СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 7 класса - Реальная математика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе сле­дующих документов:

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального об­щего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для обще­образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

Приказ МОРФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента госу­дарственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Закон РФ «ОБ образовании»

Рабочая программа составлена на основе программы внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» - Автор: Курбатова Н. Н. (Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г., 20.08.2016) и программы внеурочной деятельности по математике «Математика – часть нашей жизни»-Автор - Ладаева Л. Г.

Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, обеспечить осмысление математических знаний, их практического значения. Математическое образование не будет представляться им чем-то абстрактным, и все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”.

Данной программой предусмотрено использование всех заданий исключительно с практическим содержанием (в том числе и задания на смекалку). Освоение программы направлено на побуждение познавательного интереса к математике, установление связи математических знаний с ситуациями из повседневной жизни.

Включение в образовательный процесс математических задач практического содержания важно и в психологическом отношении, так как обеспечивает формирование познавательного интереса обучающихся и приобретение жизненного опыта, развивает логическое мышление.

Практическая значимость программы очевидна: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, истории математических открытий, профориентационная направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических средств способствует совершенствованию информационной грамотности учащихся. Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся, формируют потребность в самопознании, саморазвитии.

В основу программы заложена педагогическая идея моделирования реальных процессов, обуславливающих применение математических знаний. Созданные модели реальных ситуаций предусматривают решение учебных задач способом индивидуальной, групповой или коллективной деятельности, с привлечением информационных ресурсов, помощи родителей или иных взрослых, обладающих соответствующим опытом.

Реализация программы предусматривает использование в качестве методологической основы системно-деятельностный подход, проведение занятий в форме кружков, практических работ на местности и с использованием соответствующего оборудования, поисковых исследований, различных видов проектной и творческой деятельности.

Программа предназначена старшим подросткам, имеющим определенный запас базовых математических знаний. Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года и рассчитана на 35 академических часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 7 класса - Реальная математика»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности по математике в 7 классе

(РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА)

Составила: Кузьмина А. Л.

учитель математики МОУ СШ № 43

2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка


Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе сле­дующих документов:

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального об­щего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для обще­образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

Приказ МОРФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента госу­дарственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Закон РФ «ОБ образовании»

Рабочая программа составлена на основе программы внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» - Автор: Курбатова Н. Н. (Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г., 20.08.2016) и программы внеурочной деятельности по математике «Математика – часть нашей жизни»-Автор - Ладаева Л. Г.

Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, обеспечить осмысление математических знаний, их практического значения. Математическое образование не будет представляться им чем-то абстрактным, и все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”.

Данной программой предусмотрено использование всех заданий исключительно с практическим содержанием (в том числе и задания на смекалку). Освоение программы направлено на побуждение познавательного интереса к математике, установление связи математических знаний с ситуациями из повседневной жизни.

Включение в образовательный процесс математических задач практического содержания важно и в психологическом отношении, так как обеспечивает формирование познавательного интереса обучающихся и приобретение жизненного опыта, развивает логическое мышление.

Практическая значимость программы очевидна: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, истории математических открытий, профориентационная направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических средств способствует совершенствованию информационной грамотности учащихся. Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся, формируют потребность в самопознании, саморазвитии.

В основу программы заложена педагогическая идея моделирования реальных процессов, обуславливающих применение математических знаний. Созданные модели реальных ситуаций предусматривают решение учебных задач способом индивидуальной, групповой или коллективной деятельности, с привлечением информационных ресурсов, помощи родителей или иных взрослых, обладающих соответствующим опытом.

Реализация программы предусматривает использование в качестве методологической основы системно-деятельностный подход, проведение занятий в форме кружков, практических работ на местности и с использованием соответствующего оборудования, поисковых исследований, различных видов проектной и творческой деятельности.

Программа предназначена старшим подросткам, имеющим определенный запас базовых математических знаний. Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года и рассчитана на 35 академических часа.


Цели курса "Реальная математика"

Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.

Данная программа разработана с целью накопления субъектного опыта моделирования ситуаций, в которых предусмотрено применение математических знаний в реальной действительности. Она способствует развитию предметных, метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, ориентирует ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения.

