Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Городокская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор
___________И.И. Иванова школы по учебной работе ________ И.И. Иванова
Протокол № ____ _____________И.И. Иванова Приказ № _____
«___»_________ 201_ г. «___»_____________ 201_ г. «___»____________ 201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Клуб «Кнопка »
Журавлевой Натальи Владимировны,
учителя высшей квалификационной категории,
1 класс
с. Городок
201_ – 201_учебный год
Пояснительная записка
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности клуба «Кнопка».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, математики, литературного чтения, изобразительного искусства. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для индивидуального развития творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи курса:
выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся; расширять общий кругозор;
формировать систему знаний, умений, навыков интеллектуальной деятельности, создавать условия для их практического применения;
развивать опыт интеллектуальной и творческой деятельности посредством нестандартных форм и приемы работы;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Общая характеристика курса
Программа клуба «Кнопка» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Математика», «Литературное чтение» результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Учебная деятельность учащихся 1 класса осуществляется по УМК «Планета знаний», характерной особенностью которого является его направленность на организацию проектной деятельности. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Проектные задания подводят итоги учебной работы учащихся, подготовка к их выполнению частично ведётся на уроках, продолжается во внеурочное время, дома. Поэтому в программе внеурочной деятельности «Кнопка» предусматрено выполнение проектных заданй по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение». Работа над проектами предполагает активное сотрудничество учащихся с учителем, библиотекарем, родителями. В результате этого сотрудничества учащимися осваиваются способы деятельности, успешнее идёт личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Программы рассичана на учащихся 1 класса. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими в соответствии с имеющимися материалами, интересами и возможностями учащихся.
В программу включена экскурсионная и игровая деятельность.
Принципы построения курса
При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, а также принципы развития, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Место учебного курса в учебном плане
Объем: программа предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части, всего 33 ч. в год.
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные и метапредметные Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Личностные
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
внимание к красоте окружающего мира;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;
осознание языка как основного средства общения людей;
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
понимание необходимости бережного отношения к природе;
понимание связи математики с окружающей действительностью;
уважительного отношения к людям труда;
эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.
Метапредметные
Регулятивные
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
включаться в самостоятельную практическую деятельность;
выполнять работу по заданной инструкции;
использовать изученные приёмы работы красками;
использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами;
организовывать своё рабочее место;
решать творческую задачу, используя известные средства;
Познавательные
выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
группировать различные предметы по заданному признаку
конструировать геометрические фигуры из заданных частей;
конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов
ориентироваться в соответствующих возрасту сопутствующих материалах (таблицы, схемы, модели);
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
различать цвета и их оттенки;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
устанавливать правильную последовательность событий (дней недели).
Коммуникативные
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению;
внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы
выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
участвовать в коллективном обсуждении;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя)
Содержание курса
Практико-ориентированные занятия
История карандаша. Рисунок цветными карандашами.
Первые рисунки. Роспись на природных материалах: листьях, камешках.
Кто изобрел бумагу? Опыты, основанные на свойствах бумаги.
Когда появились первые книги? Изготовление книжки-малышки.
Книги-наши друзья. Изготовление обложки, закладки для книг.
Игры с предметами. «Что из чего сделано?», «Вещи играют в прятки», «Каждой вещи свое место»
Откуда пришла тарелка? Роспись бумажной тарелочки
Кто изобрел расческу для волос? Украшение модели гребня, расчески
Где появились куклы? Изготовление тряпичной куклы
Кто придумал светофор? Практикум по ПДД
Как возникли единицы измерения ? Измерение разными мерками
Какие бывают ребусы? Составление и разгадывание ребусов
Как встречают новый год в разных странах? Зимние подвижные игры.
Почему наряжают елку? Изготовление елки
Откуда пошли названия дней недели? Изготовление календарика
Секреты моего имени. Самостоятельный выбор изделия
Как появились часы? Изготовление модели часов
История самовара. Роспись модели самовара
Где появились спички? Головоломки
Как картофель попал в Россию? Изготовление поделок из картофеля
История утюга. Самостоятельный выбор изделия
История конфеты. Рисование фантика для конфеты
Интеллектуальная игра «Обо всём на свете» Викторина
Экскурсии
Экскурсия в библиотеку «Где и как живут книги?»
