Пояснительная записка
по предмету «Технология»
Рабочая программа учителя по предмету «Технология» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009год) и авторской программы - 80 с. Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2009 г. и рабочей программы по предмету «Технология» МБОУ СОШ №27
Программа рассчитана на 34 часа и обеспечена следующим методическим комплектом:
–Лутцева, Е. А., Технология: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:– 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века)
– Лутцева, Е. А., Технология: 4 класс: Рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2014г. (Начальная школа XXI века).
Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.).
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать ис торию духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к нимотноситься, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
● развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия,
образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
● формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия
способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
● формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
● использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
● развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
● воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Изменения в рабочую программу не внесены.
Авторская программа рассчитана на 34 часа.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 34 ч.
Календарно – тематическое планирование по предмету
«Технология» (34ч.) 4 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
2016-2017 г.
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Планируемые результаты | Дата проведения |
По плану | Фактически |
1. | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | Рукотворный мир как результат труда человека | Личностные: испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании; Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать | 01.09 | |
2 | Рукотворный мир как результат труда человека | 08.09 | |
3. | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | Личностные6 опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | 15.09 | |
4. | Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда | 22.09 | |
5. | Природа в художественно-практической деятельности человека | 29.09 | |
6. | Природа в художественно-практической деятельности человека | 06.10 | |
7 | Природа и техническая среда | Личностные: испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании; Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | 13.09 | |
8 | Природа и техническая среда | 20.10 | |
9 | Природа и техническая среда | Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | 03.11 | |
10 | Природа и техническая среда | 10.11 | |
11 | Дом и семья. Самообслуживание | 17.11 | |
12 | Дом и семья. Самообслуживание | Личностные: испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании; Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | 24.11 | |
13 | Дом и семья. Самообслуживание | 01.12 | |
14 | Дом и семья. Самообслуживание | 8.12 | |
15 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | Личностные: отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам Регулятивные: коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | 15.12 | |
16 | Инструменты и приспособления для обработки материалов | Личностные: принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | 22.12 | |
17 | Общее представление о технологическом процессе | Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Регулятивные: осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов) Познавательные: преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | 12.01 | |
18 | Общее представление о технологическом процессе | 19.01 | |
19 | Технологические операции ручной обработки материалов(изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | Личностные: испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании; Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения Познавательные: преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | 26.01 | |
20 | Технологические операции ручной обработки материалов(изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | 02.02 | |
21 | Графические изображения в технике и технологии | Личностные: испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании; Регулятивные: совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения Познавательные: преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | 09.02 | |
22 | Графические изображения в технике и технологии | 16.02 | |
23 | Конструирование и моделирование | Изделие и его конструкция | Личностные: : опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Регулятивные: осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов) Познавательные: преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. | 02.03 | |
24 | Элементарные представления о конструкции | 09.03 | |
25 | Конструирование и моделирование несложных объектов | 16.03 | |
26 | | Конструирование и моделирование несложных объектов | Регулятивные: итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; Познавательные: преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла | 23.03 | |
27 | Конструирование и моделирование несложных объектов | 06.04 | |
28 | Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | Компьютерное письмо | Регулятивные: проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; Познавательные с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта) Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) Личностные: отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам | 13.04 | |
29 | Компьютерное письмо | 20.04 | |
30 | Компьютерное письмо | 27.04 | |
31 | Создание презентаций | Регулятивные: самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления ,оптимального решения проблемы (задачи); выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет; Коммуникативные: учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться. Личностные отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам | 04.05 | |
32 | Создание презентаций | 11.05 | |
33 | Создание презентаций | 18.05 | |
34 | Создание презентаций | 25.05 | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
по предмету «Технология»
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы ( не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах ( один экземпляр на 5-6 человек).
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечание |
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | | |
| Основная литература Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.Лутцева. – 3-е изд., доп. – М.: Вентана- Граф, 2014. – 160с.: ил. – Технология: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Лутцева.- 2- е ид. , перераб. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 64с.: ил. Примерная программа по технологии (труду) Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.) Методические пособия и книги для учителя Предметные журналы | Ф К Д К Д Д | |
| Технические средства обучения | | |
| Магнитная доска | Д | |
| Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | | |
| Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения Объемные модели геометрических фигур. | К Д | |
| Оборудование класса | | |
| Ученические столы 2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала | К 1 Д Д | |