Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку и программы «Начальная школа XXI века» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №1 г. Черняховска им. В.У.Пана, с учебным планом МАОУ СОШ №1 г.Черняховска им. В.У.Пана , рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета 16.06.2017 г. (протокол № 11 от 16.06.2017 г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программа «Начальная школа XXI века» (Программа четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века»/Руководитель проекта проф. Н.Ф.Виноградова) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», М., Вентана-Граф, 2011.)
Учебники –
Иванов С. В., А.О.Евдокимова, Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В.Ю. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 частях – М.: Вентана-Граф, 2013
Кузнецова М. И.. Пишем грамотно: 3 класс: рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных организаций – М.: Вентана-Граф, 2014
Иванов С.В., Кузнецова М.И.. «Русский язык. Комментарии к урокам». 3 класс- М.: Вентана – Граф, 2007
Русский язык: оценка достижений планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2-4 классы/ Романова В. Ю., Петленко Л. В.; под ред. С. В. Иванова. - М.: Вентана-Граф, 2013
Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
выделять, находить:
- собственные имена существительные;
- личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи:
- определять род имен прилагательных;
- устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени прилагательного;
- задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
- определять принадлежность имен существительных к 1. 2, 3-му склонению;
- устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении»
- находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- использовать различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65-80 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- составлять план собственного и предложенного текстов;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
- составлять собственные тексты в жанре письма.
применять правила правописания:
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- буквы о, е после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
- буквы о,е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов;
Ученик получит возможность научиться:
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
- склонять личные местоимения;
- различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
- находить второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство;
- самостоятельно составлять предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов;
- разбирать по членам предложения простое двусоставное предложение;
- применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных –ок-, -ец-, -иц-, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
- применять правило правописания безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на –ий, ия, -ие;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- писать подробные изложения;
- создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала
Личностные УУД:
освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению;
воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках);
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения заданий
в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;
задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.
Содержание учебного предмета
Блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Фонетика и графика Повторение изученного в 1 и 2 классах на основе фонетического разбора слова.
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова (морфемика) Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.
Синтаксис Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Морфология Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребляемых слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование падежно-предложной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными существительными. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.
Формирование орфографической зоркости6 осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
приставки, оканчивающиеся на з,с;
соединительные гласные о, е в сложных словах;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
буквы о, е после шипящих в корнях слов;
буквы и, ы после ц в различных частях слов;
суффиксы имен существительных –ок-, -ец-, -иц-, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на –ий, ия, -ие;
буквы о,е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов;
использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
Блок «Развитие речи»
Устная речь Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Письменная речь Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
Тематическое планирование
| Внутрипредметный модуль |
| Контрольные работы |
| |
№ урока | Тема, раздел (количество часов) | Тема урока |
1 | Как устроен наш язык | Повторяем фонетику. Гласные и согласные звуки и буквы. |
2 | Правописание | Вспоминаем правила написания большой буквы |
3 | Как устроен наш язык | Фонетический анализ слова |
4 | Правописание | Вспоминаем правила переноса слов |
5 | Развитие речи | Повторяем признаки и типы текста. |
6 | Как устроен наш язык | Фонетический анализ слова. |
7 | Правописание | Повторяем правила обозначения гласных после шипящих |
8 | Как устроен наш язык | Повторяем состав слова. Словообразование. |
9 | Правописание | Повторяем правописание безударных гласных в корне слов |
