СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край"   предназначена для работы в1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Главной целью данного курса является воспитание будущего гражданина, патриота своей малой родины. Программа нацелена на воспитание  младших школьников в духе бережного отношения к родной природе, культурно-историческому наследию  наследию, его сохранению и приумножению. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Топкановская основная общеобразовательная школа»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

курс «Мой край».


Номинация: программа внеурочной деятельности духовно-нравственного воспитания в рамках реализации ФГОС НОО.

Направление: духовно-нравственное.

1-4 классы.







Автор: Яцкина Галина Васильевна

МБОУ «Топкановская ООШ»

89163903945





Топканово 2015

Пояснительная записка.

Главной целью курса «Мой край» является духовно-нравственное воспитание будущего гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

В процессе изучения курса решаются следующие задачи:

-содействовать формированию у обучающихся представлений об историческом прошлом и настоящем нашего края, о личностях, оставивших заметный след в истории;

-расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;

-привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности, способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

-развитие наблюдательности и способности описывать факты из истории родного края, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять  его;

-воспитание любви к малой Родине;

-экологическое воспитание (показать влияние деятельности человека на природные сообщества, взаимосвязь человека с природой, воспитание чувства ответственности за окружающую нас природу, стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека);

-развитие логического мышления, речи, памяти;

-развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты;

-выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию;

-воспитание гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и края.

Рабочая программа курса «Мой край» составлена на основе нормативно-правовой базы: Закон РФ «Об образовании»; Учебный план ОУ; Положение о рабочей программе ОУ; Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011-2015г.г., Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана - Граф; в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа курса духовно- краеведческой направленности « Мой край» разработана на основе и в поддержку курса «Окружающий мир» УМК «Школа России», авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир», Сборник рабочих программ «Школа России» под редакцией Е.С. Галанжиной. М. 2013.

Актуальность программы заключается в том, что для современного человека важнейшей стала задача восстановления культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребёнка, жизни его семьи. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание духовно-нравственных, патриотических чувств, следует проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через осознание своей значимости, неповторимости.

Основная педагогическая идея - воспитание, со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творчес­кий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ­ственность за настоящее и будущее своей страны, уко­ренённый в духовных и культурных традициях многона­ционального народа Российской Федерации.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является динамичность её форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что они из класса, по возможности переносится в ту среду, которая изучается (парк, водоём, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждение, предприятие). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр и праздников на воздухе, т. е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы проводится глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего об­разования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

-принцип следования нравственному примеру;

-принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;

 -принцип научной организации;

 -принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;

 -принцип системности во взаимодействии урочного и внеурочного образования;

 -принцип непрерывности и преемственности процесса образования;

 -принцип личностно-деятельностного подхода;

 -принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);

 -принцип идентификации (персонификации);

 -принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов;

-принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации;

 - принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей;

- принцип следования нравственному примеру. Следова­ние примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценно­стного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нрав­ственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диало­гу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реаль­ную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным со­держанием национальный воспитательный идеал. Особое зна­чение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя;

-принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное вос­приятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яр­кие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе че­ловека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.


Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

- социальная солидарность - свобода личная и нацио­нальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность- долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, за­бота о благосостоянии общества;

- семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- личность- саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

- труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

- наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

- традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес­кое развитие;

- природа- эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Содержание курса отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно- обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Одной из основных задач обучения в рамках курса является формирование деятельности наблюдения. Основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие. Оно включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Главным приёмом становится приём сравнения. Наблюдая и сравнивая под руководством учителя, младший школьник делает первые самостоятельные выводы.

В курсе широко используются местные ресурсы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Сроки реализации программы и режим занятий.

Данная программа курса «Мой край» рассчитана на 4 года, на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 35 часов для обучающихся 2 – 4 классов. Продолжительность занятий 35 минут (1-е полугодие 1 класс) и 45 мин (2-е полугодие 1 класс, 2-4 классы), в рамках вне учебного компонента. Занятия  по курсу «Мой край» осуществляются  во второй половине дня. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10 лет.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, презентаций, заочные путешествия.

Формы практических занятий : творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, игры с использованием компьютерной техники, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, поделок для ветеранов, родителей, выставки, создание творческих проектов, подготовка мини проектов, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов; консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, выступлению), участие в акциях.

Выбор методов и средств определяется содержанием, формой внеурочной деятельности. Для привлечения учащегося к той или иной форме внеурочной деятельности применяются следующие репродуктивные методы:

1. Метод стимулирования. Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

2. Метод соревнования. Соревнование - это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно детям.

