ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Государственного стандарта общего образования согласно приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п;
действующими требованиями к максимально допустимой недельной нагрузке («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26; «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013; зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №189; от 24.11.2015 года № 81);
3. Учебного плана МАОУ Абатская СОШ №1 на 2016-2017 учебный год;
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы: В 2сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1.- 224 с. ISBN 978-5-691-01605-9;
5. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Основными функциями рабочей программы являются информационно-методическая и организационно - планирующая, которые позволяют участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащегося средствами данного предмет; предусматривают выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащегося. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт личности, которые помогут учащемуся стать полезным членом общества.
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки учащихся.
Цели курса:
формирование практически значимых знаний и умений;
развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
создание условий для социальной адаптации учащихся;
воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи курса:
- формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
- максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Обучение математике носит предметно – практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально – трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
В «Программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» отсутствует почасовая разбивка прохождения учебного материала по отдельным темам, не определено количество контрольных и проверочных работ, именно в этом – актуальность её адаптации для реализации стандарта математического образования в специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Изменения, внесённые в авторскую программу –
добавлены средства контроля: контрольные и самостоятельные работы.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Учебная деятельность осуществляется при использовании учебника «Математика. 9 класс». /М.Н. Перова, Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: «Просвещение», 2009.
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
Согласно учебному плану 1 час в неделю и того 34 часа в год
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
закрепление изученного материала с использованием дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контрольные работы – 4.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников, (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара.
Учащиеся должны уметь:
выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1000000;
выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;
находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту;
решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия;
вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда;
различать геометрические фигуры и тела; строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного параллелепипеда
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название тема | Кол-во часов |
Нумерация | 1 |
Десятичные дроби | 5 |
Геометрический материал | 3 |
Проценты | 7 |
Геометрический материал | 3 |
Обыкновенные и десятичные дроби | 7 |
Геометрический материал | 5 |
Повторение | 3 |
ИТОГО | 34 |
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание материала | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения | Повторение |
план | факт |
1 | Нумерация | 1 | ППМ | | | Таблица умножения |
| Десятичные дроби | 5 | | | | |
2 | Преобразование десятичных дробей, сравнение дробей | 1 | ИНМ | | | Присчитывание разрядных единиц |
3 | Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями | 1 | УЗ | | | Отсчитывание разрядных единиц |
4 | Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин | 1 | ИНМ | | | Присчитывание и отсчитывание разрядных единиц |
5 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей | 1 | ИНМ | | | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин |
6 | Контрольная работа № 1 «Десятичные дроби» | 1 | УЗ | | | Деление двузначных чисел на однозначное число |
| Геометрический материал | 3 | | | | |
7 | Линии. Линейные меры. Квадратные меры | 1 | ИНМ | | | Виды углов. Виды треугольников по сторонам и углам |
8 | Меры земельных площадей. Прямоугольный параллелепипед (куб) | 1 | ИНМ | | | Сравнение обыкновенных дробей |
9 | Развертка куба и прямоугольного параллелепипеда | 1 | УЗ | | | Таблица умножения |
| Проценты | 7 | | | | |
10 | Понятие о проценте | 1 | ИНМ | | | Сокращение обыкновенных дробей |
11 | Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью | 1 | ИНМ | | | Деление двузначных чисел на однозначное в столбик |
12 | Нахождение 1 % числа. Нахождение нескольких процентов числа | 1 | ИНМ | | | Умножение трёхзначных чисел на однозначное в столбик. Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью |
13 | Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа | 1 | ЗНЗ | | | Действия с обыкновенными дробями |
14 | Нахождение числа по одному проценту | 1 | ИНМ | | | Нахождение нескольких процентов числа |
15 | Запись десятичной дроби в виде обыкновенной | 1 | ИНМ | | | Сокращение дробей |
16 | Контрольная работа № 2 «Проценты» | 1 | КЗ | | | Умножение двузначного числа на однозначное |
| Геометрический материал | 3 | | | | |
17 | Объём. Меры объёма | 1 | ИНМ | | | Действия с числами, полученными при измерении |
18 | Объём. Меры объёма | 1 | ЗНЗ | | | Действия с числами, полученными при измерении |
19 | Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба) | 1 | ИНМ | | | Действия с числами, полученными при измерении |
| Обыкновенные и десятичные дроби | 7 | | | | |
20 | Образование и виды дробей | 1 | ППМ | | | Умножение и деление в столбик |
21 | Преобразование дробей | 1 | ПМ | | | Умножение и деление на 10, 11, 1000 |
22 | Сложение и вычитание дробей | 1 | ПМ | | | Единицы площади |
23 | Умножение и деление дробей | 1 | ИНМ | | | Умножение чисел, полученных при измерении, на однозначное число |
24 | Все действия с дробями | 1 | УЗ | | | Умножение чисел, полученных при измерении, на однозначное число |
25 | Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями | 1 | УКПЗ | | | Метрическая система мер |
26 | Контрольная работа № 3 «Обыкновенные и десятичные дроби» | 1 | КЗ | | | Умножение обыкновенных дробей |
| Геометрический материал | 5 | | | | |
27 | Геометрические фигуры | 1 | ПМ | | | Окружность. Круг. Площадь четырёхугольника |
28 | Геометрические фигуры | 1 | ПМ | | | Площадь квадрата. Нахождение нескольких процентов числа |
29 | Геометрические тела | 1 | ИНМ | | | Нахождение числа по одному проценту |
30 | Геометрические тела | 1 | УЗ | | | Нахождение нескольких процентов числа |
31 | Геометрические тела | 1 | УКПЗ | | | Нахождение нескольких процентов числа |
| Повторение | 3 | | | | |
32 | Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами | 1 | ПМ | | | Все действия с целыми и дробными числами |
33 | Геометрический материал | 1 | ПМ | | | Проценты |
34 | Итоговая контрольная работа № 4 | 1 | КЗ | | | Все действия с целыми и дробными числами |
Условные обозначения:
№ п/п | Сокращённое обозначение | Учебное занятие |
1 | ИНМ | Изучение нового материала |
2 | ЗПЗ | Закрепление первичных знаний |
3 | УКПЗ | Урок комплексного применения знаний |
4 | КЗ | Контроль знаний |
5 | ОСМ | Урок обобщения и систематизации знаний |
6 | ППМ | Повторение пройденного материала |
7 | КЗ | Контроль знаний |
8 | УЗ | Урок закрепления |
9 | ППМ | Повторение пройденного материала |
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи).
Процент. Обозначение: 1%.
Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.
Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот.
Дроби конечные и бесконечные (периодические).
Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.
Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.
Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус (полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины.
Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда.
Площадь боковой и полной поверхности.
Объем. Обозначение: V.
Единицы измерения объема: 1 куб.мм (1 мм3), 1 куб.см (1 см3), 1 куб.дм (1 дм3), 1 куб.м (1 м3), 1 куб.км.
Соотношения: 1 куб.дм=1000 куб.см, 1 куб.м=1000 куб.дм, 1 куб.м=1000000 куб.см.
Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Числа, получаемые при измерении и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1000 мелких).
Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник).
Шар, сечения шара, радиус, диаметр.
V. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
контрольные работы - 4,
(Математика. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ М.Н. Перова - М.: «Просвещение», 2009).
VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1) ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы/ под ред. В.В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2010;
Математика. 9 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Перова М.Н. - М.: «Просвещение», 2009.
2) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы/ Заля
летдинова Ф.Р. – М.: ООО «Вако», 2007.
.
4