10 | Развитие речи | Повторяем признаки и типы текста. |
11 | Как устроен наш язык | Разбор слова по составу |
12 | Правописание | Повторяем правила правописания согласных в корне |
13 | | Первая педагогическая диагностика |
14 | Как устроен наш язык | Повторяем словообразование |
15 | Правописание | Повторяем правило написания непроизносимых согласных в корне слова. |
16 | Развитие речи | Текст и его заголовок |
17 | | Входящая административная контрольная работа |
18 | Правописание | Повторяем правописание суффиксов |
19 | Правописание | Повторяем правописание приставок |
20 | Правописание | Текущий диктант. Проверка изученных орфограмм |
21 | Развитие речи | Выбор заголовка текста. Начало текста. Систематизация полученных знаний |
22 | Развитие речи | Смысл предложения. Слова в предложении. Границы предложений. |
23 | Развитие речи | Определение предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске |
24 | Развитие речи | Обучение осмысленному прочитыванию текста. Восстановление последовательности предложений в тексте |
25 | Развитие речи | Заглавие текста, особенности абзаца. Восстановление последовательности в тексте |
26 | Как устроен наш язык | Главные члены предложения |
27 | Правописание | Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков |
28 | Как устроен наш язык | Главные члены предложения |
29 | Правописание | Учимся писать приставки |
30 | Правописание | Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с- |
31 | Как устроен наш язык | Подлежащее |
32 | Как устроен наш язык | Сказуемое |
33 | Развитие речи | Учимся писать письма |
34 | Как устроен наш язык | Грамматическая основа предложения. Сказуемое |
35 | Развитие речи | Учимся писать письма |
36 | Как устроен наш язык | Второстепенные члены предложения |
37 | Как устроен наш язык | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство |
38 | Как устроен наш язык | Итоговая контрольная работа по теме «Простое предложение» |
39 | Правописание | Учимся писать приставку с- |
40 | Как устроен наш язык | Обстоятельство |
41 | Развитие речи | Учимся писать письма |
42 | Как устроен наш язык | Определение |
43 | Правописание | Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе» |
44 | Правописание | Учимся писать слова с двумя корнями. |
45 | Как устроен наш язык | Определение |
46 | Правописание | Запоминаем соединительные гласные о и е |
47 | Развитие речи | Учимся писать письма |
48 | Как устроен наш язык | Дополнение |
49 | Правописание | Учимся писать буквы о, е после шипящих в корне слова |
50 | Как устроен наш язык | Дополнение |
51 | Правописание | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова |
52 | Развитие речи | Учимся писать письма |
53 | Как устроен наш язык | Однородные члены предложения |
54 | Как устроен наш язык | Текущая контрольная работа. Распространённые и нераспространённые предложения; второстепенные члены предложения |
55 | Правописание | Учимся обозначать звук ы после звука ц |
56 | Как устроен наш язык | Однородные члены предложения |
57 | Как устроен наш язык | Знаки препинания при однородных членах предложения |
58 | Правописание | Диктант по теме: «Правописание слов, образованных сложением», «о, ё после шипящих», «ы после ц» |
59 | Развитие речи | Учимся писать письма |
60 | Как устроен наш язык | Однородные члены предложения |
61 | Правописание | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения |
62 | Как устроен наш язык | Однородные члены предложения |
63 | Правописание | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения |
64 | Развитие речи | Учимся писать письма |
65 | Как устроен наш язык | Повторяем фонетику и состав слова |
66 | Правописание | Списывание по теме «Правописание сложных слов» |
67 | Как устроен наш язык | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи |
68 | Как устроен наш язык | Самостоятельные и служебные части речи |
69 | Развитие речи | Повторение пройденного. |
70 | Как устроен наш язык | Имя существительное |
71 | Правописание | Повторение пройденного. |
72 | | Административная итоговая контрольная работа за 1 полугодие |
73 | Развитие речи | Учимся писать изложение |
74 | Как устроен наш язык | Род имён существительных |
75 | Как устроен наш язык | Род имён существительных |
76 | Развитие речи | Учимся писать изложение |
77 | Как устроен наш язык | Число имён существительных |
78 | Правописание | Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных |
79 | Правописание | Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных |
80 | Правописание | Контрольный диктант за I полугодие. Орфограммы, изученные в 1-ом полугодии |
81 | Как устроен наш язык | Число имен существительных |
82 | Правописание | Изменение имен существительных по числам |
83 | Правописание | Изменение имен существительных по числам |
84 | Развитие речи | Учимся писать изложение |
85 | Как устроен наш язык | Изменение имен существительных по падежам |
86 | Как устроен наш язык | Падежи имен существительных |
87 | | Вторая педагогическая диагностика |
88 | Правописание | Учим слова с удвоенными согласными в корне |
89 | Правописание | Учим слова с удвоенными согласными в корне |
90 | Развитие речи | Учимся писать письма |
91 | Как устроен наш язык | Падежи имен существительных |
92 | Правописание | Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных |
93 | Как устроен наш язык | Падеж и имён существительных |
94 | Правописание | Учимся писать суффиксы -ец- и -щ- и сочетания-ичк- и -ечк- |
95 | Развитие речи | Работа с текстом |