3. Метод поощрения. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются.

В условиях необходимости формирования универсальных учебных действий чаще предполагается использование методов, организующих  самостоятельную  работу учащихся - активных методов, по сравнению с пассивными, при которых учащиеся  только слушают и смотрят. Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено, прежде всего, на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП.

Наряду с традиционными методами (словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный и др.), в программе используются современные технологии и методики: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, краеведческо-туристские технологии, проектные технологии.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает метод проектов.  Он способствует формированию положительной мотивации учащихся, самостоятельному овладению знаниями, развитию универсальных учебных действий. Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это - детская самостоятельность, это - конкретное практическое творческое дело, это метод практически организованного освоения ребёнком окружающей среды. Эта технология предполагает получение знаний через исследовательскую деятельность, и поэтому её необходимо осваивать в практике краеведческой деятельности. В соответствии с возрастом обучающихся, наиболее используемыми являются: информационные проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения ; игровые проекты, в которых, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Предлагаемая проектная деятельность, как наиболее отвечающая современным реалиям, даёт выход за границы учебной деятельности.

Не только при работе над проектом, но и на других занятиях широко используется исследовательская деятельность - это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных младшему школьнику.

Требования к уровню подготовки учащихся осуществляются  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы  «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате реализации программы «Мой край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой край, народ и его историю, осознание ответственности за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- чувства прекрасного на основе знакомства с культурой родного края;

- уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;

- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся: 

- принимать и выполнять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия;

-понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся: 

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-овладеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- узнавать символику РФ, Московской области, города Кашира, сельского поселения Топкановское;

- описывать достопримечательности столицы Москвы и родного края;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной, сельской библиотек, ресурсов  Интернет;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Московской области и атласом;

- работать с картой;

- находить на карте свой регион и его главный город;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся: 

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности в группе, паре;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

- название страны, региона, где живет учащийся, районного города, своей деревни, улицы;

- символику страны, края, города, сельского поселения;

- традиции русского народа, населения края и семьи;

- достопримечательности столицы Москвы и родного края, известных людей края, земляков;

- роль Каширы в Московской битве;

- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

- условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие  цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу;

- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

- водоемы, их значение и меры охраны;

- полезные ископаемые, особенности почв региона;

- технологию изготовления поделок из природного материала.

- правила ТБ на занятия, правила поведения в музее.

Обучающиеся должны научиться :

- работать с картой;

- собирать, анализировать, оформлять информацию, результаты простейшей исследовательской и поисковой деятельности;

- видеть и понимать красоту живой природы;

- вести простейшие наблюдения в природе;

- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

- проводить самостоятельно наблюдения в природе;

- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

- самостоятельно находить в литературе и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

- составлять небольшие рассказы ,мини проекты о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

- патриотизм и гуманизм;

- любовь к людям и природе;

- ответственное отношение к окружающей среде;

- доброжелательность к живым существам;

- стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

-доброта, взаимопонимание, милосердие, вера в созидательные способности человека,

-культура общения, интеллигентность как высшей меры воспитанности;

-стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

- приобретение практических навыков поведения в природе;

- активная жизненная позиция детей;

- экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

- разумное отношение к своему здоровью;

-сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

-способность к адекватной самооценке, саморазвитию и самопознанию;

- направленность личности в профессиональном выборе;

- сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

- выбор личных, жизненных приоритетов.

Воспитательные результаты обу­чающихся распределяются по трём уровням.

  Первый уровень результатов - приобретение обучаю­щимися социальных знаний (об общественных нормах, уст­ройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понима­ния социальной реальности и повседневной жизни. Для дос­тижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основ­ном и дополнительном образовании) как значимыми для не­го носителями положительного социального знания и повсе­дневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня резуль­татов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практи­ческое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным че­ловеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представите­лями различных социальных субъектов за пределами образо­вательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому су­щественно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;   на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной соци­ально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реаль­но действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обу­чающихся достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

 Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, педагогов школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

-    ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

-   характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

-  индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

 Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой, морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения и навыки при составлении кроссвордов.

Формы подведения итогов:

Формы подведения итогов реализации данной программы:

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального),

- участие в социальных акциях,

- выставки рисунков;

- защита проектов;

- создание и пополнение папки «История моей семьи»;

- выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок;

- оформление страниц Портфолио ученика.