Экскурсия в музей «История вещей»
Экскурси в музей «История самовара»
Экскурсия в музей «Домашняя утварь»
Проектная деятельность
Проект по литературному чтению «Наша речь»
Проект по математике «Любимое число»
Проект по окружающему миру «Растения»
Проект по литературному чтению «Загадки, считалки, скороговорки»
Проект по математике «Симметрия»
Презентация выставки работ
Учебно-тематический план
п\п | Название раздела | Количество часов |
1 | Практико-ориентированные занятия | 23 |
2 | Экскурсии | 4 |
3 | Проектная деятельность | 6 |
ИТОГО | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Дата | Корректировка |
УУД | Характеристика деятельности учащихся |
Личностные | Метапредметные |
-
| История карандаша | Понимание важности нового социального статуса «ученик»; адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем. | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах; различать цвета и их оттенки Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | Отвечать на вопросы учителя.Познакомиться с историей появления карандаша Обсуждать правила поведения и выполнять их.Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственное изделие (рисунок карандашом) Действовать по инструкции. Применять полученные знания при изготовлении поделки. | | |
-
| Первые рисунки | Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем; внимание к красоте окружающего мира | Регулятивные: использовать изученные приёмы работы красками Познавательные: выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах; различать цвета и их оттенки; сопоставлять информацию, представленную в разных видах Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | Обсуждать правила поведения и выполнять их. Отвечать на вопросы учителя. Получать информацию с помощью схем и рисунков. Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты. Использовать навыки работы с разными материалами и инструментами. Самостоятельно планировать и организовать работу по декорированию (выполнять роспись на природных материалах: (листьях, камешках) | | |
-
| Проект «Наша речь» | Понимание важности нового социального статуса «ученик»; осознание языка как основного средства общения людей. | Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Познавательные: выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах; осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов Коммуникативные: быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению; выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда; выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя) | Выбирать форму участия в проектной деятельности Осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. | | |
-
| Кто изобрел бумагу? | Понимание необходимости бережного отношения к природе | Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах; сравнивать объекты, выделяя сходства и различия Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы | Отвечать на вопросы учителя. Обсуждать правила поведения и выполнять их. Познако-миться с историей появле-ния бумаги. Провести эксперименты, основанные на свойствах бумаги; делать выводы на основе наблюдаемых явлений. | | |
-
| Когда появились первые книги ? | Уважительное отношение к людям труда; эмоционально-ценностное отношение к результатам труда | Регулятивные: использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами; организовывать своё рабочее место Познавательные: выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре | Познакомиться с историей появления книг. Участвовать в беседе Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности. Использовать навыки работы с разными материа-лами и инструментами. Участвовать в коллективном изготовлении книжки-малышки Действовать по инструкции. Применять полученные знания при изготовлении поделки. | | |
-
| Экскурсия в библиотеку «Где и как живут книги?» | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения | Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | Обсуждать правила поведения и выполнять их. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Иметь представление о роли трудовой деятельности человека в создании объектов окружающего мира. | | |
-
| Книги-наши друзья . | Понимание важности нового социального статуса «ученик»; адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем | Регулятивные: использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами; организовывать своё рабочее место Коммуникативные: выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного | Участвовать в беседе Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности. Использовать навыки работы с разными материалами и инструмен-тами. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственное изделие (обложку, закладку) | | |
-
| Экскурсия в музей «История вещей» | Уважительное отношение к людям труда; внимание к красоте окружающего мира; осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи | Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах; сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | Обсуждать правила поведения и выполнять их. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Группировать предметы по заданному признаку. Сравнивать и классифи-цировать предметы.Иметь представление о роли трудовой деятельности человека в создании объек-тов окружающего мира. | | |
-
| Игры с предметами | Понимание важности нового социального статуса «ученик» | Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Познавательные: группировать различные предметы по заданному признаку$ сравнивать объекты, выделяя сходства и различия Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре | Обсуждать правила поведения и выполнять их. Осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. | | |
-
| Откуда пришла тарелка? | Уважительное отношение к людям труда; адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем внимание к красоте окружающего мира | Регулятивные: использовать изученные приёмы работы красками; различать цвета и их оттенки; Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного | Познакомиться с историей появления посуды. Участвовать в беседе Сопоставлять признаки предметов, определять сходства и различия. Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий. Самостоятельно планиро-вать и организовать работу по декорированию (роспись бумажной таре-лочки) Действовать по инструкции. Применять полученные знания при изготовлении поделки. | | |
-
| Кто изобрел расческу для волос? | Эмоционально-ценностное отношение к результатам труда; адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем | Регулятивные: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами; организовывать своё рабочее место Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного | Познакомиться с историей появления расчески. Участвовать в беседе Получать информацию с помощью рисунков. Подго-тавливать своё рабочее место, размещать матери-алы и инструменты, соблю-дать технику безопасности. Использовать навыки работы с разными материа-лами и инструментами. Решать творческую задачу: украшение модели гребня, расчески | | |