96 | Как устроен наш язык | Склонение имён существительных |
97 | Правописание | Учимся писать сочетания -инк- и -енк- |
98 | Правописание | Текущий диктант по теме «Суффиксы» |
99 | Как устроен наш язык | Склонение имён существительных |
100 | Правописание | Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения |
101 | Развитие речи | Работа с текстом |
102 | Как устроен наш язык | Склонение имён существительных |
103 | Как устроен наш язык | Тест по теме «Склонение имен существительных» |
104 | Правописание | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения |
105 | Как устроен наш язык | Имена существительные одушевленные и неодушевлённые |
106 | Правописание | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения |
107 | Развитие речи | Учимся писать изложение |
108 | Как устроен наш язык | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые |
109 | Правописание | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения |
110 | Как устроен наш язык | Имена существительные собственные и нарицательные |
111 | Правописание | Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих |
112 | Развитие речи | Учимся писать изложение |
113 | Как устроен наш язык | Способы образования имён существительных |
114 | Как устроен наш язык | Способы образования имён существительных |
115 | Правописание | Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения |
116 | Правописание | Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения |
117 | Развитие речи | Учимся писать изложение |
118 | Как устроен наш язык | Повторяем фонетику и состав слова |
119 | Правописание | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений |
120 | Как устроен наш язык | Итоговая контрольная работа .Грамматические признаки имени существительного |
121 | Как устроен наш язык | Имя прилагательное |
122 | Правописание | Правописание окончаний имен существительных множественного числа |
123 | Развитие речи | Текущее изложение |
124 | Как устроен наш язык | Имя прилагательное |
125 | Правописание | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных |
126 | Правописание | Контрольный диктант за 3-ю четверть. Орфограммы, изученные в 3-ей четверти |
127 | Как устроен наш язык | Имя прилагательное |
128 | Правописание | Правописание имён существительных на -ий, -ия, -ие |
129 | Правописание | Правописание имён существительных на -ий, -ия, -ие |
130 | Правописание | Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных |
131 | Как устроен наш язык | Качественные имена прилагательные |
132 | Как устроен наш язык | Качественные имена прилагательные |
133 | Развитие речи | Обучающее изложение с элементами сочинения |
134 | Правописание | Правописание окончаний имён прилагательных |
135 | Развитие речи | Учимся писать изложение (обучающее) |
136 | Как устроен наш язык | Степени сравнения качественных прилагательных |
137 | Правописание | Правописание . имен прилагательных |
138 | Как устроен наш язык | Краткая форма качественных прилагательных |
139 | Правописание | Правописание окончаний имен прилагательных |
140 | Развитие речи | Учимся писать сочинение |
141 | Как устроен наш язык | Относительные имена прилагательные |
142 | Как устроен наш язык | Текущий диктант. Правописание падежных окончаний имён существительных |
143 | Правописание | Правописание относительных имён прилагательных |
144 | Как устроен наш язык | Как образуются относительные имена прилагательные |
145 | Правописание | Правописание относительных имён прилагательных |
146 | Развитие речи | Учимся писать сочинение |
147 | Правописание | Правописание относительных прилагательных |
148 | Правописание | Правописание относительных прилагательных |
149 | Как устроен наш язык | Притяжательные имена прилагательные |
150 | Правописание | Правописание притяжательных прилагательных |
151 | Развитие речи | Составление текста по его части |
152 | | Повторяем фонетику и состав слова |
153 | Правописание | Контрольная работа. Имя прилагательное и его грамматические признаки |
154 | Правописание | Правописание сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных |
155 | | Комплексная итоговая контрольная работа |
156 | Правописание | Правописание краткой формы качественных прилагательных |
157 | Как устроен наш язык | Местоимение |
158 | | Повторение пройденного: фонетический разбор, состав слова, правописание прилагательных, местоимений |
159 | | Административная итоговая контрольная работа |
160 | Как устроен наш язык | Личные местоимения |
161 | Развите речи | Текущее изложение. Формирование письменной речи |
162 | Правописание | Правописание местоимений с предлогами |
163 | Как устроен наш язык | Личные местоимения |
164 | | Третья педагогическая диагностика |
165 | Правописание | Как изменяются местоимения |
166 | Как устроен наш язык | Правописание местоимений с предлогами |
167 | | Повторение пройденного: фонетический разбор, состав слова, правописание прилагательных, местоимений |
168 | Развтие речи | Работа с текстом |
169 | Развитие речи | Работа с текстом |
170 | | Повторение пройденного: фонетический разбор, состав слова, правописание прилагательных, местоимений |
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Из них модуль «Развитие речи» | Из них контрольных работ |
1 | Как устроен наш язык | 64 | | 5 |
2 | Правописание | 61 | | 8 |
3 | Развитие речи | 34 | 34 | 1 |
4 | Резерв (вводный, промежуточный, итоговый административный контроль; диагностическая работа: начало года, середина, конец года; комплексная работа, повторение) | 11 | 0 | 7 |
Итого: | 170 | 34 | 21 |