СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секретный мир русского языка» 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Секретный мир русского языка» - внеурочный курс для младших школьников, изучение которого создает условия для формирования ценностного отношения обучающихся к языку, для воспитания ответственности зя соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секретный мир русского языка» 1-4 классы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Варламовская средняя общеобразовательная школа

Городищенского района Волгоградской области»

Рассмотрено на МО

Приказ №____ от­­­­­­___________2015

начальных классов

по МБОУ «Варламовская СОШ»

Протокол №1от 1 сентября 2015

директор школы:_________Лепилкина

Руководитель:___________Светлова Н.И.










Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Секретный мир русского языка»

1-4 классы









Составитель программы: Ефремова Ю.С.,

учитель нач.классов

_______________________

___ _____________2015 г.

учитель нач.классов

___________________

____ ___________2015











х. Варламов



2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Речь - это канал развития интеллекта...

Чем раньше будет усвоен язык,

тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Н.И. Жинкин

Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секретный мир русского языка» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

В программе живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой программе особые «секреты» - «секреты – наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.

Программа построена на дополнении и углублении базового образования. предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.         

Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 4 года (всего 135 часов) - на 33 учебных недели в 1 классе – 1 час в неделю, и на 34 учебных недели в год в 2-4 классах – 1 час в неделю.

Уровень образования школьников: 1 - 4 классы.

Форма учебной работы: внеурочная деятельность.

Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русского языка. Программа «Секретный мир русского языка» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и совершенствовать свою речь.

Цели и задачи программы

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей и задач:

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;



Структура программы.

Программа включает три раздела:

— пояснительная записка;

— основное содержание факультатива;

— тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.

Общая характеристика программы.

«Секретный мир русского языка» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Ценностные ориентиры содержания программы.

Важными ориентирами содержания данного курса являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

— формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Особенности программы «Секретный мир русского языка»

1 кл. «От "А" до "Я"»

2кл. «Загляни, в секретный мир!»

3кл. «Секреты русского языка»

4кл. «К тайнам русского языка»

Формы и методы работы.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума,  логика и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;

  • сочинение своих сказок



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Программа направлена на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика. Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики. Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Тематическое планирование. Содержание программы.

1 класс «От А до Я»

Тематическое планирование (33 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

В Страну Говорящих Скал.

1

3

В глубь веков на Машине времени.

1

4

К тайнам звуков и букв.

1

5,6

В гости к Алфавиту.

2

7

В Страну Слогов.

1

8

В страну слов. Первые встречи.

1

9

В удивительном городе Неслове.

1

10,11

К тайнам волшебных слов.

2

12

Выбор друзей в Стране Слов

1

13

К несметным сокровищам Станы Слов.

1

14

Чудесные превращения слов.

1

15

Неожиданная остановка в пути.

1

16

Встреча с Радугой.

1

17

В Королевстве ошибок.

1

18-19

Чудеса в Стране Слов.

2

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

21-22

На карнавале слов.

2

23

В Театре близнецов.

1

24

Конкурс знающих.

1

25

Новое представление.

1

26

Необычный урок.

1

27

Следопыты развлекают гостей.

1

28

В Клубе весёлых человечков.

1

29-30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

2

31

Экскурсия в прошлое.

1

32

Полёт в будущее.

1

33

Итоговое занятие.

1

Итого 33 часа

Содержание занятий.

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». «А начинали все медведи…» (Как обходились без письма)

Тема 2. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема 3. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 4. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 5-6. В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 7. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 8. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема 9. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема10-11 . К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 12. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 13. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема14. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 15. Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 16. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 17. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

  • Признаки гласных и согласных звуков.

  • Буквы русского алфавита.

  • Родственные слова.

  • Антонимы, многозначные слова.

  • Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

  • Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.

  • Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

  • Делить слова на слоги.

  • Подбирать родственные слова.

  • Объединять слова в группы.

  • Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.

  • Составлять текст по вопросам учителя.

  • Работать со словарями.

  • Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.



2 класс «Загляни, в секретный мир!»

Тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Писать ли, как слышится, или что такое орфография?