Программа ориентирована на базовый уровень владения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики, рассчитана на учащихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях.

Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. С целью повышения познавательной активности учащихся, развития способностей самостоятельного освоения знаний школьники обеспечены возможностью проводить самостоятельный поиск решения поставленной проблемы, поиск необходимой и полезной информации.

Основная цель программы: сформировать у школьников представления о математике как о комплексе знаний и умений, необходимых человеку для применения в различных сферах жизни.


Задачи курса "Реальная математика"

Образовательные: расширить представление учащихся о практической значимости математических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода прикладных задач на язык математики, сформировать устойчивый интерес к математике, как к области знаний.

Воспитательные: сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой.

Развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами.

Ожидаемые результаты реализации программы


В результате прохождения программы школьники научатся:

  • Находить необходимую информацию в информационных источниках и в открытом информационном пространстве

  • Создавать презентации;

  • Распознавать математические понятия и применять их при решении задач практического характера;

  • Решать простейшие комбинаторные задачи путём осмысления их практического значения и с применением известных правил;

  • Применять некоторые приёмы быстрых решений практических задач;

  • Применять полученные знания для моделирования практических ситуаций;

  • Применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, на итоговой аттестации в дальнейшей практической деятельности.


Поиск решения поставленных учебных задач, решения предложенных практических задач и написания учебных проектов обеспечивает формирование у школьников способности к:

  • Целеполаганию (поставка и удержание цели);

  • Планированию деятельности (составление плана действий, которые приведут к необходимому результату);

  • Моделированию (представление способа деятельности через использование моделей, представление результата с помощью математической моделей);

  • Проявление инициативы в поиске способа (способов) решения задач;

  • Рефлексированию (видение проблемы; анализ результата деятельности – почему получилось (не получилось), видение своих трудностей, своих ошибок;

  • Организации коммуникативной деятельности в рамках деятельности пары, группы, коллектива (распределение обязанностей, взаимодействие при решении задач, отстаивание своей позиции, принятие или аргументированное отклонение других точек зрения).


Программа обеспечивает возможность школьниками достичь следующих предметных результатов:

  • Получение представлений об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • Овладение навыками инструментальных вычислений;

  • Овладение приемами решения практических задач;

  • Овладение геометрическим языком, умением использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, приобретение навыков практических измерений

  • Овладение знаниями об экономических и гражданско-правовых понятиях



Освоение программы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  • В личностном направлении:

  1. Умение ясно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры

  2. Умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта

  3. Представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности

  4. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

  5. Умение контролировать процесс и результат деятельности

  6. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, моделей, задач, решений, рассуждений


  • В метапредметном направлении:

  1. Первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и практики, о средстве моделирования явлений и процессов

  2. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни

  3. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем и представлять ее в понятной форме

  4. Умение понимать и использовать математические модели для иллюстрации, интерпретации, аргументации

  5. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки

  6. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

  7. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и находить способы решения учебных и практических проблем

  8. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера


Содержание программы обеспечивает межпредметные связи:

  • с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций; 

  • с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта, написание эссе.

  • С уроками черчения: изображение объекта.

  • С уроками экономики: использование экономических понятий в решении учебных и практических задач.

  • С уроками права и обществознания: использование понятий и правовых норм, законодательных актов в решении учебных и практических задач.











Планируемые результаты освоения программы курса



УУД


Формируемые умения


Средства формирования

личностные

  • Мотивация к обучению

  • Самоорганизация и саморазвитие

  • Познавательные умения

  • Умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

  • Умения и навыки практических действий для решения практических задач

  • Организация познавательной деятельности

  • Организация парной, групповой, коллективной творческой деятельности

  • Организация практической деятельности с использованием оборудования и подручных средств

Метапредметные результаты


регулятивные

  • Определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Планировать учебную деятельность на уроке и последовательность выполнения действий.

  • Высказывать свои версии и предлагать способы их проверки (на основе продуктивных заданий).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (справочные пособия, инструменты, подручные средства).

  • Определять успешность выполнения своего задания.

