Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Эколята» для 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2009г.), разработана на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.
Согласно учебному плану образовательных учреждений РФ всего во 2 классе на занятие внеурочной деятельности «Эколята» отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом годового календарного учебного графика, расписания занятий в 2017 – 2018 учебном году программа реализуется в объёме 32 часа. Программный материал будет пройден в полном объёме за счет уплотнения материала: «Лето»,2 часа.
Актуальность программы
Программа направлена на развитие личности в рамках деятельностного подхода, которое обеспечивается формированием универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с этим и возникла необходимость создания данной программы по внеурочной деятельности.
Педагогическая целесообразность: заключается в формировании знаний экологического поведения, исторического, культурного и природного наследия родного края, формирование навыков изучения природы через проектную деятельность, реализация идеи развития личности ребенка, его творческих сил и способностей, воспитание потребности в самообразовании.
Цель: формировать экологическое поведение, через познавательную активность и самостоятельную творческую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представление о целостности органического мира.
-сформировать знания о единстве человека-природы-общества.
-познакомить с многообразием объектов, процессов и явлений живой природы.
-формировать исследовательские навыки.
-формировать знания и умения, способствующие творческой реализации обучающихся.
Развивающие:
-развивать интерес к познанию природы родного края, России.
-развивать познавательную активность, логическое мышление, память, кругозор.
-развивать умение работать в коллективе.
-развивать навыки самообразования.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе и её объектам.
-обогащать эмоциональный мир ребёнка, через непосредственное его общение с миром природы.
-воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе, за состояние окружающей среды и всего живого.
Особенности содержания
Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты,объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования ихв убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём).
Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;
использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.
Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Результаты освоения программы «Эколята»
Планируемые результаты.
Личностные результаты: мотивация к обучению и творчеству, осмысленное отношение к процессу обучения, проявление инициативы, ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, аккуратность и старательность, умение самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, организовывать собственную деятельность, привлекать к сотворчеству родителей. Понимание роли человека во взаимодействии с природой, понимание взаимосвязей в системе природа-человек-общество. Принятие норм нравственного поведения в природе, в обществе.
Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, приобретение обучающимися экологического опыта, через конкретную самостоятельную деятельность, для расширения базовых знаний, использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
К метапредметным результатам относятся:
Познавательные УУД - уметь сравнивать, обобщать, доказывать и анализировать. Владеть способами получения информации, методами представления полученной информации: описание, рассуждение, опрос моделирование, поиск, защита проекта.
Регулятивные УУД- умение организовывать, планировать различные виды деятельности: творческую, поисковую, исследовательскую.
Коммуникативные УУД - умение общаться, рассказывать, описывать, рассуждать – способность в связной форме передать результаты изученного, логически последовательно изложить материал.
Предполагаемые результаты программы, ребёнок:
осознаёт целостность окружающего мира, расширил знания об объектах и явлениях природы;
осознаёт тесные связи между человеком и природой, понимает взаимозависимость существования природы, человека, общества. Понимает ответственность за состояние окружающей среды;
овладел методами изучения окружающего мира: наблюдением, поиском, моделированием, проектированием.
расширил кругозор, развил познавательные и творческие способности, память, логическое мышление, наблюдательность, внимательность, уверенность в себе.
Научился работать в коллективе, в группе, в сотворчестве с родителями, самостоятельно.
Использует полученные знания на практике.
Прогнозируемые результаты обучения.
В результате изучения программы «Эколята»
учащиеся должны знать:
- правила поведения в природе;
- разнообразие растительного и животного мира родного края;
- редкие растения и животных Красной книги ;
- категории редкости растений и животных;
- правила ЗОЖ;
- взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека;
- вопросы рационального природопользования;
- какую посильную помощь дети могут внести в дело охраны природы;
учащиеся должны уметь:
- проводить поиск, создавать творческий проект;
- отличать съедобные, лекарственные, редкие и ядовитые растения;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- отвечать на проблемные вопросы, находить выход из нестандартных экологических ситуаций.
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- работать в сотворчестве с родителями, родными и друзьями;
- выполнять посильную работу по охране природы;
-выпускать информационные экологические листовки, газеты, для населения родного посёлка;
-создавать экологический плакат в защиту природы;
- пропагандировать знания об охране природы.
Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса внеурочной программы «Эколята»:
Источники информации, используемые при организации работы программы «Эколята»:
различные тематические книги;
хрестоматии
альбомы и тетради для раскрашивания;
журналы и газеты;
художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
энциклопедические и справочные издания;
аудио и видеоносители информации;
художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
музеи и картинные галереи;
выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
участок в школе, а также прилегающие к ним территории;
элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.
различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.