СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного курса "Азбука графической грамотности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Освоив содержание курса, учащиеся должны иметь представления о возможностях применения чертежных инструментов, методов построения геометрических фигур, тел и их разверток, их практическое использование, о правилах безопасной работы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного курса "Азбука графической грамотности"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»






















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Грудачевой Марины Сергеевны

внеурочного курса «Азбука графической грамотности»

в 6 классах





















Бийск

2016- 2017 учебный год

Планируемые результаты


Освоив содержание курса, учащиеся должны иметь представления о возможностях применения чертежных инструментов, методов построения геометрических фигур, тел и их разверток, их практическое использование, о правилах безопасной работы

Личностные результаты

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по моделированию;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

  • формирование основ графической грамотности;

  • овладение практическими умениями и навыками работы чертежными инструментами;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Содержание тем учебного курса


Общая тема

Тема раздела

Количество часов


Основы графической грамотности

1. Правила оформления чертежей

3

2. Шрифты

4

3. Геометрические построения

10

4. Моделирование форм и предметов

8

5. Построение разверток геометрических тел

3

6. Сфера дизайн - графики

5

7. Творческий проект

2

Всего

35 часов


































Календарно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Азбука графической грамотности»

в 6 классах на 2016-2017 учебный год


Количество недельных часов – 1 час в неделю,

годовых часов 35 часов

урока

Дата

Тема раздела, урока

Перечень учебно-методического обеспечения (применение ИКТ, учебно-дидактического, раздаточного материала)

Примечания



Раздел 1. Правила оформления чертежей (3 часа)



Личностные УУД - осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Регулятивные УУД - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные УУД - овладение практическими умениями и навыками работы чертежными инструментами; формирование основ графической грамотности.

1

1.09.2016-

7.09.2016

Введение. История возникновения и развития науки об изображении предметов на плоскости.

Презентация: История создания изображения предметов на плоскости. Игровые задания: Умные клеточки.


2

8.09.2016-

14.09.2016


Правила оформления чертежей. Типы линий

Презентация: История происхождения карандаша.


3

15.09.2016-

21.09.2016

Правила оформления чертежей Рамка.

Презентация: Правила оформления чертежей




Раздел 2. Шрифты (4 часа)



Личностные УУД - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Регулятивные УУД - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные УУД - овладение практическими умениями и навыками работы чертежными инструментами; формирование основ графической грамотности; умение компоновать на плоскости листа.

4

22.09.2016-

28.09.2016

История возникновения чертежа

Презентация: История происхождения чертежа.


5

29.09.2016-

5.10.2016


Чертежный шрифт

Презентация: Сведения о чертежном шрифте.

Раздаточные материалы: Прописи для начинающих писать чертежным шрифтом.


6

6.10.2016-

12.10.2016

Чертежный шрифт

Раздаточные материалы: Прописи для начинающих писать чертежным шрифтом.


7

13.10.2016-

19.10.2016

Правила оформления чертежей. Основная надпись чертежа.





Раздел 3. Геометрические построения (10 часов)



Личностные УУД - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в справочной литературе.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Регулятивные УУД - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные УУД - овладение практическими умениями и навыками работы чертежными инструментами; формирование основ графической грамотности; умение компоновать на плоскости листа.

8

20.10.2016-

26.10.2016

Деление отрезка на равные части.



9

27.10.2016-28.10.2016-

9.11.2016


Деление отрезка на равные части. Лоскутный коврик.

Презентация: История лоскутного шитья.


10

10.11.2016-

16.11.2016

Деление окружности на равные части: 4,8,16.

Презентация: Геометрические построения.

Раздаточный материал: Дочертить орнамент по образцу


11

17.11.2016-

23.11.2016

Деление окружности на равные части: 3,6,12. Декоративная тарелка.

Презентации: Деление окружности. Декоративная тарелочка.


12

24.11.2016-

30.11.2016

Деление окружности на равные части: 5,7. Витраж – Роза.

Презентация: Витраж


13

1.12.2016-

7.12.2016


Построение геометрических фигур.



14

8.12.2016-

14.12.2016

Сопряжение углов.

Презентация: Сопряжение.

Раздаточный материал: Построить сопряжение заданного радиуса


15

15.12.2016-

21.12.2016

Сопряжение двух окружностей.

Раздаточный материал: Алгоритм построения сопряжения.


16

25.12.2016-

28.12.2016

Сопряжение прямой и окружности.



17

11.01.2017-

17.01.2017

Построение овала.





Раздел 4. Моделирование форм и предметов (8 часов)



Личностные УУД - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные УУД - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные УУД - овладение практическими умениями и навыками работы чертежными инструментами; формирование основ графической грамотности; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ.

18

18.01.2017-

24.01.2017

Моделирование на основе прямоугольника

Раздаточный материал: Аппликация из геометрических фигур


19

25.01.2017-

31.01.2017

Моделирование на основе треугольника

Раздаточный материал: Аппликация из геометрических фигур


20

1.02.2017-

7.02.2017

Моделирование на основе многоугольников

Раздаточный материал: Аппликация из геометрических фигур


21

8.02.2017-

14.02.2017

Моделирование на основе окружности

Раздаточный материал: Аппликация из геометрических фигур


22

15.02.2017-

21.02.2017

Моделирование на основе овала

Раздаточный материал: Аппликация из геометрических фигур


23

22.02.2017-28.02.2017

Композиция «Сказочный город»



24

1.03.2017-

7.03.2017

Композиция «Сказочный город»



25

8.03.2017-

14.03.2017

Композиция «Сказочный город»





Раздел 5. Построение разверток геометрических тел (3 часа)



Личностные УУД - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные УУД - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные УУД - овладение практическими умениями и навыками работы чертежными инструментами; формирование основ графической грамотности; умение компоновать на плоскости листа и в объеме.

26

15.03.2017-

21.03.2017

Построение развертки куба

Развертка куба


27

22.03.2017-

24.03.2017-

03.04.2017


Построение развертки цилиндра

Развертка цилиндра


28

4.04.2017-

10.04.2017

Построение развертки пирамиды

Развертка пирамиды




Раздел 6. Сфера дизайн – графики (5 часов)



Личностные УУД - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные УУД - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные УУД - овладение практическими умениями и навыками работы чертежными инструментами; формирование основ графической грамотности; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ.

29

11.04.2017-

17.04.2017

История возникновения плаката.

Презентация: Плакат и его виды


30

18.04.2017-

24.04.2017

Цвет и композиция в плакате.

Презентация: Текст и изображение как элемент композиции


31

25.04.2017-

29.04.2017

Шрифтовые композиции в плакате.

Презентация: Классификация шрифтов


32

2.05.2017-

8.05.2017


Разработка плаката или стенгазеты



33

9.05.2017-

15.05.2017

Разработка плаката или стенгазеты





Раздел 7. Творческий проект (2 часа)



Личностные УУД - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные УУД - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД – высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.



Регулятивные УУД - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные УУД - овладение практическими умениями и навыками работы чертежными инструментами; формирование основ графической грамотности; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ.

34

16.05.2017-

22.056.2017


Творческий проект «Азбука графической грамотности»

Презентации детских проектов


35

23.052017-31.05.2017

Творческий проект «Азбука графической грамотности»

Презентации детских проектов


Учебно–методическое обеспечение


Технические средства обучения:

  1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.


Оборудование класса:

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  2. Стол учительский с тумбой.

  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

  4. Стенды для вывешивания иллюстративного материал.


Модели и натурный фонд:

  1. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

  2. Бумажные модели геометрических фигур.

  3. Предметы быта.


Учебно-практическое оборудование:

  1. Краски акварельные, гуашевые.

  2. Бумага для черчения А4, А3.

  3. Бумага цветная.

  4. Фломастеры, гелевые ручки.

  5. Кисти беличьи, кисти пони.

  6. Емкости для воды.

  7. Клей.

  8. Ножницы.


Печатные пособия:

  1. Геометрические фигуры.

  2. Таблицы по цветоведению, построению орнамента.

  3. Дидактический раздаточный материал.


Методические рисунки и пособия (выполненные учителем):

  1. Геометрические фигуры

  2. Примеры разных шрифтов

  3. Развертки геометрических фигур


Раздаточные пособия, выполненные учителем:

  1. Филворд «Инструменты и материалы для урока»

  2. Ребусы

  3. Игровые задания «Умные клеточки»

  4. Прописи для начинающих писать чертежным шрифтом.

