ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультатива «Уроки нравственности» разработана на основе авторской программы И.С.Хомяковой, В.И. Петровой "Этика: азбука добра». Реализована в рамках духовно- нравственного направления «Внеучебной деятельности» в соответствии с ФГОС НОО.
Программа факультатива «Уроки нравственности» основывается на следующих программно-методических материалах:
Сборник программ внеурочной деятельности/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. -М.: Вентана- Граф, 2011
ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009
направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа.
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». Методическое пособие. 1 класс./Л. В. Мищенкова.-М.: Издательство РОСТ, 2013
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2 частях/ Л.В. Мищенкова.-М.: Издательство РОСТ, 2015.
ФГОС второго поколения формируют основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Обучающиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно – нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Курс «Уроки нравственности» окажет учителю серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения.
Основная цель курса: воспитание духовно – нравственной личности ребёнка через систему ценностно – ориентированных занятий.
Задачи курса:
сформировать систему нравственных ценностей;
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
формировать экологически воспитанную личность;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
формировать интерес к чтению художественной литературы;
развивать познавательную активность;
развивать творческие способности.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основные формы проведения занятий: беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Основные технологии: игровая, технология проблемного обучения, объяснительно - иллюстративная
Методы обучения: наглядные, словесные, практические.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий обучающихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Курс включает в себя следующие циклы:
«Я и школа»
«Я и окружающие»
«Я и семья»
«Я и природа»
«Я и книги»
«Я и животные»
«Я и здоровье»
Я и школа (2 часа).
Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…
Я и окружающие (18 часов).
Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.
Я и семья (1 час).
Поезд везёт подарки мамам.
Я и природа (5 часов).
Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.
Я и книга (3 часа).
В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк».
Я и здоровье (3 часа).
В царстве Мойдодыра. На пороге лета. О рыбалке.
Я и животные(1 час)
Культура поведения в зоопарке.
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Количество часов | Практика | Характеристика деятельности обучающихся | УУД |
1 | Я и школа. | 2 ч. | 2 ч. | -Беседа о школе, школьных правилах. -Игра «Что возьмём с собою в школу?» -Творческое задание «Танграм» -Советы ученикам. -Загадки на школьную тему. -Анализ рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело», сказки «О мальчике Косте». | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; -эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; -начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; - положительная мотивация учебной деятель-ности; Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения. - этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотруд-ничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звуча-щей речи на русском, родном и иностранном языках; Обучающийся получит возможность научиться: - регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности) Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диало-гической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпада-ющих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к коор-динации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Обучающийся получит возможность научиться: - иметь и выражать своё мнение, аргументиро-вать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям; - работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения; - оценивать адекватно ситуацию и предотвра-щать конфликты. |
2 | Я и окружаю-щие. | 18 ч. | 15 ч. | -Инсценирование юморесок. -Правила работы в команде. -Творческое задание «Выручайка» (спасение сказочных героев). - Игра «Топаем –хлопаем» -Инсценирование стихотворений о рыцарях. -Анализ сказкиН.Абрамцевой «Здравствуй!», рассказа С.Прокофьевой «Самый большой друг», сказки Т.Маршаловой «Сказка про ночное небо», Сказки «Как вылечиться от лени» -Знакомство с миром профессий. -Разгадывание ребусов, кроссвордов о профессиях людей. -Рисование по клеточкам. -Разыгрывание ситуаций с использованием вежливых слов. -Инсценирование сказки «Зайкина избушка». -Самоанализ «Познакомьтесь, это я!» -Анализ сказки А.Лопатиной «Сказка о солнечном зайчике», рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост», С.Баруздина «Когда люди радуются», «Ведро воды», В.Осеевой «Хорошее». -Тестирование «Приглашаем гостей». |
3 | Я и семья. | 1 ч. | 1 ч. | -Игра по станциям «Подари тепло маме» -Творческая работа. Аппликация «Цветок для мамы» |
4 | Я и природа. | 5 ч. | 4 ч. | -Творческая работа. Аппликация из листьев . -Отгадывание загадок о природе. -Сочинение сказок о грибах. -Ролевая игра «Клуб любителей природы». -Заочное путешествие по городу Лекарственных растений. |
5 | Я и книга. | 3 ч. | 2 ч. | -Головоломка «танграм». -Заочная экскурсия в «Лес загадочных чудес». -Инсценирование сказок . -Разгадывание путаниц. -Отгадывание ребусов. |
6 | Я и здоровье. | 3 ч. | 2 ч. | -Экскурсия в царство Мойдодыра . -Отгадывание загадок на тему «Гигиенические средства» -Творческая работа. Иллюстрирование стихотворение Г.Ладонщикова. |
7 | Я и животные | 1 ч. | 1 ч. | -Беседа о культуре поведения в зоопарке. -Решение задач про экзотических животных. -Беседа о бережном отношении к животным. -Правила поведения с домашними животными. |
Итого | 33 ч. | 27 ч. | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
- использовать в речи слова вежливости; - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказы- вания; - высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); - создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); заботиться о своем здоровье; - бережно относиться к природе, восхищаться ею; -толерантности, доброжелательному отношению к окружающим и своим родным; - оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; - самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы; - воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; - оценивать внешний вид человека. | - воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; - оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене); - проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,корректировать его; - оценивать свои действия во время уроков, дежурств; - использовать доброжелательный тон в общении; - оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах; - использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе; - заботиться о животных. |
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися трех уровней воспитательных результатов:
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. | Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. | Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. |
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и присвоения ими нравственно- этических ценностей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Элементы содержания. | Дата |
1А | 1Б | 1В |
1 | Зачем нужно ходить в школу. | -Беседа о школе, школьных правилах. -Игра «Что возьмём с собою в школу?» -Творческое задание «Танграм». -Советы ученикам. -Загадки на школьную тему. -Правила обращения со школьными принадлежностями. -Анализ рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело», сказки «О мальчике Косте». -Задание на воображение «Подарки от сказочных героев». | | | |
2 | Школьные правила. | | | |
3 | Учимся работать в команде. | -Правила работы в команде. -Распределение обязанностей в команде. -Практическая работа в парах,группах -Инсценирование юморесок. | | | |
4 | Положительные и отрицательные поступки. | -Беседа о положительных и отрицательных поступках. -Творческое задание «Выручайка» (спасение сказочных героев). - Игра «Топаем –хлопаем» -Инсценирование стихотворений о рыцарях. -Анализ ситуаций | | | |
5 | Что такое настоящая дружба? | -Уточнение понятий «друг», «дружба». -Толкование пословиц о дружбе. -Рисование по клеточкам дома дружбы. -Анализ рассказа С.Прокофьевой «Самый большой друг». -Анализ ситуаций. | | | |
6 | Правила гигиены. Урок – путешествие «В царстве Мойдодыра» | -Экскурсия в царство Мойдодыра . -Отгадывание загадок на тему «Гигиенические средства» -Беседа о внешнем виде человека. | | | |
7 | Как правильно здороваться. | -Анализ сказкиН.Абрамцевой «Здравствуй!» - Беседа о том, как правильно здороваться. -Игра «Правда ли что….» | | | |
8 | Учимся видеть красоту природы. | -Беседа о приметах осени. -Игра «Да-Нет». -Творческая работа. Аппликация из листьев . -Отгадывание загадок о природе. -Сочинение сказок о грибах. | | | |
9 | Профессий много есть на свете. | -Знакомство с миром профессий. -Разгадывание ребусов, кроссвордов о профессиях людей. -Игра «Мастер своего дела». -Игра «Да-Нет». | | | |
10 | Уроки добра в любимых сказках. Урок-путешествие в «Лес загадочных чудес» | -Головоломка «танграм». -Заочная экскурсия в «Лес загадочных чудес». -Инсценирование сказок . | | | |
11 | Учимся приходить на помощь. | -Беседа о чуткости и отзывчивости. -Анализ сказки Т.Маршаловой «Сказка про ночное небо». -Анализ ситуаций. -Рисование по клеточкам зонтика тетушки Ночи. -Рисование подарка тетушке Ночи. | | | |
12 | О рабочих руках и трудолюбии. | -Беседа о людях труда. -Разгадывание ребусов, кроссвордов о профессиях людей. -Анализ сказки «Как вылечиться от лени» | | | |
