РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности по математике в 7 классе
(РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА)
Составила: Кузьмина А. Л.
учитель математики МОУ СШ № 43
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Приказ МОРФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Закон РФ «ОБ образовании»
Рабочая программа составлена на основе программы внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» - Автор: Курбатова Н. Н. (Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г., 20.08.2016) и программы внеурочной деятельности по математике «Математика – часть нашей жизни»-Автор - Ладаева Л. Г.
Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, обеспечить осмысление математических знаний, их практического значения. Математическое образование не будет представляться им чем-то абстрактным, и все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”.
Данной программой предусмотрено использование всех заданий исключительно с практическим содержанием (в том числе и задания на смекалку). Освоение программы направлено на побуждение познавательного интереса к математике, установление связи математических знаний с ситуациями из повседневной жизни.
Включение в образовательный процесс математических задач практического содержания важно и в психологическом отношении, так как обеспечивает формирование познавательного интереса обучающихся и приобретение жизненного опыта, развивает логическое мышление.
Практическая значимость программы очевидна: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, истории математических открытий, профориентационная направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических средств способствует совершенствованию информационной грамотности учащихся. Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся, формируют потребность в самопознании, саморазвитии.
В основу программы заложена педагогическая идея моделирования реальных процессов, обуславливающих применение математических знаний. Созданные модели реальных ситуаций предусматривают решение учебных задач способом индивидуальной, групповой или коллективной деятельности, с привлечением информационных ресурсов, помощи родителей или иных взрослых, обладающих соответствующим опытом.
Реализация программы предусматривает использование в качестве методологической основы системно-деятельностный подход, проведение занятий в форме кружков, практических работ на местности и с использованием соответствующего оборудования, поисковых исследований, различных видов проектной и творческой деятельности.
Программа предназначена старшим подросткам, имеющим определенный запас базовых математических знаний. Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года и рассчитана на 35 академических часа.
Цели курса "Реальная математика"
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.
Данная программа разработана с целью накопления субъектного опыта моделирования ситуаций, в которых предусмотрено применение математических знаний в реальной действительности. Она способствует развитию предметных, метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, ориентирует ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения.
Программа ориентирована на базовый уровень владения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики, рассчитана на учащихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях.
Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. С целью повышения познавательной активности учащихся, развития способностей самостоятельного освоения знаний школьники обеспечены возможностью проводить самостоятельный поиск решения поставленной проблемы, поиск необходимой и полезной информации.
Основная цель программы: сформировать у школьников представления о математике как о комплексе знаний и умений, необходимых человеку для применения в различных сферах жизни.
Задачи курса "Реальная математика"
Образовательные: расширить представление учащихся о практической значимости математических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода прикладных задач на язык математики, сформировать устойчивый интерес к математике, как к области знаний.
Воспитательные: сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой.
Развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате прохождения программы школьники научатся:
Находить необходимую информацию в информационных источниках и в открытом информационном пространстве
Создавать презентации;
Распознавать математические понятия и применять их при решении задач практического характера;
Решать простейшие комбинаторные задачи путём осмысления их практического значения и с применением известных правил;
Применять некоторые приёмы быстрых решений практических задач;
Применять полученные знания для моделирования практических ситуаций;
Применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, на итоговой аттестации в дальнейшей практической деятельности.
Поиск решения поставленных учебных задач, решения предложенных практических задач и написания учебных проектов обеспечивает формирование у школьников способности к:
Целеполаганию (поставка и удержание цели);
Планированию деятельности (составление плана действий, которые приведут к необходимому результату);
Моделированию (представление способа деятельности через использование моделей, представление результата с помощью математической моделей);
Проявление инициативы в поиске способа (способов) решения задач;
Рефлексированию (видение проблемы; анализ результата деятельности – почему получилось (не получилось), видение своих трудностей, своих ошибок;
Организации коммуникативной деятельности в рамках деятельности пары, группы, коллектива (распределение обязанностей, взаимодействие при решении задач, отстаивание своей позиции, принятие или аргументированное отклонение других точек зрения).