1

2,3

Меня зовут Фонема

2

4,5

Для всех ли фонем есть буквы?

2

6

«Ошибкоопасные» места.

1

7

На сцене гласные.

1

8

Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.

1

9,10

Опасные согласные.

2

11,12

Правила о непроизносимых согласных.

2

13,14

«Мягкий знак –въезд запрещен. но… не всегда!». «Фонемы повелевают буквами».

2

15,16

Ваши старые знакомые.

2

17

Что нам стоит слово построить?

1

18,19

Где же хранятся слова?

2

20,21

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

2

22

Слова – «родственники».

1

23,24

Кто командует корнями?

2

25,26

«Не лезьте за словом в карман!»

2

27

«Откуда катится каракатица?»

1

28

«Имена, имена, имена...» .

1

29

О самых дорогих словах

1

30

«Очеловечивание» мира .

1

31,32

К тайнам слова. Пестрое семейство синонимов. Великое противостояние антонимов.

2

33

Бессмыслица + бессмыслица = смысл. Чудесные превращения слов.

1

34

Итоговое занятие. Олимпиада

1

Итого 34 часа

Содержание занятий.

Тема 1. Писать ли, как слышится, или что такое орфография? (1 ч.)

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания

Тема 2-3. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 4-6. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

Тема 7. «Ошибкоопасные» места. (1 ч.)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 8. На сцене гласные.(1 ч.)

Ударение над гласной может сделать букву ясной. Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

Тема 9. Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. (1 ч.)

Орфографическая зоркость. Работа с орфографическим словарем. Тренировочные упражнения.

Тема 10-11. Опасные согласные. (2 ч.)

Звонкие и глухие «двойняшки». Сказка про  « Ошибку» Звонкие и глухие «Одиночки».

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 12 – 13. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

     Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 14. «Мягкий знак –въезд запрещен. но… не всегда!». «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 15-16. Ваши старые знакомые. (2ч.)

В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Про чк, чн, чт, нч, рщ…

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17. Что нам стоит слово построить? (1ч.)

Строительная работа морфем. «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 18-19. Где же хранятся слова?(2ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Слово или не слово. Знакомство с толковым словарем.

Происхождение слов. Знакомство с этимологическим словарем.

Орфоэпический словарь. Орфоэпия

Тема 20 – 21. Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? (2ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 23. Слова – «родственники».(1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 23 – 24. Кто командует корнями?(2ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 25 – 26. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 27. «Откуда катится каракатица?» .(1ч.)

«Пересаженные» корни » О словарях, которые рассказывают об истории слов. Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 28. «Имена, имена, имена...» .(1ч.)

Как выбирают имя человеку? Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…). Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? Конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Тема 29. О самых дорогих словах.(1ч.)

Слово доброе – слово вечное. Какие бывают слова? Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. Самое важное, самое дорогое слово – Родина. Конкурс знатоков «Знаешь ли ты вежливые слова?». Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 30. «Очеловечивание» мира .(1ч.)

Употребление слов в прямом и переносном значении

Тема 31-32. К тайнам слова. Пестрое семейство синонимов. Великое противостояние антонимов. (2ч.)

Составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы»

Тема 33. Бессмыслица + бессмыслица = смысл. Чудесные превращения слов. (1ч.)

Шарады, метаграммы, логогрифы, перевертыши. «Метаморфозы», происходящие со словами, если а) в них заменять буквы; б) добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.

  • Признаки согласных и гласных звуков.

  • Состав слова.

  • Признаки родственных слов. .

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

  • Разбирать слова по составу.

  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

  • Работать со словарем.

  • Группировать и подбирать слова на определенные правила.

  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

  • Составлять рассказы по картинке.


3 класс «Секреты русского языка»

Тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

2

Новые слова в русском языке.

1

3

Встреча с зарубежными друзьями

1

4

Крылатые выражения

1

5

В королевстве ошибок.

1

6

В стране Сочинителей

1

7

Искусство красноречия.

1

8

Праздник творчества и игры.

1

9,10

Трудные слова.

2

11

Занимательное словообразование

1

12

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.

