СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная роспись ткани" для 5-6 классов

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественная роспись ткани" разработана на 2 года обучения(5,6 классы)

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Художественная роспись тканей» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Художественная роспись тканей» О.А. Кожиной под редакцией В.А. Гарского, Москва, «Просвещение», 2011 год.

Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:

-Развивать способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве;

-научить приёмам исполнительного мастерства;

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусств;

-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусств.

Общая характеристика программы

Программа «Художественная роспись тканей» рассчитана на учащихся средних классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно- творческой деятельностью.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства.

Программа помогает решить учебные задачи:

  • Освоение детьми основных правил изображения;

  • Овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

  • Развитие стремления к общению с искусством.

Воспитательные задачи:

  • Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

  • Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

  • Формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Творческие задачи:

  • Умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

  • Развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Итоги занятий подводятся в форме отчётной выставки с приглашением родителей детей, друзей.

Программа «Художественная роспись тканей» О.А. Кожиной под редакцией В.А.Горского рассчитана на 70 часов в 5 классе, но в соответствии с Уставом школы и Учебным планом школы для учащихся 5 класса предусмотрено 34 учебных недели, поэтому рабочая программа для 5 класса составлена на 34 часа, 1 час в неделю.

Место программы в учебном плане.

Исходя из условий деятельности школы, программа реализуется следующим

образом:

  • В рамках внеурочной деятельности для учащихся 5 классов;

  • Срок реализации программы - 2 года.

  • Направление программы: художественно-эстетическое.

  • Программа рассчитана на детей 11-13

  • Общее количество часов в год - 5 класс — 34 часа, 6 класс - по 34 часа

  • Количество часов в неделю - 1 час.

  • Продолжительность занятий -35 минут.

Особенности содержания.

Программа построена с учётом следующих принципов:

доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 11-13 лет;

личностно ориентированная направленность курса — агагуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;

линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы:

Обязательный объём, знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в з^словиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты, освоения программы.

«Ученик научится»

Личностные результаты:

  • эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.

Метапредметные результаты:

  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета: изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, , художественном конструировании;

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Предметные результаты:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; создавать простые композиции на заданную тему;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.

«Ученик получит возможность научиться»

Личностные результаты:

  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

  • уважительно относиться к труду людей;

  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их.

Метапредметные результаты:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно­художественной задачей.

Предметные результаты:

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение; пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах.езультаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах живописи; об основных правилах гигиены и технике безопасности при работе; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

развитие ценностных отношений школьников к своему труду и труду других людей, к искусству, природе, культуре, к своему здоровью и внутреннему миру.

Развитие третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками и работы в команде, опыт общения со сверстниками и старшим поколением, опыт заботы о младших и организации их досуга, опыт самостоятельного поиска информации, опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Учебно-тематический план

н/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Виды декоративно-приклад­ного искусства

3

1

2

3

Основы композиции в деко­ративно-прикладном искус­стве. Значение цвета

8

2

6

4

Свойства тканей, их взаи­модействие с красителями. Свободная роспись тканей

8

2

6

5

Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый ба­тик»

15

2

13

6

Значение орнамента. Орна­мент в одежде

15

2

13

7

Применение техник «сво­бодная роспись», «узелко­вый батик» и «бандан» в ху­дожественном оформлении одежды

15

2

13

8

Подведение итогов. Подго­товка и проведение выстав­ки-ярмарки

4

1

3


Итого

70

13

57

  1. Вводное занятие

История развития ремёсел, исторические корни, тради­ционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе. Художественные издания по технологиям художественной росписи тканей.

Практическая работа: подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов; изучение безопасных приёмов работы при использовании красителей.

  1. Виды декоративно-прикладного искусства

Основные виды декоративно-прикладного искусства. Разви­тие декоративно-прикладного искусства, его роль в организа­ции жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.

Особый смысл декора (украшения) в декоративно-приклад­ном искусстве. Мода и её связь с декоративным искусством.

Практическая работа: создание зарисовок природных мотивов с натуры и их стилизация.

  1. Основы композиции в декоративно-прикладном ис­кусстве. Значение цвета

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.

Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные ком­позиции, их основные решения в построении.

Приёмы стилизации реальных форм. Элементы декора­тивного решения реально существующих форм.

Практическая работа: выполнение статичной, дина­мичной, симметричной и асимметричной композиций; созда­ние композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.

Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологи­ческие законы восприятия). Естественная шкала цветовых то­нов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета. Цветовые круги по Гёте, Оствальду. Гармоничные сочетания в цветовых кругах.

Практическая работа', составление ахроматической шкалы тонов; разработка и составление цветовых кругов по Гёте, Оствальду.

  1. Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей

Свойства шёлка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителя к ткани, их взаимодействие.

Выделение красителей по техническим свойствам: прямые, кислотные, основные и хромовые красители.

Правила работы с технологической документацией. Ком­пьютерные программы общего назначения и их использование.

Практическая работа: компьютерная разработка эски­зов со свободным расположением элементов рисунка, компо­зиция платка.

Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инстру­менты и приспособления для свободной росписи.

Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения сво­бодной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок.

Практическая работа: подбор вариантов композицион­ного решения шарфа: а) основные мотивы расположены асимметрично по краям изделия; б) основные мотивы распо­ложены равномерно по всей плоскости шарфа; выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике «сво­бодная роспись».