- конференции  (участие  обучающихся в классных, школьных мероприятиях) и т.п.

Материально-техническое обеспечение курса.

1.Карты:

Карта Каширского района и г. Кашира. ЗАО Ресурс плюс 2003.

Карта Московской области. 2004.

2. Презентации, электронные ресурсы.

3. Компьютер, ноутбуки.

4. Проектор, экран.

5. Материалы для оформления и творчества детей.

6. Канцелярские принадлежности.

7. Материалы школьного музея «Память».

8. Гербарии   растений нашего края.

9.Подмосковные исторические города. Серия из 3-х DVD дисков.


Структура программы.

Учебно - тематический план.


темы

Название темы

Всего часов

  1.

Моя маленькая родина. Наш район, районный город

42часа

  2.

Наша область

66часов

  3.

Люди нашего края

19часов

  4.

Итоговое занятие

11 часов


Итого

138 часов


Программа содержит три основных раздела: «Моя маленькая родина. Наш район, районный город», «Наша область», «Люди нашего края».  Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться  и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Таким образом, программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне. 

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живешь, району, области. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности деревни, города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа  предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Каширского района и Московской области, о богатстве растительного и животного мира.

  Учебно - тематический план. 1 класс.

занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения


12

Тема 1.Моя маленькая родина. Наш район, районный город.


1-2

2

Введение.

Где мы живем. Край твоих предков. История деревни Топканово.

Что мы будем изучать.

Экскурсия по селу на тему: «Мой край».


3

1

Моя школа – мой дом.

Школьный музей.

Рассказ - экскурсия о нашей школе. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

4

1

Из истории школы. Традиции школы.

Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения.

5

1

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет) Практическая работа:  индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой

6

1

Учреждения нашего села.

Экскурсия на почту, в библиотеку.

7

1

Где и кем работают родители.

Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

8

1

Символы нашего сельского поселения, города Кашира.

Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города  Кашира, герба сельского поселения Топкановское.

9-10

2

Культурно-просветительные учреждения города Кашира. Каширские храмы.

Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию. Заочное путешествие по г. Кашира. Презентация «Каширские храмы».

11

1

Профессии города.

Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

12

1

Конкурс рисунков «Наш город»

Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса


17

Тема 2.Наша область.


13

1

Географическое положение Московской области. Наша область на карте России

Беседа. Сформировать  представление   о  территории  области, городах  и  поселках. Практическая работа: Московская область на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

14

1

История края, его границы, герб, гимн, флаг.

Сформировать  представление   об  истории возникновения и развития Московской области. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей области.

15

1

Четыре времени года в Подмосковье. Осень.

Экскурсия. Наблюдение.

16

1

Знакомство с народными промыслами Подмосковья.

Заочная экскурсия. Практическая работа: рисование на тему «Народные промыслы».


17

1

Традиции и праздники родного края.

Ролевая игра, подвижные игры.

18-19

2

Проектная работа.

«Родной край» Выставка в школьном музее (рисунки, поделки)

 Проектная работа.

Выставка.

20

1

Четыре времени года в Подмосковье. Зима.

Экскурсия. Наблюдение.

21

1

Растительность нашего края. Разнообразие растений.

Беседа: создать  у  учащихся  представление  о  флоре  и  фауне  области. Разнообразие  растений. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  области.

22

1

Красная книга Подмосковья. Растения.

Беседа: значение  растений  в  жизни  человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

23

1

Животный мир Подмосковья. Разнообразие животного мира.

Беседа: животные, обитающие на территории области.

Практическая работа: игра «Крестики-нолики».

24

1

Красная книга Подмосковья. Животные.

Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу Московской области, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Подведение итога конкурса.

25

1

Проектная работа. Составление Красной книги своего края на основе рисунков детей.

Проектная работа.

26

1

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки.

Фронтальная беседа. Обучение работы с картой, умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа:  составление правил  поведения  на  водоемах.

27

1

Четыре времени года в Подмосковье. Весна.

Экскурсия. Наблюдение.

28

1

Проектная работа. День птиц.

Проектная работа.

29

1

Что растет на полях нашей области.

Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах  нашего края. Устное описание растения (по выбору)


3

Тема3. Люди нашего края.


30

1

Труд людей нашего  края. Знатные труженики села и района.

Фронтальная беседа: Дать  первичные  сведения  о крупных  предприятиях области, о людях, работающих на них. Встреча с тружениками села. Беседа. Посещение школьного музея.

31

1

Каширяне - Герои Советского Союза.

Заочное знакомство с людьми, прославившими наш край. Презентация.

