Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 5-8 класса на основе следующих документов:
-Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897;
-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;
- Примерная программа по учебным предметам Технология 5-9 классы: проект 2-е издание М. Просвещение 2011. Руководители проекта: академик РАО А.А.Кузнецов, академик РАО М.В.Рыжаков, член-корреспондент РАО А.М.Кондаков.
- Программа «Технология» 5-8 классы Москва Издательский центр «Вентана-Граф» авторы А.Т.Тищенко, Н.В.Синица 2013г;
-Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» (агротехнологии). Из источника министерства образования и науки Российской Федерации
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [И.А.Сасова, М.Б.Павлова, М.И.Гуревич, Дж. Питт и др] под редакцией И.А.Сасовой – 4-е изд., перераб. – М.: «Вентана-Граф» 2013; «Технология. Технологии ведения дома» : 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.А.Сасова, М.Б.Павлова, М., М.И.Гуревич; под редакцией И.А.Сасовой – 4-е изд., перераб – М. «Вентана-Граф» 2014г; «Технология. Обслуживающий труд»: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [Н.В.Синица, О.В.Табурчак, О.А.Кожина и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
2.Общая характеристика учебного предмета
«Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено направление «Технологии ведения дома». С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей общеобразовательного учреждения (МБОУ СОШ № 39), местных социально-экономических условий введено направление «Технология. Сельскохозяйственный труд» в рамках этих двух направлений изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
? культура, эргономика и эстетика труда;
? получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
? основы черчения, графики и дизайна;
? элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
? знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
? влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
? творческая, проектно-исследовательская деятельность;
? технологическая культура производства;
? история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
? распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
? с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
? функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
? элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
? экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
? производительностью труда, реализацией продукции;
? устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
? предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
? методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
? информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
? основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
? умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
? умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
? навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
? навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
? навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
? навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
? умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
? умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:
? распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
? возможность освоения содержания курса на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
? выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
? возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
? возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовать для учащихся летнюю технологическую практику за счёт времени из компонента образовательного учреждения. В период практики учащиеся под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и наглядных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций и др.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.