Программа обеспечивает возможность школьниками достичь следующих предметных результатов:
Получение представлений об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
Овладение навыками инструментальных вычислений;
Овладение приемами решения практических задач;
Овладение геометрическим языком, умением использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, приобретение навыков практических измерений
Овладение знаниями об экономических и гражданско-правовых понятиях
Освоение программы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Умение ясно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
Умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта
Представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
Умение контролировать процесс и результат деятельности
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, моделей, задач, решений, рассуждений
Первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и практики, о средстве моделирования явлений и процессов
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем и представлять ее в понятной форме
Умение понимать и использовать математические модели для иллюстрации, интерпретации, аргументации
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и находить способы решения учебных и практических проблем
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Содержание программы обеспечивает межпредметные связи:
с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта, написание эссе.
С уроками черчения: изображение объекта.
С уроками экономики: использование экономических понятий в решении учебных и практических задач.
С уроками права и обществознания: использование понятий и правовых норм, законодательных актов в решении учебных и практических задач.
Планируемые результаты освоения программы курса
УУД | Формируемые умения | Средства формирования |
личностные | Мотивация к обучению Самоорганизация и саморазвитие Познавательные умения Умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве Умения и навыки практических действий для решения практических задач | Организация познавательной деятельности Организация парной, групповой, коллективной творческой деятельности Организация практической деятельности с использованием оборудования и подручных средств |
Метапредметные результаты |
регулятивные | Определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Планировать учебную деятельность на уроке и последовательность выполнения действий. Высказывать свои версии и предлагать способы их проверки (на основе продуктивных заданий). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (справочные пособия, инструменты, подручные средства). Определять успешность выполнения своего задания. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов | подведение к формулировке цели через зону ближайшего развития планирование действий для выполнения учебной задачи, распределение функций или ролей внутри группы, коллектива при содействии учителя внесение дополнений и корректив в план действий в случае отклонения от ожидаемого результата прогнозирование результата деятельности самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя оценка результатов деятельности и побуждение к преодолению затруднений |
познавательные | навыки решения проблем творческого и поискового характера, навыки поиска, анализа, интерпретации и конструирования информации. навыки выбора наиболее эффективных способов действий | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве обеспечить расширение границ поиска информации за счёт библиотечного центра и открытого информационного пространства |
коммуникативные | умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации защита проектов |
Содержание программы курса "Реальная математика"
В основу содержания программы заложены следующие психолого-педагогические принципы:
Доступность и наглядность;
Связь теории с практикой
Учет возрастных особенностей школьников;
Вовлечение обучающихся в активную деятельность
Целенаправленность и последовательность деятельности
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения;
Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом
Учет индивидуальных особенностей развития ребенка в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах их проявления.
Свободное развитие личности, приобретение жизненного опыта и знаний на собственном опыте.
Развитие ребенка через навыки общения в социуме, умение договариваться и слушать друг друга.
В основу содержания программы заложены следующие педагогические задачи:
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, родителями и другими взрослыми людьми для решения общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни
В основу реализации программы заложены следующая структура педагогической деятельности:
Регламентированная деятельность в форме занятий, в которых учитель является инициатором активности детей, предлагая выполнить составленные им задания.
Совместная деятельность педагога с детьми, которая предусматривает постановку и реализацию совместных задач, постановку учебной проблемы, решение которой обеспечивает освоение разных видов деятельности, приобщает к опыту поколений, нравственным ценностям, расширяет представления о практической деятельности человека.
Свободная деятельность детей, которая предусматривает свободный выбор темы учебного исследования, формы деятельности в этом исследовании и формы подачи результатов исследования. Такая деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, его творческую активность, свободное экспериментирование. Функция педагога здесь предусматривает создание предметной среды, отвечающей его интересам и имеющей развивающий характер, а также педагогическое сопровождение его учебной деятельности (заинтересованное наблюдения, консультирование, личное участие, поощрение самостоятельности)
Структура курса
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов |
1 | Математика в быту. Кому и зачем нужна математика? Разметка участка на местности (лабораторная работа) Меблировка комнаты (практическая работа) Расчет стоимости ремонта комнаты (лабораторная работа) Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи. Сколько стоит электричество? Математика и режим дня | 9 |
2 | Математика в профессии Из чего складывается заработная плата Что такое отчет? Математика в пищевой промышленности Математика в медицине Математика в промышленном производстве Математика в сфере обслуживания. Математика в спорте Математика и искусство | 11 |
3 | Математика в бизнесе | 4 |
4 | Математика и общество Штрафы и налоги Распродажи Тарифы Голосование | 4 |
5 | Математика в природе | 7 |
Краткая характеристика разделов программы
1 «Математика в быту» построен на основе идеи «образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в повседневной жизни.