32

1

Выпускники нашей школы - гордость школы.

Заочное знакомство. Посещение музея. Встреча.


1

Итоговое занятие



33

1

Мы хотим Вам рассказать…

Индивидуальная подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной.


Учебно - тематический план . 2 класс.


занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения


8

Тема 1.Наша деревня, район, город Кашира


1

1

Вот моя деревня, вот мой дом родной. Родословная моей семьи.

Фронтальная беседа: продолжить знакомство   и  углубить  знания учащихся  об  истории  д. Топканово. Практическая работа: «Моя родословная».

2

1

Населенные пункты сельского поселения Топкановское.

Работа с картой Каширского района. Беседа.

3

1

Каширский район на карте Московской области. Символика.

 Работа с картой Московской области.

История и описание каширского герба.

4

1

Достопримечательности города Кашира. Главные исторические и культурные памятники.

 Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?»

Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей  нашего города.  Рассматривание и обсуждение.

5

1

Улицы г. Кашира, история улиц.

Карта г. Кашира. Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов.

6

1

Каширские храмы. История и современность.

Познакомить с архитектурными стилями храмов города, их историей. Заочная экскурсия по историческим местам Каширы.

7

1

Предприятия города. Значение для области и страны. Каширская ГРЭС.

Знакомство  с  крупными   предприятиями  района, города, дать  представление  об  их  роли  в  экономике  страны.    Познакомить  с  продукцией  предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей.

8

1

Игра- викторина «Наш район, город Кашира».

Повторение и обобщение темы.


18

Тема 2.Наша область


9

1

Символика Московской области: области: флаг, гимн, герб.

Фронтальная беседа об истории своего  края, символах  области. Сформировать  представление   о  территории  области, географических  объектах.

Практическая работа с контурной картой: обозначить Москву на  карте  России, наших  соседей.

10

1

Московский край в древности.

Фронтальная беседа: Каким был наш край в прошлом.

11

1

Наши далекие предки. Население края в древности.

Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений, презентаций).

12

1

Занятия жителей Подмосковья.

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование орудий труда.

13

1

Жилище наших предков. Русская изба.

Реконструкция. Аппликация «Русская изба».

14

1

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества

Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

15

1

Города Подмосковья - наши соседи. История возникновения городов.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой Московской области.

16

1

Водные ресурсы. Реки Московской области на карте России и Московской области. Откуда берут начало и где заканчиваются.

Фронтальная беседа. Практическая работа:  обучение работе с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Меры по охране водных объектов.

17

1

Рельеф. Уникальность рельефа Московской области.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Значение цвета на физической карте. Практическая работа с контурной картой.

18

1

Растительность. Растительный мир нашего края.

Знакомство  учащихся  с  яркими  представителями  растительного  мира. Экскурсия.

Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  области, зарисовки.

19

1

Растительность. Растительный мир нашего края. Растения нашей области, которые занесены в «Красную книгу».

Знакомство  с  «Красной  книгой»,  заповедниками  области. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как  сохранить  растения.  Отрицательное  влияние  людей  на  природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток.

Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Подмосковья.

20

1

Животный мир. Животный мир Московской области. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.

Знакомство  учащихся  с птицами нашего  края.

Практическая работа: описание и определение  перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Московской области.

21

1

Изготовление кормушек для птиц.

Практическая работа: изготовление кормушек для птиц. Индивидуальная и групповая работа. Привлечение родителей.

22

1

Животный мир. Насекомые нашей области.

Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашей области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых.

23

1

Животный мир. Дикие животные. Охрана и значение животного мира. «Красная книга»- животные.

Беседа. Практическая работа: изготовление макета «Красная книга Подмосковья. Животные»

24-25

2

Экскурсия в краеведческий музей.

Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов экскурсии.

26

1

Игра «Цветик - семицветик».Обобщение и повторение.

Игра «Цветик - семицветик». Обобщение и повторение.


5

Тема 3.Люди нашего края


27

1

Дворяне Давыдовские - основатели школы в д. Топканово.

Беседа по содержанию. Экскурсия в школьный краеведческий музей.

28

1

Наши земляки - участники Великой Отечественной войны .

Беседа по содержанию. Экскурсия в школьный краеведческий музей Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность.

29

1

Герой Социалистического труда Е. В. Алещева.

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

30

1

Поэты, писатели нашего края.

Познакомить   с творчеством поэтов, писателей края. Практическая работа:  конкурс стихов поэтов Каширы.

