Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственноепрофессиональное образовательноеучреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР Директор ГПОУ
_______________ Михненко Р.Н. ______________Караван И.А.
«28»августа2015 г. «31»августа2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
*ОП.11Маркетинг
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт
(по отраслям)
2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17 сентября 2015 года № 525, зарегистрированного Министерством юстиции (от 29 сентября 2015 г. рег. № 561)
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
Разработчик:
Малыгина Е.А., специалист первой категории, преподаватель экономических дисциплин
Рецензент:
1. Овчинникова Г.Н. – преподаватель-методист, ПЦК экономических дисциплин, преподаватель квалификационной категории «Специалист высшей категории», ГПОУ Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова.
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией экономических дисциплин
протокол № 1от «28»августа 2015 г.
Председатель ЦК__________ Белецкая Н.С.
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК ______________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
Паспорт рабочей программы (с пояснительной запиской) | 4 |
Структура и содержание учебной дисциплины | 8 |
Условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
*ОП.11 Маркетинг
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 38.02.01Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (базовый уровень), входящая в состав укрупненной группы специальностей по направлению подготовки 38.00.00 «Экономика и управление».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебнаядисциплина «Маркетинг» относится к вариативной части общепрофессионального цикла ППССЗ.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие: «Экономика», «Математика», «Информатика и ИКТ», «Экономика организации», «Финансы, денежное обращение и кредит»
Обеспечиваемые: «Менеджмент», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Внешнеэкономическая деятельность», «Инвестиции», «Управление затратами».
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Формирование у студентов целостного представления о маркетинге как философии, стратегии и тактике рыночной деятельности и специфики ее реализации в условиях современной экономики.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
− использовать основные категории маркетинга в практической деятельности;
− выявлять сегменты рынка;
− проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения;
− проводить опрос потребителей;
− определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга;
− учитывать особенности маркетинга (по отраслям);
− изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения;
− оценивать поведение покупателей.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
− концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга;
− принципы и функции маркетинга;
− сущность стратегического планирования в маркетинге;
− этапы жизненного цикла продукции с особенностями маркетинга (по отраслям);
− методы маркетинговых исследований;
− факторы маркетинговой среды;
− критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке;
− модель покупательского поведения;
− стратегию разработки нового товара;
− природу и цели товародвижения, типы посредников;
− ценовые стратегии и методы ценообразования;
− цели и средства маркетинговой коммуникации;
− основы рекламной деятельности.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций (ПК), включающих в себя способность:
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося72часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (не предусмотрено) | - |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над индивидуальным проектом(не предусмотрено) | - |
Систематическая проработка теоретического материала по темам и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и нормативной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). | 16 |
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практической работы, подготовка к ее защите. | 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Маркетинг
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Основные теоретические аспекты маркетинга | | |
Тема 1.1. Маркетинг. Цели и задачи дисциплины. Сущность и содержание маркетинга | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие «маркетинг». История возникновения маркетинга. Предмет дисциплины, его цели и задачи. | 2 |
2 | Сущность маркетинга и его определение. Подходы к пониманию дисциплины маркетинг. Основные понятия маркетинга. |
3 | Эволюция содержания и форм маркетинга. Суть современной концепции маркетинга. Виды современного маркетинга в зависимости от ориентации маркетинговой деятельности. Содержание и цели маркетинговой деятельности. Основные принципы маркетинга. Функции маркетинга. Задачи маркетингу Субъекты маркетинга. Понятие marketing – mіх. |
Практические занятия | 0 | |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Изучение дополнительного материала по указанной теме. «История возникновения маркетинга в России» | 1 |
Тема 1.2. Рынок, как экономическая основа маркетинга. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Основные понятия: сегментирование, сегмент и ниша рынка. Назначение сегментирования. Признаки сегментирования потребительского рынка. Целевой сегмент рынка. Критерии выбора сегмента рынка. Понятие емкости рынка. | 3 |
2 | Позиционирование товаров: понятие, назначение, условия правильного позиционирования товара на рынке, альтернативные способы позиционирования товаров. |