  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов

  • подведение к формулировке цели через зону ближайшего развития

  • планирование действий для выполнения учебной задачи, распределение функций или ролей внутри группы, коллектива при содействии учителя

  • внесение дополнений и корректив в план действий в случае отклонения от ожидаемого результата

  • прогнозирование результата деятельности

  • самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя

  • оценка результатов деятельности и побуждение к преодолению затруднений


познавательные


  • навыки решения проблем творческого и поискового характера,

  • навыки поиска, анализа, интерпретации и конструирования информации.

  • навыки выбора наиболее эффективных способов действий


  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

  • обеспечить расширение границ поиска информации за счёт библиотечного центра и открытого информационного пространства


коммуникативные

  • умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников

  • достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

  • защита проектов


Содержание программы курса "Реальная математика"

В основу содержания программы заложены следующие психолого-педагогические принципы:

  • Доступность и наглядность;

  • Связь теории с практикой

  • Учет возрастных особенностей школьников;

  • Вовлечение обучающихся в активную деятельность

  • Целенаправленность и последовательность деятельности

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения;

  • Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

  • Системная организация управления учебно-воспитательным процессом

  • Учет индивидуальных особенностей развития ребенка в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах их проявления.

  • Свободное развитие личности, приобретение жизненного опыта и знаний на собственном опыте.

  • Развитие ребенка через навыки общения в социуме, умение договариваться и слушать друг друга.

В основу содержания программы заложены следующие педагогические задачи:

  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения

  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, родителями и другими взрослыми людьми для решения общих проблем.

  • Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни

В основу реализации программы заложены следующая структура педагогической деятельности:

  1. Регламентированная деятельность в форме занятий, в которых учитель является инициатором активности детей, предлагая выполнить составленные им задания.

  2. Совместная деятельность педагога с детьми, которая предусматривает постановку и реализацию совместных задач, постановку учебной проблемы, решение которой обеспечивает освоение разных видов деятельности, приобщает к опыту поколений, нравственным ценностям, расширяет представления о практической деятельности человека.

  3. Свободная деятельность детей, которая предусматривает свободный выбор темы учебного исследования, формы деятельности в этом исследовании и формы подачи результатов исследования. Такая деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, его творческую активность, свободное экспериментирование. Функция педагога здесь предусматривает создание предметной среды, отвечающей его интересам и имеющей развивающий характер, а также педагогическое сопровождение его учебной деятельности (заинтересованное наблюдения, консультирование, личное участие, поощрение самостоятельности)















Структура курса



№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

1

Математика в быту.

  • Кому и зачем нужна математика?

  • Разметка участка на местности (лабораторная работа)

  • Меблировка комнаты (практическая работа)

  • Расчет стоимости ремонта комнаты (лабораторная работа)

  • Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи.

  • Сколько стоит электричество?

  • Математика и режим дня


9

2

Математика в профессии

  • Из чего складывается заработная плата

  • Что такое отчет?

  • Математика в пищевой промышленности

  • Математика в медицине

  • Математика в промышленном производстве

  • Математика в сфере обслуживания.

  • Математика в спорте

  • Математика и искусство


11

3

Математика в бизнесе

  • Экономика бизнеса.

  • Цена товара. Наценки и скидки.

  • Деловая игра.


4

4

Математика и общество

  • Штрафы и налоги

  • Распродажи

  • Тарифы

  • Голосование


4

5

Математика в природе

  • Что и как экономят пчелы?

  • Какова высота дерева?

  • «Золотое сечение» в живой природе

  • Симметрия вокруг нас


7



















Краткая характеристика разделов программы



1 «Математика в быту» построен на основе идеи «образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в повседневной жизни.

Цель занятий со школьниками состоит в формировании навыков решения практических вопросов, связанных с применением математических знаний. При этом предполагается решение следующих задач:

  • сформировать представления о практических вопросах, связанных с повседневной жизнью человека и способах их решения;

  • развивать познавательную и творческую активность учащихся в процессе решения практических задач, навыки публичных выступлений;

  • воспитывать интерес учащихся к учебно-исследовательской деятельности.

