ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературная шкатулка» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования») ;
Примерной программы внеурочной деятельности
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013 г.
авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. ) В авторскую программу внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование.
Программа «Литературная шкатулка» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год(33 учебные недели) - 1 класс, 35 часов в год(35 учебных недель) - 2-4 класс.
Содержание программы
1 класс (33 ч)
Тема 1: Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Тема 2: Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Тема 3: Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Тема 4: Народная мудрость. Книги-сборники (3 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
Тема 5: По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Тема 6: Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Тема 7: Книги русских писателей-сказочников (2 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Тема 8: Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Тема 9: Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Тема 10: Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Тема 11: Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Тема 12: Книги о животных (4 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Планируемые результаты
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия 1-го года обучения:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Материально-техническое обеспечение.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 168с.
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Проектор,экран,DVD,презентации.
календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела и темы. | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
Здравствуй, книга (2 ч) | | | |
-
| Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1 | 01-08 сент | |
-
| Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 1 | 11-15 сент. | |
| Книги о Родине и родной природе (2 ч) | | | |
-
| Книги о Родине и природе. | 1 | 18-22 сент | |
-
| Н.Сладков «Золотой дождь» | 1 | 25-29 сент. | |
| Писатели детям (3 ч) | | | |
-
| Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 1 | 02-06 окт. | |
-
| Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 1 | 09-13 окт | |
-
| Книги современных писателей о детях. | 1 | 16-20 окт | |
| Народная мудрость. Книги-сборники (3ч) | | | |
-
| Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 1 | 23-27 окт | |
-
| Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 1 | 06-10 нояб. | |
-
| Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». | 1 | 13-17 нояб. | |
| По страницам книг В. Сутеева (3 ч) | | | |
-
| По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения). | 1 | 20-24 нояб. | |
-
| В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 1 | 27 нояб.-01 дек | |
-
| Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 1 | 04-08 дек. | |
| Сказки народов мира (3 ч) | | | |
-
| Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | 1 | 11-15 дек. | |
-
| Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведенем | 1 | 18-22 дек. | |
-
| Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 1 | 25 дек.-12 янв. | |
| Книги русских писателей-сказочников (2 ч) | | | |
-
| Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 1 | 15-19 янв | |
-
| По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. | 1 | 22-26 янв. | |
| Детские писатели (3 ч) | | | |
-
| Книги С. Маршака. Выставка книг. | 1 | 29 янв.-02 фев. | |
-
| Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 1 | 05-09 февр. | |
-
| Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 1 | 12-16 февр. | |
| Сказки зарубежных писателей (3 ч) | | | |
-
| Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1 | 26 фев.-02 марта | |
-
| Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 | 05-09 марта | |
-
| В гостях у сказки. | 1 | 12-16 марта | |
| Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч) | | | |
-
| Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 1 | 19-23 марта | |
-
| Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 1 | 02-06 апр. | |
| Дети — герои книг (3 ч) | | | |
-
| Дети — герои книг детских писателей. | 1 | 09-13 апр | |
-
| Литературная игра «Вопросы и ответы». | 1 | 16-20 апр. | |
-
| Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | 1 | 23-27 апр. | |
| Книги о животных (4 ч) | | | |
-
| Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | 30 апр.-04 мая | |
-
| Книга Чаплиной В. «Питомцы зоопарка». Творческая работа «Мой маленький друг». | 1 | 07-11мая | |
-
| Книга Чаплиной В. «Питомцы зоопарка». Творческая работа «Мой маленький друг». | 1 | 14-18 мая | |
-
| Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг». | 1 | 21-25 мая | |
| ВСЕГО | 33 | | |
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Зам. директора (УВР)
Учителей начальных классов ____________ /Андронова М.М. /
______________/Каменщикова О.Н.. / 29.08. 2017г.
Протокол от _____________________