Цель занятий со школьниками состоит в формировании навыков решения практических вопросов, связанных с применением математических знаний. При этом предполагается решение следующих задач:
сформировать представления о практических вопросах, связанных с повседневной жизнью человека и способах их решения;
развивать познавательную и творческую активность учащихся в процессе решения практических задач, навыки публичных выступлений;
воспитывать интерес учащихся к учебно-исследовательской деятельности.
В основе замысла программы лежит идея погружения учащихся в решение бытовых проблем, поиска рациональных подходов их решения, изучение опыта решения рассматриваемых вопросов в ходе совместной деятельности всех участников образовательного процесса (школьников, учителей, родителей).
Содержание программы построено как «маршрут познания бытовых проблем взрослых» с элементами учебного исследования. Освоение программы предусматривает ознакомление со способами решения таких вопросов, как выбор и расстановка мебели в комнате, выбор материалов для ремонта комнаты, произведение замеров и расчет стоимости ремонта, обсуждение вопросов конструктивного подхода к расходованию денежных средств, в том числе о способах экономии природных и материальных ресурсов, исследование вопроса существенных и незначительных расходов во время коллективных мероприятий, отдыха, роли математики в самоорганизации школьника.
Содержание учебных занятий предусматривает использование оборудования для практических и лабораторных работ, актуализацию необходимых математических знаний, постановку проблем, поиск решения проблем, решения математических задач, в том числе с использованием математического моделирования данных, выбор темы для проведения учебного исследования (индивидуально или в группах), консультирование и защиту проведенных исследований.
Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме фестиваля с представлением учебных проектов.
2 «Математика в профессии» построен на идеи погружения в деятельность человека определенной профессии и установления связи этой деятельности с математическими знаниями.
Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических знаний и умений, определили для себя уровень привлекательности отдельных профессий, получили возможность ориентации в сферах будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
расширить и углубить знания об отдельных аспектах профессиональной деятельности человека;
обозначить конкретные математические знания, которых наиболее значимы для человека;
сформировать умения выполнять простейшие должностные функции бухгалтера, мастера производства, продавца, тренера;
исследовать вопрос о необходимости математических знаний для художника, дизайнера, строителя, менеджера.
Учащиеся решают математические задачи, связанные с профессиональной деятельностью человека, практические задачи, связанные с функциональными обязанностями отдельных профессий.
Рассматриваемые задачи можно дополнить задачами реальной математики из банка задач по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Формулируемые проблемы следует связать с рассмотрением реальных материалов, используемых в профессиональной деятельности.
Подведение итогов деятельности обучающихся по данной теме можно провести в форме конкурса эссе по теме: «Моя будущая профессия».
3 «Математика в бизнесе» знакомит школьников с отдельными экономическими понятиями, математическими закономерностями, особенностями построения бизнеса.
Цель занятий состоит в том, чтобы сформировать у школьников основы знаний о таких понятиях, как рынок, конкуренция, издержки производства, доход, инвестиционные фонды и др.
Задачи:
сформировать у школьников представление о бизнесе, как о системе воспроизводства капитала;
ориентировать школьников на приобретение математических знаний, необходимых для предпринимательской деятельности.
Содержание программы состоит из трех основных блоков: информационный, формирующий умения и деловая игра.
Информационный блок предусматривает ознакомление с основными экономическими понятиями через систему докладов, сообщений, обсуждений, установления причинно-следственных связей, составления кластеров и т.п.
Блок, формирующий умения, предусматривает приобретение умений решать практические задачи.
Третий блок ориентирован на возможность применения приобретенных знаний и умений в ходе деловой игры, организуемой учителем.
4 «Математика и общество» ориентирует обучающихся на освоение экономических понятий и связанных с ними математических понятий, правил и закономерностей, необходимых каждому гражданину.
Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических знаний и умений в ситуациях, с которыми сталкивается каждый человек, осознали потребность в этих знаниях для успешной социализации и интеграции в экономическое пространство общества.