В основе замысла программы лежит идея погружения учащихся в решение бытовых проблем, поиска рациональных подходов их решения, изучение опыта решения рассматриваемых вопросов в ходе совместной деятельности всех участников образовательного процесса (школьников, учителей, родителей).

Содержание программы построено как «маршрут познания бытовых проблем взрослых» с элементами учебного исследования. Освоение программы предусматривает ознакомление со способами решения таких вопросов, как выбор и расстановка мебели в комнате, выбор материалов для ремонта комнаты, произведение замеров и расчет стоимости ремонта, обсуждение вопросов конструктивного подхода к расходованию денежных средств, в том числе о способах экономии природных и материальных ресурсов, исследование вопроса существенных и незначительных расходов во время коллективных мероприятий, отдыха, роли математики в самоорганизации школьника.

Содержание учебных занятий предусматривает использование оборудования для практических и лабораторных работ, актуализацию необходимых математических знаний, постановку проблем, поиск решения проблем, решения математических задач, в том числе с использованием математического моделирования данных, выбор темы для проведения учебного исследования (индивидуально или в группах), консультирование и защиту проведенных исследований.

Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме фестиваля с представлением учебных проектов.

2 «Математика в профессии» построен на идеи погружения в деятельность человека определенной профессии и установления связи этой деятельности с математическими знаниями.

Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических знаний и умений, определили для себя уровень привлекательности отдельных профессий, получили возможность ориентации в сферах будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • расширить и углубить знания об отдельных аспектах профессиональной деятельности человека;

  • обозначить конкретные математические знания, которых наиболее значимы для человека;

  • сформировать умения выполнять простейшие должностные функции бухгалтера, мастера производства, продавца, тренера;

  • исследовать вопрос о необходимости математических знаний для художника, дизайнера, строителя, менеджера.

Учащиеся решают математические задачи, связанные с профессиональной деятельностью человека, практические задачи, связанные с функциональными обязанностями отдельных профессий.

Рассматриваемые задачи можно дополнить задачами реальной математики из банка задач по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Формулируемые проблемы следует связать с рассмотрением реальных материалов, используемых в профессиональной деятельности.

Подведение итогов деятельности обучающихся по данной теме можно провести в форме конкурса эссе по теме: «Моя будущая профессия».

3 «Математика в бизнесе» знакомит школьников с отдельными экономическими понятиями, математическими закономерностями, особенностями построения бизнеса.

Цель занятий состоит в том, чтобы сформировать у школьников основы знаний о таких понятиях, как рынок, конкуренция, издержки производства, доход, инвестиционные фонды и др.

Задачи:

  • сформировать у школьников представление о бизнесе, как о системе воспроизводства капитала;

  • ориентировать школьников на приобретение математических знаний, необходимых для предпринимательской деятельности.


Содержание программы состоит из трех основных блоков: информационный, формирующий умения и деловая игра.

Информационный блок предусматривает ознакомление с основными экономическими понятиями через систему докладов, сообщений, обсуждений, установления причинно-следственных связей, составления кластеров и т.п.

Блок, формирующий умения, предусматривает приобретение умений решать практические задачи.

Третий блок ориентирован на возможность применения приобретенных знаний и умений в ходе деловой игры, организуемой учителем.


4 «Математика и общество» ориентирует обучающихся на освоение экономических понятий и связанных с ними математических понятий, правил и закономерностей, необходимых каждому гражданину.

Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических знаний и умений в ситуациях, с которыми сталкивается каждый человек, осознали потребность в этих знаниях для успешной социализации и интеграции в экономическое пространство общества.

Задачи:

  • сформировать представление о таких правовых понятиях как штраф и штрафные санкции, о видах штрафов и их размерах;

  • научить производить вычисления, связанные со скидками в торговле, наценками и распродажами;

  • раскрыть содержание понятия «Тариф», рассмотреть вопросы о том, где человек сталкивается с тарифами, как производятся расчеты с использованием тарифов;

  • обеспечить воспитание гражданской сознательности в ходе ознакомления с такими явлениями гражданского общества как «Перепить населения», «Референдум», «Голосование» и решения задач, связанными с этими понятиями.


