СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Галактика и мы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная программа не дает в полной мере уделять внимание астрономическому образованию учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. Этот курс дает начальные знания о Галактике.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Галактика и мы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 муниципального образования город Донецк







Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Галактика и мы» для 5 класса

учитель химии Слюсарева Н.Н.











2017 год

Пояснительная записка.

Школьная программа не дает возможности в полной мере уделять внимание астрономическому обучению учащихся. В тоже время, сама наука астрономия остается очень важной, неотъемлемой частью становления правильного мировоззрения детей. В таких условиях является необходимостью давать учащимся начальные знания по астрономии на дополнительных занятиях, кружках, факультативах. Такими знаниями должен владеть любой человек. Например, каждый знает, что солнце утром восходит, а вечером заходит, время восхода и захода изо дня в день меняется, не удивляет нас и то, что луна бывает то тонким месяцем, то круглой. Нас не только не удивляют такие перемены, но мы можем точно сказать, когда они произойдут. Любознательный человек всегда задумывался над вопросами, как и когда образовалась наша Земля, из каких веществ состоит, каковы ее формы, размеры, масса, что было в прошлом и что происходит сейчас в ее недрах и в ее космических окрестностях.

Для того, чтобы правильно сформировать умозаключения учащихся о наблюдаемых ими явлениях, дать наиболее целостное и истинное представление о мире, Вселенной, звездах, Солнце и т.д., необходимо изучать астрономию. Это одна из немногих наук, при изучении которой учащиеся могут сами делать открытия, заниматься научными исследованиями. Программа астрономического кружка нацелена на формирование осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе.

Наши встречи в космонавтом Юрием Владимировичем Усачевым( как личные, так и по скайпу) станут неотъемлемой частью данного курса.

Программа кружка призвана выработать у школьников:

  • Стремления к приобретению новых знаний,

  • Творческого отношения к делу,

  • Умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, телескопом, лабораторным оборудованием,

  • Умения наблюдать и делать выводы,

  • Умения анализировать материалы наблюдений.

Цель программы:

Образовательная:

  • расширить и углубить основы знаний, приобретаемые на уроке Введения в естественнонаучные предметы;

  • получить дополнительные знания в области естественных наук;

  • изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;

  • изучить влияние небесных объектов на Землю;

  • повысить эрудицию и расширить кругозор.

Воспитательная:

  • воспитывать самостоятельность и ответственность;

  • воспитание нетерпимого отношения к невежественным суждениям о мире;

  • воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу

Развивающая:

  • развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;

  • развивать навыки самостоятельной работы;

  • развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;

  • развивать умение работать в коллективе, выслушать и объективно оценить суждение товарища;

  • развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст учащихся 5-6 класс. Количество часов – 34 в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, практические занятия, онлайн занятия или встречи – 2-3 раза в четверть.

Необходимые условия для реализации программы:

  1. Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.

  2. Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, использовании телескопа, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Программа составлена согласно педагогической целесообразности перехода от изучения физики к раннему изучению астрономии, использования любознательности, пытливости ума младших школьников

В работе используются следующие методы:

  • лекция;

  • беседа;

  • семинар;

  • практические наблюдения;

  • решение практических задач;

  • подготовка и представление докладов.

Хорошие результаты приносят приёмы, направленные на активизацию мышления и действия каждого ребёнка в отдельности. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.

Формы контроля за обучением:

  • Диагностические занятия в конце учебного года, в ходе которых определяется уровень астрономических знаний детей.

  • Представление детьми своих результатов работы в виде сообщений, докладов, рефератов или научных работ.

  • В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развитие мировоззрения, повышение эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.

  • При проведении занятий практикуется коллективное обсуждение трудностей, совместный поиск правильных решений.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.

Учащиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.

    1. Учебно-тематический план 1-го года обучения.
      5 класс.

1. Земная наука о небесных телах.
Ознакомление с предметом астрономии, способами изучения, особенностями изучения. Знакомство со строением и принципом действия телескопа.

2. Астрономия начинается с Земли.
Ранние представления о нашей Земле. Становление мировоззрения. Способы измерить форму и размеры Земли.

3. Наши ближайшие соседи.
Солнечная система. Планеты и их спутники. Луна. Влияние Луны на Землю. Малые тела Солнечной системы.

4. Солнце.
Что представляет из себя Солнце. Откуда у него столько тепла.

5. Звездное небо над головой.
Мифы о созвездиях. Далеко ли до звезд. Звездное небо в различные времена года.

6. Это странное слово – галактика.
Начальные сведения о многообразии мира галактик. Строение Вселенной.






Календарное планирование.
5
класс, 34 часа, 1 час в неделю


Дата

Тема

Количество часов

Теория

Практика

6.09.17

1.

Что и зачем изучает астрономия? Техника безопасности на занятиях.

1


13.09.17

2.

Особенности астрономических наблюдений. Небесная сфера в точках и линиях.

1


20.09.17

3.

Устройство и принцип действия телескопа. Роль телескопа в астрономических наблюдениях.

1


27.09.17

4.

Астрономические инструменты и их использование.

1


4.10.17

5.

Земля в представлении древних. Птолемей и Коперник.

1


11.10.17

6.

Встреча с космонавтом Ю.В.Усачевым.


1

18.10.17

7.

Джордано Бруно, Галилео Галилей.

1


25.10.17

8.

Они решили измерить Землю. Где верх и низ у Земли.

1


8.11.17

9.

Наблюдение осеннего неба. Осенние созвездия.


1


15.11.17

10.

Солнечная система – состав и особенности.

1


22.11.17

11.

Поездка в музей космонавтики в город Ростов-на-Дону.


1

29.11.17

12.

Земля - особенная планета. Почему на Земле есть жизнь?

1


6.12.17

13.

Луна простая и загадочная.

1


13.12.17

14.

Наблюдение луны в телескоп.


1


20.12.17

15.

Метеориты, метеоры, кометы. Есть ли падающие звезды?

1


10.01

16.

Окольцованные планеты.

1


17.01

17.

Астероиды: осколки или недостроенная планета?

1


24.01

18.

Наблюдение зимнего неба. Мифы о зимних созвездиях.

1

1


31.01

19.

Солнце – звезда или божество. Что мы знаем о нем?

1


7.02

20.

Пусть всегда будет Солнце.

1


14.02

21.

Наблюдение зимнего неба.


1


21.02

22.

Мифы о созвездиях. Что на самом деле представляют собой созвездия.

1


28.02

23.

Звездное небо в различные времена года. Почему оно меняется?

1


7.03

24.

Далеко ли до звезд.

1


14.03

25.

Наблюдение весеннего неба, луны, планет. Весенние созвездия.


1


21.03

26.

Что такое Млечный путь?

1


4.04

27.

Много ли во Вселенной галактик.

1


11.04

28.

Экскурсия в городской краеведческий музей.


1


18.04

29.

Подготовка сообщений по различным темам.


1

25.04

30.

Подготовка празднования дня космонавтики.


1

2.05

31.

Наблюдение весеннего неба. Планет.


1


16.05

32.

Летние созвездия.

1


23.05

33

Задание на лето





34

Резервное время




Итого

22

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!