Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО классных руководителей
Протокол заседания №1
Руководитель МО
_____________________
И.Г. Калаева
«_____» августа 2016г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Приказ № ____
от «___» август 2017
Директор школы
С.В. Гасай
___________________________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Подарок своими руками»
для учащихся 1-4 класс
на 2017 – 2018 у/г
Составитель: Яловенко Оксана Петровна -
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подарок своими руками» реализует социальное направление и составлена в соответствии со следующими документами: Годовой календарный учебный график, план внеурочной деятельности ОУ, ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Поломошенская СОШ», Положение о рабочей программе по учебным предметам, учебным курсам и внеурочной деятельности по ФГОС НОО.
Программа составлена для учащихся 1-4 классов МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа». Срок реализации программы 2017-2018 у/г.
Новизна: Обучаясь в кружке «Подарок своими руками» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.
Актуальность. «Подарок» в справочной литературе определяется как художественное изделие, какой-либо предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят, дарят кому-нибудь с целью доставить удовольствие, пользу. В каждом доме есть вещи, связанные с яркими эмоциями, светлыми мыслями и радостными минутами, которые непременно связывают нас с людьми, сделавшими их или подарившими эти дорогие сердцу вещицы.
В программе «Подарок своими руками» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.
Обоснование выбора используемой программы
Особенности программы состоит в том, что в отличие от различных используемых программ данная программа представлена расширенным содержания курса по трем направлениям трудовой деятельности: аппликация, моделирование, конструирование.
Основная цель:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Основные задачи:
научить детей основным техникам изготовления поделок;
привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;
развить у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной и коллективной и творческой деятельности;
организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.
Ценностные ориентиры содержания программы
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к
другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Общая характеристика программы
Формы организации :
фронтальная (все обучающиеся одновременно выполняют одинаковую работу под руководством педагога);
групповая (для выполнения работы обучающиеся объединяются в группы в зависимости от уровня сформированных умений и навыков, взаимодействуя друг с другом);
коллективная (обучающиеся выполняют общую работу, проявляя самостоятельность и взаимопомощь);
индивидуальная (самостоятельная работа обучающегося при выполнении индивидуального задания).
Особое внимание уделяется дифференцированному подходу.
Методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения;
интеграционный (проведение занятий с использованием различных средств искусства);
Данные методы конкретизируются по трем группам:
-словесные - устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;
-наглядные - показ технических приемов демонстрация наглядных пособий и образцов изделий;
-практические – упражнения по выполнению приемов работы, комплексные работы, самостоятельные работы
Принципы обучения:
“Знай, где узнать”. Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества обучающихся. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.
“От повтора через вариации к импровизации”. Системная работа по подготовке к самостоятельному творчеству должна проходить через поисковый подход к деятельности.
“ Творим вместе”. Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.
“Творим рядом”. В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.
“Проверь себя”. Необходимым условием эффективного влияния на развитие ребенка является включение в структуру занятий художественно-дидактических игр и элементов соревнований.
Технологии: проблемно-поисковая, групповые, интеграционные
Режим занятий: 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут
Межпредметные связи: технология, ИЗО, окружающий мир, литературное чтение.
Место предмета в плане внеурочной деятельности
На реализацию программы « Подарок своими руками» в плане внеурочной деятельности (социальное направление) отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успеха творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успеха творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
— анализировать объекты, выделять главное;
— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
— устанавливать аналогии;
— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Уровни результатов внеурочной деятельности
В результате обучения в кружке в учащиеся должны получить знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства;
в области композиции, формообразовании;
о способах аппликации в народном искусстве;
о проектной деятельности.
умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу;
работать в программе Power Point.
Содержание программы
На 1-й год обучения
Вводное занятие. (1 ч.)
Беседа по охране труда. Введение в программу. Знакомство с обучающимися, собеседование, правила поведения и содержание программы занятий, инструктаж по охране труда.
История различных техник работы с бумагой.(1 ч.)
История возникновения бумаги.
Аппликация и моделирование из картона и бумаги. (7 ч.)
«Рамочка для фотографии» Аппликация из цветной бумаги
Конструирование объёмных фигур из бумаги. (4 ч.)