Учащиеся получают некоторые сведения о понятиях из области права, экономики и юриспруденции. Решение задач, связанных с этими понятиями убедит школьников в том, что математические знания имеют значение и для гуманитарных сфер деятельности человека.

Данный модуль не предусматривает написания проектов, но призван формировать у учащихся умения добывать и перерабатывать информацию, в том числе и в открытом информационном пространстве. На занятиях предусмотрено прослушивание докладов, сообщений, составление кластеров и синквейнов.

5 «Математика в природе» построен на основе идеи «исследовательского образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в природе.

Цель занятий состоит в том, чтобы исследовать математические закономерности, наблюдаемые в живой природе.

Важной задачей модуля является формирование у школьников умений работать с информацией: находить ее в разных источниках, перерабатывать, интерпретировать, сохранять и передавать.

Способствуя интеграции естественнонаучных и математических знаний, данный модуль подводит учащихся к пониманию неограниченности человеческого познания, возможности изучения свойств хорошо знакомых объектов с различных позиций.

Приводимое в модуле содержание может быть изменено или дополнено в соответствии с запросами и пожеланиями школьников.

Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме отчетной конференции, на которой следует подвести итоги темы и всего курса, отметить достижения учащихся, провести награждение.

















































Примерное тематическое планирование

№ п/п

Примерные темы, раскрывающие раздел программы

Кол-во часов

Основное содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Кому и зачем нужна математика?

1

- обозначить необходимость использования математики в быту, в профессии, в бизнесе в ходе обсуждения

- развивать математическое мышление и смекалку в ходе решения устных и полу устных заданий

- знакомятся с презентацией по теме

- творческая работа в группах: поиск ответа на вопросы как используется математика в быту, кем и как используется математика в профессии, как помогает математика бизнесмену, встречаются ли математические понятия и закономерности в природе,

- решение заданий на смекалку группами в форме соревнования

Разметка участка на местности

1

- провести актуализацию математических знаний, которые помогут осуществить разметку, провести расчет площади и периметра участка, стоимости ограждения участка.

- исследование вопроса о том, какое необходимо оборудование.

- беседа в форме фронтальной работа

- лабораторная работа: осуществить разметку участка на местности, провести расчет площади и периметра участка, стоимости ограждения участка

- представление расчетов в форме защиты проекта


Меблировка комнаты (практическая работа)

1

- подвести к осмыслению выбора интерьера для определенной комнаты дома

- моделировать обстановку комнаты на бумаге

- творческая работа в группах по выбору комнаты дома и интерьера для комнаты по подготовленному прайс-листу (прайс-лист готовит учитель как образец для дальнейшего выполнения подобных заданий учащимися)

- моделирование мебели на клетчатой бумаге

– моделирование обстановки комнаты на ее схеме

Расчет стоимости ремонта комнаты (лабораторная работа)

1

- осмысление вида ремонта для классной комнаты, выбора материалов, расчет количества расходных материалов и затрат на ремонт


- коллективная работа, направленная на осмысление потребностей для осуществления виртуального ремонта комнаты, распределение обязанностей по подготовке к виртуальному ремонту

- произведение необходимых замеров на местности, просчетов потребностей в материалах для ремонта

Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи. Сколько стоит отдохнуть?

1

- ознакомление с понятие «Бюджет», статьями расходов каждой семьи

- осмысление потребностей семьи с низким уровнем доходов, с высоким уровнем доходов, осознание потребностей школьника

- осознание потребности человека в организации досуга, осмысление видов отдыха, сопутствующих затрат, расчет затрат для разных видов отдыха

- знакомятся с презентацией по теме

- обсуждение с родителями потребностей семьи и затрат на эти потребности (домашнее задание к уроку)

- творческая работа в группах по составлению таблицы доходов и расходов школьника и семей с различным уровнем дохода

- организованное обсуждение видов отдыха всей семьей

- творческая работа в группах по интересам, результатом которой станет мини-проект (необходим доступ к информационным ресурсам)

Сколько стоит электричество?

