СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена для специальной (коррекционной) школы VIII вида.Автор-составитель учитель Жданова Олеся Валерьевна.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 5 класс»



Рабочая программа

учебного предмета « Чтение и развитие речи»

5 класс









Автор-составитель:

Жданова Олеся Валерьевна,

Учитель чтения и развития речи







ОДОБРЕНО

Протокол заседания

методического объединения

№_______от________2017г.





I. Пояснительная записка



….Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основе требований к личностным и предметным результатам освоения АООП МКОУ ОШ «Коррекция и развитие», программы формирования базовых учебных действий с учетом

• программы по чтению и развитию речи для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой – М.: «Владос», 2013;

• учебника «Чтение» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией З.Ф. Малышевой , – М.: Просвещение, 2013;

Чтение и развитие речи в школе служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.



Цели курса:

  1. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  3. обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.



II. Общая характеристика учебного предмета, курса

Курс «Чтение и развитие речи» носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. Направлен на формирование грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

Раздел

Период изучения

Устное народное творчество

1 четверть

Сказки

1 четверть

Картины родной природы. Лето. Осень.

1 четверть

О друзьях - товарищах

2 четверть

Басни И. Крылова

2 четверть

Спешите делать добро

2 четверть

Картины родной природы. Зима.

2 четверть

Картины родной природы .Весна

3 четверть

О животных.

3 четверть

Из прошлого нашего народа

4 четверть

Из произведений зарубежных писателей.

4 четверть

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Чтение и развитие речи», как один из наиболее важных для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, включен в федеральную часть учебного плана специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В базисном учебном плане для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на изучение чтения и развития речи в 5 классе отводится 4 часа в неделю, всего – 140 часов.



IV. Личностные и предметные результаты изучения освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения курса «Чтение и развитие речи» в 5 классе является формирование следующих умений:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • формирование готовности к самостоятельной жизни

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Минимальный уровень:

  • Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения

  • Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса),

  • «драматизация» (чтение по ролям).

  • Чтение «про себя» с выполнением заданий

  • Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц

  • Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, кар­тины природы.

  • Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.



Достаточный уровень:

  • Ответы на вопросы к тексту

  • Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме по­вествовательных и вопросительных предложений.

  • Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя

  • Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

  • Заучивание наизусть стихотворений

V. Содержание учебного предмета

Устное народное творчество: считалки, заклички, потешки, пословицы и поговорки, загадки ;

Сказки : Никита-Кожемяка, Как наказали медведя, Золотые руки ,Морозко, Два Мороза, Три дочери, Сказка о мёртвой царевне, Серая шейка ;

Картины родной природы .Лето : Июнь. Г. Скребитский

«Ярко солнце светит…» И. Суриков Июльская гроза. А .Платонов. Берёзка .А .Прокофьев «Вот и клонится лето к закату…»Ю. Гордиенко

Осень : Сентябрь. По Г. Скребитскому ; Золотая осень .По И. Соколову – Микитову ,Осень.К .Бальмонт ,Добро пожаловать! По Г. Скребитскому, Осенние грусти…По В.Астафьеву, Первый снег .И.Бунин

О друзьях – товарищах : Колючка. Ю. Яковлев ;Рыцарь Вася .Ю. Яковлев, Витя Малеев в школе и дома .Н. Носков, «Фосфорический мальчик» В. Медведев ,Дорогой подарок .Л. Воронкова .Твой друг .Я. Аким

Басни И .Крылова Ворона и лисица, Щука и кот, Квартет

Спешите делать добро: Будущий олимпиец. Н. Хмелек, Слепой домик. О. Бондарчук ,Бабка В Осеева. Сухой хлеб .А. Платонов ,Люся В. Распутин, Труд. В. Брюсов, Огромное небо. Р. Рождественский

Картины родной природы: Зима. «Чародейкою зимою..» Ф. Тютчев. Декабрь. Г. Скребицкий. «Поёт зима – аукает…» С. Есинин. Берёза С. Есенин. Зимняя дорога. А. Пушкин.