«Вертушка», «Заяц», «Цыпленок», «Сумочка», «Туфелька», «Лебедь», «Улитка». Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Игрушки позволяют организовать общение ребёнка с родителями, что является в современном мире весьма актуальной проблемой.
Аппликация и моделирование. (18 ч.)
Мозаика из бумаги (торцевание):
«Одуванчик», «Ландыш»
Коллективная работа
«Времена года»:
«Лето», «Осень», «Зима», «Весна»
Изготовление поздравительных открыток
Оригинальную открытку своими руками можно сделать, приложив немного фантазии. Открытки могут быть как дополнением к основному подарку, так и отдельным подарком для любого торжества – дня рождения, открытки можно дарить на 8 марта, 23 февраля, поздравлять с днем святого Валентина и т.п.
Лепка из пластилина на картоне. (3 ч.)
«Чудо дерево», «Золотая рыбка», «Бабочки», «Цветы»
Оформление выставочных работ. (2 ч.)
Коллективная работа:
«Ваза с цветами», «Корзина с цветами»
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.
Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов.
Особое место уделяется экскурсиям. Посещение музеев, выставочных залов, галерей повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию обучающихся.
На 2-й год обучения
Вводное занятие. (1 ч.)
Беседа по охране труда. Введение в программу. Знакомство с обучающимися, собеседование, правила поведения и содержание программы занятий, инструктаж по охране труда.
История различных техник работы с бумагой.(1 ч.)
История возникновения бумаги.
Моделирование из картона и бумаги. (10 ч.)
«Изготовление цветов», «Подушки – смайлики», «Гирлянда с бабочками», «Бумажная корона с цветами», «Сувениры»
Конструирование объёмных фигур из бумаги. (9ч.)
«Бумажные подарки», «Упаковка для маленьких презентов», «Многоразовые наклейки -снежинки на окна», «Новогодние трафареты», «Игольница – кактус», «Корзиночка»,
Оформление открыток. (13 ч.)
Изготовление открыток:
«К Дню пожилого человека», «С Днем рождения», «С Днем матери», «С Новым годом!», «С Днем Святого Валентина», «С 23 февраля», «С 8 марта», «С Днем Пасхи», «Пригласительные»
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.
Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов.
Особое место уделяется экскурсиям. Посещение музеев, выставочных залов, галерей повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию обучающихся.
Календарно – тематическое планирование на 2016-2017 у/г
на 1-й год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Деятельность учащихся | дата |
план | факт |
1 | Беседа по охране труда | 1 | Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. | 5 09 | |
2 | История различных техник работы с бумагой | 1 | Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Рассказ «Из истории бумаги. Изучение свойств бумаги и картона | 12 09 | |
Аппликация и моделирование из картона и бумаги. |
3 | «Рамочка для фотографии» | 1 | - Оформление рамочки.
- Приложение 1.
Аппликация и моделирование из картона и бумаги. Приложение 2 Приложение 3 | 19 09 | |
4 5 6 7 8 9 | Аппликация из цветной бумаги | 6 | 3 10 10 10 17 10 24 10 7 11 14 11 | |
10 11 | Мозаика из бумаги (торцевание): «Одуванчик» «Ландыш» | 2 | 28 11 5 12 | |
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 | Изготовление поздравительных открыток: День пожилых людей День матери Новый год День Святого Валентина День Защитника Отечества Международный женский день Всемирный день космонавтики Пасхальная открытка Праздник труда День Победы | 10 | - Оформление поздравительных открыток.
- Приложение 4.
| 26.10 21.11 19.12 6.02 20.02 27.02 10.04 17.04 24.04 8.05 | |
22 23 24 25 | Коллективная работа «Времена года»: «Зима» «Весна» «Лето» «Осень» | 4 | - Оформление композиций.
