СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Киноклуб" 5-9 классы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Киноклуб" 5-9 классы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области




Принята педагогическим советом Утверждена приказом МКОУ Протокол №________ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

От _____________2016г. №______от ___________2016г

Зам.директора по УВР _______Е.Ю.Гуракова Директор школы _______А.В.Зимина





Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Киноклуб»

5-9 классы







Рассмотрена на заседании ШМО учителей

гуманитарно-эстетического цикла

Протокол №_____от ____2016г.

Руководитель ШМО_________Иванова И. Е.


Составила: Бабкина Н.Ф.,

учитель русского

языка и литературы

высшей квалификационной категории

стаж работы в должности 22 года


Большое Анненково





Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 01.02.2011 № 19644), изменений и дополнений, внесенных в ФГОС ООО (утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644  (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015 г.), санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. №189), учебным планом МКОУ «Большеанненковская СОШ», локальными актами школы, Календарным учебным графиком на текущий год, Основной общеобразовательной программой МКОУ «Большеанненковская СОШ».

Назначение программы

Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Актуальность и направленность.

Актуальность программы.

Сегодня государством заявлен запрос  не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств:

  • Самостоятельностью в принятии решений

  • Умением отвечать за свои решения

  • Способностью нести ответственность за себя, своих близких

  • Готовностью действия в нестандартных ситуациях

  • Обладанием приемами учения и готовность к постоянной переподготовке

  • Обладанием набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний

  • Толерантностью, т.к. жизнь в социуме – поиск разумных компромиссов.

         Чтобы воспитать такую личность необходимо, чтобы процесс обучения был процессом обучения деятельности, т.е. учение должно быть мотивированным (ребенок самостоятельно ставит перед собой цель и находит пути ее достижения). Школьнику необходимо предоставить максимальные возможности для формирования у него установки на творческую деятельность.  

Данная программа позволяет осуществлять образование и воспитание детей, используя педагогический потенциал кино, дает возможность воспитывать зрительский вкус и учит делать выбор в пользу качественного кино. Выбор фильмов в последующем может способствовать повышению читательского интереса.

Программа «Киноклуб» реализует межпредметные связи с риторикой, литературой, музыкой, информатикой, культурой общения.

Направленность программы: общекультурная.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия.

Программа курса ориентирована на учащихся 11-16 лет и составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей данного возраста.

Объём часов, отпущенных на занятия.

Курс рассчитан на 350 часов. Состоит из двух разделов. Продолжительность одного занятия 40 минут.

Цели и задачи реализации программы.

Цель курса: создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта подростков через участие в занятиях киноклуба и включение в проектную деятельность.

Задачи:

  1. Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели сво­его поведения, демонстрации своего мнения окружающим.

  2. Способствовать формированию у младших подростков культуры об­щения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.

  3. Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей – героев фильмов. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.

  4. Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.

  5. Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.

  6. Включать детей в проектную деятельность.

Отбор фильмов для работы с детьми осуществляется на основе следующих принципов:

•Природосообразности

•Культуросообразности

•Коллективности

•Патриотической направленности

•Диалогичности



Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Основной формой реализации курса являются занятия киноклуба, ориентированные на формирование у учащихся собственного мнения по актуальным нравственным проблемам, проявление и корректировку личной позиции, создание условий для воспитания мотивации детей к самореализации и нравственному самосовершенствованию.

Блок «Смотрим. Обсуждаем» (275 часов)

Работа с каждым из предложенных руководителем киноклуба для просмотра и обсуждения фильмов строится из следующих этапов, объединенных в четырёхчасовые тематические модули (1 модуль =1 фильм, «час» - академический час):




Установочная вводная беседа руководителя и обсуждение ожиданий учеников от просмотра данного фильма

(1 час )

Совместный просмотр фильма

(2 часа)







«Час обсуждения»

в классе

(1 час)








Особенности содержания этапов модуля

Предваряющая просмотр установочная вводная беседа руководителя.

