СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая програма по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с обновленными ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая програма по музыке»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение- основная общеобразовательная школа № 8

(МАОУ-ООШ №8)





Согласовано: Утверждена:

зам. директора по УВР Директор МАОУ-ООШ № 8

__________ Н.М. Максимова ___________ Е. А. Богданова

«_____»___________2022 г. пр. №_______ «____»_____________2022 г.







Рабочая программа

учебного предмета «Музыка»

основной общеобразовательной программы начального общего образования

Уровень образования: 1-4 класс.

Срок реализации: 4 год

(реализация требований ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г № 286)








Составители:

Артюхова Татьяна Алексеевна,

учитель музыки



Тавда

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

обучающихся, представленной в Примерной прграмме воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.

В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной

музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.

Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.

Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).

Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.

Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие

эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.

Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,элементов музыкального языка, композиционных принципов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;

3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.

Важнейшими задачами в начальной школе являются:

1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.

3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.

4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.

5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:

а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);

б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);

в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);

г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);

д) Исследовательские и творческие проекты.

6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.

7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.

8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыкальная грамота»;

модуль № 2 «Народная музыка России»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Духовная музыка»;

модуль № 5 «Классическая музыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;

модуль № 7 «Музыка театра и кино»;

модуль № 8 «Музыка в жизни человека».

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.

Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю), 2-4 классы по 34 часа в каждом классе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.

Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;

- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-

исполнительских навыков;

с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,

классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.

Работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять

эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.

Вербальная коммуникация:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность (сотрудничество):

стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;

переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:

с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;

сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;

осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;

с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;

стремятся к расширению своего музыкального кругозора.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:

Модуль «Музыка в жизни человека»:

исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;

воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);

осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических

потребностей.

Модуль «Народная музыка России»:

определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;

определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;

группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;

определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;

различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;

создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.

Модуль «Музыкальная грамота»:

классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;

различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;

различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;

различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;

понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;

ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки;

исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

Модуль «Классическая музыка»:

различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,

исполнительский состав;

различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;

различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;

характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания

музыкального образа;

соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.

Модуль «Духовная музыка»:

определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;

исполнять доступные образцы духовной музыки;

уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).

Модуль «Музыка народов мира»:

различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.

Модуль «Музыка театра и кино»:

определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);

различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;

различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;

отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.

Модуль «Современная музыкальная культура»:

  1. иметь представление о разнообразии современной музыкаль­ной культуры, стремиться к расширению музыкального кру­гозора;

  2. различать и определять на слух принадлежность музыкаль­ных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);

  3. анализировать, называть музыкально-выразительные сред­ства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;

  4. исполнять современные музыкальные произведения, соблю­дая певческую культуру звука.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»

Весь мир звучит. Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.

Звукоряд. Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы

Интонация Выразительные и изобразительные интонации

Ритм. Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта

Ритмический рисунок. Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.

Музыкальный язык Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.).Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)

Размер Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4

Высота звуков. Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации.(диезы, бемоли, бекары).

Мелодия Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок

Сопровождение Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш

Песня Куплетная форма. Запев, припев

Лад Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав.

Пентатоника Пентатоника —пятиступенный лад, распространённый у многих народов

Ноты в разных октавах Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ

Дополнительные обозначения в нотах Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги)

Ритмические рисунки в размере 6/8 Размер 6/8.Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм

Тональность. Гамма Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минор-ные тональности(до 2—3 знаков при ключе)

Интервалы Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта ,квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима

Гармония Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио

Музыкальная форма Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды

Вариации Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации



Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»

Край, в котором ты живёшь. Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты

Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)

Русские народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.

Сказки, мифы и легенды Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России1.

Сказки и легенды о музыке и музыкантах

Жанры музыкального фольклора Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы пляски. Традиционные музыкальные инструменты

Народные праздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников2

Первые артисты, народный театр Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп

Фольклор народов России Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации3.

Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества

Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"

Музыка наших соседей. Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).

Кавказские мелодии и ритмы4 Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана5. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа

Музыка народов Европы Танцевальный и песенный фольклор европейских народов6

Музыка Испании и Латинской Америки Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры7 Профессиональные композиторы и исполнители8.

Музыка Японии Китая Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника.

Музыка Средней Азии Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии,

и других стран региона

Певец своего народа Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны9

Диалог куьтур Культурные связи между музыкантами разных стран.

Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные

цитаты в творчестве зарубежных композиторов)







Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"

Звучание храма Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.).Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов10 Песни верующих. Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.

Инструментальная музыка в церкви Орган и его роль в богослужении. Творчество И. С. Баха

Искусство Русской православной церкви Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы

Религиозные праздники Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания11



Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"

Композитор исполнитель слушатель Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале.

Композиторы — детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.Песня, танец, марш

Оркестр. Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —музыкальное соревнование солиста с оркестром12

Музыкальные инструменты. Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет»

Фортепиано. Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор).

Музыкальные инструменты. Флейта. Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра13

Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.

Вокальная музыка Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант

Инструментальная музыка Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл.

Сюита. Соната. Квартет

Программная музыка Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф

Симфоническая музыка Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина

Русские композиторы –классики Творчество выдающихся отечественных композиторов

Европейские композиторы –классики Творчество выдающихся зарубежных композиторов

Мастерство исполнителя Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского



Модуль "СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА"

Современные обработки классической музыки Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку.Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?

Джаз Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, риоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов14

Исполнители современной музыки Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи15

Электронные музыкальные инструменты Современные «двойники» классических музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны и т. д.

Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах

Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО"

Музыкальная сказка на сцене, на экране. Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль.

Театр оперы и балета Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле

Балет. Хореография — искусство танца. Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов16

Опера. Главные герои и номера оперного спектакля Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских

и зарубежных композиторов17

Сюжет музыкального спектакля Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете.

Контрастные образы, лейтмотивы

Оперетта, мюзикл История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.

Кто создаёт музыкальный спектакль? Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т. д.

Патриотическая и народная тема в театре и кино История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых

нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам18



Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Красота и вдохновение. Стремление человека к красоте Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод.

Музыкальные пейзажи. Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.

Музыкальные портреты. Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.

Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая настроение праздника19. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике

Танцы, игры и веселье Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев20

Музыка на войне, музыка о войне. Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)

Главный музыкальный символ Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны.Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны

Искусство времени Музыка — временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс 33 часа

п/п

Модуль / тема урока

Программное содержание

Воспитательный компонент содержания программы

Электронный (цифровой) образовательный ресурс

Модуль «Народная музыка России» ( 25 ч)


Край, в котором ты живёшь.

Музыкальные традиции малой Родины.

осознание российской гражданской идентичности

РЭШ


http://fcior.edu.ru/


http://school-collection.edu.ru/



http://orpheusmusic.ru/dir



http://lib-notes.orpheusmusic.ru/

http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p59aa1.html


http://www.muzzal.ru/index.htm


http://www.kindermusic.ru/index.htm


http://virartech.ru/college.php


http://www.21israel-music.com/index.htm


Край, в котором ты живёшь.

Песни, обряды, музыкальные инструменты народов Урала

проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края

Русский фольклор.


Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.).

уважение к достижениям отечественных мастеров культуры

Русский фольклор.


Русские народные песни (пение русской народной песни)

стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Детский фольклор

Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки)

стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.

Детский фольклор

Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Разучивание закличек, потешек, считалок

проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края

Русские народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок).


Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок).

Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.


восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов

Русские народные музыкальные инструменты (свирель, гусли)

Народные музыкальные инструменты ( свирель, гусли ).

Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.


проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края


Русские народные музыкальные инструменты (гармонь, ложки)

Народные музыкальные инструменты ( гармонь, ложки).

Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.


осознание российской гражданской идентичности



«Сочини песню»

Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.


стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.


Сказки, мифы и легенды

Народные сказители. Русские народные сказания, былины.

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов

Эпос народов России

Эпос народов России . Сказки и легенды о музыке и музыкантах

осознание российской гражданской идентичности

Сказки и легенды о музыке и музыкантах

Сказки и легенды о музыке и музыкантах

проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края

Жанры музыкального фольклора


Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы пляски. Традиционные музыкальные инструменты

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов

Народные праздники (Осенины)

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников

стремление к самовыражению в разных видах искусства


Первые артисты, народный театр

Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп


уважение к достижениям отечественных мастеров культуры

Фольклор народов России

Музыкальные особенности народной музыки

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов

Фольклор народов Урала

Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации

осознание российской гражданской идентичности

Фольклор народов Поволжья

Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов

Фольклор народов Сибири

Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира

Фольклор народов Кавказа

Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации

восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов

Народные праздники (Рождество)

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников

осознание российской гражданской идентичности

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира

Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов

Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества

осознание российской гражданской идентичности;



Народные праздники (Масленица)

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников

проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края;


Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА» (8 ч)


Весь мир звучит.


Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.


умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства

РЭШ


http://fcior.edu.ru/


http://school-collection.edu.ru/


http://orpheusmusic.ru/dir


http://lib-notes.orpheusmusic.ru/


http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p59aa1.html


http://www.muzzal.ru/index.htm


http://www.kindermusic.ru/index.htm

Звукоряд.

Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира

Интонация

Выразительные и изобразительные интонации

умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры

Ритм.


Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира

Ритмический рисунок.


Длительности половинная, целая, шестнадцатые.

Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.

уважение к достижениям отечественных мастеров культуры

Музыкальный язык


Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.).Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)

восприимчивость к различным видам искусства


Песня

Куплетная форма. Запев, припев

восприимчивость к различным видам искусства;

умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;

Заключительный урок-концерт

Обобщение пройденного материала

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.







1 По выбору учителя отдельные сказания или примеры из эпоса народов России, например: якутского Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса и т. п.

2 По выбору учителя внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины, Масленица, Троица и др.) и/или праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах и т. д.).

3 В зависимости от выбранного варианта календарно-тематического планирования может быть представлена культура 2—3 регионов России на выбор учителя. Особое внимание следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири.

4 Изучение данного блока рекомендуется в первую очередь в классах с межнациональным составом обучающихся.

5 На выбор учителя здесь могут быть представлены творческие портреты А. Хачатуряна, А. Бабаджаняна, О. Тактакишвили, К. Караева, Дж. Гаспаряна и др.

6 По выбору учителя в данном блоке могут быть представлены итальянские, французские, немецкие, польские, норвежские народные песни и танцы. В календарно-тематическом планировании данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком И) этого же модуля.

7 На выбор учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и др.

8 На выбор учителя могут быть представлены несколько творческих портретов. Среди них, например: Э. Гранадос, М. де Фалья, И. Альбенис. П. де Сарасате, Х. Каррерас, М. Кабалье, Э. Вила-Лобос, А. Пьяццолла.

9 Данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком И) модуля «Народная музыка России». По аналогии с музыкой русских композиторов, которые развивали русскую песенную традицию, могут быть рассмотрены творческие портреты зарубежных композиторов: Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Листа и др., опиравшихся на фольклорные интонации и жанры музыкального творчества своего народа.

10 По выбору учителя в данном блоке могут звучать фрагменты из музыкальных произведений М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова и др.


11 Данный блок позволяет сосредоточиться на религиозных праздниках той конфессии, которая наиболее почитаема в данном регионе. В рамках православной традиции возможно рассмотрение традиционных праздников с точки зрения как религиозной символики, так и фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха). Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической музыки русских композиторов-классиков (С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский и др.).

12 В данном блоке внимание учащихся по традиции может быть сосредоточено на звучании Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Однако возможна и равноценная замена на концерт другого композитора с другим солирующим инструментом.

13 В данном блоке могут быть представлены такие произведения, как «Шутка» И. С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси.

14 В данном блоке по выбору учителя может быть представлено как творчество всемирно известных джазовых музыкантов — Э. Фитцджеральд, Л. Армстронга, Д. Брубека, так и молодых джазменов своего города, региона.

15 В данном блоке рекомендуется уделить внимание творчеству исполнителей, чьи композиции входят в топы текущих чартов популярных стриминговых сервисов. Таких, например, как Billie Eilish, Zivert, Miyagi & AndyPanda. При выборе конкретных персоналий учителю необходимо найти компромиссное решение, которое учитывало бы не только музыкальные вкусы обучающихся, но и морально-этические и художественно-эстетические стороны рассматриваемых музыкальных композиций.

16 В данном блоке могут быть представлены балеты П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, В. А. Гаврилина, Р. К. Щедрина. Конкретные музыкальные спектакли и их фрагменты — на выбор учителя и в соответствии с материалом соответствующего УМК.

17 В данном тематическом блоке могут быть представлены фрагменты из опер Н. А. Римского-Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М. И. Глинки («Руслан и Людмила»), К. В. Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и др. Конкретизация — на выбор учителя и в соответствии с материалом соответствующего УМК.

18 В данном блоке могут быть освещены такие произведения, как опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки; опера «Война и мир», музыка к кинофильму «Александр Невский» С. С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского и др.

19 В зависимости от времени изучения данного блока в рамках календарно-тематического планирования здесь могут быть использованы тематические песни к Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и т. д.

20 По выбору учителя в данном блоке можно сосредоточиться как на традиционных танцевальных жанрах (вальс, полька, мазурка, тарантелла), так и на более современных примерах танцев.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!