13 | Учимся вежливости. | -Разыгрывание ситуаций с использованием вежливых слов. -Инсценирование сказки «Зайкина избушка». -Анализ стихотворения А.Барто «Признание», «Сказки про слово Здравствуй». -История хороших манер. | | | |
14 | Бережное отношение к природе в сказке С.Михалкова «Елочка». | -Разгадывание новогодних загадок. - Анализ сказки С.Михалкова «Елочка». -Рисование елочки по клеткам. -Характеристика героев сказки. | | | |
15 | Я-личность. | -Самоанализ «Познакомьтесь, это я!» -Тестирование, заполнение анкеты. -Инсценирование ситуаций. | | | |
16 | Нравственные уроки русской народной сказки «Снегурочка». | - Анализ русской народной сказки «Снегурочка». -Разгадывание загадок о зимних забавах детей. -Рисование по клеточкам | | | |
17 | Учимся быть добрыми. | -Разгадывание ребусов, головоломок. -Анализ сказки А.Лопатиной «Сказка о солнечном зайчике», рассказа В.Драгунского «Друг детства». -Рисование по клеточкам. -Викторина «Откуда кот?» | | | |
18 | Хитрость и доверчивость в русской народной сказке «Лиса и волк». | -Инсценирование стихотворения А.Усачева «Эх!». -Рисование по клеточкам. -Аппликация. Узор из рыбок. -Толкование крылатых выражений | | | |
19 | Как приносить пользу близким людям. | -Беседа на тему «Когда люди радуются». -Анализ рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост», С. Баруздина «Когда люди радуются» -Разгадывание ребусов, головоломок. | | | |
20 | Духовный рост человека- что это такое? | -Беседа о различии между физическим и духовным ростом человека, о положительных и отрицательных качествах характера. -Характеристика литературных персонажей. -Анализ рассказа С. Баруздина «Ведро воды». | | | |
21 | Учимся быть заботливыми. | -Анализ сказки Н.Абрамцевой «Сказка о веселой пчеле». -Рисование узора по клеточкам. -Характеристика персонажа сказки. | | | |
22 | Учимся выражать любовь к маме. | -Игра по станциям «Подари тепло маме» -Творческая работа. Аппликация «Цветок для мамы» | | | |
23 | Учимся беречь природу. | -Разгадывание загадок о животных. -Ролевая игра «Клуб любителей природы». -Игра «Живая - неживая природа». -Анализ экологических ситуаций «Что было бы, если..». -Разгадывание кроссворда. | | | |
24 | Учимся взаимопомощи. | -Анализ сказки Н.Абрамцевой «Как у зайчонка зуб болел». -Разгадывание загадок о животных, действующих в сказке. -Рисование по клеточкам. -Игра «Дотронься до радости». | | | |
25 | Приглашаем гостей. | -Правила приема гостей. -Пословицы о гостеприимстве. -Анализ ситуаций. -Инсценирование юморесок. -Разгадывание кроссворда. -Игра «Комплименты». | | | |
26 | Лекарственные растения. | -Беседа о пользе лекарственных растений. -Разгадывание загадок о растениях. -Рисование по клеточкам. | | | |
27 | Урок- путешествие по городу Лекарственных растений. | -Заочное путешествие по городу Лекарственных растений. | | | |
28 | Летний отдых и здоровый образ жизни. | -Беседа о здоровом образе жизни. -Игра «Правда ли что..». -Рисование по клеточкам. -Разгадывание загадок о растениях и животных. -Иллюстрирование стихотворения Г.Ладонщикова -Инсценирование стихотворений. | | | |
29 | Летний отдых и здоровый образ жизни.Рыбалка. | | | |
30 | Нравственные уроки произведений К.Чуковского. | -Викторина по произведениям К.Чуковского. -Рисование по клеточкам. -Характеристика персонажей. -Игра «Чьи это вещи». - Инсценирование юморесок. -Игра «Угадай по описанию». | | | |
31 | Нравственные уроки произведений К.Чуковского. | | | |
32 | Роль солнца в нашей жизни. Здоровый образ жизни. | -Беседа о роли солнца в жизни всего живого. -Пословицы о солнце. -Роль солнца в рисунках-символах. -Анализ ситуаций «Люди разных профессий о солнце» | | | |
33 | Правила поведения с дикими и домашними животными. | -Беседа о культуре поведения в зоопарке. -Решение задач про экзотических животных. -Беседа о бережном отношении к животным. -Правила поведения с домашними животными. | | | |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1,2 /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2015.
2. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Методическое пособие. 1 класс. /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 208 с., 2013.
3. Сборник программ внеурочной деятельности/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. -М.: Вентана- Граф, 2011
4. Агеева И.Д. На ошибках учатся. ПедСовет, № 11, 2004.
5. Бурова И. Герои любимых сказок приглашают к чтению. – М.: Издательский дом «Нева», ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.
6. Остер Г. Задачник. – М.: РОСМЭН, 1996.
7. ПОЧЕМУЧКА. – М.: Педагогика-пресс, 1992.
8. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010.
9. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008.
10. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: ( Электронный документ). Режим доступа:http://window.edu.ru
2. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ). Режим доступа:http://school-collection.edu.ru