Это обращенное к детям развернутое личное высказывание педагога о предлагаемом для просмотра фильме, проникнутое неподдельными личными эмоциями и переживаниями. Установочная вводная беседа, как и вся деятельность руководителя киноклуба, предполагает реализацию нравственных ценностей самого педагога, диалог, при котором содержанием взаимодействия «педагог - обучающийся» является обменом ценностями. Такая диалогичность не предполагает равенства между педагогом и школьником: равенство невозможно в связи с возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность в этом случае требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия. Монолог классного руководителя при установочной беседе нацелен на получение обратной связи (в виде вопросов, ответов, реплик) и обязательно включает в себя постановку проблемы, задач, «целевую установку» на просмотр фильма. Для усиления мотивации, мобилизации внимания перед началом просмотра всем учащимся раздаются карточки с заданиями, вопросами по содержанию фильма, на которые детям предстоит ответить. Свои наблюдения, мысли, ассоциации дети могут фиксировать в соответствующих разделах «Зрительского дневника».

Ученики так же высказывают свои ожидания и предположения.

Совместный просмотр фильма.

Просмотр может проходить в актовом зале школы, в классе или других кабинетах, предусмотренных для просмотра.

По окончании просмотра дети получают «домашнее задание»: обсудить фильм с родителями (практика показывает, что в 30-40% случаев дети «пересматривают» фильм дома вместе с родителями), ответить на предложенные вопросы. Возможны ответы с двух точек зрения: «как ответили мои родители» и «как считаю я сам». Свои размышления о проблеме, затронутой в фильме, можно изложить в форме эссе, подобрать пословицы, поговорки, мудрые мысли, связанные с социальной (нравственной) ситуацией, представленной в фильм.

«Час обсуждения» в классе.

Проводится руководителем в классном кабинете. Заблаговременно до сведения обучающихся доводятся общие нормы и правила публичных выступлений и работы в группе. Поначалу контроль соблюдения этих правил - задача руководителя, постепенно это можно будет возлагать и на самих обучающихся.

Сам факт «встречи» школьников с фильмом не всегда и не для всех перерастает в ситуацию понимания смысла социальной (нравственной) ситуации. Кто-то смог осознать ситуацию, кто-то увидел фильм с одной точки зрения, извлек основной смысл и не обнаружил дополнительные; кто-то вообще не понял смысла. При проведении «Часа обсуждения» в начале занятия в классе работает «открытый микрофон» и используется незаконченный тезис «Мы посмотрели фильм о…» (верности, гордости, любви к матери, эгоизме, силе чувств, героизме, преданности Родине, коварстве, ответственности и т.п.). Этот тезис, опираясь на выполненное «домашнее задание», может по-своему продолжить и развернуть каждый из присутствующих. Выслушивая выступления, педагог по их ходу составляет на доске «веер мнений» класса. В «веере мнений» класса руководителем выделяются и объединяются близкие позиции, на основе чего высказавшие их дети распределяются по группам для дальнейшей работы. Затем руководитель выявляет противоречия в мнениях обучающихся, их понимании и оценке социально-нравственной ситуации, тем самым осуществляя педагогическую проблематизацию. Далее педагог организует позиционную коммуникацию. Главная цель позиционного общения школьников – «прорыв» их в иной контекст понимания смысла: не только Я - Фильм, как на первом этапе работы, но Я - Другие - Фильм. В процессе такой коммуникации друг с другом и педагогом дети обнаруживают, что собственное понимание не только не единственное, но и недостаточное, что оно может быть обогащено другими пониманиями и, в свою очередь, обогащать других. Помощь в организации взаимодействия в группе, расширении представлений и суждений детям в этой работе оказывают составленные заранее распечатки - цитатники «Банк мудрых мыслей». Каждая группа готовит выступление, содержащее максимально развернутую и убедительную аргументацию общего мнения членов группы по поводу социальной ситуации, нравственной проблемы, представленной в увиденном фильме (со «ссылкой на авторитеты», с примерами из жизненного опыта и пр.).