-
| Где появились куклы? | Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем; внимание к красоте окружающего мира; осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи | Регулятивные: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами; организовывать своё рабочее место Познавательные: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда | Познакомиться с историей появления кукол. Участвовать в беседе Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности. Использо-вать навыки работы с разными материалами и инструментами. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственное изделие (тряпичную куклу) Действовать по инструкции. | | |
-
| Кто придумал светофор? | Ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах | Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы | Познакомиться с историей появления светофора. Участвовать в беседе Оценивать своё поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их. Оценивать возможность возникнове-ния опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения. Осущест- влять совместную практи-ческую деятельность, анализировать свою деятельность. | | |
-
| Как возникли единицы измерения? | Понимание связи математики с окружающей действительностью | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; ориентироваться в соответствующих возрасту сопутствующих материалах (таблицы, схемы, модели) Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного | Обсуждать правила поведения и выполнять их. Познакомиться с историей появления единиц измерения. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Проводить эксперименты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений. | | |
-
| Какие бывают ребусы ? | Уважительное отношение к людям труда | Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Познавательные: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; сопоставлять информацию, представленную в разных видах; ориентироваться в соответствующих возрасту сопутствующих материалах (таблицы, схемы, модели) Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре | Получать информацию с помощью схем и рисунков.Осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. | | |
-
| Проект «Любимое число» | Понимание связи математики с окружающей действительностью | Регулятивные: включаться в самостоятельную практическую деятельность; использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами; организовывать своё рабочее место Познавательные: выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах; осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов Коммуникативные: быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению; выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя) | Выбирать форму участия в проектной деятельности Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственное изделие (цифру из выбранных материалов) | | |
-
| Как встречают новый год в разных странах? | Внимание к красоте окружающего мира; осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи | Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного | Обсуждать традиции проведения новогодних праздников. Участвовать в коллективном изготовлении новогодней елки. Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безо-пасности. Использовать навыки работы с разными материалами и инструмен-тами. Осуществлять совместную практическую деятельность, анализиро-вать свою деятельность. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственное изделие (елку из выбранных материалов) Действовать по инструкции. Применять полученные знания при изготовлении поделки. | | |
-
| Почему наряжают елку? | Понимание необходимости бережного отношения к природе | Регулятивные: анализировать результаты обственной и коллективной работы по заданным критериям; выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами; организовывать своё рабочее место Познавательные: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов Коммуникативные: выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре | | |
-
| Откуда пошли названия дней недели? | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения | Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами; организовывать своё рабочее место Познавательные: выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах; сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; устанавливать правильную последовательность событий (дней недели) Коммуникативные: выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы | Познакомиться с историей появления названий дней недели. Устанавливать правильную последовательность событий. Осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственное изделие (календарик) | | |
-
| Секреты моего имени | Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем | Регулятивные: включаться в самостоятельную практическую деятельность; использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами; организовывать своё рабочее место Познавательные: выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание | Узнать о значении и происхождении своего имени. Участвовать в беседе. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Самостоятельно создавать изделие. | | |
-
| Как появились часы? | Уважительное отношение к людям труда; эмоционально-ценностное отношение к результатам труда; адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем | Регулятивные: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами; организовывать своё рабочее место Познавательные: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; устанавливать правильную последовательность событий Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного | Познакомиться с историей появления часов. Участвовать в беседе Устанавливать правильную последовательность событий. Сопоставлять признаки предметов, определять сходства и различия. Получать информацию с помощью схем и рисунков.Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты. Использовать навыки работы с разными материалами и инструментами. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственное изделие (модель часов) Действовать по инструкции. Применять полученные знания при изготовлении поделки. | | |
-
| Экскурсия в музей «История самовара» | Внимание к красоте окружающего мира; осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи | Познавательные: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; сопоставлять информацию, представленную в разных видах Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | Обсуждать правила поведения и выполнять их. Познакомиться с историей появления самовара. Сопоставлять признаки предметов, определять сходства и различия. Обсуждать, как встречать и провожать гостей. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Иметь представ-ление о роли трудовой деятельности человека в создании объектов окружающего мира. | | |
-
