Управление образования администрации
Белгородского района Белгородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Журавлевская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по Директор МОУ
воспитательной работе «Журавлевская СОШ» ________ /Лучникова Д.И./ ________ /Самойлова О.В./
«_____»_____________ 2014 г. «_____»_____________ 2014 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Смотрю на мир глазами художника»
Срок реализации – 1 год
Возраст учащихся – 6,5 - 7 лет
учитель 1 класса
МОУ «Журавлевская СОШ»
Бабаева Ирина Юрьевна
с. Журавлевка
2014
Рабочая программа: «Смотрю на мир глазами художника» художественно-эстетической направленности разработана на основе авторской программы «Смотрю на мир глазами художника» (авт. Е.И.Коротеев)// Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.Горский, А.А.Тимофеева, Д.В.Смирнов и др.]; под редакцией В.А.Горского. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011).
Автор программы: Е.И.Коротеев.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «__» _____ 2014 г., протокол № ___
Председатель ____________ ( )
Пояснительная записка
Настоящая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Смотрю на мир глазами художника» разработана на основе авторской программы Е.И.Коротеева «Смотрю на мир глазами художника» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.Горский, А.А.Тимофеева, Д.В.Смирнов и др.]; под редакцией В.А.Горского. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Программа разработана для использования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Журавлевская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» в 1 классе.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, хореография, театр и т. д.).
Задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулирован, определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Общая характеристика курса
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языке декоративно прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Занятия проводятся в актовом зале или в классе.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и театрального профиля.
Возраст воспитанников в учебной группе: 6 – 7 лет.
Количество детей в учебной группе: 16 человек.
Режим работы для первого года обучения: 1 занятие в неделю по 25 мин.
Место курса в учебном плане
В рабочую программу внесены изменения: авторская программа Е.И.Коротеева «Смотрю на мир глазами художника» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.Горский, А.А.Тимофеева, Д.В.Смирнов и др.]; под редакцией В.А.Горского. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011) рассчитана на 34 часа, но в соответствии с учебным планом МОУ «Журавлевская СОШ» на 2014-2015 учебный год, ориентированным на 33 учебные недели, из рабочей программы исключён 1 час из раздела «Живопись».
Количество часов распределено следующим образом:
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Практика | Теория |
-
| Живопись | 10 | 9 | 1 |
-
| Графика | 8 | 7 | 1 |
-
| Скульптура | 4 | 4 | 0 |
-
| Аппликация | 4 | 4 | 0 |
-
| Бумажная пластика | 3 | 3 | 0 |
-
| Работа с природными материалами | 3 | 2 | 0 |
-
| Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 33 | 30 | 3 |
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
Содержание курса, характеристика деятельности учащихся
1. Живопись Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ Школьники вспоминают темы,
изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия | Всего ч. | Тип (форма) | Содержание деятельности | Характеристика деятельности учащихся | Воспитатель ная работа | Пред. дата | Факт дата |
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
Живопись (10 ч.) |
1 | Введение. Экскурсия в природу «Прекрасное вокруг нас». | 1 | Экскурсия | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма, размер, цвет, характер, детали). | Экскурсия в природу | Уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Наблюдать цветовые сочетания в природе. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять и понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов. Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита. Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников Развивать навыки творческой работы. Создавать выразительные образы птиц, явлений природы и др. | Любовь к красоте родной природе, чувство духовной близости с ней. Учиться быть чутким и гуманным по отношению к человеку, животным, растениям. Учиться понимать, как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях. Уважать личность художника, стремиться постичь язык искусства. | 02.09 | |
2 | Выполнение набросков с натуры. | 1 | Практикум | Характеризовать предметы по этим признакам. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах. | Выполнение набросков бабочки с натуры | 09.09 | |