- Приложение 5.
| 12 12 26 12 16 01 23 01 | |
Конструирование объёмных фигур из бумаги. |
26 27 28 29 | «Вертушка» «Заяц», «Цыпленок» «Сумочка», «Туфелька» «Лебедь», «Улитка» | 4 | Конструирование из бумаги. - Приложение 6.
| 30 01 6 03 13 03 20 03 | |
Лепка из пластилина на картоне. |
30 31 32 | «Чудо дерево» «Золотая рыбка» «Бабочки», «Цветы» | 3 | Изготовление рисунка на картоне. | 27 03 3 04 15 05 | |
Оформление выставочных работ |
33 34 | Коллективная работа: «Ваза с цветами» «Корзина с цветами» | 2 | Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, изготовленных в течение года. | 22 05 29 05 | |
Календарно – тематическое планирование на 2017-2018 у/г
на 2-й год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Деятельность учащихся | дата |
план | факт |
1 | Беседа по охране труда | 1 | Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. | 6.09 | |
2 | История различных техник работы с бумагой | 1 | Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Рассказ «Из истории бумаги. Изучение свойств бумаги и картона | 13.09 | |
3 | Открытка к Дню пожилого человека | 1 | Приложение 1 Изготовление открыток. | 20.09 | |
4 5 6 | Изготовление цветов. | 3 | Приложение 2 Изготовление цветов: | 27.09 4.10 11.10 | |
7 8 | .Бумажные подарки | 2 | Приложение 3 Изготовление бумажных подарков | 18.10 25.10 | |
9 | Упаковка для маленьких презентов | 1 | Приложение 4 Изготовление упаковки | 1.11 | |
10 | Открытка с Днем рождения | 1 | Приложение 5 Изготовление открыток. | 8.11 | |
11 12 | Подушки - смайлики | 2 | Приложение 6 Изготовление подушки из ткани | 15.11 22.11 | |
13 | Открытка к Дню матери | 1 | Приложение 7 - Оформление поздравительных открыток.
| 29.11 | |
14 | Многоразовые наклейки -снежинки на окна | 1 | Приложение 8 Изготовление снежинки | 6.12 | |
15 16 | Новогодние трафареты | 2 | Приложение 9 Изготовление трафаретов из бумаги | 13.12 20.12 | |
17 | Новогодняя открытка | | Приложение 10 - Оформление поздравительных открыток.
| 27.12 | |
18 19 | Игольница – кактус | 2 | Приложение 11 Изготовление кактусов из ткани | 17.01 24.01 | |
20 | Коробочка в форме сердца | 1 | Приложение 12 Конструирование из картона | 31.01 | |
21 | Корзиночка | 1 | Приложение 13 Конструирование корзины из ниток | 7.02 | |
22 | Открытка с Днем Валентина | 1 | Приложение 14 Оформление поздравительных открыток. | 14.02 | |
23 | Мужская открытка | 1 | Приложение 15 Оформление поздравительных открыток. | 21.02 | |
24 25 | Открытка на 8 марта | 2 | Приложение 16 Оформление поздравительных открыток. | 28.02 7.03 | |
26 27 28 | Гирлянда с бабочками. | 3 | Приложение 17 Изготовление гирлянды | 14.03 21.03 28.03 | |
29 | Бумажная корона с цветами | 1 | Приложение 18 Изготовление короны из картона | 4.04 | |
30 | Пасхальное яйцо | 1 | Приложение 19 Изготовление поздравительной открытки | 11.04 | |
31 32 | Сувениры | 2 | Приложение 20 Конструирование из бумаги. | 18.04 25.04 | |
33 34 | Пригласительные | 2 | Приложение 21 Оформление пригласительных | 9.05 16.05 | |
Материально – техническое и методическое обеспечение
№ | Наименование средств материально-технического обеспечения |
1 | Библиотечный фонд |
1 | Наш рукотворный мир (от мира природы – к миру вещей): учебник для учащихся начальной школы. Конышева Н.М. – 3-е изд. – М.: Ассоциация XII век. 2000. – 160с. |
2 | Уроки занимательного труда. Васильева – Гангнус Л.П.. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1987. – 120с. |
3 | Сто затей для детей. Для младшего школьного возраста. Абрамова А. М.: Издательство «Малыш» 1997. |
2 | Технические средства обучения |
| Ноутбук Мультимедиа Интерактивная доска |
3 | Для работы в кружке необходимы следующие предметы: |
| Для работы в кружке необходимы следующие предметы: альбом; картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов; цветные нитки; карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка; клей ПВА; рамочки деревянные; ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток; пластилин; растительные сухие материалы; крупа и макароны; салфетки разных цветов. |
4 | Интернет -ресурсы |
| Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru |
| Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru |
| Сайт для детей поделкино: http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/ |
Лист внесения изменений
Дата по журналу | Номера скорректированных уроков | Содержание темы | Основание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |