СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Школа будущего первоклассника» строится по направлениям: занимательная математика и логика; обучение грамоте и развитие моторики; окружающий мир и развитие речи; школа родителей. Возраст обучающихся 6-7 лет; срок реализации в течение 10 занятий по 3 урока. Направление «Школа родителей первоклассников» реализуется через тематические родительские собрания, анкетирование, индивидуальные консультации

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"»

Рабочая программа «Школа будущего первоклассника»

Срок реализации: январь-март 2017г.

Пояснительная записка

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.

 Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие. Причины разной подготовленности заключаются и в недостаточной компетентности родителей в вопросах предшкольной подготовки. Всё это на пороге школы существенно затрудняет адаптацию первоклассников  к новым условиям школьной жизни. Переход от дошкольного детства к школьному возрасту характеризуется изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой, продолжить обучение. Предшкольная подготовка является одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп.

Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, знаний и умений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении и установлении новых связей с взрослыми и сверстниками. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы». Программа представляет собой комплекс занятий с будущими первоклассниками и их родителями, она необходима для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации по подготовке детей к школе.


Цель программы:

предупреждение и преодоление проблем адаптации у детей при переходе на новую ступень развития,

сохранение их здоровья и эмоционального благополучия;

формирование положительного отношения к школе и процессу обучения


Задачи программы:

создание условий для адекватного развития будущих первоклассников, их успешной адаптации в школе;

обеспечение одинаковых стартовых возможностей для поступающих в школу;

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

повышение педагогической культуры родителей, дети которых поступают в первый класс;

повышение информированности родителей о проблемах адаптации детей в школе;

оказание психологической помощи и поддержки детям и их родителям.


Принципы:

Доступность. Заключается в том, что обучение в школе предшкольной подготовки предоставляется всем детям любого уровня готовности к школе, готовящиеся к школьному обучению.

Универсальность. Заключается в том, что подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников.

Комфортность. Заключается в положительной эмоциональной оценке любого достижения учащегося со стороны ведущего группы, чтобы успех ребят переживался ими как радость.

Направленность. Заключается в том, что учитель не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка на основе уже сформированной игровой.

Добровольность. Заключается в том, что в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.

 Актуальность. Заключается в использовании современных достижений науки, своевременном реагировании на изменения социального заказа, стандартов образования,  мониторинговых показателей.


Ожидаемые результаты:

обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность;

сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;

коррекция проблем дезадаптации у некоторых детей;

повышение уровня педагогической компетентности родителей;

обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников.


Программа «Школа будущего первоклассника» строится по направлениям:

занимательная математика и логика; обучение грамоте и развитие моторики;

окружающий мир и развитие речи; школа родителей  будущих первоклассников.

 


Учебный план

Название направления

Количество часов

1

Занимательная математика и логика

10

2

Обучение грамоте и развитие моторики

10

3

Окружающий мир и развитие речи

10

4

Школа родителей будущих первоклассников

2

 

 Занятия проводятся по субботам по 3 урока длительностью 30 минут каждый. Период реализации – январь-март. Возраст обучающихся: 6-7 лет. Направление «Школа родителей первоклассников» реализуется через тематические родительские собрания, анкетирования, а так же индивидуальные консультации.

Программу реализует учитель начальной школы, к совместной работе также привлекается  администрация школы.

 

Содержание программы и тематическое планирование

по курсу «Занимательная математика и логика».

Основной задачей обучения математике является обеспечение начальной математической подготовкой учащихся. Детям предстоит научиться распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений.

Программой предусмотрено изучение пространственных отношений между предметами, выделение из группы предметов один в соответствии с обозначенными свойствами: цвет, величина, форма, назначение. Перед учителем стоит цель научить детей правильно называть эталонные свойства предметов и правильно воспринимать эти свойства, а так же определять местоположение предметов в пространстве.

Основу начального курса математики составляют представление о натуральном числе и 0, (числа от 1 до 10).

Раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики – развитие мышления и творческой активности учащихся.

Неотъемлемая часть обучения математике является развитие высших психических процессов. В связи с этим в курс обучения математике включены элементы логики.

Особое значение при изучении математики имеет игровая деятельность детей на занятиях.

Задачи обучения математике:

Научить детей считать в прямом и обратном порядке, соотносить количество предметов с числом, научить различать и называть цифры в пределах 10, устанавливать равенства и неравенства.

Учить определять предметы по размеру, различать цвет, распределять предметы в возрастающем и убывающем порядке

Знакомить с геометрическими фигурами. Учить конструированию с этими фигурами

Развивать умение ориентироваться в пространстве

Развивать мыслительные операции.

 


Тематическое планирование по курсу  «Занимательная математика и логика»

 

Тема занятия

1

Выявление математических представлений. Обобщение и классификация «Найди лишнее», «Нарисуй недостающий предмет и назови одним словом».

Числа 1 и 2, цифры 1 и 2. Рисование узора.

2

Обобщение и классификация «Рисование предмета внутри геометрических фигур». Треугольник. Четырёхугольник. Рисование узора. Числа 3 и 4, цифры 3 и 4. Счёт прямой и обратный.

3

Пространственные отношения: длиннее, короче. Представления о точке, линии, отрезке. Аналогии. Число 5, цифра 5. Счёт прямой и обратный. Соседи чисел.

4

Замкнутые и незамкнутые линии. Круг. Пространственные отношения: впереди, посередине, между, сзади, справа, слева, на, над, под. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.

5

Анализ и синтез. Соотнесение картинки и её фрагментов. Деление на группы по нескольким признакам. Знакомство со знаками +, -. Составление и решение простых задач. Рисование узора.

6

Пространственные отношения: внутри, снаружи. Последовательность событий. Составление и решение простых задач.

7

Числа 6 и 7, цифры 6 и 7. Счёт прямой и обратный. Временные отношения: раньше, позже. Овал. Составление геометрических фигур из палочек. Рисование узора. Письмо палочек.

8

Числа 8 и 9, цифры 8 и 9. Счёт прямой и обратный. Отношения: тяжелее, легче. Представления об углах.

9

Число 0 и цифра 0.Число 10. Решение логических задач.

10

Обобщение пройденного материала. Решение логических задач.


 К концу обучения формируются следующие основные умения:

1.Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один, умение сравнивать группы предметов содержащие до 10 предметов и соотносить заданное количество предметов с цифрой.

2.Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов или фигур по цвету, форме, размеру и другим свойствам.

3.Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять большее и меньшее.

4.Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

5.Умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине.

6.Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.


Литература к курсу «Занимательная математика и логика»:

1.Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – М.: Изд. Олма Медиа Групп, 2007.

2.Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – «Дельта», С – П., 1999.

3.Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи. Тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2012.

4.Коноваленко С. Как подготовить ребёнка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. – М., 2003.

5.Рабочая тетрадь «Умозаключения». Серия «Умный малыш». – ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров.

6.Рабочая тетрадь «Сравниваем предметы». Серия «Умный малыш». – ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров.

7.Рабочая тетрадь «Последовательность событий». Серия «Умный малыш». – ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров.

8.Рабочая тетрадь «Упражнения для развития творческого мышления» (часть 1 и 2). – ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров.

9.Рабочая тетрадь «Знакомимся с геометрией». – ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров.

10.Рабочая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 6 лет». – ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров.

11.Рабочая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 7 лет». – ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров.

12.Узорова О. В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М: АСТ «Астрель».


Содержание программы и тематическое планирование по курсу

«Обучение грамоте и развитие  моторики рук»

Курс «Обучение грамоте и развитие моторики рук» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму и развитие связной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково е? назначение, ее особенности. Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. В программе предусмотрены словарная работа в виде слов  для звукового анализа, а так же развития активного словарного запаса путём работы над лексическим значением слов. Некоторые слова связаны с национально-региональным компонентом.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, т.к., кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознание образ носит весьма неполный характер. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предполагает систему упражнений для подготовки к письму путём выполнения штриховки в разных направлениях и видах, раскрашивании, конструирования букв из различного материала с обязательным проведением пальчиковой гимнастики.

Развитие связной речи – неотъемлемая часть подготовки детей к чтению и письму. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.

