ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Г.Ф. Гребенщикова «______» _____________2021 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ЛГ МАОУ «СОШ №1» ______________Н. В. Шахматова приказ от 31.08.2021 г. № 537-О |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике и ИКТ
на 2021 – 2022 учебный год
Учитель: Нурисламов Ильнар Ришадович
Класс: 10 а
| Рассмотрена на заседании ШМО ______________________________________________ Протокол от __31.08.2021___№___2_______________ Руководитель ШМО: Марченко И.Л. ______________ ФИО подпись |
г. Лангепас, 2021 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Информатика», 10 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» на 2021-2022 учебный год, с учётом программы среднего общего образования по информатике // Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень / Л.Л. Босова А.Ю. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Учебник для 10 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020
Согласно учебному плану на изучение Информатики в 10 классе отводится 35 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно- техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные
регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
познавательные универсальные учебные действия:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные:
Информация и информационные процессы
выпускник научится.
(не предусмотрено примерной программой)
выпускник получит возможность.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира:
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
использовать знания о кодах, которые позволяют, обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.
Компьютер и его программное обеспечение
выпускник научится:
Выпускник на базовом уровне научится:
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
выпускник получит возможность'.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства, современного компьютера. и мобильных электронных устройств;
использовать правила, безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать принцип управления робототехническим устройством;
осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств н4а. предмет, их заражения компьютерным вирусом;
использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют, физические ограничения для характеристик компьютера.
Представление информации в компьютере
выпускник научится:
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации
выпускник получит возможность научиться
учиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления:
использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиянаях и технике.
Элементы теории множеств и алгебры логики
выпускник научится:
выпускник получит возможность:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
Современные технологии создания и обработки информационных объектов
выпускник научится:
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.
Содержание учебного предмета
Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации
Глава 1. Информация и информационные процессы
§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура
Информация, её свойства и виды
Информационная культура и информационная грамотность
Этапы работы с информацией
Некоторые приёмы работы с текстовой информацией
§ 2. Подходы к измерению информации
Содержательный подход к измерению информации
Алфавитный подход к измерению информации
Единицы измерения информации
§ 3. Информационные связи в системах различной природы
Системы
Информационные связи в системах
Системы управления
§ 4. Обработка информации
Задачи обработки информации
Кодирование информации
Поиск информации
§ 5. Передача и хранение информации
Передача информации
Хранение информации
Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение
§ 6. История развития вычислительной техники
Этапы информационных преобразований в обществе
История развития устройств для вычислений
Поколения ЭВМ
§ 7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ
Принципы Неймана-Лебедева
Архитектура персонального компьютера
Перспективные направления развития компьютеров
§ 8. Программное обеспечение компьютера
Структура программного обеспечения
Системное программное обеспечение
Системы программирования
Прикладное программное обеспечение
§ 9. Файловая система компьютера
Файлы и каталоги
Функции файловой системы
Файловые структуры
Глава 3. Представление информации в компьютере
§ 14. Кодирование текстовой информации
Кодировка ASCII и её расширения
Стандарт UNICODE
Информационный объём текстового сообщения
§ 15. Кодирование графической информации
Общие подходы к кодированию графической информации
О векторной и растровой графике
Кодирование цвета
Цветовая модель RGB
Цветовая модель HSB
Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой информации
Звук и его характеристики
Понятие звукозаписи
Оцифровка звука
Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики
§ 17. Некоторые сведения из теории множеств
Понятие множества
Операции над множествами
Мощность множества
§ 18. Алгебра логики
Логические высказывания и переменные
Логические операции
Логические выражения
4. Предикаты и их множества истинности
§ 19. Таблицы истинности
Построение таблиц истинности
Анализ таблиц истинности § 20. Преобразование логических выражений
Основные законы алгебры логики
Логические функции
Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение
§ 21. Элементы схемотехники. Логические схемы
Логические элементы
Сумматор
Триггер
§ 22. Логические задачи и способы их решения
Метод рассуждений
Задачи о рыцарях и лжецах
Задачи на сопоставление. Табличный метод
Использование таблиц истинности для решения логических задач
Решение логических задач путём упрощения логических выражений
Запланировано проведение проектов по темам:
1) Программирование «Шифровка и дешифровка текста»
2) Программирование «Создание программы калькулятор»
Календарно-тематическое планирование 10 А класс
Номер урока | Тема раздела и уроков | Количество часов | Даты |
| Информация и информационные процессы | 6 | группа 1 | группа 2 |
1 | Информация. Информационная грамотность и информационная культура. | 1 | 2.09 | 2.09 |
2 | Подходы к измерению информации. | 1 | 9.09 | 9.09 |
3 | Информационные связи в системах различной природы | 1 | 16.09 | 16.09 |
4 | Обработка информации | 1 | 23.09 | 23.09 |
5 | Передача и хранение информации | 1 | 30.09 | 30.09 |
6 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» Проверочная работа. | 1 | 7.10 | 7.10 |
| Компьютер и его программное обеспечение | 5 | | |
7 | История развития вычислительной техники | 1 | 14.10 | 14.10 |
8 | Основополагающие принципы устройства ЭВМ | 1 | 21.10 | 21.10 |
9 | Программное обеспечение компьютера | 1 | 11.11 | 11.11 |
10 | Файловая система компьютера | 1 | 18.11 | 18.11 |
11 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение».Проверочная работа. | 1 | 25.11 | 25.11 |
| Представление информации в компьютере | 9 | | |
12 | Представление чисел в позиционных системах счисления | 1 | 28.11 | 28.11 |
13 | Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | 1 | 2.12 | 2.12 |
14 | «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления | 1 | 9.12 | 9.12 |
15 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | 1 | 16.12 | 16.12 |
16 | Представление чисел в компьютере | 1 | 23.12 | 23.12 |
17 | Кодирование текстовой информации | 1 | 13.01 | 13.01 |
18 | Кодирование графической информации | 1 | 20.01 | 20.01 |
19 | Кодирование звуковой информации | 1 | 27.01 | 27.01 |
20 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере». Проверочная работа. | 1 | 3.02 | 3.02 |
| Элементы теории множеств и агебры логики | 8 | | |
21 | Некоторые сведения из теории множеств | 1 | 10.02 | 10.02 |
22 | Алгебра логики | 1 | 17.02 | 17.02 |
23 | Таблицы истинности | 1 | 24.02 | 24.02 |
24 | Основные законы алгебры логики | 1 | 3.03 | 3.03 |
25 | Преобразование логических выражений | 1 | 10.03 | 10.03 |
26 | Элементы схем техники. Логические схемы | 1 | 17.03 | 17.03 |
27 | Логические задачи и способы их решения | 1 | 24.03 | 24.03 |
28 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики». Проверочная работа. | 1 | 7.04 | 7.04 |
| Современные технологии создания и обработки информационных объектов | 5 | | |
29 | Текстовые документы | 1 | 14.04 | 14.04 |
30 | Объекты компьютерной графики | 1 | 21.04 | 21.04 |
31 | Компьютерные презентации | 1 | 28.04 | 28.04 |
32 | Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» | 1 | 12.05 | 12.05 |
33 | Повторение курса | 1 | 15.05 | 15.05 |
34 | Итоговое тестирование | 1 | 19.05 | 19.05 |
35 | Основные идеи и понятия курса | 1 | 26.05 | 26.05 |
Итого | 35 | | |
11