Задачи:
сформировать представление о таких правовых понятиях как штраф и штрафные санкции, о видах штрафов и их размерах;
научить производить вычисления, связанные со скидками в торговле, наценками и распродажами;
раскрыть содержание понятия «Тариф», рассмотреть вопросы о том, где человек сталкивается с тарифами, как производятся расчеты с использованием тарифов;
обеспечить воспитание гражданской сознательности в ходе ознакомления с такими явлениями гражданского общества как «Перепить населения», «Референдум», «Голосование» и решения задач, связанными с этими понятиями.
Учащиеся получают некоторые сведения о понятиях из области права, экономики и юриспруденции. Решение задач, связанных с этими понятиями убедит школьников в том, что математические знания имеют значение и для гуманитарных сфер деятельности человека.
Данный модуль не предусматривает написания проектов, но призван формировать у учащихся умения добывать и перерабатывать информацию, в том числе и в открытом информационном пространстве. На занятиях предусмотрено прослушивание докладов, сообщений, составление кластеров и синквейнов.
5 «Математика в природе» построен на основе идеи «исследовательского образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в природе.
Цель занятий состоит в том, чтобы исследовать математические закономерности, наблюдаемые в живой природе.
Важной задачей модуля является формирование у школьников умений работать с информацией: находить ее в разных источниках, перерабатывать, интерпретировать, сохранять и передавать.
Способствуя интеграции естественнонаучных и математических знаний, данный модуль подводит учащихся к пониманию неограниченности человеческого познания, возможности изучения свойств хорошо знакомых объектов с различных позиций.
Приводимое в модуле содержание может быть изменено или дополнено в соответствии с запросами и пожеланиями школьников.
Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме отчетной конференции, на которой следует подвести итоги темы и всего курса, отметить достижения учащихся, провести награждение.
Примерное тематическое планирование
№ п/п | Примерные темы, раскрывающие раздел программы | Кол-во часов | Основное содержание занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
| Кому и зачем нужна математика? | 1 | - обозначить необходимость использования математики в быту, в профессии, в бизнесе в ходе обсуждения - развивать математическое мышление и смекалку в ходе решения устных и полу устных заданий | - знакомятся с презентацией по теме - творческая работа в группах: поиск ответа на вопросы как используется математика в быту, кем и как используется математика в профессии, как помогает математика бизнесмену, встречаются ли математические понятия и закономерности в природе, - решение заданий на смекалку группами в форме соревнования |
| Разметка участка на местности | 1 | - провести актуализацию математических знаний, которые помогут осуществить разметку, провести расчет площади и периметра участка, стоимости ограждения участка. - исследование вопроса о том, какое необходимо оборудование. | - беседа в форме фронтальной работа - лабораторная работа: осуществить разметку участка на местности, провести расчет площади и периметра участка, стоимости ограждения участка - представление расчетов в форме защиты проекта |
| Меблировка комнаты (практическая работа) | 1 | - подвести к осмыслению выбора интерьера для определенной комнаты дома - моделировать обстановку комнаты на бумаге | - творческая работа в группах по выбору комнаты дома и интерьера для комнаты по подготовленному прайс-листу (прайс-лист готовит учитель как образец для дальнейшего выполнения подобных заданий учащимися) - моделирование мебели на клетчатой бумаге – моделирование обстановки комнаты на ее схеме |
| Расчет стоимости ремонта комнаты (лабораторная работа) | 1 | - осмысление вида ремонта для классной комнаты, выбора материалов, расчет количества расходных материалов и затрат на ремонт | - коллективная работа, направленная на осмысление потребностей для осуществления виртуального ремонта комнаты, распределение обязанностей по подготовке к виртуальному ремонту - произведение необходимых замеров на местности, просчетов потребностей в материалах для ремонта |
| Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи. Сколько стоит отдохнуть? | 1 | - ознакомление с понятие «Бюджет», статьями расходов каждой семьи - осмысление потребностей семьи с низким уровнем доходов, с высоким уровнем доходов, осознание потребностей школьника - осознание потребности человека в организации досуга, осмысление видов отдыха, сопутствующих затрат, расчет затрат для разных видов отдыха | - знакомятся с презентацией по теме - обсуждение с родителями потребностей семьи и затрат на эти потребности (домашнее задание к уроку) - творческая работа в группах по составлению таблицы доходов и расходов школьника и семей с различным уровнем дохода - организованное обсуждение видов отдыха всей семьей - творческая работа в группах по интересам, результатом которой станет мини-проект (необходим доступ к информационным ресурсам) |