Таким образом, курс «Обучение грамоте и развитие мелкой моторики рук» решает задачи подготовки детей к обучению чтения, письму и совершенствованию связной речи ребенка.

В планировании представлены элементы двух разделов «Обучение грамоте» и «Развитие моторики». Предусмотрены слова для проведения словарной работы, которая заключается в выделении необходимого звука, проведении лексической работы, составлении словосочетаний, предложений и другой работы, направленной на развитие речи воспитанников.

Задачи обучения курса:

расширение словарного запаса;

развитие интонационной выразительности речи;

закрепление правильного, отчётливого произношения звуков родного языка, развитие фонематического слуха;

упражнение в образовании новых слов, в согласовании слов в предложении;

развитие умения употреблять в речи простые и сложные предложения.


Тематическое планирование

по курсу  «Обучение грамоте и развитие  моторики рук».


Тема занятия

1

Речь вокруг нас. Речь устная и письменная. История возникновения письма. Гигиенические правила. Правила раскрашивания.

2

Звуки вокруг нас. Выделение звуков в словах. Знакомство с правилами штриховки. Рабочая строка. Штриховка рисунков в различных направлениях.

3

Штриховка, раскрашивание, конструирование гласных букв.

4

Штриховка, раскрашивание, конструирование гласных букв.

5

Штриховка, раскрашивание, конструирование согласных букв.

6

Штриховка, раскрашивание, конструирование согласных букв

7

Штриховка, раскрашивание, конструирование согласных букв. Составление слогов.

8

Письмо наклонных линий, овалов и полуовалов. Игры с буквами.

9

Письмо наклонных линий, овалов и полуовалов. Игры с буквами.

10

Итоговая игра



 

К концу занятий формируются следующие навыки:

Умение правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку.

Умение штриховать предметы вертикально и горизонтально.

Вырабатывается правильная осанка

Развивается мелкая моторика руки

Развиваются  интеллектуальные и речевые способности ребенка

Обогащается словарный запас

Умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог. Дети учатся умению адекватно воспринимать и использовать речь – осваивают коммуникативную функцию языка

 

Литература к курсу «Обучение грамоте и развитие моторики рук»:

1Волина В. В. Учимся играя. – М., 1994.

2.Волина В.В. Праздник букваря. – М., 1999.

3.Гаврина С.Е., Кутявина Н Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Серия «Школа для дошколят». – «Росмэн-Пресс», 2002.

4.Делим слова на слоги. Серия Говорим правильно».

5.Играем в слова. Серия «Говорим правильно».– ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров.

6.Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. – Издательский дом «Литера», 2004.

7.Клементович Т.Ф. Я учусь писать красиво. – Издательский дом «Литера»: 2004.

8. Обучение грамоте (часть 1 и 2). Серия «Рабочие тетради дошкольника».

 9.Папка дошкольника «Послушный карандаш». – г. Киров «Весна дизайн».

 10.Рабочая тетрадь «Как звучат слова». Серия «Скоро в школу».

 11.Рабочая тетрадь «Развиваем графические навыки малыша». – ОАО «Дом печати – ВЯТКА» – г. Киров.

 12.Рабочая тетрадь «30 занятий для успешной подготовки к школе» (часть 1 и 2).– ОАО «Дом печати – ВЯТКА», г. Киров.

13.Сахарова Ю.М. Игры и упражнения на развитие речи и мелкой моторики. – Издательский дом «Литера», 2004.

 

Содержание и тематическое планирование

курса «Окружающий мир и развитие речи»

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача, решаемая на занятиях – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. У детей формируются элементарные понятия: «растения», «животные», «рыбы», «виды транспорта», «семья» и др.

Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

Задачи обучения:

Расширение и уточнение представления детей об окружающей среде, о себе, об окружающих людях.

Развитие видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.

Воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общения культуры человека;

Обогащение активного словаря дошкольников.

Тематическое планирование

по курсу  «Окружающий мир и развитие речи»


Тема занятия

1

Звуки вокруг нас. Выделение звуков в словах. Развитие речи. Беседа «Режим дня» Дидактические игры «Разрезные картинки», «Опиши предмет»

2

Речь вокруг нас. Слово. Деление предложений на слова. Развитие речи. Беседа «Наш город». Определение адреса. Дидактические игры   «Что изменилось», «Слова»

3

Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Слияние согласного звука с гласным. Развитие речи. Моя семья. С кем я живу. Ждём гостей. Сюжетно – ролевая игра. «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом». 