1

13

Важные мелочи.

1

14

Требуется определение.

1

15

Важные обстоятельства

1

16

Необходимо дополнить.

1

17

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».

1

18

«Стройтесь в ряд! Запятые, по местам! »

1

19

«В гостях у существительного! »

1

20

«Один, два, много». Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

1

21

Почему именительный падеж назвали именительным?

1

22

Как «работает» родительный падеж?

1

23

«Щедрый» падеж.

1

24

Винительный падеж — великий маскировщик.

1

25

«Падеж-работяга».

1

26,27

Любимая «работа» предложного падежа.

2

28

«Здравствуй, имя прилагательное! »

1

29

«Красны девицы» и «добры молодцы».

1

30

Всё познаётся в сравнении.

1

31

Что из чего и для чего?

1

32

Что кому принадлежит?

1

33

«Крокодиловы слёзы»

1

34

КВН по русскому языку.

1

Итого 34 часа

Содержание занятий.

Тема 1. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. (1ч)

Старые слова в языке. Сокровища бабушкиного сундука. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Использование устаревших слов в современном языке. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 2. Новые слова в русском языке.(1ч.)

Как появляются новые слова. Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 3. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 4. Крылатые выражения(1ч.)

Как рождаются фразеологизмы? Выбор фразеологизма в речи. Работа со словарём. Игры «Фразеологический зверинец», «Ни пуха ни пера», «С ног до головы». Конкурс на знание крылатых выражений «Кто больше»

Тема 5. В королевстве ошибок. (1ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 6. В стране Сочинителей.(1ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 7. Искусство красноречия. ( 1ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 8. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 9-10. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 11. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 12. «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. (1ч.)

Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возни- кают из-за нарушения порядка слов.

Тема 13. Важные мелочи. (1ч.)

Интонация предложения. Логическое ударение.

Тема 14. Требуется определение. (1ч.)

Зачем нужны второстепенные члены предложения

Тема 15. Важные обстоятельства. (1ч.)

Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства. Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.

Тема 16. Необходимо дополнить. (1ч.)

Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).

Тема 17. «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». (1ч.)

Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными? Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?

Тема 18. «Стройтесь в ряд! Запятые, по местам! » (1ч.)

Знаки препинания при однородных членах.

Тема 19. «В гостях у существительного! » (1ч)

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.

Тема 20. «Лебедь белая плывёт». (1ч.)

Может ли род быть общим? От чего зависит род имени существительного. Употребление в речи существительных общего рода

Тема 21. «Один, два, много». Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? (1ч.)

Как быть, если нет окончания? Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе. Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа?

Тема 22. Почему именительный падеж назвали именительным? (1ч.)

Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей.

Тема 23. Как «работает» родительный падеж? (1ч.)

Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»)

Тема 24. «Щедрый» падеж. (1ч.)

Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей.

Тема 25. Винительный падеж — великий маскировщик. (1ч.)

Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей.

Тема 26. «Падеж-работяга». (1ч.)

Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей.

Тема 27. Любимая «работа» предложного падежа. (1ч.)

Для чего существительные изменяются по падежам? История названий падежей.

Тема 28 . «Здравствуй, имя прилагательное! » (1ч.)

Такие разные признаки предметов . Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. Значение имён прилагательных. Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.

Тема 29. «Красны девицы» и «добры молодцы». (1ч.)

Как в старину использовали прилагательные в обращениях.

Тема 30. Всё познаётся в сравнении. (1ч.)

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения. Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных. Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.

Тема 31. Что из чего и для чего? (1ч.)

Значение относительных прилагательных.

Тема 32. Что кому принадлежит? (1ч.)

Что называют притяжательные прилагательные.

Тема 33. «Крокодиловы слёзы» (1ч.)

Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах. Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.

Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.

  • Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного).

  • Главные члены предложения.

  • Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

  • Разбирать предложения по членам предложения.

  • Обозначать на письме интонацию перечисления.

  • Разбирать слова по составу.

  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

  • Писать правильно слова с удвоенными согласными.

  • Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

  • Работать со словарем.

  • Группировать и подбирать слова на определенные правила.