  1. Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик»

История появления техники «бандан». Виды техники рос­писи данным способом (техники «планги», «складной батик»).

Особенности построения композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для выполнения узелкового батика.

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (декоративная диван­ная подушка, салфетка, майка, шарф — на выбор).

  1. Значение орнамента. Орнамент в одежде

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов

народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символи­ческий орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, предметный орнаменты. Орнамент в круге, в по­лосе, в квадрате. Роспись ткани с помощью трафарета.

Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов орнаментов, элементов ком­позиций, в изучении сочетания различных цветов. Основы графического моделирования изделий.

Практическая работа: выполнение зарисовки орнамен­тов, вошедших в сокровищницу мировой культуры; выполне­ние эскиза для своего изделия (платок, платье и др.).

  1. Применение техник «свободная роспись», «узелко­вый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды

Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Ко­лористическое решение композиции будущего изделия.

Технология применения свободной росписи, узелкового батика и техники «бандан» для оформления одежды. Техника холодного и горячего батика. Техника набойки. Современные энерго- и материалосберегающие, другие перспективные тех­нологии. Применение батика в оформлении интерьера.

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление одного из из­делий по выбору (платок, шарф, платье и др.).

  1. Подведение итогов. Подготовка и проведение вы­ставки-ярмарки

Анализ результатов работы и оценка качества выполнения самостоятельного творческого проекта. Зашита проекта.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки творческих работ детей и педагога.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ литература

Журавлёва И. Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик / И. Д. Журавлёва. — М., 2003.

Синеглазова М. О. Батик / М. О. Синеглазова. — М.,

2002.















































Календарно-тематическое планирование для 5 класса

Раздел, тема

Дата

Вводное занятие 2ч

1/1

История развития ремёсел, исторические корни, тради­ционные русские ремёсла. Виды традиционных ремёсел. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе


2/2

Практическая работа: подготовка рабочего места, материалов и рабочих инструментов; изучение безопасных приёмов работы при использовании красителей.


Виды декоративно-прикладного искусства 2ч

3/1

Основные виды декоративно-прикладного искусства. Разви­тие декоративно-прикладного искусства, его роль в организа­ции жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.


4/2

Практическая работа: создание зарисовок природных мотивов с натуры и их стилизация.


Основы композиции в деко­ративно-прикладном искус­стве. Значение цвета 4ч

5/1

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная (европейская схема) и динамичная (восточная) композиции.

Понятие о ритмической, или пластической, композиции, её тональное решение. Симметричные и асимметричные ком­позиции, их основные решения в построении.


6/2

Практическая работа: выполнение статичной, дина­мичной, симметричной и асимметричной композиций; созда­ние композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.


7/3

Практическая работа: выполнение статичной, дина­мичной, симметричной и асимметричной композиций; созда­ние композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.


8/4

Практическая работа: выполнение статичной, дина­мичной, симметричной и асимметричной композиций; созда­ние композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.


Свойства тканей, их взаимодействие с красителями. Свободная роспись тканей 4ч

9/1

Свойства шёлка, шерсти, хлопчатобумажных тканей, тканей из штапельных и синтетических волокон. Подбор красителя к ткани, их взаимодействие.


10/2

Практическая работа: компьютерная разработка эски­зов со свободным расположением элементов рисунка, компо­зиция платка.


11/3

Практическая работа: Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, решение в цвете рисунка. Инстру­менты и приспособления для свободной росписи.


12/4

Практическая работа: Подбор тканей и красителей. Приёмы выполнения сво­бодной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Свободная роспись ткани с применением масляных красок.


Роспись ткани в техниках «бандан» и «узелковый батик» 8ч

13/1

История появления техники «бандан». Виды техники рос­писи данным способом (техники «планги», «складной батик»).


14/2

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (декоративная диван­ная подушка)


15/3

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (салфетка


16/4

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (салфетка).


17/5

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» (майка).


18/6

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» ( майка).


19/7

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» ( шарф ).


20/8

Практическая работа: выполнение художественной росписи по ткани в технике «бандан» ( шарф ).


Значение орнамента. Орнамент в одежде 4ч

21/1

Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов

народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символи­ческий орнамент.


22/2

Практическая работа: выполнение зарисовки орнамен­тов, вошедших в сокровищницу мировой культуры


23/3

Практическая работа: выполнение зарисовки орнамен­тов, вошедших в сокровищницу мировой культуры


24/4

Практическая работа: выполнение зарисовки орнамен­тов, вошедших в сокровищницу мировой культуры


Применение техник «свободная роспись», «узелко­вый батик» и «бандан» в художественном оформлении одежды 7ч

25/1

Понятие стиля в одежде. Виды оформления одежды. Ко­лористическое решение композиции будущего изделия.



26/2

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление из­делия (платок


27/3

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление из­делия(платок)


28/4

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформлеие из­делия (платок)


29/5

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление из­делия (платок)


30/6

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного изделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление из­делия(платок


31/7

Практическая работа: выполнение эскиза оформления швейного зделия в техниках свободной росписи ткани, «бандан» или «узелковый батик». Оформление изделия (платок


Повторение 3ч

32/1

Повторительно-обощащее занятие за курс «Художественная роспись тканей»


33/2

Подготовка готовых изделий к выставке.


34/3

Выставка работ.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!