20.05


68


Закрепление по теме: « Люди вокруг нас».

1

26.05







СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

МО учителей начальных классов

МБОУ СОШ №3

от 26.08.2019 года №______1_______


____________ Бархян М.В.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


____________ Вожжова В.А.


28.08.2019года








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!