ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
учебного курса «География. Начальный курс» 6 класс (ФГОС)
Программа курса географии 6 класс составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).
Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 35 часов (из расчёта 1 час в неделю).
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять географические знания в повседневной жизни;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ ПО
География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2015 г.
Учебник - А.А. Летягин География. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2016 г.
Поурочное планирование – А.А. Летягин Поурочное планирование 5-6 классы ФГОС
МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ ПЛАНЕ
Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. В том числе: в 5 классе – 34 часа, из расчета 1 час в неделю, 6 классе – 34 часа, из расчета одного учебного часа в неделю; в 7, 8 и 9 классах – по 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
6 класс
1 час в неделю, всего 34 часа
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Раздел I. | Введение. Географическое познание нашей планеты. Тема 1.1 Введение Тема 1.2.Географическое познание нашей планеты. | 6 ч. 1 ч. 5 ч. |
Раздел II. | Изображение земной поверхности Тема 2.1 План местности Тема 2.2 Глобус и географическая карта – модели земной поверхности | 12 ч. 6 6 |
Раздел III. | Геосферы Земли Тема 3.1 Литосфера Тема 3.2Атмосфера Тема 3.3. Гидросфера Тема 3.4.Биосфера Земли | 15 5 6 2 1 |
| Географическая оболочка | 1 ч |
| ВСЕГО | 34 часа |
В том числе | Практические работы | 8 |
Контрольные работы | 4 |
Содержание курса
6 класс, 34 часов
Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения.
Материал курса сгруппирован в семь разделов.
Материал первого раздела — «Введение. Географическое познание нашей планеты». Знакомит обучающихся географией в античные времена, Средние века, развитием картографии, эпохой Великих географических открытий, первыми научными экспедициями. Исследованию полярных областей, изучением Мирового океана.
«План местности». Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
« Глобус и географическая карта – модели земной поверхности» — знакомит с принципами построения географических карт. Географические координаты географических объектов, своей местности.
«Литосфера» - горные породы и минералы своей местности, полезные ископаемые своей местности, определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека своей местности.
Атмосфера — построения графика температуры за неделю, измерение элементов погоды при помощи приборов, типы погод своей местности, описание климата своей местности.
Гидросфера - особенности размещения и образования объектов гидросферы, в том числе и своей местности, описание озера своей местности.
Биосфера и почвенный покров — определение по картам природной зоны своей местности, почвы своей местности, растительный и животный мир своей местности .
Географическая оболочка - описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету "География 6 класс»
Учащиеся должны знать (понимать):
Форму и размеры Земли
Полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт.
Части внутреннего строения Земли.
Основные формы рельефа.
Части Мирового океана
Виды вод суши
Причины изменения погоды
Типы климатов
Виды ветров, причины их образования
Виды движения воды в океане
Пояса освещенности Земли
Географические объекты, предусмотренные программой.
Учащиеся научаться:
1. Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
2.Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
3.Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
5.Описывать по карте взаимное расположение географических объектов.
6.Определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,
7.Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы.
8.Приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
10.Различать изученные географические объекты, процессы и явления.
Создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях.
Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.
Сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления.
Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
Учащиеся получат возможность научится:
1. Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий, своей местности.
2.Строить простые планы своей местности.
3.Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты своей местности.
4.Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов.
Календарно-тематическое планирование
География 6 класс (ФГОС)
№ урока | Тема урока | |
1 | География как наука. Что она изучает? | 1 |
2 | Начало географического познания Земли | 1 |
3 | География в Средние века (Европа) Пр раб № 1«Нанесение на карту маршрутов изучаемых географических путешествий» | 1 |
4 | География в Средние века (Азия) (продолженепр раб) | 1 |
5 | Великие географические открытия (продолжение пр раб) | 1 |
6 | Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв. (продолжениепр раб) | 1 |
7 | Изображения земной поверхности | 1 |
8 | Ориентирование на местности | 1 |
9 | Топографический план и топографическая карта ПР № 2 «Определение на местности направлений (азимутов) и расстояний» | 1 |
10 | Как составляют топографические планы и карты. | 1 |
11 | Изображение рельефа на топографических планах и картах. ПР раб № 3 «Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек» | 1 |
12 | Виды планов и их использование. Контрольная работа №1 по теме «План местности» | 1 |
13 | Глобус — модель Земли | 1 |
14 | Географические координаты. Географическая широта. | 1 |
15 | Географические координаты. Географическая долгота. ПР № 4 Определение по картам географических координат точек» | 1 |
16 | Определение расстояний и высот по глобусу ПР № 5 «Измерение расстояний в градусной мере и километрах) по глобусу и картам» | 1 |
17 | Географическая карта | 1 |
18 | Географические карты и навигация в жизни человека | 1 |
19 | Минералы. ПР № 6 «Определение минералов и горных пород по образцам» | 1 |
20 | Выветривание и перемещение горных пород. | 1 |
21 | Рельеф земной поверхности. Горы суши. ПР № 7 «Описание гор по географической карте» | 1 |
22 | Равнины и плоскогорья суши. ПР № 7 «Описание равнин по географической карте» | 1 |
23 | Рельеф дна Мирового океана. Контрольная работа №2 по теме «Литосфера» | 1 |
24 | Как нагревается атмосферный воздух. | 1 |
25 | Атмосферноедавление | 1 |
26 | Движение воздуха | 1 |
27 | Вода в атмосфере. Виды облаков. | 1 |
28 | Вода в атмосфере. Виды осадков. | 1 |
29 | Климат | 1 |
30 | Контрольная работа № 3 по теме «Атмосфера» | 1 |
31 | Воды Мирового океана ПР № 8 «Определение по картам географического положения одного из океанов или морей. Описание его географического положения по карте»; | 1 |
32 | Воды суши. ПР № 9 «Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли. Описание её по плану». | 1 |
33 | Биологический круговорот. Почва Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка | 1 |
34 | Итоговый контроль | 1 |