СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист" 5-9 классы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа представляет собой планирование внеурочной деятельности учащихся 5-9 классов.  Программа курса «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества, направленного на развитие речи, коммуникативных навыков, которые необходимо оперативно применить в той или иной жизненной ситуации. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный журналист" 5-9 классы»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании Закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. от 29.12.2014 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», СапПин 2.4.2.28.21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Фундаментального ядра содержания образования, Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ«Большеанненковская СОШ», Положения о Рабочей программе учителя, Учебного плана МКОУ«Большеанненковская СОШ», авторских программ по курсу «Юный журналист».

Назначение программы

Программа курса «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества, направленного на развитие речи, коммуникативных навыков, которые необходимо оперативно применить в той или иной жизненной ситуации. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.

Актуальность и направленность.

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным журналистам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Направленность программы: социальная.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия.

Программа курса ориентирована на учащихся 11-16 лет и составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей данного возраста.

Объём часов, отпущенных на занятия.

Курс рассчитан на 350 часов. Состоит из двух блоков. Первый блок 5-7 классы, второй 8-9 классы.

Цели программы:

1. Развитие одарённости в области «Филология».

2. Знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества в средствах массовой информации, обеспечение планируемых результатов по достижению учащимися целевых установок в области филологии.

3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности, становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Задачи:

1. Выявить и поддержать одарённых детей, а также детей с особыми образовательными потребностями.

2. Формировать знания, умения, навыки, компетенции и компетентности в области филологии, определяемые личностными потребностями и возможностями учащегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития.

3. Подготовить детей к успешной сдаче ГИА.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Форма проведения занятий

Издательская деятельность имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания задуманы как литературно – художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной.

Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей.

Виды деятельности обучающихся и формы проведения занятий:

теоретические занятия;

творческий практикум (сочинения разных жанров);

работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

анкетирование;

социологический опрос;

экскурсии;

встречи с журналистами;

участие в школьных и поселковых мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;

выпуск школьной газеты;

публикации в местной прессе.

Раздел 1: Знакомство с профессией журналиста. (14 ч)

Вводное занятие. Понятие о профессии журналиста. Журналистская этика.

Ролевая игра « Мы – репортёры». Проведение опроса школьников на тему «День учителя». Обработка информации. Написание статьи «И снова осень за окном», посвящённой Дню учителя. Работа с периодическими изданиями.

Раздел 2: Разновидности публицистических жанров. (52 ч)

Школьный бюллетень. Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение. Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности. Фиксация материала и его систематизация. Интервью как разновидность газетных жанров. Деловая игра «Интервью и интервьюирование». Выпуск школьной газеты. Работа с периодическими изданиями. Зачётный урок. Совершенствование написанного. Работа мастеров слова над рукописью. Приёмы правки написанного. Библиография и аннотация.

Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Рецензия на статью. Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета». Интернет-экскурсия в редакцию районной газеты. Написание статьи в школьную газету. Рассказ с необычным построением. Композиция рассказа. Композиционные особенности. Юмористический рассказ. Смешное в юмористических рассказах. Проба пера.

Раздел 3: Журналистика в современном мире. (16ч)

Журналистика в современном мире. Массовая коммуникация. Диалог и формы “человекотворчества”. Информация. Мотивы, цели, функции и результаты массово-коммуникативной деятельности. Функции, мотивы, цели журналистской деятельности. Тенденции журналистской деятельности. Теоретические основы и тенденции журналистской деятельности. Культура оформления рукописи. Управление имиджем журналиста. Принципы формирования имиджа журналиста. Очевидные психологические факторы, влияющие на характер восприятия журналистских произведений, уровни психической деятельности. Каналы формирования “информационного багажа” журналиста. Самостоятельный отбор актуального материала; формулировка темы публицистического сочинения. Права и обязанности журналиста.

Раздел 4: Культура оформления рукописи (8ч)

Что такое плагиат? Журналистская этика. Известные журналисты о плагиате. Культура оформления рукописи. Значение рукописи. Что нужно знать о культуре оформления рукописи. Практическая работа. Работа с периодическими изданиями.

Раздел 5: Средства выразительности языка, стили речи.(12ч)

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе. Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов-хроникеров. Расширенная информация. Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ

Раздел 6: Заметка (18ч)

Заметка. Заметка информационного характера. Анализ заметки информационного характера. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Особенности критической заметки. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Специфика положительной заметки. Заметка на дискуссионную тему. Специфические особенности полемической заметки

Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка-просьба. Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ. Творческий проект. Приложение к школьной газете, учебные проекты с использованием Microsoft Office.

Раздел 7: Интервью.(16ч)

Интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди “читают” людей. Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники). Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов Интервью-монолог. Интервью-диалог. Коллективное интервью. Анкетирование. Интервью-зарисовка. Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ. Итоговое занятие.

Раздел 8: Работа над сочинением. (34ч)

Организационное занятие. О профессии журналиста. Мой любимый журналист.

Просмотр телепередач и обсуждение. Тема и основная мысль сочинения. Тезисы и конспект, их отличие от плана. Цитирование. Написание статьи в районную газету. Записные книжки писателей. Репортаж. Интервью. Совершенствование написанного. Написание статьи в школьную газету.

Раздел 9: Жанры публицистики (заметка, рецензия и др.) (34ч)

Библиография. Справочный аппарат книги. Аннотация. Отзыв как разновидность сочинения. Написание статьи в районную газету. Путевые заметки. Рассуждение проблемного характера. Рецензия на статью. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Комическая ситуация или смешное недоразумение Фельетон. Стихотворный фельетон. Составление фельетона или юмористического рассказа по рисункам известного датского художника Х. Бидструпа. Фельетон на темы школьной жизни (о лодырях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях). Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета». Проба пера.

Раздел 10: Работа над сочинением (68ч)

Введение. Цели и задачи кружка. Работа над темой. Выбор эпиграфа. Цитирование. Работа над планом. Сочинения-характеристики. Индивидуальная характеристика. Сравнительная характеристика. Обобщающая характеристика. Проблемные сочинения. Сочинения-рассуждения. Публицистические сочинения. Очерк. Интервью. Работа над стилем. Работа над лексикой. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность. Речевая недостаточность. Использование многозначных слов,

омонимов, паронимов» Стилистическое использование синонимов. Стилистическое использование антонимов. Стилистическая окраска слов. Образность речи. Стилистическая оценка перифраз.

Раздел 11: Предупреждение морфолого-стилистических ошибок.(68ч)

Употребление имен существительных. Употребление имен прилагательных. Употребление имен числительных. Употребление местоимений. Употребление глаголов. Написание сочинения. Анализ творческих работ. Итоги работы кружка.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

Осознание роли средств массовой информации в социокультурном пространстве

Формирование навыка самоорганизации и саморегуляции

Позитивное отношение к труду журналиста

Умение применять полученные знания по образцу

Использование полученных знаний в оформлении школьной газеты, умение и желание самостоятельно готовить материалы для публикации


Форма подведения итогов: публикации в школьной газете, в районной газете, участие в конкурсах.

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, принтер, сканер, фото- видеокамера, диктофон.

Компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader, Adabe Photoshop.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

  2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

  3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

  4. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.

  5. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

  7. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!