1

- осмысление на что и в каком количестве расходуется электричество

- просчет затрат материальных ресурсов на электричество и сравнительный анализ результатов

- подготовка сообщений о различных видах ламп и их технических характеристиках (домашняя подготовка)

- развитие навыков решения практических задач – воспитание рационального подхода к вопросам энергосбережения

Математика и режим дня

1

- осознание потребности в режиме дня как возможности сохранить здоровье и многое успевать

- осмысление потребностей школьника в чередовании труда и отдыха

- ознакомление с нормами СанПина в труде и отдыхе школьников разного возраста

- обсуждение вопросов, связанных с режимом дня

- решение практических задач, связанных с затратами времени на труд и отдых школьника, родителей

- мини-проект по составлению для себя режима дня на один день или на неделю

Урок-консультация

1

- консультирование учащихся по вопросам написания проектов по пройденным темам на их выбор

- задают вопросы, возникшие в ходе выполнения или оформления проектов

Защита учебных проектов

1

- защита проектов

- рефлексия, самооценка и взаимооценка достижений

- представляют проекты

Из чего складывается заработная плата

1

- знакомятся с видами зарплат, способами начисления зарплат

- просмотр презентации по теме

- знакомятся с правилами начисления зарплаты учителя

Из чего складывается заработная плата

1

- приобретают навыки вычисления объема зарплаты

- знакомятся с правилами начисления зарплаты учителя

- работают в творческих группах по решению практических задач

Что такое отчет?

1

- осмысление понятия «отчет» в ходе обсуждения, формирование представления о математическом моделировании форм представления отчетов

- обсуждение вопросов, связанных с понятиями «отчет» и «математическая модель» под руководством учителя

-решают практические задачи, связанные с отчетностью профессии учителя (отчет по качеству выполнения контрольной работы классом и моделирования результатов), с чтением графиков и диаграмм.

Математика в пищевой промышленности

1

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

-решение практических задач на части и проценты

- осознают необходимость математических знаний в профессии мастера в пищевом производстве


Математика в медицине

1

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

-решение практических задач на части и проценты

- осознают необходимость математических знаний в профессиях врача, фармацевта, лаборанта

- развивают умения решать задачи на части и проценты, приобретают навыки прочтения результатов обследования и представления чисел в стандартном виде

Математика в промышленном производстве

1

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

-решение практических задач на производительность труда

- осознают необходимость математических знаний

- развивают умения решать задачи на производительность труда

Математика в сфере обслуживания.

1

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

-решение практических задач на округление по недостатку или по избытку

- осознают необходимость математических знаний

- развивают умения решать задачи на округление по недостатку или по избытку

Математика в спорте

1

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

- решение практических и комбинаторных задач

- осознают необходимость математических знаний

- развивают умения решать практические и комбинаторные задачи

Математика и искусство

1

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

- выполнение практического задания по изображению объекта с учетом математических закономерностей

- слушают сообщение о Леонардо да Винчи (домашняя подготовка)

- просмотр презентации по теме

- формирование умения применения математических закономерностей в изображении объектов

Место математики в моей профессии

1

- осмысление профессиональных предпочтений и изложение их в форме эссе

- пишут эссе

Представление эссе по теме «Моя будущая профессия»

1

- осмысление значимости математических знаний в будущей профессии каждого из учащихся

- представляют свои эссе

Экономика бизнеса.

1

- осмысление понятия «Бизнес» и других понятий, связанных с бизнесом

- просмотр презентация, раскрывающая понятие «Бизнес» и иных понятий, связанных с бизнесом

Цена товара.

1

- осмысление того факта, что повышение стоимости с последующим понижением на те же проценты не дает исходной величины

- развитие навыков решения задач на проценты

- решение задач практического характера с последующим осмыслением результатов, рассмотрение разных способов решения одной задачи

Цена товара. Наценки и скидки.


- развитие навыков решения задач на проценты

- решение задач практического характера с последующим осмыслением результатов, рассмотрение разных способов решения одной задачи

Деловая игра.