Практические занятия | 0 | |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Изучение дополнительного материала по указанной теме. | 3 |
Тема 1.3. Маркетинговая информация и маркетинговое исследование | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие, значение и сущность маркетинговой информации. Вспомогательные системы маркетинговой информации. Первичная и вторичная информация. | 3 |
2 | Понятие маркетинговых исследований. Методы маркетинговых исследований. |
|
Практические занятия Разработка и анализ маркетинговых мероприятий при разных видах спроса, ситуационные задачи. Выполнение маркетингового исследования и анализ результатов собранной информации. Принятие маркетинговых решений. | 2 | |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Маркетинговые службы. Основные способы опроса. | 3 |
Тема 1.4. Объекты и субъекты рынка. Окружающая среда маркетинга | Содержание учебного материала | 4 | 3 |
1 | Объекты: нужда, потребность. Спрос. Определение понятий, их общность, различия. | | |
2 | Классификация потребностей: физиологические социальные, психические, интеллектуальные и духовные; приоритет потребностей. Краткая характеристика отдельных видов и разновидностей потребностей. Классификация потребителей по разным признакам. |
3 | Виды спроса, их краткая характеристика. Маркетинговые мероприятия при разных видах спроса. Типы маркетинга в зависимости от вида спроса. Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Службы и отделы маркетинга. Положение об отделе маркетинга. |
4 | Окружающая среда маркетинга: понятие; факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда маркетинга. Макросреда маркетинга: понятие. Разновидности макросреды. Краткая характеристика разных сред. |
Практические занятия | 0 | |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Факторы маркетинговой среды. | 2 |
Тема 1.5. Маркетинговая товарная политика | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Сущность маркетинговой товарной политики и ее структура. Маркетинговая концепция товара. Жизненный цикл товара. Товарный знак и его значение. Функции товарного знака. Фирменный стиль. Упаковка и маркировка товаров. Штриховое кодирование товара и его значение. Сущность ассортимента и товарной номенклатуры. | 3 |
2 | Конкурентоспособность продукции: сущность, концепция и методы оценивания. Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания. Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества. Цели, задачи и основные направления сбытовой политики. Виды сбыта. |
Практические занятия Ситуационные задачи, деловые игры, формирование свободных розничных цен по установленному заданию. Построение классической матрицы BCG и выработка стратегии на разных этапах ЖЦТ. | 2 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Товарная марка и роль упаковки товара. | 3 |
Тема 1.6. Маркетинговая ценовая политика | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Суть и роль маркетинговой ценовой политики. Понятие цена. Состав оптовой и розничной цены. Рыночный механизм ценообразования. Функции цен: учетная, стимулирующая, распределительная, сбалансированности спроса и предложения. Классификация цен. |
2 | Сущность и особенности маркетинговой ценовой стратегии. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг. Методы ценообразования. |
Лабораторные работы | 0 |
Практические занятия Анализ ценовой политики организации: ценовая политика и стратегия ценообразования. | 2 |
| Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Виды цен. | 2 |
Раздел 2. | Распределение товаров. Система товародвижения. Стимулирование сбыта. | |
Тема 2.1. Маркетинговая политика распределения | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Сущность, задачи, функции и элементы маркетинговой политики распределения. Каналы распределения товаров. Структуру и уровень каналов распределения. Роль посреднических организаций в распределении продукции. Смешанные каналы товародвижения. | 3 |
2 | Планирование товародвижения. Управление каналами товародвижения. Организационные формы оптовой торговли. Розничная торговля. |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Методы и формы распространения товаров. | 1 |
Тема 2.2. Коммуникационная политика в системе маркетинге | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие и значение маркетинговой политики коммуникаций. Сущность политики продвижения и её значение в комплексе маркетинга. | 3 |
2 | Основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций. |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Семинарское занятие «Инновационные технологии продвижения товара» | 2 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме. Подготовка презентации рекламы продвижения товара. Подбор материала о внедрении инновационных технологиях продвижения товара. | 5 |
Тема 2.3. Организация и контроль маркетинговой деятельности предприятия | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Основные виды маркетинговых служб. | 3 |
2 | Система маркетингового планирования. Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования. Основные направления возможностей развития предприятия. Маркетинговое планирование. Структура маркетинг-плана предприятия. |
Лабораторные работы | 0 | |
Практические занятия | 0 |
Контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Изучение и конспектирование дополнительного материала по указанной теме: Маркетинг-Контроль. Типы маркетингового контроля. Этапы контроля за прибыльностью. Стратегический контроль. План ревизии маркетинга. | 4 |
Контрольная работа | 2 |
Дифференцированный зачет | 2 |
Всего | 72 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализацияпрограммы дисциплины требует наличия кабинета «Маркетинг».