  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

  • Составлять рассказы по картинке.


4 класс «К тайнам русского языка»

Тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Что такое орфоэпия?

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3

Звуки не буквы!

1

4

Звучащая строка.

1

5

Банты и шарфы.

1

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

8

Поиграем со звуками, словами и предложениями

1

9

Пора действовать!

1

10

Делать и сделать — не одно и то же.

1

11

Меняемся ролями.

1

12

Вчера, сегодня, завтра. Одно вместо другого

1

13

Она меня поняла и приняла. Кто говорит, кто действует?

1

14

Сумею победить!

1

15

Мечтаем и фантазируем.

1

16

Дай-подай… и поезжай!.

1

17

Живые образы

1

18

Орфографический поединок

1

19

Числа и слова

1

20

Важные даты истории нашей страны (города, края).

1

21

Рекорды в цифрах.

1

22

За семью печатями.

1

23

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов

1

24

«Из глубины веков. Архаизмы»

1

25

«Устойчивые сравнения»

1

26

Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

1

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

29

Словарь- грамотей.

1

30

Научная этимология.

1

31

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

32,33

Олимпиадные задания

2

34

Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык»

1

Итого: 34 часа

Содержание занятий.

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Тема 7. Поиграем со звуками, словами и предложениями. (1ч)

Фонетические и графические правила и закономерности. Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово- образовательными моделями. Игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»; — шутливые лингвистические вопросы; 56— отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов

Тема 8. Пора действовать! (1ч.)

Глагол в языке и речи. Для чего нужны глаголы? Особенности текста-повествования и текста-описания.

Тема 9. Делать и сделать — не одно и то же..(1ч.)

Видовые пары глаголов, их значение.

Тема 10. Меняемся ролями. (1ч.)

Глаголы в личной форме. Повествование от первого и третьего лица.

Тема 11. Вчера, сегодня, завтра. Одно вместо другого. (1ч.)

Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола

Тема 12. Она меня поняла и приняла.( 1ч.)

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

Тема 13. Кто говорит, кто действует?.(1ч.)

О чём может рассказать личная форма глагола.

Тема 14. Сумею победить! ( 1ч.)

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.

Тема 15. Мечтаем и фантазируем.. (1ч.)

Форма условного наклонения глагола. Творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»

Тема 16. Дай-подай… и поезжай!. ( 1ч.)

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости. Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок. Ролевая игра «Просить или приказывать?»

Тема 17. Живые образы. (1ч.)

Художественное олицетворение.

Тема 18. Орфографический поединок. (1ч.)

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола. Игра-соревнование «Орфографический поединок»

Тема 19. Числа и слова. (1ч.)

Для чего нужны числительные? Как используются числительные в речи. Исправление речевых ошибок.

Тема 20. Важные даты истории нашей страны (города, края) (1ч.)

Обозначение дат и времени с помощью числительных. Исправление речевых ошибок.

Тема 21. Рекорды в цифрах. (1ч.)

Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок. Викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».

Тема 22. За семью печатями. (1ч.)

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Тема 23. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов. (1ч)

Слова-двойники. Омонимы. Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи. Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

Тема 24. «Из глубины веков. Архаизмы» (1ч.)

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

Тема 25. «Устойчивые сравнения» (1ч)

Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

Тема 26. Похожи, но не одинаковы. Паронимы. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема 27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30. Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 31. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».

Тема 32-33. Олимпиадные задания.(2 ч.)

Что такое олимпиада? Требования к олимпиадным заданиям. Работа над заданиями олимпиад. Самостоятельный подбор олимпиадных заданий для ребят 1 – 3 классов

Тема 34. Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык» (1ч)

Смотр знаний по русскому языку.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки основных языковых единиц;

  • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

  • слова, словосочетания, предложения, текста;

  • основные орфографические и пунктуационные правила;

  • о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

  • различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

  • пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

Ресурсное обеспечение.

Информационно- методические ресурсы.

Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия с использованием компьютерных технологий. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть музыкальный центр, проектор, компьютер.

Организационные ресурсы.

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

Наглядность.

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!