Блок «Выбираем. Представляем» (75 часов)

Работа с программой Windows Movie Maker

Разработка и реализация проекта «Кино, которое мы выбираем»

(5 часов)



Мини – фестиваль «Кино, которое мы выбираем»

(5 часов)



Работа с прогрпрограммой Windows Movie Movie Maker

(5 часов)



Работа с программой Windows Movie Maker проводится в кабинете информатики или в любом другом кабинете при присутствии необходимого количества компьютеров и программного обеспечения. Это цикл занятий, на которых учитель обучает учащихся работе с программой Windows Movie Maker для создания презентаций, мини-фильмов и трейлеров к фильмам.

Разработка проекта начинается с того, что дети делятся на группы, выбирают вместе фильм, который будет представлен в их проекте и начинают разрабатывать совместный план действий. Основной замысел проекта: ярко, убедительно, полно, глубоко представить выбранный группой фильм другим ученикам. Если детям предварительно задано, к чему они должны прийти, и они ничего не могут изменить, то для них нет проектирования. Поэтому вся деятельность классного руководителя ориентируется на подготовку и «выведение» младших подростков в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «ЗАМЫСЕЛ-РЕАЛИЗАЦИЯ-РЕФЛЕКСИЯ». В проектах могут быть представлены как просмотренные фильмы, так и другие фильмы, просмотренные учениками самостоятельно.

Мини–фестиваль «Фильмы, которые мы выбираем» - это цикл занятий, проводимых руководителем в классном кабинете, на которых каждой группе обучающихся предоставляется возможность представить одноклассникам свои любимые фильмы и показать навыки, полученные на занятиях предыдущего цикла. Помощь в подготовке такого выступления ребенку (с «подачи» классного руководителя) могут оказать родители. На протяжении трёх занятий каждой группе предоставляется 10 минут, за которые она может представить свой любимый фильм: рассказать о создателях, об отраженной в фильме эпохе, описать сюжет, показать трейлер фильма и прокомментировать его, постараться охарактеризовать нравственные проблемы, которые затрагиваются в фильме. Слушатели фиксируют свои впечатления в «Зрительских дневниках», могут задавать вопросы. Педагог на этом этапе вновь выступает в роли рефлексивного управляющего, главной задачей которого является обращение выступающих и аудитории к социальной ситуации (нравственной проблематике), отраженной в фильме. По окончании выступлений учащихся руководитель предлагает ребятам-зрителям поделиться своими впечатлениями (опираясь на записи в «Зрительском дневнике») и вместе выбрать наиболее заинтересовавшие фильмы. Среди всех представленных фильмов учащимися выбирается один, который станет победителем.

Результат освоения курса внеурочной деятельности

Планируемый результат - повышение уровня сформированности нравственных качеств и развитие социального опыта подростков.

В начале и на заключительном этапе реализации проекта «Школьный киноклуб как форма организации внеурочной деятельности учащихся» руководителем осуществляются «входная» и итоговая диагностики, отражающие динамику произошедших конкретных изменений. При этом используется методика «Оценка уровня сформированности нравственных качеств и развития социального опыта младших подростков», разработанная мною на основе опросника П.В. Степанова. Эта методика позволяет создать «Диагностические карты» учеников и определить «Коэффициент уровня сформированности нравственных качеств и развития социального опыта обучающегося».

На протяжении всех занятий организуются диагностические беседы, самооценка и взаимооценка учащихся, ведутся и систематизируются педагогические наблюдения. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в рамках киноклуба можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.

Первый уровень результатов – учащиеся приобретают социальные знания (об общественных нравственных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к нравственным ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом. Занятия киноклуба как форма внеурочной деятельности класса способствуют взаимодействию обучающихся класса между собой, создают дружественную просоциальную среду, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.

Форма подведения итогов: зрительский дневник, проект «Кино, которое мы выбираем», диагностика коэффициента уровня сформированности нравственных качеств и развития социального опыта учащегося.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников

Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.



2. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2010.





4. В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование - М. : Просвещение, 2011.



5. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение - М. : Просвещение, 2011.







6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!