| Сколько стоит электричество? | 1 | - осмысление на что и в каком количестве расходуется электричество - просчет затрат материальных ресурсов на электричество и сравнительный анализ результатов | - подготовка сообщений о различных видах ламп и их технических характеристиках (домашняя подготовка) - развитие навыков решения практических задач – воспитание рационального подхода к вопросам энергосбережения |
| Математика и режим дня | 1 | - осознание потребности в режиме дня как возможности сохранить здоровье и многое успевать - осмысление потребностей школьника в чередовании труда и отдыха - ознакомление с нормами СанПина в труде и отдыхе школьников разного возраста | - обсуждение вопросов, связанных с режимом дня - решение практических задач, связанных с затратами времени на труд и отдых школьника, родителей - мини-проект по составлению для себя режима дня на один день или на неделю |
| Урок-консультация | 1 | - консультирование учащихся по вопросам написания проектов по пройденным темам на их выбор | - задают вопросы, возникшие в ходе выполнения или оформления проектов |
| Защита учебных проектов | 1 | - защита проектов - рефлексия, самооценка и взаимооценка достижений | - представляют проекты |
| Из чего складывается заработная плата | 1 | - знакомятся с видами зарплат, способами начисления зарплат | - просмотр презентации по теме - знакомятся с правилами начисления зарплаты учителя |
| Из чего складывается заработная плата | 1 | - приобретают навыки вычисления объема зарплаты | - знакомятся с правилами начисления зарплаты учителя - работают в творческих группах по решению практических задач |
| Что такое отчет? | 1 | - осмысление понятия «отчет» в ходе обсуждения, формирование представления о математическом моделировании форм представления отчетов | - обсуждение вопросов, связанных с понятиями «отчет» и «математическая модель» под руководством учителя -решают практические задачи, связанные с отчетностью профессии учителя (отчет по качеству выполнения контрольной работы классом и моделирования результатов), с чтением графиков и диаграмм. |
| Математика в пищевой промышленности | 1 | - вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях -решение практических задач на части и проценты | - осознают необходимость математических знаний в профессии мастера в пищевом производстве |
| Математика в медицине | 1 | - вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях -решение практических задач на части и проценты | - осознают необходимость математических знаний в профессиях врача, фармацевта, лаборанта - развивают умения решать задачи на части и проценты, приобретают навыки прочтения результатов обследования и представления чисел в стандартном виде |
| Математика в промышленном производстве | 1 | - вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях -решение практических задач на производительность труда | - осознают необходимость математических знаний - развивают умения решать задачи на производительность труда |
| Математика в сфере обслуживания. | 1 | - вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях -решение практических задач на округление по недостатку или по избытку | - осознают необходимость математических знаний - развивают умения решать задачи на округление по недостатку или по избытку |
| Математика в спорте | 1 | - вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях - решение практических и комбинаторных задач | - осознают необходимость математических знаний - развивают умения решать практические и комбинаторные задачи |
| Математика и искусство | 1 | - вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях - выполнение практического задания по изображению объекта с учетом математических закономерностей | - слушают сообщение о Леонардо да Винчи (домашняя подготовка) - просмотр презентации по теме - формирование умения применения математических закономерностей в изображении объектов |
| Место математики в моей профессии | 1 | - осмысление профессиональных предпочтений и изложение их в форме эссе | - пишут эссе |
| Представление эссе по теме «Моя будущая профессия» | 1 | - осмысление значимости математических знаний в будущей профессии каждого из учащихся | - представляют свои эссе |
| Экономика бизнеса. | 1 | - осмысление понятия «Бизнес» и других понятий, связанных с бизнесом | - просмотр презентация, раскрывающая понятие «Бизнес» и иных понятий, связанных с бизнесом |
| Цена товара. | 1 | - осмысление того факта, что повышение стоимости с последующим понижением на те же проценты не дает исходной величины - развитие навыков решения задач на проценты | - решение задач практического характера с последующим осмыслением результатов, рассмотрение разных способов решения одной задачи |
| Цена товара. Наценки и скидки. | | - развитие навыков решения задач на проценты | - решение задач практического характера с последующим осмыслением результатов, рассмотрение разных способов решения одной задачи |
| Деловая игра. | 1 | - обеспечить запоминание и осмысление некоторых экономических понятий - развитие умений решать задачи экономического характера - воспитывать умения просчитывать риски | - разбиваются на команды и соревнуются в ходе выполнения заданий |