Весна. Март Г. Скребицкий . «Вот уж снег последний в поле тает..» А Толстой. От первых проталин до первой грозы (отрывки) Г. Скребицкий Весна – красна. Грачи прилетели. Заветный кораблик. В весеннем лесу. Весенние ручьи.(Отрывок из повести «Детство Никиты»)А. Толстой «Гонимы вешними ручьями…» А. Пушкин. Ворона. А .Блок Подснежник . Е. Серов. Весна .И. Соколов-Микитов «Крупный дождь в лесу зеленом…» И. Бунин. Черемуха. С. Есенин Весна ,весною, о весне. Я. Аким

О животных: Тёма и жучка( отрывок из повести «Детство Тёмы») Н. Гарин-Михайловский Желтухин. (Отрывок из повести «Детство Никиты») А. Толстой Кот Ворюга. К. Паустовский Про обезьянку .Б. Житков Дачник .Э. Асадов Из рассказов Олёны Даниловны. Ф. Абрамов Будь человеком. С. Михалков

Из прошлого нашего народа. На поле Куликовом. По О. Тихомирову Рассказы о войне 1812 года. По С . Алексееву «…И снится ей жаркое лето…» (Отрывок из поэмы « Мороз ,Красный нос».)Н . Некрасов Белый пудель. (Отрывки.)А. Куприн Снега, поднимитесь метелью! По Л. Жарикову У могилы Неизвестного Солдата. Ю. Коринец

Из произведений зарубежных писателей .Гаврош. (Отрывки.)В. Гюго. Приключения Тома Сойера.(Отрывок.) М. Твен Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. (Отрывки.) С. Лагерлёф Русалочка. (Отрывок.) Г.Х. Андерсен

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитан­ном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное состав­ление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по вне­классному чтению, по усмотрению учителя.

Рекомендуемая литература (на выбор)

Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнечный камень», «Горный мастер».

Бианки В.В. «Тигр-пятиполосик », «Снегурушка-милушка», «Муха и чудовище», «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».

Волков А.М. «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

Гайдар А.П. «Чук и Гек».

Житков Б.С. «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Ком­пас».

Мамин-Сибиряк Д.Н. «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказочка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Носов Н.Н. «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы», «Веселая семейка».

Осеева В А. «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

Паустовский К.Г. «Похождение жука-носорога».

Пермяк ЕЛ. «Семьсот семьдесят семь мастеров».

Полевой Б.Н. «Сын полка».

Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

Русские народные сказки.

Сказки народов мира.

Скребицкий Г.А. «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка», «Заботливая мамаша», «Ушан», «Сиротка».

Контрольные работы и работы по развитию речи 5 класс.

I четверть: проверка техники чтения,1 контрольная работа и 2 работы по развитию речи.

II четверть: 1 контрольная работы и 2 работы по развитию речи.

III четверть: 2 контрольных работы, 3 работы по развитию речи.

IV четверть: проверка техники чтения , 2 контрольных работы, 2 работы по развитию речи.



VI. Тематическое планирование предмета «Чтение и развитие речи» 5 класс




Кол-во

часов

Тема урока

Основные виды деятельности





1четверть

Устное народное творчество


1

1

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

.

Формирование техники чтения, правильности, выразительности.

Ответы на вопросы.

Правильное изложение своих мыслей в устной форме

2

1

Пословицы и поговорки.

3

1

Загадки.

4

1

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»



Сказки


5

1

«Никита Кожемяка» (Русская сказка)

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.


6

1

Внеклассное чтение «Русские народные сказки»

7

1

«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)

8

1

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

9

1

«Морозко» (Русская сказка)

10

1

«Два Мороза» (Русская сказка)

11

1

Проверка техники чтения

12

1

«Три дочери» (Татарская сказка)

13

1

Внеклассное чтение «Сказки народов мира»

14

15

16

3

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

17

18

19

20

21

5

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»

22

1

Обобщающий урок по теме «Сказки»



Картины родной природы


23

1

Лето. Г. Скребицкий «Июнь»

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения.

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.