4

Слог. Деление слов на слоги. Игра «Полслова за вами». Разучивание скороговорок, потешек. Развитие речи. Беседа. Моя любимая игрушка Составление рассказов об игрушках.

5

Слово. Деление предложений на слова. Развитие речи. Составление рассказов по сюжетной картинке. Разучивание скороговорок, чистоговорок

6

Предложение. Деление текста на предложения. Развитие речи. Беседа «Домашние и дикие животные». Предметы окружающего мира.  Загадки.

7

Интерактивная игра «Цветные буквы». Развитие речи. Чистота – залог здоровья. Объяснение пословиц по теме.

8

Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь». Развитие речи. О правильном питании. Рассказ «Моё любимое блюдо»

9

Развитие речи. Правила поведения в общественных местах. Вежливые слова. Игра «Доскажи словечко»

10

Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Итоговая игра

К концу занятий дети должны:

- называть страну и город, где живём;

- называть своё полное имя и имена членов семьи;

- знать, зачем нужно соблюдать режим дня;

- знать, зачем соблюдать чистоту и правильно питаться;

- знать и применять правила поведения в общественных местах;

- знать значение общения для человека;

- знать примеры вежливых слов и применять их в зависимости от ситуации.


Литература к курсу «Окружающий мир и развитие речи»

 1.Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М., 2007.

2.Изучаем времена года. Раскраска. – Изд. «Розовый слон», 2000.

3.Рабочая тетрадь. Окружающий мир. Предметы (часть 1 и 2). – г. Киров.

4.Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. – Академия развития. Академия Холдинг. – Ярославль, 1999.

5.Тимофеева Л. Загадки в нашем доме. Рабочая тетрадь. – «Педагогическое общество России», 2006.

6.Тимофеева Л. Я – загадка. Рабочая тетрадь. – «Педагогическое общество России», 2006.

 


 Сайты в помощь учителю и родителям будущих первоклассников:


http://минобрнауки.рф/новости/6147 Всё, что нужно знать родителям первоклассников
  1. www.pedmir.ru – сайт практической направленности, содержащий разработки уроков, презентации.

  2. www.prozagadki.ru – разные загадки, в том числе и математические, на одну букву, с подвохом, ребусы.

  3. www.skorogovor.ru – скороговорки на определённую букву.

  4. www.detsad-kitty.ru – практический материал для воспитателей, родителей и учителей.

  5.  www.detgazeta.ru – детская газета.

  6.  

  7.  www.skazochki.narod.ru – сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, загадки и др.

8, http://минобрнауки.рф/новости/6147 Всё, что нужно знать родителям первоклассников







Анкета "ЗНАЕТ ЛИ РЕБЁНОК ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА?"

Вашему ребенку необходимо закончить (продолжить) предложение.

1. Оценки бывают…

2. Школьники записывают домашнее задание в…

3. К учителю обращаются по…

4. На уроке поднимают руку, когда…

5. Перемена – это…

6. Урок начинается, когда…

7. Свои школьные принадлежности дети носят в…

8. У школьника есть дневник, а у учителя…

9. На каникулах ученики…

10. Стол, за которым в школе пишут называется…

11. В классе учатся дети, возраст которых…

12. Я буду учиться в школе… лет.

13. Если я хочу выйти в туалет или что-то сказать на уроке, нужно…

14. Учитель пишет мелом задание на…

15. На уроке дети…

КЛЮЧ: Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?

Если Ваш ребенок принципиально верно ответил на:

10-15 вопросов, то Ваш малыш хорошо осведомлен о школьных правилах, поэтому Вы можете быть за него спокойны, так как он без проблем сможет адаптироваться к новой обстановке.

6-9 вопросов, школьные правила малышу известны, но многие могут стать неожиданными с приходом в школу. Некоторые объяснения с Вашей стороны будут полезны.

4-5 вопросов, поиграйте с ребенком в школу, расскажите о правилах поведения, поделитесь своими школьными воспоминаниями.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!