Согласовано Утверждаю
Зам. дир. По УВР Директор МБОУ «СОШ с.Широкополье»
МБОУ «СОШ с.Широкополье _______________________А.И.Нагодкин
____________О.Л.Вахринева Приказ №_________от________________
____________________2017г.
Рабочая программа
учебного предмета «история»
для учащихся 6 класса
базовый уровень
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Абкулова А.Ш
учитель истории,географии
2017 -2018 уч.год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторских программ А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2014 г. и А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России», М. «Просвещение», 2014 г.
Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016
Цель курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю). Предмет «История» в 6 классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая история» (история Средних веков) 28 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.
2. Ожидаемые результаты обучения и освоения содержания курса
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ/
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России/
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Корректировка |
план | факт |
|
1 | | | Введение. Что изучает история Средних веков. | 1 | |
2 | | | Входная диагностика. | 1 | |
3 | | | Древние германцы и Римская империя | 1 | |
4 | | | Королевство франков и христианская церковь | 1 | |
5 | | | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 | |
6 | | | Западная Европа в IX-XI вв. | 1 | |
7 | | | Культура Западной Европы в эпоху Раннего Средневековья | 1 | |
8 | | | Византия- государственное устройство и культура | 1 | |
9 | | | Образование славянских государств | 1 | |
10 | | | Арабский халифат и его распад | 1 | |
11 | | | Культура стран халифата | 1 | |
12 | | | В рыцарском замке | 1 | |
13 | | | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | |
14 | | | Средневековый город | 1 | |
15 | | | Горожане и их образ жизни | 1 | |
16 | | | Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы. | 1 | |
17 | | | Объединение Франции. | 1 | |
18 | | | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | |
19 | | | Столетняя война. | 1 | |
20 | | | Крестьянские восстания во Франции и Англии | 1 | |
21 | | | Усиление королевской власти во Франции и Англии. Реконкиста | 1 | |
22 | | | Усиление власти князей Германии | 1 | |
23 | | | Расцвет итальянских городов | 1 | |
24 | | | Гуситское движение в Чехии | 1 | |
25 | | | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | |
26 | | | Образование и философия, литература, искусство Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | 1 | |
27 | | | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 1 | |
28 | | | Итоговое повторение по курсу «Средние века» | 1 | |
Календарно-тематическое планирование. История Средних веков. (28 часов)
Календарно-тематическое планирование.
История России с древности до XV в. (40 часов)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Корректировка |
план | факт |
|
1(29) | | | Введение. Наша Родина - Россия | 1 | |
2(30) | | | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 | |
3(31) | | | Неолитическая революция Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 | |
4(32) | | | Образование первых государств | 1 | |
5(33) | | | Восточные славяне и их соседи | 1 | |
6(34) | | | История заселен заселения территории родного края в древности или повторительно-обобщающий урок по теме I «Народы и государства на территории нашей страны в древности» | 1 | |
7(35) | | | Первые известия о Руси | 1 | |
8-9(36-37) | | | Становление Древнерусского государства | 1 | |
10(38) | | | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | |
11(39) | | | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | |
12(40) | | | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | |
13(41) | | | Культура Древней Руси | 1 | |
14(42) | | | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 | |
15(43) | | | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | 1 | |
16(44) | | | Повседневная жизнь населения | 1 | |
17(45) | | | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II «Русь в IX — первой половине XII в.» | 1 | |
18(46) | | | Политическая раздробленность в Европе и на Руси | 1 | |
19 (47) | | | Владимиро-Суздальское княжество | 1 | |
20 (48) | | | Новгородская республика | 1 | |
21 (49) | | | Южные и юго-западные русские княжества | 1 | |
22 (50) | | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине ХII-начале ХIII в.» | 1 | |
23 (51) | | | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1 | |
24 (52) | | | Батыево нашествие на Русь | 1 | |
25(53) | | | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | |
26(54) | | | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура | 1 | |
27(55) | | | Литовское государство и Русь | 1 | |
28(56) | | | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 1 | |
29(57) | | | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | 1 | |
30 (58) | | | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. | 1 | |
31 (59) | | | Родной край в истории и культуре Руси | 1 | |
32(60) | | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в середине ХIII-ХIV вв.» | 1 | |
33(61) | | | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | |
34(62) | | | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | |
35(63) | | | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | |
36(64) | | | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | |
37(65) | | | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | 1 | |
38(66) | | | Человек в Российском государстве второй половины XV в | 1 | |
39(67) | | | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 | |
40(68) | | | Урок истории и культуры родного края или повторительно-обобщающий урок по теме V «Формирование единого Русского государства» | 1 | |
Учебно- тематический план. Всеобщая история. История Средних веков (28 часов)
№ раздела | Название темы (раздела) | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование исследовательской деятельности | Использование проектной деятельности |
| Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья | 1 | 1 | 1 | |
Тема 1. | Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) | 4 | 1 | 1 | 1 |
Тема 2. | Византийская империя и славяне в VI – XI вв. | 2 | | 1 | |
Тема 3. | Арабы в VI-XI вв. | 1 | | | |
Тема 4. | Феодалы и крестьяне. | 2 | 1 | | |
Тема 5. | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 | 2 | 1 | |
Тема 6. | Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. | 2 | 1 | | |
Тема 7. | Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. | 6 | 2 | 1 | 1 |
Тема 8. | Славянские государства и Византия в XIV-XV веках | 2 | | | |
Тема 9. | Культура Западной Европы в Средние века | 3 | 1 | | |
Тема 10. | Страны Азии, Америки и Африки в Средние века | 2 | 1 | 1 | |
| Повторение и контроль | 1 | | | |
| Итого | 28 | 10 (35,7%) | 6 ( 21,4%) | 2 (7%) |
История России. История России с древности до XV в. (40 часов)
№ раздела | Название темы (раздела) | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование исследовательской деятельности | Использование проектной деятельности |
| Введение. Что изучает история Отечества. | 1 | 1 | | |
Тема 1. | Древняя Русь в VIII- первой половине XII века | 10 | 3 | 1 | 1 |
Тема 2. | Русь Удельная в середине ХII — начале XIII в. | 9 | 3 | 1 | 1 |
Тема 3. | Московская Русь в XIV – XVI веках | 15 | 6 | 1 | 1 |
Тема 4. | Культура Руси XIV – XVI веках | 3 | 1 | | |
| Повторение | 2 | 1 | | |
| Итого | 40 | 15 (37,5%) | 3 ( 7,5%) | 3 (7,5%) |