| Штрафы и налоги | 1 | - ознакомление с понятиями «Штраф» и «Пени», осознание их значения для сфер деятельности человека - развитие навыков решения задач на проценты - воспитание сознательной гражданской позиции | - просмотр презентации, раскрывающей понятия «Штраф» и «Пени», - обсуждение действий, приводящих назначению штрафов и пени, и действий им противостоящих - решение практических задач на проценты |
| Распродажи | 1 | - ознакомление с понятием «распродажа», с ситуациями, когда проводят распродажи - развитие навыков решения задач на проценты | - осознают значение распродаж для экономии семейного бюджета - развивают навыки решения задач на проценты |
| Тарифы | 1 | - ознакомление с понятием «Тариф» и сферами использования этого понятия - решение задач практического содержания | - осознают понятие «Тариф» и знакомятся со сферами, в которых используется понятие - решают задачи практического содержания |
| Голосование | 1 | - обсуждение таких гражданско-правовых событий, как голосование, перепись, референдум, их значения для жизни общества - развитие навыков решения практических задач | - заслушивают сообщения по темам «Голосование», «Перепись населения», «Референдум», задают вопросы, осмысляют их значения для жизни общества - решают задачи практического содержания |
| Зачет по теме «Математика в обществе» | 1 | - контроль умений и навыков решения задач | - Решают на зачет задачи практического содержания |
| Что и как экономят пчелы? | 1 | - ознакомление с понятием «Правильный многоугольник» - выполнение практического задания-исследования на выкладывание на поверхности правильных многоугольников | - просмотр презентации по теме «Правильные многоугольники» - практическая деятельность с моделями многоугольников на исследование возможности покрыть поверхность правильными многоугольниками и вопроса экономии расходных материалов - анализ результатов и практическое значение проведенного исследования |
| Какова высота дерева? (лабораторная работа) | 1 | - провести актуализацию математических знаний, которые помогут осуществить расчет высоты дерева - исследование вопроса о том, какое необходимо оборудование. | - беседа в форме фронтальной работа - лабораторная работа: осуществить замеры и произвести расчет высоты дерева на местности - представление расчетов в форме защиты проекта |
| «Золотое сечение» в живой и в неживой природе | 1 | - напомнить правила нахождения симметрии у объекта, построения объектов, обладающих симметрией - отработать понятие на примере практического задания | - выполняют практическое задание на исследование наличия золотого сечения у объекта |
| Симметрия вокруг нас | 1 | - напомнить правила нахождения симметрии у объекта, построения объектов, обладающих симметрией | - решают практические задачи с использованием известных правил и закономерностей, связанных с симметрией |
| Симметрия вокруг нас | 1 | - построения объектов, обладающих симметрией | - решают практические задачи с использованием известных правил и закономерностей, связанных с симметрией |
| Отчетная конференция | 1 | Защита проектов на открытой конференции, поощрение, награждение | - защищают учебные проекты |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Д.В.Григорьева, П.П.Степанова. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М: Просвещение, 2014 г.
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 класс. – М: Просвещение, 2010 г.
В.Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование. – М: Просвещение, 2014 г.
Балк М. Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1971.
Степанов В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: книга для учителя: из опыта работы. — М.: «Просвещение», 1991.
Лиман М. М. «Школьникам о математике и математиках»: Пособие для учащихся 4–8 кл. средней школы. — М.: Просвещение, 1981.
Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин «Математическая шкатулка», М, Просвещение, 1988 г.
Л. И. Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, Глобус, 2008 г.
И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5–6 классы» Москва, «Просвещение», 2009 г.
10. Н. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М: Просвещение, 2013 г.
Ю.Баранова, А.Кисляков и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации. М: Просвещение, 2014 г.
А.Макеева. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-8 классы. – М: Просвещение, 2013 г.
С.Третьякова, А.Иванов и др. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. – М: Просвещение, 2014 г.
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Авантаж, 2003. – 688с.
Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. - М: Аванта +, 1998 г.
Энциклопедия для детей. Том 34. Выбор профессии. - М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2009 г.
Энциклопедия для детей. Том 26. Бизнес. - М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2008 г.
Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Часть 1. Экономика и политика - М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2008 г.