31

1

Художники нашего края

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Каширского края.


4

Итоговые занятия


32

1

Игра – викторина «Это было интересно»

Викторина «Страницы истории родного края»

33

1

«Деревня, город будущего». Организация исследовательской работы.

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах.

34

1

Выставки и защита проекта  «Деревня, город будущего» (пригласить  родителей, учителей школы)

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Презентация, защита проекта.

35

1

Экскурсия в школьный музей

Экскурсия. Беседа по содержанию.


Учебно- тематический план. 3 класс.

№  занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения


10

Тема 1. Наша деревня, район, город Кашира.


1

1

Появление деревни Топканово. Название деревни.

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении деревни Топканово.

2

1

История названий улиц нашего села. Улица, на которой живу я.

Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок ». Творческая работа: мои предложения названия улиц нашей деревни.

3-4

2

Экскурсия. Храмы и церкви нашего города.

Экскурсия (возможно заочная). Практическая работа: подготовить в группах рассказ о  полученной информации во время экскурсии.

5

1

Город железнодорожников - Ожерелье.

Беседа. История города, символика.

6

1

Наша деревня, район, город Кашира в годы ВОВ.

Практическая работа: Вклад жителей города и района в победу над врагом. 

7

1

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей деревни, города, если бы был председателем сельской администрации или мэром города»

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах.

8-10


Экскурсия в каширский краеведческий музей

Практическая работа: описать (по результатам экскурсии) о  достопримечательностях музея. Зарисовки.


16

Тема 2. Наша область


11

1

Возникновение Москвы. Московская земля в древности.

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Подмосковье в прошлом.

12

1

Возникновение Московской области.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

13

1

Чем богата земля Подмосковья.

Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

14

1

Подмосковные наукограды.

Заочная экскурсия. Практическая работа: умение находить и показывать на карте Московской области наукограды.

15

1

Вклад области в хозяйство страны.

 Беседа по содержанию. Практическая работа: Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

16

1

Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашей области

Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.

17

1

Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений.

Фронтальная беседа. Практическая работа: Игра «Аукцион», рисунки цветов, растений.

18

1

Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны

Фронтальная беседа. Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах..

19

1

«Узнаю я их по голосам…» Птицы Подмосковья.

Слушание голосов птиц. Рисование (раскрашивание) птиц.

20

1

Самое интересное о природе Московской области

Практическая работа: Викторина- конкурс «Самое интересное о природе Московской области».

21

1

Палеонтологические находки на территории  Московской области.

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: «Палеонтологические находки на территории  Московской области»

22

1

О чем рассказывают окаменелости.

Экскурсия в школьный музей. Составление отчета об увиденном.

23

1

Жилища народов, проживавших на территории края.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. «Я бы построил дом…»

24

1

Посуда, одежда, еда народов, проживавших на территории края.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа

25-26

1

Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта.

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Презентация. Коллективная работа по составлению аппликации.


6

Тема 4. Люди нашего края


27

1

Герои Московской битвы.

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о героях. Московской битвы.

28

1

Каширяне в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

29

1

Экскурсия в школьный музей.


Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я горжусь»  Дискуссия.

30

1

Великая Отечественная война в истории моего края, моей деревни, моей семьи (участие в классной конференции).

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

31

1

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение)

32

1

Почетные граждане нашего края.

Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина «Люди нашего края»


3

Повторение, обобщение:


33-34

2

Составление и разгадывания кроссвордов. Игра «История земли Московской».

Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд «Наш край». Игра «История земли Московской».

35

1

Повторение, обобщение.

Подведение итогов.




Учебно-тематический план. 4 класс.

№  занятия


Кол-во часов

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения


12

Тема 1.Наша деревня, район, город Кашира.


1-2

2

Моя деревня вчера, сегодня и завтра.

Фронтальная беседа. Практическая работа: Проект: «Борьба за мечту: Каким я вижу будущее моей деревни».

3

1

Что я знаю о символике моего края.

Беседа по содержанию. Обобщение. Творческая работа.

4

1

Старая Кашира.

Беседа по содержанию. Заочная экскурсия. Практическая работа: собрать и оформить информацию об одном из районов нашего города.

5

1

Основные производственные предприятия города Кашира. Заводы и фабрики города вчера и сегодня.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

6

1

Город Кашира в Московской битве.

Фронтальная беседа. Практическая работа:

Работа с картой. Подборка книг. Дискуссия.

7-8

1

Памятные места нашего района, города. Памятники и мемориалы героям ВОВ.

Фронтальная бесед Практическая работа: собрать и оформить информацию о памятных  местах нашего района, города (работа в группах). Творческая работа: «Мой эскиз памятника топкановцам- участникам ВОВ».

9

1

Улицы,  названные в честь известных людей, героев ВОВ и знаменательных событий.

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об улицах,  названных в честь известных людей и знаменательных событий.

10

1

Экскурсия к памятникам топкановцам- участникам ВОВ.

Экскурсия. Лекция по истории создания памятников.

11

1

Проектная деятельность: сочинение, рисунки, поделки, посвященные теме войны. «Открытка ветерану»

Практическая творческая работа: найти и извлечь необходимую информацию по заданной теме, изготовить поделки, рисунки

12

1

Экскурсия в школьный краеведческий музей на тему «Огненные версты»

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация).


15

Тема 2. Наша область


13

1

Границы Московской области. Причины ее образования.

Фронтальная беседа о причинах образования Московской области.

Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой.

14

1

 Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическое занятие (работа с атласом, контурной картой)

15

1

Население Московской области.

Беседа по содержанию. Практическая работа: Конкурс «Что лишнее?»

16-17

2

Столица нашей области-Москва.

Презентация. Заочное путешествие.

18

1

Первое упоминание о Москве, Кашире. Древнейшие города Подмосковья.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

19

1

История заселения и освоения Земли Московской. Памятники древности.

Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию об истории заселения и освоения Земли Московской, памятниках древности. Конкурс «Узнай город».

20-21

1-2

Экскурсия в музей г. Москвы (возможно заочная).

Практическая работа: экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.  Дискуссия.

22

1

Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор собственного исследования. Работа с контурной картой.

23

1

Растительность.  Растительный мир. Охрана  и  восстановление  лесов  и растительности. Роль  заповедников  и  ботанических  садов.

Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов на тему «Как мы можем защитить леса».

24

1

Животный мир. Охрана и восстановление животного мира Подмосковья.

Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Работа в группах.

25

1

Битва под Москвой.

Фронтальная беседа. Практическая работа: работа с картой.

26

1

Партизанское движение на территории края в годы ВОВ.

Беседа по содержанию. Практическая работа с картой.

27

1

Труженики тыла - фронту.

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование плаката.


5

Тема 4.Люди нашего края.


28

1

Каширяне - Герои Советского Союза.

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (электронная презентация) на тему: «Каширяне- Герои Советского Союза».

29

1

Они защищали Каширу. Генерал Белов.

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о защитниках г. Кашира.

30

1

Наш земляк А.Т.Сальников.

Экскурсия в школьный краеведческий музей. Беседа.

31

1

Выпускник нашей школы Алексей Ломов.

Экскурсия к мемориальной доске. Беседа. Возможно: встреча с родными героя. Сбор материала о нем.

32

1

Старейшие учителя нашей школы.

Экскурсия в школьный краеведческий музей. Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста на тему: «Учительские династии». Тест «Люди земли Каширской».


3

Повторение, обобщение


33-34

2

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором».

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах. Защита проектов.

35

1

Подведение итогов.

Подведение итогов курса: Что запомнилось, понравилось. Чему научились. Выставка лучших работ.



Содержание курса.

Тема 1.Моя маленькая родина. Наша деревня, район, город Кашира (42часа)

Введение.

Где мы живем. Край твоих предков. История деревни Топканово. Название деревни.

Моя деревня вчера, сегодня и завтра.

Моя школа – мой дом. Школьный музей. Традиции школы.

Вот моя деревня, вот мой дом родной. Настоящее и прошлое. Мой дом. Мой двор.

Моя улица, почему так названа. Населенные пункты сельского поселения Топкановское.

Учреждения нашего села. Моя семья. Родословная моей семьи. Где и кем работают родители.

Каширский район на карте Московской области.

Символика нашего сельского поселения, города Кашира.

Старая Кашира, улицы г. Кашира, история улиц. Улицы,  названные в честь известных людей, героев ВОВ и знаменательных событий.

Культурно - просветительные учреждения города, достопримечательности города Кашира. Главные исторические и культурные памятники Каширы. Каширские храмы.

Предприятия города. Заводы и фабрики города вчера и сегодня. Их значение для области и страны. Каширская ГРЭС. Профессии города. Город железнодорожников - Ожерелье.

Наша деревня, район, город Кашира в годы ВОВ. Город Кашира в Московской битве. Памятные места нашего района, города. Памятники и мемориалы героям ВОВ.

Практические работы.

Практическая работа: сбор и оформление информации из разных источников о появлении деревни Топканово.

Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок».

Практическая работа: Проект: «Борьба за мечту: Каким я вижу будущее моей деревни». Практическая работа: «Моя родословная».

Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей  нашего города.  

Практическая работа: сбор и оформление информации об одном из районов нашего города.

Практическая работа: сбор и оформление информации о памятных  местах нашего района, города.

Практическая работа: общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

Проектная деятельность: сочинение, рисунки, поделки, посвященные теме войны. «Открытка ветерану».

Экскурсии.

Экскурсия по селу на тему: «Мой край».

Рассказ - экскурсия о нашей школе. Посещение школьного музея.

Экскурсия на почту, в библиотеку.

Экскурсия (возможно заочная): Храмы и церкви нашего города.

Экскурсия в школьный краеведческий музей на тему «Огненные версты».

Экскурсия к памятникам топкановцам - участникам ВОВ, неизвестным летчикам.


Тема 2. Наша область (66 часов).

Географическое положение Московской области. Наша область на карте России.

История края, его границы. Символика Московской области: области: флаг, гимн, герб.

Московский край в древности. Наши далекие предки. Население края в древности. Жилище наших предков. Русская изба. Традиции и праздники родного края.

Народные промыслы Подмосковья. Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества.

Столица нашей области - Москва. Возникновение Москвы. Первое упоминание о Москве, Кашире. Древнейшие города Подмосковья. Московская земля в древности. Города Подмосковья - наши соседи. История возникновения городов. История заселения и освоения земли Московской. Памятники древности. Возникновение Московской области. Подмосковные наукограды.

Четыре времени года в Подмосковье. Растительность нашего края. Разнообразие растений.

«Красная книга Подмосковья. Растения». Охрана  и  восстановление  лесов  и растительности. Роль  заповедников  и  ботанических  садов.

Животный мир Подмосковья. Разнообразие животного мира. Дикие животные. Охрана и значение животного мира. «Красная книга Подмосковья. Животные». Насекомые нашей области. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. Охрана и восстановление животного мира Подмосковья.

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки Московской области на карте России и Московской области. Откуда берут начало и где заканчиваются. Озера, водохранилища на территории нашей области.

Рельеф. Уникальность рельефа Московской области. Чем богата земля Подмосковья.

Что растет на полях нашей области. Население Московской области.

Подмосковье в годы ВОВ. Битва под Москвой. Партизанское движение на территории края в годы ВОВ.

Практические работы.

Практическая работа: Московская область на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте территорию области, реки, озера.

Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей области

Практическая работа: рисование на тему «Народные промыслы».

Проектная работа. «Родной край» Выставка в школьном музее (рисунки, поделки).

Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  области.

Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

Проектная работа. Составление Красной книги своего края на основе рисунков детей. Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Подмосковья.

Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах  нашего края.

Практическая работа: изготовление макета «Красная книга Подмосковья. Животные».

Практическая работа: рисование орудий труда. Реконструкция. Аппликация «Русская изба».

Практическая работа: описание и определение  перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Московской области.

Практическая работа: Изготовление кормушек для птиц. Индивидуальная и групповая работа. Привлечение родителей.

Практическая работа: описание внешнего вида, характерных особенностей насекомых.

Экскурсии в природу «Четыре времени года в Подмосковье».

Экскурсия в музей города Москвы (возможно заочная).


Тема 3. Люди нашего края (19 часов).

Труд людей нашего  края. Знатные труженики села и района.

Герой Социалистического труда Е. В. Алещева.

Наш земляк А.Т.Сальников.

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

Герои Московской битвы. Они защищали Каширу. Генерал Белов.

Каширяне - Герои Советского Союза.

Великая Отечественная война в истории моего края, моей деревни, моей семьи.

Старейшие учителя нашей школы.

Выпускники нашей школы - гордость школы. Выпускник нашей школы Алексей Ломов.

Дворяне Давыдовские - основатели школы в д. Топканово.

Поэты, писатели нашего края. Художники нашего края.

Почетные граждане нашего края.

Практические работы.

Практическая работа: конкурс стихов поэтов Каширы.

Практическая работа: сбор и оформление информации из разных источников о художниках Каширского края.

Практическая работа: сбор и оформление информации (текст, набор фотографий) о героях Московской битвы.

Практическая работа: создание иллюстративного текста (электронная презентация) на тему: «Каширяне - Герои Советского Союза».

Практическая работа: сбор и оформление информации (текст, набор фотографий) о защитниках города Кашира.

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Практическая работа: Викторина «Люди нашего края».

Практическая работа: создание иллюстративного текста на тему: «Учительские династии». Тест «Люди земли Каширской».


Повторение, обобщение (11 часов).

Игра – викторина «Это было интересно».

« Деревня, город будущего». Организация исследовательской работы.

Выставки и защита проекта  «Деревня, город будущего» (пригласить  родителей, учителей школы).

Составление и разгадывания кроссвордов. Игра «История земли Московской».

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором».

Экскурсии в школьный музей.

Рекомендуемая литература.

Литература для учителя:

1.Бокатуев В.В. Голубев А.А. Край Феникса в истории земли Каширской. История сельского поселения Топкановское. М., Книжный мир. 2010.

2. Веселовский С.Б., Снегирев В.Л., Коробов Н.М.Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры 16-19 веков. М. 1955.

3. Глушкова В.Г.Монастыри Подмосковья. М. 2005.

4. Глушкова В.Г. Подмосковье. Культура, история, география. М. 2005.

5. Гладир П.Н., Смирнов В.А.и др. Кашира - щит Москвы. Коломна. 2001.

6. Голубев А.А., Гладир П.Н. .Каширская старина. М., Книжный мир. 2005.

7. Голубев А.А., Дудов В.Ф. Каширский район в Великой Отечественной войне. М., Книжный мир. 2010.

8. Города Подмосковья: в 3-х книгах. Южное Подмосковье. Сборник. М. 1979- 1981.

9. Каширский край. Археология. Кашира. Краеведческий музей. Вып. 1,2.

10. Каширянам, павшим в боях за Родину. Защитникам Каширы. Памятники, обелиски, мемориальные доски. Краткий справочник. Кашира.1997.

11. Кашира- город фронтовой. Кашира.1991

12. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М. 1997.

13. Московская область: Ежегодный справочник. Вып. 1, М. 2014.

14. Московская область. История. Культура. Экономика. М.2005.

15.Москва и Московская область в Великой Отечественной войне.1941-1945. Краткая хроника. М., Московский рабочий.1986.

16. Островская В.Н.Древняя земля Подмосковья. М.2004.

17. Поспелов Е.М. Топонимический словарь Московской области. М. 2001.

18. Разумовский Ф.В. На берегах Оки. М., Искусство. 1988.

19. Смирнов В.А. Смирнова Л.И. Каширский район с древнейших времен. Очерки краеведов. М.1998.

20. Фролов А.И. Усадьбы Подмосковья. М.2003.

Литература для обучающихся:

1. Барков А. Голоса весеннего леса. М.1982.

2. Голубев А.А., Гладир П.Н. Каширская старина. М. Книжный мир. 2005.

3. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М. 1997.

4. Кашира 650.Автор-составитель Н.В.Рыжова. К.2006.

5. Моя Родина. Стихи. Рассказы. М. Детская литература.1983.

6. Островская В.Н.Древняя земля Подмосковья. М. 2004.

7. Ружечка Б., Диттлер К. О чем рассказывают окаменелости. М.1984.

Список информационных источников, использованных при подготовке программы.

1.Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье. Методическое пособие для учителя М.2012.

2. Дудов В.Ф. История Каширского края. Учебное пособие для учащихся 8,9го класса. М. Мособлполитграф. 1997.

3. Иванов Ю. Г. Памятные места Подмосковья. Смоленск. 2005.

4. Москва и Московская область в Великой Отечественной войне. 1941-1945. Краткая хроника. М.1986.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Методист. №1, 2004.

6. Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. М., Просвещение.2012.

7. Победа под Москвой. Сборник. М.1982.

8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя -2-е изд. - М., Просвещение. 2011.

9. Подмосковные исторические города. Серия из 3-х DVD дисков.

10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Народное образование. 1998.

11. Смирнов В.А. Смирнова Л.И. Каширский район с древнейших времен. Очерки краеведов. М. 1998.

12. Сухов В.В, Клемешов А.С., Жигарева Е.Г.История Московской Области. Методическое пособие для учителя. М.2012.

13. Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/10/22/metodicheskie-rekomendatsii-k-sostavleniyu-rabochey-programmy

http://shteltn.ucoz.ru/publ/rekomendacii_po_sostavleniju_rabochikh_programm/1-1-0-25

https://sites.google.com/a/sokolskoe.org.ru/ooadm/vvedenie-fgos-v-rajone/metodiceskie-rekomendacii-po-sostavleniu-rabocej-programmy-otdelnyh-ucebnyh-predmetov.




45



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!