1

- обеспечить запоминание и осмысление некоторых экономических понятий

- развитие умений решать задачи экономического характера

- воспитывать умения просчитывать риски

- разбиваются на команды и соревнуются в ходе выполнения заданий

Штрафы и налоги

1

- ознакомление с понятиями «Штраф» и «Пени», осознание их значения для сфер деятельности человека

- развитие навыков решения задач на проценты

- воспитание сознательной гражданской позиции

- просмотр презентации, раскрывающей понятия «Штраф» и «Пени»,

- обсуждение действий, приводящих назначению штрафов и пени, и действий им противостоящих

- решение практических задач на проценты

Распродажи

1

- ознакомление с понятием «распродажа», с ситуациями, когда проводят распродажи

- развитие навыков решения задач на проценты

- осознают значение распродаж для экономии семейного бюджета

- развивают навыки решения задач на проценты

Тарифы

1

- ознакомление с понятием «Тариф» и сферами использования этого понятия

- решение задач практического содержания

- осознают понятие «Тариф» и знакомятся со сферами, в которых используется понятие

- решают задачи практического содержания

Голосование

1

- обсуждение таких гражданско-правовых событий, как голосование, перепись, референдум, их значения для жизни общества

- развитие навыков решения практических задач

- заслушивают сообщения по темам «Голосование», «Перепись населения», «Референдум», задают вопросы, осмысляют их значения для жизни общества

- решают задачи практического содержания

Зачет по теме «Математика в обществе»

1

- контроль умений и навыков решения задач

- Решают на зачет задачи практического содержания

Что и как экономят пчелы?

1

- ознакомление с понятием «Правильный многоугольник»

- выполнение практического задания-исследования на выкладывание на поверхности правильных многоугольников

- просмотр презентации по теме «Правильные многоугольники»

- практическая деятельность с моделями многоугольников на исследование возможности покрыть поверхность правильными многоугольниками и вопроса экономии расходных материалов

- анализ результатов и практическое значение проведенного исследования

Какова высота дерева? (лабораторная работа)

1

- провести актуализацию математических знаний, которые помогут осуществить расчет высоты дерева

- исследование вопроса о том, какое необходимо оборудование.

- беседа в форме фронтальной работа

- лабораторная работа: осуществить замеры и произвести расчет высоты дерева на местности

- представление расчетов в форме защиты проекта


«Золотое сечение» в живой и в неживой природе

1

- напомнить правила нахождения симметрии у объекта, построения объектов, обладающих симметрией

- отработать понятие на примере практического задания

- выполняют практическое задание на исследование наличия золотого сечения у объекта

Симметрия вокруг нас

1

- напомнить правила нахождения симметрии у объекта, построения объектов, обладающих симметрией

- решают практические задачи с использованием известных правил и закономерностей, связанных с симметрией

Симметрия вокруг нас

1

- построения объектов, обладающих симметрией

- решают практические задачи с использованием известных правил и закономерностей, связанных с симметрией

Отчетная конференция

1

Защита проектов на открытой конференции, поощрение, награждение

- защищают учебные проекты



























ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Д.В.Григорьева, П.П.Степанова. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М: Просвещение, 2014 г.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 класс. – М: Просвещение, 2010 г.

  3. В.Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование. – М: Просвещение, 2014 г.

  4. Балк М. Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1971.

  5. Степанов В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: книга для учителя: из опыта работы. — М.: «Просвещение», 1991.

  6. Лиман М. М. «Школьникам о математике и математиках»: Пособие для учащихся 4–8 кл. средней школы. — М.: Просвещение, 1981.

  7. Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин «Математическая шкатулка», М, Просвещение, 1988 г.

  8. Л. И. Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, Глобус, 2008 г.

  9. И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5–6 классы» Москва, «Просвещение», 2009 г.
    10. Н. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М: Просвещение, 2013 г.

  10. Ю.Баранова, А.Кисляков и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации. М: Просвещение, 2014 г.

  11. А.Макеева. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-8 классы. – М: Просвещение, 2013 г.

  12. С.Третьякова, А.Иванов и др. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. – М: Просвещение, 2014 г.

  13. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Авантаж, 2003. – 688с.

  14. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. - М: Аванта +, 1998 г.

  15. Энциклопедия для детей. Том 34. Выбор профессии. - М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2009 г.

  16. Энциклопедия для детей. Том 26. Бизнес. - М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2008 г.

  17. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Часть 1. Экономика и политика - М: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2008 г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!