  5. Дочертить орнамент по образцу

  6. Построить сопряжение заданного радиуса

  7. Алгоритм построения сопряжения.

  8. Аппликация из геометрических фигур

  9. Развертка куба

  10. Развертка цилиндра

  11. Развертка пирамиды


Презентации:

  1. История создания изображения на плоскости.

  2. История происхождения чертежа.

  3. История происхождения карандаша.

  4. Сведения о чертежном шрифте

  5. Правила оформления чертежей

  6. История лоскутного шитья.

  7. Геометрические построения

  8. Деление окружности

  9. Декоративная тарелочка.

  10. Витраж.

  11. Сопряжение

  12. Плакат и его виды.

  13. Текст и изображение как элемент композиции

  14. Классификация шрифтов.


Список литературы


  1. Ботвинников А.Д. Черчение – Москва: Просвещение, 2000.

  2. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя – Москва: Владос, 1998.

  3. Гордиенко Н.А. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику Гордеенко Н.А., Степаковой В.В. Черчение 9 класс – Москва: АСТ: Астрель, 2006.

  4. Вахнюк Б. Веселая геометрия в стихах: Раскаска – Москва: Хатбер-М, 2005.

  5. Искусство детям: Графические орнаменты. Редактор Дорофеева А. – Москва: Мозаика-Синтез, 2004.

  6. Павлова А.А., Жуков С.В. Методика обучения черчению и графики –Москва: Владос, 2004.

  7. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Черчение: Рабочая тетрадь №1 – Москва: Вентана-Граф, 1997.

  8. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Черчение: Рабочая тетрадь №2 – Москва: Вентана-Граф, 1997.

  9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов. Учебник для учащихся 5-8 классов.  Обнинск: Титул, 1996.

  10. Степакова В.В., Анисимова Л.Н., Курцаева Л.В., Шершевская А.И. Черчение – Москва: Просвещение, 2003.

  11. Цыганов М.В. Поурочные планы по учебнику Ботвинникова А.Д. Черчение для 7-8 классов – Волгоград, 2004.


Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов.

  1. Аппликация из геометрических фигур: http://www.liveinternet.ru/users/lara4/post289331067/

  2. Геометрические фигуры: http://deti-online.com/raskraski/razvivayuschie-raskraski/geometricheskie-figury/

  3. История развития черчения: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAAahUKEwjtlJ2M0M3HAhWCj3IKHdJlADM&url=http%3A%2F%2Frisovatlegko.ru%2Fcherchenie%2Furoki%2Fistoriya-razvitiya-chercheniya&ei=-UvhVa20HIKfygPSy4GYAw&usg=AFQjCNHCi2wlZDj82k40XohHdrwqopj47A

  4. Модульное оригами – звезда Нории: http://origami-do.ru/98-modulnoe-origami-zvezda-norii.html

  5. Оригами «Башня Колумба»: http://origami-do.ru/991-origami-bashnya-kolumba.html

  6. Оригами для детей и начинающих – Модульная звезда: http://origami-do.ru/415-origami-dlya-detey-i-nachinayuschih-modulnaya-zvezda.html

  7. Основы моделирования из бумаги: http://modelmen.ru/p1031

  8. Рабочая программа «Азбука графической грамотности» https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCYQFjABahUKEwj-2f3CrcvHAhVDBywKHaJ-A-c&url=http%3A%2F%2Fterepec48.ru%2Fprog5.htm&ei=SRvgVb6RI8OOsAGi_Y24Dg&usg=AFQjCNF9kEen_p_5uRnzLOw52PuGjzn5OA

  9. Развертки геометрических фигур: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CCwQFjAEahUKEwiB3J-3s83HAhWH8HIKHd9oAG4&url=http%3A%2F%2Fmodelmen.ru%2Fp1112&ei=6y3hVcG6A4fhywPf0YHwBg&usg=AFQjCNFYtqWl7qGypE5bTqHoNohEi7Ny2g

  10. Схема оригами объемного куба: http://origami-do.ru/1074-origami-shema-obemnogo-kuba.html

  11. Треугольный модули оригами: http://origami-do.ru/27-treugolnye-moduli-origami.html

  12. Фигуры и их свойства: http://math-prosto.ru/?page=pages/geometry_primary/figures.php


Лист корректировки программы


Тема урока

Дата

Причина

Способ корректировки

план

факт











































































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!