Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Введение учебного курса обусловлено тем, что появляется дополнительное время (+1 час в неделю) для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников. Это позволит учащимся повысить качество знаний, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, владение нормами литературного языка.
Место курса в образовательном процессе.
Курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Цель:
углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие речевой культуры учащихся.
Задачи:
повторить трудные случаи орфографии, пунктуации и других разделов русского языка (фонетики, лексики, морфологии, словообразования);
формировать умение создавать устные и письменные высказывания, редактировать собственный текст;
совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать.
Формы организации занятий
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются через групповые и индивидуальные формы работы.
При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.
Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Содержание курса
Раздел 1 Орфография (16 ч.)
Система правил правописания. Правописание приставок. Трудности правописания приставок.
Виды орфограмм в корне слова. Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний. Трудные случаи правописания суффиксов. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов.
Раздел 2 Синтаксис и пунктуация(18 ч.)
Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах различных стиле. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Вводные слова и предложения. Обособленные и члены предложения. Уточняющие члены предложения. Прямая речь. Диалог. Цитата. Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Использование сложносочинённых предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчинённых предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Методы и формы обучения.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности:
• воспринимают знания;
• тренируются в их применении (репродуктивная деятельность);
• учатся творчески мыслить;
• решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность)
Формы контроля достижений учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол. час. | Учебно-практическое, лабораторное оборудование и ТСО | Дата (план) | Дата (факт) |
| Орфография. | 16 | Набор раздаточного материала, кимы, ЦОР, ЭОР, демонстрационные таблицы, ноутбук, мультимедиапроектор | 2.09 | |
1. | Система правил правописания | 1 | 9.09 | |
2. | Трудности правописания приставок | 1 | 16.09 | |
3 | Виды орфограмм в корне слова. | 1 | 23.09 | |
4 | Проверяемые и непроверяемые гласные. | 1 | 30.09 | |
5 | Чередование гласных в корне. | 1 | 7.10 | |
6 | Правописание согласных в корне. | 1 | 14.10 | |
7 | Правописание падежных и родовых окончаний. | 1 | 21.10 | |
8 | Трудные случаи правописания окончаний | 1 | 28.10 | |
9 | Трудные случаи правописания суффиксов (сущ, прил.) | 1 | 11.11 | |
10 | Трудные случаи правописания суффиксов (глаг., прич.) | 1 | 18.11 | |
11 | Правописание служебных частей речи (предл., союз) | 1 | 25.11 | |
12 | Правописание служебных частей речи (частица) | 1 | 2.12 | |
13 | Трудные случаи правописания НЕ и НИ | 1 | 9.12 | |
14 | Трудности при слитном и раздельном написании слов. | 1 | 16.12 | |
15 | Трудности при дефисном написании слов. | 1 | 23.12 | |
16. | Тест «Орфография» | 1 | 13.01 | |
| Синтаксис и пунктуация. | 18 | Набор раздаточного материала, кимы, ЦОР, ЭОР, демонстрационные таблицы, ноутбук, мультимедиапроектор | | |
17 | Особенности связи слов в словосочетаниях. | 1 | 20.01 | |
18 | Правильное употребление словосочетаний | 1 | 27.01 | |
19. | Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах различных стилей | 1 | 3.02 | |
20 | Простое осложненное предложение. | 1 | 10.02 | |
21 | Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 17.02 | |
22. | Вводные слова и предложения | 1 | 24.02 | |
23. | Обособленные и уточняющие члены предложения. | 1 | 3.03 | |
24 | Прямая речь. Косвенная речь | 1 | 10.03 | |
25 | Диалог. Цитата | 1 | 17.03 | |
26 | Виды сложных предложений. | 1 | 24.03 | |
27 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | 7.04 | |
28 | Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте | 1 | 14.04 | |
29 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | 21.04 | |
30 | Использование сложносочинённых предложений в художественном тексте | 1 | 28.04 | |
31 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 | 5.05 | |
32 | Использование сложноподчинённых предложений в художественном тексте | 1 | 12.05 | |
33. | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них | 1 | 19.05 | |
34. | Тест «Синтаксис и пунктуация» | 1 | - | |
Учебные пособия для учащихся:
1. Пособие по русскому языку для старших классов / Ф.И.Греков.
2. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Методическая литература по предмету:
1. Е.В. Любичева «Русский язык. Методические материалы для проведения уроков 10-11 классы», Москва «Эскмо», 2007;
2. Т.А. Кудинова «Трудности ЕГЭ по русскому языку». Ростов-на-Дону «Феникс», 2008;
3. Л.И. Пучкова «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». М: «Экзамен», 2011.