СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Литературная шкатулка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной  деятельности для 1 класса "Литературная шкатулка" составлена на основе сборника рабочих программ внеурочной деятельности Н.Ф.Виноградовой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Литературная шкатулка"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературная шкатулка» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования») ;

  • Примерной программы внеурочной деятельности

  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013 г.

  • авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. ) В авторскую программу внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование.

Программа «Литературная шкатулка» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год(33 учебные недели) - 1 класс, 35 часов в год(35 учебных недель) - 2-4 класс.


Содержание программы

1 класс (33 ч)

Тема 1: Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.


Тема 2: Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).


Тема 3: Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.


Тема 4: Народная мудрость. Книги-сборники (3 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».


Тема 5: По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.


Тема 6: Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).


Тема 7: Книги русских писателей-сказочников (2 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).


Тема 8: Детские писатели (3 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов.


Тема 9: Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.


Тема 10: Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».


Тема 11: Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.


Тема 12: Книги о животных (4 ч)

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.

Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Планируемые результаты

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.


Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.



Универсальные учебные действия 1-го года обучения:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  • пользоваться аппаратом книги;

  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.


Материально-техническое обеспечение.

  1. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

  2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 168с.

  3. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  4. Проектор,экран,DVD,презентации.























































календарно-тематическое планирование

Наименование раздела и темы.

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

Здравствуй, книга (2 ч)




Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1

01-08 сент


Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

1

11-15 сент.



Книги о Родине и родной природе (2 ч)




Книги о Родине и природе.

1

18-22 сент


Н.Сладков «Золотой дождь»


1


25-29 сент.



Писатели детям (3 ч)




Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1

02-06 окт.


Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1

09-13 окт


Книги современных писателей о детях.

1

16-20 окт



Народная мудрость. Книги-сборники (3ч)




Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

1

23-27 окт


Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

1

06-10 нояб.


Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

1

13-17 нояб.



По страницам книг В. Сутеева (3 ч)




По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения).

1

20-24 нояб.


В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

1

27 нояб.-01 дек


Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

1

04-08 дек.



Сказки народов мира (3 ч)




Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

1

11-15 дек.


Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведенем

1

18-22 дек.


Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1

25 дек.-12 янв.



Книги русских писателей-сказочников (2 ч)




Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

1

15-19 янв


По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

1

22-26 янв.



Детские писатели (3 ч)




Книги С. Маршака. Выставка книг.

1

29 янв.-02 фев.


Книги-сборники произведений К. Чуковского.

1

05-09 февр.


Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

1

12-16 февр.



Сказки зарубежных писателей (3 ч)




Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1

26 фев.-02 марта


Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1

05-09 марта


В гостях у сказки.

1

12-16 марта



Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)




Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1

19-23 марта


Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

02-06 апр.



Дети — герои книг (3 ч)




Дети — герои книг детских писателей.

1

09-13 апр


Литературная игра «Вопросы и ответы».

1

16-20 апр.


Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.

1

23-27 апр.



Книги о животных (4 ч)




Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

30 апр.-04 мая


Книга Чаплиной В. «Питомцы зоопарка». Творческая работа «Мой маленький друг».






1

07-11мая


Книга Чаплиной В. «Питомцы зоопарка». Творческая работа «Мой маленький друг».


1

14-18 мая


Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг».





1

21-25 мая



ВСЕГО

33





Согласовано Согласовано

на заседании ШМО Зам. директора (УВР)

Учителей начальных классов ____________ /Андронова М.М. /

______________/Каменщикова О.Н.. / 29.08. 2017г.

Протокол от _____________________








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!