3 | Освоение приемов получения живописного пятна. | 1 | Экскурсия | Изучить природное явление листопад | Экскурсия в природу | 16.09 | |
4 | Листопад в картинах художников | 1 | Практикум | Рассматривание листьев разных деревьев. Знакомство с творчеством художников В.Д. Поленова, А.К. Саврасова и др. | Рисование листьев клёна. | 23.09 | |
5 | Контраст тёплых и холодных цветов | 1 | Выставка | Значение деревьев в жизни человека (стихи, картины, песни) . Творчество И.И. Левитана, И.И. Шишкина. | Рисование деревьев. | 30.09 | |
6 | Эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской | 2 | Игра | Роль цветов в создании настроения человека. Творчество П.О. Ренуара, Клода Моне | Рисование цветов, осваивание приемов получения живописного пятна. Составление сиреневого цвета | 07.10 | |
7 | Эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской | | Викторина | О значении цветка-подарка | 14.10 | |
8 | Птицы глазами художника | 1 | Практикум | Знакомство с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. | Рисование птиц. | 21.10 | |
9 | Многообразие птиц в природе. | 1 | Выставка | О различии в строении тела разных птиц | Рисование птиц. | 11.11 | |
10 | Занятие-игра «Я – иллюстратор» | 1 | Мастерская | В рисунке передавать содержание эпизода знакомой сказки. Картины В.М.Васнецова | Иллюстрация к любимой сказке | 18.11 | |
Графика (8 ч.) |
11 | Введение. Типы линий. | 1 | Мозговой штурм | Презентация работ художника А.П.Остроумова- Лебедева. Беседа. Обсуждение. | Рисование прямых, кривых (плоских, пространственных линий) | Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Развивать навыки работы углем, сангиной, мелом, графическим карандашом. Совершенствовать технику работы цветными карандашами. | Воспитывать чувство гордости за национальные произведения искусства и бережное отношение к ним. Воспитывать уважение друг к другу, творчество, инициативу. Воспитывать чувство коллективизма, взаимную вежливость, дисциплину. Прививать аккуратность. Воспитывать трудолюбие, усидчивость. | 25.11 | |
12 | Превращения простых линий в рисунок | 1 | Практикум | Использование различных кривых линий в графике, декоративно прикладном искусстве | Практическая работа «Луга и поля» Рисование плоской линии- окружность и пружины | 02.12 | |
13 | Представление о контрасте темного и светлого пятен | 1 | Выставка | Использование обратного языка искусства: цвет, линия, ритм | Рисование полевого букета:строение и форма; | 09.12 | |
14 | Варианты создания тонового пятна в графике | 1 | Викторина | Рисование полевого букета: пропорция и перспектива | 16.12 | |
15 | Вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. | 2 | Дискуссия | Знакомство с народным промыслом - филимоновская свистулька | Рисование элемента филимоновской росписи-полоски, фломастерами | 23.12 | |
16 | Вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. | | Игра | Рисование элемента филимоновской росписи- «ёлочки» фломастерами | 30.12 | |
17 | Вид графики. Гравюра | 1 | Мастерская | Использовать разные типы линий, контраст темного и светлого пятен. | Рисование зимы чёрной краской на белом фоне | 13.01 | |
18 | Вид графики. Гравюра | 1 | Мастерская | Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Осваивать приемы получения живописного пятна без использования палитры. | Рисование зимы белой краской на чёрном фоне | 20.01 | |
Скульптура (4 ч.) |
19 | Введение. Скульптура. Приемы работы с пластилином | 1 | Мозговой штурм | Узнать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). | Лепка фруктов и сладостей | Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером. | Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи в труде. Чувство гордости за свой труд. Способность к взаимодействию в команде. | 27.01 | |
20 | Выполнение творческих работ. Лепка с натуры. | 1 | Исследование | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином | Лепка - аппликация «Грибы в лесу» | 17.02 | |
21 | Выполнение творческих работ. Лепка по памяти. | 1 | Мастерская | Исследовать (наблюдать, сравнивать,сопоставлять) свойства пластичных материалов. | Лепка птиц | 24.02 | |
22 | Выполнение творческих работ. Сюжетная лепка (закрепление изученного). | 1 | Выставка | Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином | Сюжетная лепка – сказка «Маша и медведь» | 03.03 | |
Аппликация (4 ч.) |
23 | Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций. Технология выполнения обрывной аппликации. | 1 | Мастерская | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. | Выполнения аппликации «Ёжик» (технология выполнения обрывной аппликации» | Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций). Участвовать в создании коллективной работы «Хоровод» | Способность к взаимодействию в команде. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи в труде. | 10.03 | |
24 | Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация. | 1 | Практикум | Осваивать приемы работы с бумагой | Сюжетная аппликация на тему «Подснежник в лесу» | 17.03 | |