| История самовара | Эмоционально-ценностное отношение к результатам труда; адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем | Регулятивные: использовать изученные приёмы работы красками; различать цвета и их оттенки Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание | Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий. Само-стоятельно планировать и организовать работу по декорированию (выполнять роспись самовара) | | |
-
| Где появились спички? | Понимание связи математики с окружающей действительностью; ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах | Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре | Познакомиться с историей появления спичек.Участво-вать в беседе. Оценивать своё поведение и поведение сверстников, обсуждать правила безопасного пове-дения в школе, дома, на улице, и выполнять их. Оценивать возможность возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреж-дения. Осуществлять совместную практическую деятельность, анализиро-вать свою деятельность. | | |
-
| Как картофель попал в Россию? | Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем | Регулятивные: включаться в самостоятельную практическую деятельность Познавательные: выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах; сопоставлять информацию, представленную в разных видах Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного | Познакомиться с историей появления картофеля в Рос-сии. Участвовать в беседе Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности.Самостоятельно создавать изделие | | |
-
| Проект «Растения» | Внимание к красоте окружающего мира; понимание необходимости бережного отношения к природе | Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Познавательные: выбирать задание из предложенных, основы-ваясь на своих интересах; осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов Коммуникативные: участвовать в коллектив-ном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности | Выбирать форму участия в проектной деятельности Осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. | | |
-
| Экскурсия в музей «Домашняя утварь» | Внимание к красоте окружающего мира; осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи | Познавательные: группировать различные предметы по заданному признаку; сопоставлять информацию, представленную в разных видах; сравнивать объекты, выделяя сходства и различия Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | Сопоставлять признаки предметов, определять сходства и различия. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Иметь представление о роли трудовой деятельности человека в создании объектов окружающего мира. | | |
-
| История утюга | Эмоционально-ценностное отношение к результатам труда; адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем | Регулятивные: включаться в самостоятельную практическую деятельность; использовать изученные приё-мы работы с разными материалами и инстру-ментами; организовывать свое рабочее место Познавательные: выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах; Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание | Познакомиться с историей появления утюга. Участвовать в беседе Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Решать творческую задачу: самостоятельно создавать изделие. | | |
-
| Проект «Загадки, считалки, скоро-говорки» | Восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России | Регулятивные: решать творческую задачу, используя известные средства Познавательные: выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; осуществлять поиск информации при подготовке проектов Коммуникативные: выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы; участвовать в коллективном обсуждении; строить продук-тивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности | Выбирать форму участия в проектной деятельности Осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. | | |
-
| История конфеты | Эмоционально-ценностное отношение к результатам труда; адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем | Регулятивные: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами; организовывать своё рабочее место Познавательные: выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов Коммуникативные: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание | Познакомиться с историей появления шоколада. Участвовать в беседе Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий. Решать творческую задачу: оформление фантика для конфеты | | |
-
| Интеллек-туальная игра «Обо всём на свете» | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения | Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов Познавательные: группировать различные предметы по задан-ному признаку; сопоставлять информацию, представленную в разных видах Коммуникативные: быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению; отвечать на вопросы | Получать информацию с помощью схем и рисунков. Осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. | | |
-
| Проект «Сим-метрия» | Понимание связи математики с окружающей действительностью | Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по критериям Познавательные: выбирать задание из предложенных, основы-ваясь на своих интересах; конструировать геометрические фигуры из заданных частей; осуществлять поиск информации при подготовке проектов; сравнивать объекты, выделяя сходства и различия Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, при ходить к общему решению; строить продук-тивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности | Сопоставлять признаки предметов, определять сходства и различия. Выбирать форму участия в проектной деятельности Осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. | | |
-
| Презента-ция выстав-ки работ | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения; эмоционально-ценностное отношение к результатам труда | Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Коммуникативные: быть терпимыми к другим мнениям, учиты-вать их в совместной работе, приходить к общему решению; выражать собственное эмоциональное отношение к результату тру-да; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | Участвовать в коллективной подготовке выставки Осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность/ Участвовать в коллективной подготовке выставки | | |
Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса
Книгопечатная продукция
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», 1997
Традиционные средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Набор оборудования для проведения опытов и практических работ
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.
Магнитно-маркерная доска
Ресурсы школьной библиотеки
Ресурсы школьного музея
Интернет-ресурсы
http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru? http://www.smekalka.pp.ru , http://planetashkol.ru, http://www.konodyuk.com, http://www.kostyor.ru/history.html
Приложение 1
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов могут служить выставки продуктов детского творчества, презентация проектных работ.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».