Оборудование учебного кабинета:
учебная доска;
стенды;
плакаты;
шкафы;
методические рекомендации по выполнению практических работ;
методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы;
задания для контрольных работ;
альбом наглядных пособий по «Маркетингу».
Технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование (компьютер,экран, проектор);
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2010. – 912 с.
2. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. - 12-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2010. – 816 с.
3. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 671 с.
4. Алексунин В.И. Маркетинг. Учебное пособие. М., «Дашков и К», 2008. – 258 с.
Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 219 с.
Дополнительные источники:
Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Юристъ, 2010. — 568 с.
Маркетинг: Учебник/Под ред. А.Н. Романова. – 4-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. – 463 с.
3. Нормативно-правовая документация.
4. Голубков Е. П. Маркетинг: Словарь-справочник - М.: Дело, 2000.
5. Тоффлер Б. Э. Словарь маркетинговых терминов - М.: ИНФРА-М, 2000.
Интернет-ресурсы:
Энциклопедия маркетинга: http://marketing.spb.ru/
Сайт гильдии маркетологов: http://www.marketologi.ru/
Сайт Российской ассоциации маркетинга: http://www.ram.ru/
On-line журнал по маркетингу 4p.ru: http://4p.ru/
Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru
http://www.marketingandresearch.ru/-журнал
http://marketingmix.com.ua/-маркетинг
http://www.marketolog.ru/-маркетолог
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Умения: | |
− использовать основные категории маркетинга в практической деятельности; | тестирование |
− выявлять сегменты рынка; | практические занятия |
− проводить маркетинговые исследования, анализировать их результаты и принимать маркетинговые решения; | выполнение исследовательской работы |
− проводить опрос потребителей; | практические занятия |
− определять жизненный цикл товара и задачи маркетинга; | практические занятия |
− учитывать особенности маркетинга (по отраслям); | домашняя работа |
− изучать и анализировать факторы маркетинговой среды, принимать маркетинговые решения; | выполнение исследовательской работы |
− оценивать поведение покупателей. | индивидуальные задания |
Знания: | |
− концепции рыночной экономики и историю развития маркетинга; | индивидуальные задания |
− принципы и функции маркетинга; | тестирование |
− сущность стратегического планирования в маркетинге; | домашняя работа |
− этапы жизненного цикла продукции с особенностями маркетинга (по отраслям); | индивидуальные задания |
− методы маркетинговых исследований; | выполнение исследовательской работы |
− критерии и принципы сегментирования, пути позиционирования товара на рынке; | индивидуальные задания, домашние работы |
− модель покупательского поведения; | домашняя работа |
- природу и цели товародвижения, типы посредников | индивидуальные задания |
− стратегию разработки нового товара; | практические занятия |
− ценовые стратегии и методы ценообразования; | индивидуальные задания |
− цели и средства маркетинговой коммуникации; | домашняя работа |
− основы рекламной деятельности. | индивидуальные задания |