25 | Выполнение творческих работ. Вырезанная аппликация. | 2 | Игра | Осваивать приемы работы с бумагой | Выполнение творческой работы на тему: «Корзинка» | 31.03 | |
26 | Выполнение творческих работ. Симметричная аппликация. | Мастерская | Осваивать приемы работы с бумагой | Выполнение творческих работ на тему « Хоровод» | 07.04 | |
Бумажная пластика (3 ч.) |
27 | Введение. Виды бумаги, трансформация плоского листа бумаги. | 1 | Исследование | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. | Выполнение творческих работ на тему «Голубь» (оригами) | Принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Осваивать навыки бумажной пластики. Обсуждать творческие работы на выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. | Уважение друг к другу, творчество, инициативу. Воспитывать любовь и бережное отношение детей к родной природе. | 14.04 | |
28 | Сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа | 1 | Мастерская | Осваивать технику работы с бумагой — «оригами» | Выполнение творческих работ на тему «Животные» ( цыплёнок, барашек, лиса, заяц) | 21.04 | |
29 | Использование в работе рисунка, схемы. | 1 | Мастерская | Осваивать технику работы с бумагой— «оригами» | Выполнение творческих работ на тему «Тюльпан» ( оригами) | 28.04 | |
Работа с природными материалами (3 ч.) |
30 | Введение. Методы работы с природными материалами. | 1 | Исследование | Исследовать. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. | Аппликация из листьев на тему: «Цветы и деревья». | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из прир. материалов. | Воспитывать любовь и бережное отношение детей к родной природе. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи в труде. | 05.05 | |
31 | Небольшие объѐмные пейзажи. Изображение уголков природы. | 1 | Дискуссия | Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами. | Аппликация из листьев. Животные. | 12.05 | |
32 | Включение в композицию в качестве дополнительных объектов пластилиновых форм и форм, полученных из бумаги. | 1 | Мастерская | Планировать последовательность практических действий. Отбирать необходимые материалы для выполнения изделия | Создание композиции из листьев, цветов. (работа в паре) | 19.05 | |
Организация и обсуждение выставки детских работ (1 ч.) |
33 | Подведение итогов года «Праздник творчества» | 1 | Праздник, выставка | Оценивать полученный результат деятельности | Подготовить выставку работ | Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. | Воспитание уважения друг к другу, творчества, инициативы. | 26.05 | |
Формы и средства контроля
Основной формой контроля на занятиях курса «Смотрю на мир глазами художника» являются практические работы, в том числе выполнение рисунков, изготовление поделок, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.
Предусматривается также устный опрос, который предполагает устное изложение учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, описание наблюдений или впечатлений.
Материально – техническое обеспечение курса
№ п/п | Наименование | Кол-во обуч-ся | Необх. кол-во | Факт кол-во | % оснащенности |
Программа |
1 | Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.Горский, А.А.Тимофеева, Д.В.Смирнов и др.]; под редакцией В.А.Горского. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 | 16 | 1 | 1 | 100 |
Методическая литература |
2 | Изобразительное искусство. Беседы. Викторины. Олимпиады. / О.В. Свиридова- Волгоград: Учитель, 2008. | 16 | 1 | 0 | 0 |
3 | Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. — М., 1991. | 16 | 1 | 0 | 0 |
4 | Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009. | 16 | 1 | 1 | 100 |
5 | Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Коротеева. — М., 2003. | 16 | 1 | 0 | 0 |
Энциклопедии по искусству, справочные пособия |
6 | Портреты русских и зарубежных художников | 16 | 1 | 1 | 100 |
7 | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | 16 | 1 | 0 | 0 |
8 | Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | 16 | 1 | 0 | 0 |
Технические средства: |
9 | Мольберты | 16 | 16 | 0 | 0 |
10 | Ноутбук | 16 | 1 | 1 | 100 |
11 | Мультимедийный проектор | 16 | 1 | 1 | 100 |
12 | Магнитная доска | 16 | 1 | 1 | 100 |
13 | Экспозиционный экран | 16 | 1 | 1 | 100 |
14 | Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного, кальки, картографической, милимметровой, бархатной и др. | 16 | 16 | 16 | 100 |
15 | Заготовки природного материала | 16 | 16 | 16 | 100 |
16 | Ученические двухместные столы с комплектом стульев. | 16 | 16 | 16 | 100 |
17 | Стол учительский с тумбой. | 16 | 1 | 1 | 100 |
18 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 16 | 4 | 4 | 100 |
Используемые в тексте программы условные обозначения:
МОУ - муниципальное общеобразовательное учреждение
СОШ - средняя общеобразовательная школа
ч. - час