24

1

И. Суриков «Ярко солнце светит…»

25

26

27

28

4

А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)

29

1

А. Прокофьев «Берёзка»

30

1

Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

31

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето»

32

1

Осень.

По Г. Скребицкому «Сентябрь»

33

1

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»

34

1

К. Бальмонт «Осень»

35

1

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»

36

1

По В. Астафьеву «Осенние грусти…»

37

1

И. Бунин «Первый снег»

38

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень»

39

1

Контрольный урок по итогам 1 четверти

40

1

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг»



2 четверть




О друзьях-товарищах


1

2

Ю. Яковлев «Колючка»

Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

2

1

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

3

1

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)

4

1

В. Медведев «Фосфорический» мальчик»

5

3

Л. Воронкова «Дорогой подарок»

6

1

Я. Аким «Твой друг»

7

1

Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах»

8

1

Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры»



Басни И. Крылова


9

1

И. Крылов «Ворона и Лисица»

Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Ответы на вопросы к тексту.


10

1

И. Крылов «Щука и Кот»

11

1

И. Крылов «Квартет»

12

1

Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова»



Спешите делать добро


13

1

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»


14

1

О. Бондарчук «Слепой домик»


15

4

В. Осеева «Бабка»


16

17

2

А. Платонов «Сухой хлеб»


18

1

В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»)


19

1

В. Брюсов «Труд»


20

1

Р. Рождественский «Огромное небо»


21

1

Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»


22

1

Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине»




Картины родной природы


23

1

Зима.

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.


24

1

Г. Скребицкий «Декабрь»

25

1

К. Бальмонт «К зиме»

26

27

2

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

28

1

Контрольный урок по итогам 1 четверти



3 четверть

1

1

С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

2

1

С. Есенин «Берёза»

3

1

А. Пушкин «Зимняя дорога»

4

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»

5

1

Весна. Г. Скребицкий «Март»

6

1

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»

7

1

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая»

8

1

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)

9

1

Г. Скребицкий «Весна - красна»

10

1

Г. Скребицкий «Грачи прилетели»

11

1

Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

12

1

Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

13

1

А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

14

1

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

15

1

А. Блок «Ворона»

16

1

Е. Серова «Подснежник»

17

1

И. Соколов – Микитов «Весна»

18

1

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»

19

1

С. Есенин «Черёмуха»

20

1

Я. Аким «Весна, Весною, о весне»

21

1

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна»


22

1

Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение»




О животных


23

24

25

26

27

5

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)

Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.


28

29

30

3

А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)

31

1

К. Паустовский «Кот Ворюга»

32

33

34

3

Б. Житков «Про обезьянку»

35

1

Э. Асадов «Дачники»

36

1

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»

37

1

С. Михалков «Будь человеком»

38

1

Обобщающий урок по теме «О животных»

39

1

Контрольный урок по итогам 3 четверти

40

1

Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик»



4 четверть




Из прошлого нашего народа


1

1

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.


2

1

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва»

3

1

По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям»

4

1

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»

5

1

Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

6

7

8

9

4

А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)

10

1

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»

11

1

Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»

12

1

Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок»

13

1

Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»



Из произведений зарубежных писателей


14

15

2

В.Гюго «Гаврош» (отрывки)

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.



16

17

18

19

20

21

6

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)

22

23

24

25

26

5

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

27

28

29

30

4

Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)

31

1

Обобщающий урок по теме

VII. Описание материально-технического обеспечения

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Примечание

Программы


Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией д.п.н. В.В. Воронковой – М.: «Владос», 2013;


Учебники


Чтение З. Ф. Малышева

Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2013.


Рабочие тетради




Дидактические материалы




Дополнительная литература для учащихся




Методическое пособие для учителей






VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в литературоведческих понятиях (литературные жанры, средства выразительности, герои, стихотворения, элементы книги);

  • владеть навыками чтения вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

  • использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;



Учащиеся должны знать:

  • Произведения изучаемого курса

  • Стихи наизусть



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей МСК(к) ОУ школы-интерната №11

от ___________ 20__ года № 1

________________

подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________

подпись Ф.И.О.

______________ 20_____ года




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!